конспект урока "Лишайники. Общая характеристика"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6_klass_lishayniki_2_konspekt.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Биология. 6 класс.

Тема: «Царство грибы. Лишайники»

Номер урока в теме: 2

Тема урока: Лишайники. Характеристика. Значение.

Характеристика урока: Ввод новых знаний и закрепление имеющихся. Выполнение лабораторной работы, заслушивание сообщений и проведение исследовательской работы группой учащихся.

Цель: -  сформировать знания о внешнем и внутреннем строении лишайника, о размножении, значении и среде обитания лишайников. Закрепить понятие симбиоз.

Задачи: - изучить строение лишайников, особенности их жизнедеятельности как симбиотических организмов;

              - продолжить развивать способность быстро отвечать на вопросы, использовать полученные раннее знания при освоении нового материала;

              -   раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека;

              -   воспитывать бережное отношение к природе, интерес к биологии.

Подготовка: - трое учащихся за 14 дней до урока закладывают опыт (приложение 1), конверты с заданиями для игры «Дискуссия» (приложение 2).

Оборудование: - мультимедийный проектор, экран, коллекция гербариев лишайников, микроскоп, микропрепараты (лишайники), учебник.

Формируемые УУД

  • Личностные умения:
  • самоопределение к учебной познавательной деятельности;
  • понимание собственных достижений при освоении учебной темы,
  • ценностное отношение к умению узнавать лишайники как биоиндикатора    окружающей среды;
  • осознание значимости данного умения для формирования экологического мировоззрения творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
  • Метапредметные умения:
  • Познавательные умения:
  • определять тему беседы и обосновывать своё мнение,
  • логические УУД,
  • работа с информацией,
  • моделирование понятий,
  • вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета,
  • отбирать необходимую информацию из содержания учебного параграфа и обосновывать своё мнение,
  • различать дискуссию и ссору в диалоговом общении и обосновывать своё мнение,
  • обобщение.

  • Регулятивные умения:
  • волевая саморегуляция,
  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности,
  • выполнять учебное действие в соответствии с правилами,
  • выполнять самопроверку учебного задания,
  • учитывать характер ошибок, вносить коррективы,
  • целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи
  • ориентироваться в разных способах выполнения задания
  • адекватно воспринимать оценку своих действий,
  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
  • самооценка.
  • Коммуникативные умения:
  • умение слушать,
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
  • слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;
  • учитывать мнение партнёра при работе в паре или в группе,
  • планирование учебного сотрудничества,
  • управление поведением партнёра;
  • Предметные умения:
  • Базовый уровень по стандарту и программе учащиеся должны знать:
  • основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
  • строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
  • понятие о симбиозе;
  • общую характеристику лишайников;
  • типы слоевищ лишайников;
  • особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
  • По стандарту и программе учащиеся должны уметь:
  • давать общую характеристику бактерий и грибов;
  • объяснять строение грибов и лишайников;
  • приводить примеры распространенности грибов и лишайников;
  • объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.

  • Повышенный уровень:
  • составлять систематику лишайников;
  • характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах.


Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Здравствуйте! Я рада вас всех видеть! Присаживайтесь. Желаю вам хорошего настроения и хороших отметок.        

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мне нужны 4 помощника (список готовиться заранее (приложение 3). Вы получаете задание, по ходу урока я буду вызывать вас. Итак, что мы изучали на прошлом уроке?

Учащийся: грибы.

Учитель: Расскажите, что такое грибница.

Учащийся: Грибница, или мицелий – это тонкие белые нити, которые образуют тело гриба и их можно разглядеть под микроскопом.

Учитель: На какие две группы по способу питания делятся грибы? Кратко расскажите о каждой группе.

Учащийся: Грибы делятся на сапрофиты и паразиты. Они питаются готовыми органическими веществами. Грибы -сапрофиты питаются частичками отмерших организмов, а грибы – паразиты питаются за счет других живых организмов.

Учитель: Как размножаются грибы?

Учащийся: Грибы размножаются несколькими способами: почкованием, кусочками грибницы и спорами. Есть грибы, которые размножаются путём слияния специальных половых клеток.

Учитель: Какие грибы вы знаете?

Учащийся: перечисляют

Учитель: Расскажите о значении грибов в природе и жизни человека.

Учащийся: Грибы участвуют в круговороте веществ в природе. Они помогают образовывать плодородный слой почвы. Грибы используются для изготовления лекарств, например, пенициллин, а также в качестве продуктов питания, в производстве хлебобулочных изделий. Кроме пользы грибы могут приносить и вред- плесневые, паразиты и ядовитые грибы. Ядовитые грибы опасны для жизни людей и животных. Плесневые грибы портят продукты, вещи, здания. Грибы-паразиты наносят вред сельскохозяйственным культурам.

Учитель: Перечислите отличительные свойства симбиоза и паразитизма.

Учащийся: Симбиоз – это взаимовыгодная форма совместного существования двух разных организмов, а паразитизм – это другая форма существования живых организмов, при котором один из организмов питается за счет другого. Часто гриб-паразит наносит вред растению-хозяину. Симбиоз может возникнуть между растениями и грибами, между растениями и бактериями.

  1. Выход на тему.

Учитель: Сегодня мы изучим еще один живой организм, для которого характерны симбиотические отношения. Таким представителем является лишайник. У вас на парте лежит гербарий с лишайником, рассмотрите всех представителей и подумайте, почему лишайники ученые считают симбиотическим организмами? При рассматривании и обсуждении, будьте друг к другу вежливыми, выслушивайте до конца своего собеседника.

Учащийся: высказывают свои предположения.

Учитель: Ваши предположения очень интересны, а кто из вас был прав, мы узнаем в ходе урока. Давайте начнём знакомится с этим удивительным организмом – лишайником. Как мы изучаем с вами новые организмы, по какому плану будем работать?

Учащиеся: мы изучим многообразие лишайников, как они различаются по внешнему строению, проведем лабораторную работу, чтобы узнать их внутреннее строение, а также узнаем способы размножения, значение лишайников. И в конце урока мы должны узнать, почему лишайник относится к симбиотическим организмам.  

  1. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока.

Учитель: Рассмотрите внимательно гербарии. После подумайте, как можно описать внешний вид данных экземпляров, на какие группы по внешним признакам можно разделить лишайники. Обсуждаем между собой тихо, не мешая друг другу, выслушивайте соседа по парте до конца, не перебивайте его.

Учащийся: (описывает внешний вид лишайников используя гербарии). В зависимости от этого можно разделить лишайники на 3 группы: кустистые, листоватые и накипные.

Слайд2

Учитель: Верно! Все названные группы лишайников по внешнему виду, можно ещё сказать, что это разновидности тел лишайников, а тело лишайника называется таллом или слоевище. Как вы думаете, какую форму записи можно использовать для перечисления типов лишайников?

Учащийся: для указания типов лишайников можно воспользоваться таблицей или схемой.

Учитель: пользуясь текстом параграфа 55 надо будет заполнить таблицу. Открываем тетради, записываем число, тему урока «Лишайники. Общая характеристика. Значение.» Обращаю ваше внимание, что последний столбик таблицы будем заполнять вместе. На выполнение задания отводится 5-7 мин.

Слайд 3

Типы лишайников

Особенности строения

Примеры

Накипные

Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях.

Леканора, лецидея, плакодиум, графис, бацидия.

Листовые

Более организованные. Имеют округлую форму, часто с изрезанными краями, или рассечены на маленькие лопасти. Прикрепляется к субстрату ризоидами.

Пармелия, ксантория, лобария, пельтигера.

Кустистые

Наиболее высокоорганизованные. Слоевище по внешнему виду напоминает кустарничек.

Кладония, ягель, цетрария, эверния, уснея.

Слайд 4-6

Учитель: Посмотрите, как выглядят представители этих типов. Запишите названия лишайников в соответствующую строку таблицы. Вы писали, вы устали, а теперь немножко отдохнём и работать вновь начнём.

(физминутка – слайд 7)

Учитель: Как мы узнали, что приблизительно 75% лишайников имеют очень маленькие размеры, на основании этого, какой способ будем использовать для изучения строение лишайников?

Учащиеся: Для изучения строения маленьких организмов можно использовать увеличительный прибор - микроскоп.

(Учащиеся рассматривают срез лишайника под микроскопом)

Учитель: Что вы увидели под микроскопом?

Учащийся: мы увидели тонкие нити.

Слайд 8

Учитель: Часть, какого известного организма они вам напоминают?

Учащийся: Они напоминают нити грибов.

Учитель: Вы правы - это действительно нити грибов. Кто же первый открыл строение лишайника (вызывается учащийся 1 с интернет-заданием)

Учащийся 1 –Впервые строение лишайников было открыто в 1867 году русскими ботаниками Андреем Сергеевичем Фаминцыным и Осипом Васильевичем Баранецким.

Учитель: Чтобы выяснить строение лишайника они провели опыт. Такой же опыт мы повторили с группой ребят. Предоставим им слово.

Учащиеся, проводившие опыт: Мы истолкли в ступки лишайник, увлажнили его, и держали в банке при температуре 60 С. Через две недели он потемнел и сгнил, но на дне банке и стенке банки появился зеленый налёт. (Демонстрируется полученный результат опыта).

Учитель: Как вы думаете, что же в банке сгнило, а что осталось и стало хорошо заметно?

(Учитель прослушивает предположения).

Учитель: Русские ботаники - А.С. Фаминцын и О.В. Баранецкий - обнаружили, что зеленый налёт это ни что иное как одноклеточная водоросль.

Слайд 9

Учитель: Работа с микроскопом и проведенный опыт доказывает, что лишайник образован организмами, принадлежащими к 2 разным царствам: к царству грибов и растений.

Как вы думаете, какие особенности этих организмов позволяют им существовать вместе, образовав единый организм?

Учащиеся: Высказывают своё мнение.

Слайд 10

Учитель: Верно! Водоросль, осуществляет фотосинтез, снабжает себя и гриб органическими веществами.

Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют отношения. Как вы думаете, что за отношения и как их можно назвать?

Учащийся: Гриб и водоросль имеют взаимовыгодные отношения, которые называются симбиотическими.

Учитель: Правильно.

Слайд 11

Учитель: Зная, что лишайник состоит из водоросли и гриба, назовите способы размножения характерные для них.

Учащийся: В связи с тем, что тело лишайника образовано грибом и водорослью, получается следующие способы размножения: гриб образует споры, а водоросли размножаются преимущественно вегетативным путём.

Учитель: Верно! Как размножаются лишайники нам расскажет учащийся 2

Учащийся 2 –Размножение лишайников во много сходно с размножением грибов. Лишайники размножаются кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, которые образуются внутри слоевища. Когда лишайник сильно разрастается, его тело разрывается и эти клетки распространяются ветром или дождем.В жаркий период лишайники высыхают, и кажется, что они погибли. Но это не так – едва пройдёт дождь, и сухие кусочки слоевища оживут. 

Слайд 12

Учитель: Теперь используя свои знания, подумайте, где растут лишайники, где их можно встретить?

Учащиеся: перечисляют места обитания лишайников.

Слайд 13

Учитель: Вы назвали много мест где можно встретить лишайники, а как вы думаете у нас, в Республике Коми есть лишайники и где они произрастают?

Учащийся: Да, в Коми тоже есть лишайники, они растут повсюду: в лесу, в городе, на севере их очень много….

Учитель: Верно, приглашаю выступить с сообщением о лишайниках, занесённых в «Красную книгу Республики Коми»

Учащийся 3 - в настоящее время в нашей республике насчитывается около 1000 видов лишайников, из них на грани вымирания находятся около 100 видов, они занесены в «Красную книгу Республики Коми», они находятся под охраной закона.

Слайд 14  

Учитель: Известно, что в тундре, где основным видом растительности часто являются различные виды лишайников, очень хрупкая экосистема и ее легко разрушить. Как вы думаете, как вредит экосистеме тундры тяжелая техника, как сказывается чрезмерный выпас домашних олений на одних и тех же территориях?

Учащийся: Тяжелая техника разрушает растительный покров, верхний почвенный слой. Олени вытаптывают и съедают весь корм, т.е. лишайники. А мы все знаем, что лишайники — это такие организмы, которые растут очень медленно, поэтому нам необходимо бережно относится к окружающей среде.

Слайд 15

Учитель: Верно! Сейчас мы узнаем, как взаимосвязан лишайник с атмосферным воздухом, для этого мы послушаем последнего учащегося с интернет-заданием.

Учащийся 4 - Несмотря на свою неприхотливость, лишайники чутко реагируют на загрязнение атмосферы. Наблюдая за состоянием лишайников, можно сделать вывод о степени загрязненности воздуха в данной местности. При значительном загрязнении лишайники погибают. Следовательно, если в конкретной местности растут лишайники, можно с уверенностью сказать, что воздушная среда здесь чистая.

Слад 16-17

Учитель: Пользуясь текстом параграфа 55, напишите в тетради ответ на вопрос: каково значение лишайников в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека?

(на выполнение задания даётся 5-7 мин, после чего учитель берет на проверку 2-3 тетради, а 2-3 ученика отвечают устно).

Учащийся: Значение лишайников в природе: являются первопоселенцами безжизненных пространств, участвуют в разрушении горных пород, некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей, являются пищей для многих диких копытных животных.

Учащийся: Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека: являются кормом для одомашненных северных оленей, некоторые виды используются в пищу человеком, являются сырьём для хим. промышленности, для получения различных природных красителей, используются в медицине, некоторые виды служат для определения возраста горных пород, являются индикатором загрязнения воздуха.

  1. Закрепление пройденного материала.

Игра «Дискуссия».

Для проведения игры необходимо выбрать экспертный совет из 3х учащихся, наиболее хорошо усвоивших материал. Затем класс делится на три команды по рядам. Учитель выдает командам конверты с заданиями. Задача команд доказать, что лишайники относятся к конкретному царству: грибов, растений, отдельному царству.

Командам дается около 5 минут на составление тезисов. После чего учащиеся по очереди высказывают свою точку зрения, а эксперты задают вопросы. После того как все команды выступят, учитель раздает всему классу небольшие листики, на которых каждый свою т. з., экспертный совет подсчитывает голоса и объявляет результаты.

Учитель подводит итоги игры, что большинство класса проголосовали, зато, что лишайники – это отдельная группа, которую нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству грибов. Некоторые ученые относят их в отдельное царство – Царство Лишайники.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель: Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать, что вы все подошли к выполнению заданий ответственно, творчески. Старались слушать друг друга в игре, работали сплочённо.

Что вы можете сказать об уроке? Что, на ваш взгляд удалось, а что нет? Что вас удивило, что заставило задуматься?  Достигли ли мы нашей цели, получилось ли решетить поставленную задачу? Что мы делали, чтобы узнать, что лишайник симбиотический организм? Как вы оцениваете свою работу? Начните свой ответ с фразы: «Я узнал …. Мне удалось…. Мне хотелось бы…»

  1. Домашнее задание.

Учитель: Какое бы домашнее задание вы могли предложить своим одноклассникам? Учащиеся: Параграф 55, рис. 126 самим сделать обозначения рисунка. Посмотреть имеются ли в окрестностях школы и вашего дома на деревьях лишайники, если есть, то какие они, описать их.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Метод заложения опыта «выделение водорослей из лишайника»:

  1. истолочь в ступки любой лишайник,
  2. добавить немного воды, так чтобы получилась «кашица»,
  3. переложить в небольшую банку и закрыть крышкой,
  4. поместить банку в горячее место, где температура около 60С,
  5. выдержать банку в таких условиях 14 дней

В результате, содержимое банки должно потемнеть, а на стенке банки появится зеленый налёт, это и есть водоросли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игра «Дискуссия»

  • Надо приготовить три одинаковых конверта, в каждый конверт вкладывается одно из трех заданий:
  1. привести доказательства, что лишайники относятся к царству грибов,
  2. привести доказательства, что лишайники относятся к царству растений,
  3. привести доказательства, что лишайники относятся к отдельному царству.

  • Маленькие листочки для голосования, по количеству учащихся в классе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Учащийся 1 – интернет-задание «кто первым открыл строение лишайника»;

Учащийся 2 – сообщение «способы размножения лишайника»;

Учащийся 3 – сообщение «лишайники, занесенные в Красную Книгу Республики Коми»;

Учащийся 4 – сообщение «лишайник - индикатор чистоты атмосферного воздуха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

Конспект урока по литертауре в 11 кл. "Общая характеристика развития литературы и искусства в 30-е г.г. ХХ в."

Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока  информации по культуре среди учителей отсутствует ...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

План -конспект урока с использованием ЭОР по теме"Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение".

1.Жизненный цикл папоротников.2.Древовидные папоротники.3.Добыча каменного угля.4.Папоротники. Хвощи. Плауны....

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС

Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС.  Урок первичного изучения нового материала и закрепление (комбинированный). Метод - частично-поисковый....