Рабочая программа по биологии для 11 класса УМК "Сфера"
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Рабочая программа по биологии для 11 класса УМК "Сфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_biologiya.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:                                         Директор школы                        ______ А.Б. Никульцев                «01» сентября 2014 г.

Рабочая программа                                                           по биологии (базовый уровень)                                  для 11 класса                                                                                               на 2014-2015 учебный год

Разработала:

Смирнова Галина Ивановна,  

учитель географии и  биологии,          

1 квалификационная категория

Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой,    В.С. Кучменко,изд. Просвещение 2010 г., которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования. На изучение курса биологии в 11-ом классе автором предусматривается 35 часов.  Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения  курса биологии в 11-м классе средней школы из расчета 1 учебный час в неделю. В связи с внесенными изменениями в годовой  календарный график на 2014-2015 учебный год, учебный план на 2014-2015 учебный год  в рабочую программу вносятся изменения. Количество часов по предмету «Биология» сокращается с 35 до 34 часов, в связи с сокращением учебных недель с 35 до 34. Сокращение программы – уменьшение часов, взятых из резерва.

Выбор авторской программы связан с тем, что в ней особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу данной программы составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, её уровневая организация и эволюция. Особенность реализации авторской программы в школе: системно-деятельный подход через современные педагогические технологии и организацию поисково-исследовательской и проектной деятельности.

Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания федерального компонента государственного стандарта. Авторский порядок тем сохранён.

.

Цели изучения предмета

  • формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
  • формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления;
  • умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле;
  • умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • формирование навыков практической деятельности, здорового образа жизни;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе является:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Кол-во часов

34

Практическая часть:                   Л/р. – лабораторная работа, П/р. - практическая работа,

1

Основные закономерности изменчивости. Селекция

9 ч

Л.Р.-2

П.Р.-2

2

Закономерности микро- и макроэволюции

11 ч

Л.Р. -4

3

Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере

14 ч

Содержание программы

  1. Тема: Основные закономерности изменчивости. Селекция (9 ч)

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов:  «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Искусственный отбор».

Лабораторные и практические работы:  Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

  1. Тема: Закономерности микро- и макроэволюции (11часов)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы  эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

  1. Тема: Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере (14 ч)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов: «Критерии вида», «Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».

Лабораторные и практические работы: Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  •  строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  •  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  •  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  •  биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  •  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  •  оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов             и тем

Лабораторные, практические работы

Плановые сроки прохождения            темы

Скорректиро-ванные сроки прохождения  темы

Основные закономерности изменчивости. Селекция (9 ч)

1

Наследственная изменчивость.                      Типы мутаций

03.09

2

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

10.09

3

Методы изучения наследственной изменчивости человека

П. р. 2. Составление родословных

17.09

4

Модификационная изменчивость

Л. р. 7. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд

24.09

5

Генетика и селекция. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений

Л. р. 8. Искусственный отбор и его результаты

01.10

6

Селекция растений

П. р. 3. Изучение районированных сортов картофеля

08.10

7

Селекция животных и микроорганизмов

15.10

8

Разнообразие пород сельскохозяйственных животных

Экскурсия

22.10

9

Контрольно-обобщающий

Контрольная работа

29.10

Закономерности микро- и макроэволюции (11 ч)

10

Из истории развития эволюционной теории

12.11

11

Микроэволюция. Популяция как эволюционная структура

Л. р. 9. Изучение критериев вида

19.11

12

Факторы-поставщики материала для эволюции. Изоляция

26.11

13

Естественный отбор и его результаты

Л. р. 10. Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособлений

03.02

14

Макроэволюция: законы и закономерности

10.12

15

Палеонтология и эволюция

17.12

16

Биогеографические доказательства эволюции

Л. р. 11. Доказательства эволюции

24.12

17

Основные направления и пути эволюционного процесса

Л. р. 12. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных

20.01

18

Направленность и предсказуемость эволюции

27.01

19

Антидарвиновские концепции эволюции

03.02

20

Контрольно-обобщающий

Контрольная работа

10.02

Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере (14 ч)

21

Сущность жизни

17.02

22

Абиогенез: возникновение жизни — результат развития неживой природы

24.02

23

Живое только от живого — теория биогенеза

03.03

24

Развитие жизни на Земле

Экскурсия

10.03

25

Развитие жизни на Земле. Криптозой. Ранний палеозой

17.03

26

Развитие жизни в позднем палеозое

24.03

27

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Семинар

07.04

28

Взаимодействие общества и природы

14.04

29

Деятельность современного человека как экологический фактор

21.04

30

Коэволюция природы и общества

28.04

31

Развитие жизни на Земле

05.05

32

Контрольно-обобщающий

Контрольная работа

12.05

33

Повторение «Селекция»

19.05

34

Повторение «Микро и макроэволюция»

ИТОГО: контрольных работ-3  , практических работ – 2, лабораторных работ – 6.

Учебно-методическое и материально- техническое                                             обеспечение образовательного процесса.

Для учителя:

  1. Учебник Л.Н.Сухорукова,  В.С. Кучменко, «Биология» 10-11
  2. Авторская программа Л.Н.Сухорукова,  В.С. Кучменко, «Биология» 10-11 класс: М.: Просвещение, 2010
  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2010. – 32с.
  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2010. – 112с.
  5. Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2010.
  6. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2010.
  7. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
  8. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C.

Для учащихся:

  1. Учебник Л.Н.Сухорукова,  В.С. Кучменко, «Биология» 10-11
  2. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Матюшенко Е.Е. Тетрадь-тренажёр. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2014. – 79с.
  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Власова Е.А. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2014, - 48с
  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Ошмарин А.П. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2014. – 48с.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Учительский портал http://www.uchportal.ru                                                                                                                           2. Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/                                                                                                               3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru                                                                                                                                    4. Завуч-инфо http://www.zavuch.info/

Технические средства обучения.

  1. Мультимедийный проектор  -1
  2. Ноутбук Lenovo -1
  3. Интерактивная доска -1

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                                   на ШМО учителей ЕМЦ                                                                                                                                               ________ И.А. Бурова                                                                                                                         Протокол №__ от 28.08.2014 г.

ПРОВЕРЕНО:                                                                                                                                            Зам. директора по УВР                                                                                                                                            _____   Г.И. Смирнова                                                                                                                                    «29» августа 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....