Педагогическое эссе "Быть учителем трудно"
статья

Педагогическое эссе "Быть учителем трудно" знакомит читателей с моей позицией видения значения общения учителя в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе по теме «Быть учителем трудно:

надо уметь находить общий язык с каждым учеником»

Как известно, в нашей стране широко бытует мнение, что каждый может учить и лечить, но, почему-то, особо никто не хочет идти работать учителем или врачом. И этот парадокс основывается на том, что мало, просто, выучиться на какую-либо профессию, еще нужно уметь находить общий язык с людьми, а в случае с педагогами, то и с детьми и их родителями.

Дети – это совершенно другая Вселенная, которую не так-то и просто понять, особенно во время переходного возраста. Вот в этом-то и состоит основное умение и, я не побоюсь этого слова, талант учителя. Ведь, из года в год дети меняются, не стоит на месте их мировоззрение, привычки и интересы. Казалось бы, еще вчера предмет был ребенку не интересен и скучен, а сегодня он уже без ума от него.

Со стороны проблема может показаться надуманной, но только учитель, взаимодействуя с подростком во время его душевных и эмоциональных колебаний, может обратить внимание на что-то и, например, предотвратить трагедию. Поэтому, умение «видеть» – одна из основных черт учителя. Но, мало только увидеть, нужно правильно подобрать слова, чтобы, с одной стороны не нанести душевную травму пренебрежительным или резким словом, а с другой – направить в нужное русло кипучую энергию «юношеского максимализма».

Досадно видеть, когда сверстники, да и родители, махнули рукой на ребенка из-за чего он сидит на последней парте, ничего не пишет и не работает на уроке. Но несколько волшебных слов, например, «В этом ничего сложного нет, попробуй, и у тебя обязательно получится» способны сделать больше, чем ругань и часовые монологи в воспитательных целях. Получив даже кроху поддержки со словами «Я верю в тебя», еще вчерашний хулиган садится на первую парту и с горящими глазами вслушивается в каждое слово учителя, начинает читать книгу и отвечать на уроке. В своей практике мною неоднократно замечены подобные переходы, что особенно приятно, ведь, в этом случае, труд учителя не пропал даром.

А теперь поговорим о самом сложном, необычном и интересном – о речи учителя. Слово педагога – это один из главных инструментов работы, способствующий не только усвоению материала урока, но и грамотному решению разнообразных конфликтных ситуаций. Поэтому и требований к речи учителя предостаточно: это и яркость, и выразительность, и грамотность... Перечислять можно много и долго, ведь живой разговорный язык всё время развивается, и учитель постоянно в поиске новых речевых средств для поддержания коммуникации с учениками.

Языковые конструкции должны быть легковесными, не перегруженными и доступными для каждого ребенка в любом возрасте. Ведь в этом и состоит одна из ролей учителя – «перевод» сухого научного языка в доступную форму.

Существует множество стилей общения, но не все они подходят для учителя. Наиболее часто встречаются:

  1. Демократический стиль, то есть совместное обсуждение темы и проблемы урока, любой ребенок может высказать свою точку зрения, что особенно характерно для дискуссий по различным вопросам науки. Этот стиль подразумевает благоприятный психологический климат в классе, возникают творческие и нестандартные решения при работе в группе и т.д. Недостатком этого стиля может стать потеря контроля над дисциплиной класса, например, после мозгового штурма или проведения различных викторин по отдельным темам.
  2. Авторитарный стиль не допускает инициативы от детей, самостоятельности при групповой или парной работе. Дисциплина в этом случае идеальная, но страдает психологический климат класса, так как дети чувствуют себя сковано и выполняют все задания по указке учителя, без творческого начала.

Многие средства общения позволяют лучше усвоить учениками информацию с урока. Во-первых, сюда можно отнести язык общения. Все знают, что чем ярче и богаче словарный запас учителя, тем лучше и доступнее он сможет передать школьникам нужную мысль. Косноязычие может привести к затруднению в коммуникации, недопониманию, снижению языковых средств у детей, то есть, обеднению их речи.

Во-вторых, интонация речи учителя. Одна и та же мысль, переданная с разной интонацией, может вызвать совершенно разный эмоциональный отклик детей. Равнодушие в любой сфере, а в школе особенно, не допустимо, так как снижает порог успеваемости классного коллектива, «убивает» мотивацию к дальнейшему глубокому погружению в изучаемый материал. И, наоборот, насыщенная яркая речь «пробуждает» детей, настраивает на ход урока, создает основу для реализации всех идей, задуманных учителем.

В-третьих, это мимика и поза, ведь ученики в своем большинстве визуалы и внимательно следят за учителем. И если его речь не подтверждается соответствующей мимикой, то не получится добиться нужного эффекта в усвоении знаний. Например, разговоры о серьезных вещах (война, подвиги или страдания народа) с улыбкой на лице не воспринимаются детьми с должным вниманием, возникает диссонанс услышанного с увиденным. Дети, обычно, склонны верить глазам, поэтому важная и сложная информация воспримется поверхностно и не отложит в их сердцах и душах требуемый порыв.

Да, быть учителем трудно: нужно уметь находить общий язык не только с каждым учеником, но и с родителями, администрацией школы,  другими учителями…

Да, быть учителем трудно, но, с другой стороны, благородно, возвышенно. Видеть, как растут и меняются в лучшую сторону твои ученики, как расцветает в них понимание человечности.

Да, быть учителем трудно, но никакой другой труд не заменит мне общения с каждым учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы педагогического воздействия на "трудных школьников"

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой....

"Основы педагогического подхода к "трудному" ребенку". Занятие круглого стола для классных руководителей.

Работая с "трудными" детьми необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Соответственно, воспитательная работа будет выстраиваться индивидуально, исходя...

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Вариант ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА выполнения результативности и эффективности деятельности педагогических сотрудников (учителя, классного руководителя, иного педагогического сотрудника)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТвыполнения результативности и эффективности деятельности педагогических сотрудников (учителя, классного руководителя, иного педагогического сотрудника)...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Выступление на пед.совете: «Формирование навыков педагогического взаимодействия с трудными подростками»

Цель:  Повышение  психолого-педагогической  культуры специалистов  при общении с подростками.Задачи:1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.2. Выявить условия, ...