План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Зусько Людмила Николаевна

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lishayniki.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники как симбиотическими организмами, их распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные: формировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники, корковый слой, сердцевина, слой водорослей.

Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез.

Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли.

Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая со справочной и дополнительной литературой;

развивать аналитико-синтетические процессы мышления;

развивать познавательную активность;

развивать умение делать выводы на основании полученной информации.

Воспитательные: формирование ценностно-ориентированного отношения к природным ресурсам;

воспитывать любовь к родному краю, стремление беречь и охранять природные объекты.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: слайд-презентация, видеофильм «Размножение лишайников», натуральные объекты, карточки с заданиями, ролевые карточки.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Актуализация опорных знаний (10 мин.)

3. Объявление темы и цели урока (2 мин.)

4. Объяснение нового материала (15 мин.)

5. Закрепление знаний и умений (10 мин.)

6. Подведение итога урока (5 мин.)

7. Домашнее задание (1 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Затем учитель раздает детям карточки с названиями ролей, которые они будут играть на уроке: хранитель времени – он получает план урока со временем каждого этапа и следит за соблюдением времени всех этапов урока; связист – он скажет о связи темы сегодняшнего урока с предыдущими; почемучки – два ученика, которые готовили блиц-опрос по теме «Грибы»; подводящий черту – подводит итог урока; консультант-оценщик – он оценивает ответы одноклассников.

Прежде чем приступить к знакомству с новым материалом , вернемся к теме «Грибы».

2.Актуализация опорных знаний: (10 мин.)

1) Блиц-опрос, который подготовили почемучки.

Два ученика дома подготовили по 10 вопросов по теме «Грибы», на которые необходимо ответить «да» или «нет». Консультант-оценщик оценивает ответы одноклассников, указывая на ошибки при ответе ( подготовка почемучек и ответы учащихся и консультанта – оценщика в конце оценивается учителем).

2) Игра « Рыбалка». (работа по карточкам)

На столе учителя лежит три свернутых карточки с заданиями прикрепленные к рыбкам с магнитом. Трое учащихся с помощью удочки «ловят свою рыбку» и выполняют задания .

Карточка №1

Заполнить таблицу:

Название грибов Где живут Способ питания Значение в природе и жизни человека

Шляпочные грибы

Грибы-паразиты

Карточка№2

Заполнить таблицу:

Название грибов Где живут Способ питания Значение в природе и жизни человека

Плесневые грибы

Дрожжи

Карточка № 3

Заполнить таблицу:

Название грибов Где живут Способ питания Значение в природе и жизни человека

Шляпочные грибы

Плесневые грибы

3)Пока учащиеся выполняют задания на карточках учитель проводит фронтальный опрос (за каждый правильный ответ учащиеся получают фишку: одна фишка- 1 балл)

1. Согласны ли вы с данными утверждениями:

- Многообразие отделов растений на Земле - результат эволюции.

- Возникновение фотосинтеза - важный этап в развитии растительного царства.

- Покрытосеменные появились на Земле благодаря Животным - опылителям.

- Покровная ткань с устьицами - свойство растений, произрастающих на суше.

- Старый свет дал миру растения, из которых готовят хлеб.

- Новый свет дал миру овощи и фрукты.

- Прокариоты - организмы, в клетках которых нет ядра.

- Эукариоты - организмы, в клетках которых есть хлорофилл.

- Зеленые водоросли дали начало высшим растениям.

2. Беседа с классом:

1) Какие грибы называются шляпочными?

2) Что такое мицелий, гифы плодовое дерево?

3) Способы размножения шляпочных грибов?

4) Какое строение у плесневых грибов?

5) Какое строение имеют дрожжи?

6) Какие грибы паразиты вам известны?

7) Как размножаются плесневые грибы?

8) Назовите ядовитые грибы.

Подсчитывается количество фишек у каждого учащегося, учитель подводит итоги проверки домашнего задания, проверяются карточки, всем отвечающим детям выставляются оценки.

3. Объявление темы и цели урока. (2 мин)

Учитель. Чтобы наш урок был интересным, я предлагаю вам мысленно вернуться в прошлое на много лет назад и заглянуть в гости к ученому Теофрасту (слайд №1). Среди гербарных экспонатов ученого мы нашли любопытные биологические экземпляры –Уснею и Кладонию. Возьмем с собой образцы (слайд №2).

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?

Учащиеся. Мхи, водоросли, растения, грибы.

Учитель. Я согласна с вами, так как во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали «хаосом природы» и «убогой нищетой растительности».

И только в 1860 году эти организмы русский ученый А.Н.Бекетов предложил называть лишайниками (слайд № 3). Сегодня нам предстоит познакомиться с ними поближе. Вы уже догадались, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Учащиеся. Лишайники.

Учитель. Правильно, давайте запишем тему урока «Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека». (слайд №4).

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами» (слайд №5).

В древнегреческой мифологии Сфинксы - мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники можно сравнить со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня.

4. Объяснение нового материала (15 мин)

Учитель: Русское название лишайники получили , так как очень похожи на кожные заболевания, имеющее общее название лишаи. Еще в переводе с греческого -бородавка, что связано с особой формой плодовых тел некоторых представителей лишайников.

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

Давайте запишем название этой науки в ваших рабочих листах.

Началом ее возникновения принято считать1803год. Когда шведский ученый Эрик Ахариус опубликовал свой труд: «Методы, с помощью которых каждый сможет определять лишайники». Он выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов лишайников известных в то время науке (слайд № 6).

В настоящее время лишайников насчитывается больше 20 тысяч видов. Лишайники могут быть самых разных цветов. Встретить их практически можно повсюду (слайд № 7) . Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»

Спустя 7 лет поле того, А.Н.Бекетов дал лишайникам их название, немецкий ботаник Симон Швендер описал их биологию. Он выяснил, что лишайники – это организмы, состоящие из гриба и водорослей. И мы с вами в этом сейчас убедимся. В качестве домашнего задания двум ученикам было предложено заложить опыт: поместить в один стакан увлажненный лишайник, а во второй - точно такой же увлажненный лишайник, только измельченный на кусочки. Давайте посмотрим, что получилось в первом стакане?

Ученики. Много бесцветных нитей.

Учитель. Эти бесцветные нити – гифы гриба. А во втором стакане, что вы видите?

Ученики. Его стенки покрыты чем-то зеленым.

Учитель. Стенки стакана стали зеленоватыми, потому что произошло увеличение числа одноклеточных водорослей.

Теперь вы можете убедиться, что действительно лишайники – состоят из гриба и водоросли.

Лишайники - это ни растения, ни грибы, поэтому их выделили в отдельную самостоятельную группу организмов.

А теперь попробуйте дать определение лишайникам (слайд № 8) .

(ученики пробуют дать определение)

Лишайники — это группа живых организмов, слоевище которых образовано грибом и водорослью , находящимися в симбиозе.

Давайте запишем это определение в рабочие тетради.

В основном, лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой, в связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от −47 до +80 градусов по Цельсию), ультрафиолетовому излучению, кислой и щелочной среде, ).

Но однако, еще в 1866 году известный лихенолог В. Нюландер заметил, что в Люксембургском саду Парижа вследствие появления дыма и газов - загрязнения воздуха, исчезают некоторые виды лишайников.

Лишайники – биоиндикаторы состояния окружающей среды, они очень восприимчивы к загрязнению атмосферы, поэтому в крупных городах, где грязный воздух, как правило, не встречаются. При повышении загрязнения воздуха отмечается исчезновение лишайников. (слайд № 9).

2. По типу строения слоевища лишайники поделены на 3 морфологические группы (слайд № 10), которые учащиеся записывают в тетради:

Накипные (слайд № 11)

Характерной их особенностью является похожесть на корочку («накипь»). Нижняя часть плотно срастается с поверхностью и не отрываются без повреждений (их 80%). Представители: являются: графис, умбиликария цилиндрическая, бацидия.

Листоватые (слайд № 12)

Имеют форму в виде чешуек, пластинок. Называются листоватые, так как чем-то напоминает листья. Они прикреплены к субстрату особыми образованиями, которые носят название ризоиды. Представители: пармелия, ксантория.

Кустистые (слайд №13)

Представляют собой кустики, образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками. Они прикреплены к субстрату лишь своим основанием. Представители: алектория, кладония, ягель или «олений мох», вислянка или «бородатый мох», , цетрария исландская или «исландский мох»

4. Выполнение практического задания учащимися.

Используя, коллекции лишайников в течение 2 минут обучающиеся проводят распределение лишайников по типу слоевища (слайд №14).

( один учащийся называет типы лишайников, консультант-оценщик оценивает ответ ученика).

Учитель. Чтобы понять, как грибы с водорослями уживаются и в целом представляют собой один организм, мы с вами рассмотрим строение лишайников (слайд №15).

Тело лишайников называется слоевище, или таллом. Ребята, вам уже знакомы слова слоевище и таллом, где вы их слышали?

Связист. (У водорослей).

Учитель. Верно. Вот и тело лишайников не подразделяется на органы.

Мы с вами видим переплетение клеток водорослей и гифов гриба. Посмотрите, самый верхний слой называется корой. Как вы думаете, какова его роль?

Учащиеся. Защитная.

Учитель. Да. Защита от повреждений и высыхания. Следующий слой – водорослевый, где между гифами расположены клетки водорослей. Как вы думаете, какую роль могут играть водоросли?

Связист. Фотосинтезируют, образуют органические вещества.

Учитель. Молодцы. Центральная часть – это сердцевина, образованная рыхло переплетенными гифами гриба. Функция сердцевины запасающая, а также проведение воздуха к клеткам водорослей. И последний слой – это нижняя кора. От нее у многих лишайников отходят ризоиды – органы прикрепления.

(учащиеся зарисовывают в тетради строение лишайника)

Учитель. Ребята, вы уже знакомы с понятие симбиоз. Напомните мне, пожалуйста, что это за тип взаимоотношений организмов.

Связист. Симбиоз – это взаимовыгодное взаимодействие двух или более организмов.

Учитель. Скажите, можно ли считать гриб и водоросль , заключенных на общее существование симбиотическим организмом? Поясните свой ответ.

Учащиеся. Да, можно, потому что грибы берут от водорослей органические вещества, а водоросли в свою очередь получают от грибов воду, минеральные вещества, защиту (слайд № 16).

Учитель. Гриб - сильный организм, зачастую угнетающий и иногда уничтожающий клетки водорослей.

Исследования последних лет оказали, что лишайники очень трудно выращивать в лаборатории. Нужно 20 лет, чтобы вырастить и поддерживать жизнь лишайника в лаборатории. Лишайники- древние организмы. За многие миллионы лет лишайники выработали собственные виды размножения, мельчайшими клубочками, состоящими из 1-2 клеток водорослей, окружен. гифами. Эти клубочки образуются внутри слоевища в большом количестве. Под давлением их разросшейся массы, тело лишайника, разрывается, и эти клубочки разносятся ветром (слайд №17).

Здесь учащимся предлагается посмотреть видео о размножении лишайников (45 сек).

При благоприятных условиях лишайники начинают расти. Растут они чрезвычайно медленно- 2-3 мм в год.

В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет. Именно благодаря лишайникам учёные установили возраст гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. Измерив по фотографиям, как выросли за 50 лет, жившие на статуях лишайники, учёные вычислили, что их возраст свыше 400 лет. Этот метод получил название лихенометрия (слайд № 18).

Лишайники растут медленно, так как водоросль, которая обеспечивает пищей и себя и гриб занимает всего 10% объема лишайника.

Учитель: Лишайники не только занимательный объект, но и играют большую роль в природе и жизни человека

5.Учащиеся заполняют таблицу:

Значение в природе (слайд №19)

1. Почвообразование ( они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы)

2. Корм для животных.( олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются не только северными оленями, но и маралами, кабаргой, косулями, лосями, беспозвоночными животными).

3. Место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.

Значение в жизни человека (слайд № 20)

1. Биоиндикаторы для определения условий окружающей среды (качество воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники погибают).

2. Пища (гигрофора, аспицилия – «лишайниковая манна», ).

3. Парфюмерная промышленность (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.

4.Фармацевтическая промышленность ( для изготовления препаратов против фурункулёза, туберкулёза, кишечных заболеваний).

5. Красители (алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка).

5. Сообщение . (слайд №21)

рассказ ученика о пищевом значении лишайников.

Во время долгих странствий еврейского народа по пустыне люди вначале сильно бедствовали от нехватки пищи. Но после месяца невзгод, проснувшись как-то утром, они нашли на земле непонятный налёт, похожий на крупу или иней. Впервые увидев его, люди удивились и стали спрашивать друг у друга: «Манна?» (В переводе на русский — «Что это?») Манна (так и назвали этот налёт) оказалась съедобной, её толкли в ступах, варили в горшках, мололи или пекли из неё хлеб. Все сорок лет странствий, говорится в книге Библии «Исход», по утрам евреи собирали упавшую с неба манну, «небесный хлеб», что помогало им не голодать в пустыне. (Отсюда и произошло выражение «манна небесная»).

Современные учёные считают, что речь идёт, вероятно, о комочках лишайника аспицилии съедобной, которые называют лишайниковой манной. Обитает этот лишайник в пустынях, степях, засушливых горных областях. Бурые или серые или комочки аспицилии ветер несет на далёкие расстояния, они могут выпадать в виде лёгкого дождя, оседают в низменных местах в виде налета. Правда, один этот лишайник никак не прокормит большое количество людей долгое время, но может служить подспорьем в питании.

5. Закрепление знаний и умений (10 мин)

1 Работа по слайдам (Слайд № 22, 23).

2. Лишайники неслучайно называют " пионерными" организмами. Они первыми селятся там, где уничтожены или до этого вообще не существовали живые организмы. Иногда отсутствует даже почва. Но для лишайников это неважно. Для их обитания достаточно небольшого количества света. Но есть один фактор, который может ограничить их распространение на новых, или уже заселённых территориях. Назовите его.

3 . Найди соответствие: Слоевище лишайников: Примеры:

(слайд№24) 1) накипное А) ягель, олений мох;

2)листоватое Б) кладония листоватая;

3)кустистое В) калоплака настенная;

Г) гипогимния вздутая.

4. Ответить на вопросы (слайд № 25):

Учитель: Где можно встретить лишайники?

Учащиеся. Лишайники растут повсюду, но только там, где чистый воздух.

Учитель: как они выглядят?

Учащиеся. Лишайники могут быть различной формы: кустистые, накипные, листоватые.

Учитель: как размножаются лишайники?

Учащиеся. В основном размножаются кусочками слоевища.

Учитель: каково их значение в природе?

Учащиеся. Лишайники служат пищей для животных, огромна их роль в почвообразовании.

Учитель: зачем человеку они нужны?

Учащиеся. Некоторые лишайники можно употреблять в пищу, лишайники добавляют в пищу домашним животным, их используют как в качестве сырья для добычи антибиотиков, используют в парфюмерии, так же в качестве красителей .

Учитель: Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока в тетрадях . Сможем мы теперь ответить на вопрос, который звучал в начале урока?

Как вы думаете, почему лишайники называют «изумительной выдумкой природы», а ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»? (слайд № 26)

Учащиеся: подобно сфинксу, представляющее полное слияние совершенно разнородных и самостоятельных организмов, относящихся к двум различным классам, лишайники представляют собой симбиоз гриба и водоросли

6. Подведение итога урока (5 мин)

Итог урока подводит учащийся, который играл роль подводящего черту, учащимся выставляются оценки за работу на уроке. Хранитель времени нам расскажет о соблюдении хронологии этапов урока.

7.Домашнее задание (1мин.):

Ответить на вопросы в конце параграфа темы «Лишайники», творческое задание: составление ребусов и кроссвордов по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

мультимедийная презентация к уроку "Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека"

Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека...

Урок по биологии "Значение млекопитающих в природе и жизни человека"

Урок обобщения. Используются разнообразные  методы : викторина , тестирование , исследовательская  работа, кроссворд . К уроку подготовлены три  презентации. Урок  способствует...

План-конспект урока 6 кл Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений.

План урока разработан к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс. Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного под...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...