Рабочая программа для 5 класса по биологии. Пасечник. ФГОС.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Составленная программа аппробирована в 2014 - 2015 году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_5_klassa_2015_2016.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 81»  г. Барнаула

«РАССМОТРЕНО»

методическим советом

руководитель МО МБОУ «СОШ № 81»

__________________ТарасоваТ.И.

Протокол № ______ от

«____»____________2015г

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

____________________

      «____»____________2015г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

_________В.Н. Гладышев

Приказ № ______ от

«___»__________2015 г.

Рабочая программа

Учебный предмет: биология 5а, 5б, 5в классы

Образовательная область:  биология

Основное общее образование

 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе авторской программы основного  общего образования по биологии

Программы. Биология 5-11 классы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников,

созданных под руководством В.В. Пасечника/авт- сост. Г. М .Пальдяева. -3-е изд.- М.Дрофа, 2011 -92 с.

Составитель: Пяткова С.С.,

учитель биологии

первая категория

Барнаул 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-х общеобразовательных классов и составлена в соответствии с

  1. Федеральным государственный стандарт основного общего образования  второго поколения, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 12.2012;
  3. Учебным планом МБОУ « СОШ №81» на 2015-2016 учебный год;
  4. Авторской программой основного  общего образования по биологии Программы. Биология 5-11 классы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.- сост. Г. М. Пальдяева. -3-е изд.- М.Дрофа, 2011 -92 с.

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать

наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

  Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 81».

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

УМК

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

2. Калинина А. А. Универсальные поурочные разработки по биологии 5 (6) класс – М. ВАКО , 2011 353 с.

3.  http://www.drofa.ru/cat/product4651.htm

4. http://fcior.edu.ru,

5. http://files.school-collection.edu.ru

КАЛЕНДАРНО --ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

«Биология» 5 класс (35 ч) (Базовый уровень)

№  

урока

Дата

Тема урока

Вид занятий 

Виды  учебной деятельности 

По плану

По факту

Введение.

1

1 неделя

  Биология – наука о живой природе

теоретическое

Знакомство с учебником.

 Беседа, заполнение

таблицы.

 Работа с учебником и электронным приложением

2

2 неделя

Методы исследования в биологии

теоретическое

Беседа, составление схемы 

Работа с учебником и электронным приложением

3

3 неделя

Разнообразие живой природы.

теоретическое

Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением

4

4 неделя

Среды обитания живых организмов

теоретическое

Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением

5

5 неделя

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

теоретическое

Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением

Клеточное строение организмов

6

6 неделя

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 1

практическое

Работа с микроскопом, учебником и электронным приложением

7

7 неделя

Строение растительной клетки Лабораторная работа № 2

практическое

Лабораторная работа

8

8 неделя

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

практическое

Лабораторная работа

9

9 неделя

Пластиды

практическое

Лабораторная работа

10

10 неделя

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

теоретическое

Беседа, заполнение

таблицы.

 Работа с учебником и электронным приложением

11

11 неделя

 Жизнедеятельность растительной клетки

теоретическое

Работа с учебником и электронным приложением

12

12 неделя

Деление клетки

теоретическое

Работа с учебником и электронным приложением

13

13 неделя

Ткани растений.

теоретическое

Беседа; заполнение

таблицы

Царство Бактерии  и Грибы

14

14 неделя

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

теоретическое

Беседа Работа с учебником и электронным приложением

15

15 неделя

Роль бактерий в природе и жизни человека

теоретическое

Работа с учебником и электронным приложением

16

16 неделя

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

теоретическое

Беседа. Работа с учебником и электронным приложением

17

17 неделя

Шляпочные грибы

практическое

Лабораторная работа

18

18 неделя

Плесневые грибы

практическое

Лабораторная работа

19

19  неделя

 Грибы – паразиты.

теоретическое

Работа с учебником и электронным приложением

20

20 неделя

Лишайники, общая характеристика и значение в природе.

теоретическое

Работа с гербарием, проверочный тест

Царство Растения

21

21

неделя

Ботаника — наука о растениях

теоретическое

Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением

 22

22 неделя

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

теоретическое

Работа с гербарием Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.

23

23 неделя

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

теоретическое

Работа с гербарием Работа с учебником и электронным приложением

25

25 неделя

 Мхи

теоретическое

Работа с учебником и электронным приложением Работа с гербарием

26

26 неделя

Папоротники, хвощи, плауны

теоретическое

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Работа с гербарием

27-28

27-28 неделя

Голосеменные растения

теоретическое

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. Работа с гербарием

29-30

29-30 неделя

Покрытосеменные растения

теоретическое

Работа с гербарием Работа с гербарием,

проверочный тест

 31

31 неделя

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

теоретическое

Работа с учебником и электронным приложением

32

32

Экскурсия «Многообразие живых организмов, весенние явления в жизни растений»

практическое

Наблюдение за изменениями в жизни растений, весенними явлениями в природе

Резерв (3 часа)

ИТОГО(35 часов)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 9 класс по биологии

Программа по биологии автор учебника И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова...

Рабочая программа 6 класс по биологии

Рабочая программа 6 класс автор учебника И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова...

Рабочая программа 7 класс по биологии

Рабочая программа по биологии 7 класс автор учебника В.М.Константинов, В.Г.Бабенко...

Рабочая программа 8 класс по биологии

Рабочая программа по биологии 8 класс автор учебника Д.В.Колесов,Р.Д.Маш...

рабочая программа 5 класс по биологии

Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (34 часа)....

Рабочая программа 9 класс В.В. Пасечник

РАБОЧАЯ   УЧЕБНАЯ   Программа       по предмету   Биология ...