Секреты правильного питания
план-конспект по биологии на тему

Пихиенко Ольга Юрьевна

Здоровье каждого ребенка зависит от многих причин, одна из них - правильное питание.

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и раз­нообразие. Во время проведения игры «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» ребята познакомились с полезными и неполезными продуктами. Учебный плакат «Пирамида здорового питания» помог детям выяснить, какие продукты составляют основу правильного питания. Реклама магазина, в котором они хотели бы работать, была представлена в виде мини-проектов: « Наши друзья - овощи», « Молочные бе­рега». Все полученные знания применяли во время составления меню для школьни­ков и при выполнении тестов. Помощник санитарного врача дала рекомендации о режиме питания. Ведущий педагог познакомил с правилами правильного питания. В фитобаре гостям и участникам были предложены различные целебные напитки, из ягод (крыжовника, смородины, калины, рябины); салат, приготовленный во время игры « Смак» из овощей ( капусты, редьки, моркови, свеклы), фруктов ( граната) и вареной курицы. Название салата « Дружба», овощей все присутствующие учились произносить на мордовском языке.

Занятие творческого объединения на тему: « Секреты правильного питания» и используемый ма­териал, помогают объяснить значение полноценного питания для детского организ­ма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_prvilnogo_pitaniya.docx58.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пихиенко Ольга Юрьевна

Здоровье каждого ребенка зависит от многих причин, одна из них - правильное питание.

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Во время проведения игры «Что разрушает здоровье, что укрепляет?» ребята познакомились с полезными и неполезными продуктами. Учебный плакат «Пирамида здорового питания» помог детям выяснить, какие продукты составляют основу правильного питания. Реклама магазина, в котором они хотели бы работать, была представлена в виде мини-проектов: « Наши друзья - овощи», « Молочные берега». Все полученные знания применяли во время составления меню для школьников и при выполнении тестов. Помощник санитарного врача дала рекомендации о режиме питания. Ведущий педагог познакомил с правилами правильного питания. В фитобаре гостям и участникам были предложены различные целебные напитки, из ягод (крыжовника, смородины, калины, рябины); салат, приготовленный во время игры « Смак» из овощей ( капусты, редьки, моркови, свеклы), фруктов ( граната) и вареной курицы. Название салата « Дружба», овощей все присутствующие учились произносить на мордовском языке.

Занятие творческого объединения на тему: « Секреты правильного питания» и используемый материал, помогают объяснить значение полноценного питания для детского организма.

Тема: «Секреты здорового питания».

Девиз: «Правильное питание - залог здоровья».

Цели:

-дать обучающимся представление о роли правильного здорового питания в жизни человека;

-познакомить с секретами здорового питания;

-продолжить формирование навыка получения информации обучающимися с помощью различных источников, в том числе и компьютеров;

-создать содержательные и организационные условия для развития у воспитанников высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности активизировать информацию с помощью логики.

Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные, проектные, инновационные (контрольно-измерительные материалы), проблемное обучение.

Оборудование:

  • программированные карточки-задания, предназначенные для организации самостоятельной работы обучающихся и для выявления уровня усвоения учебного материала;
  • рабочие листы;
  • тесты;
  • компьютер с мультимедийным программным обеспечением;
  • CD-диск.

Демонстрационный материал:

-выставка рисунков о здоровой пище;

-учебный плакат «Пирамида здорового питания»;

-свежие и мороженые фрукты, ягоды и овощи;

-кисломолочные продукты.


  1. Вступительное слово.

Ведущий

Здоровый образ жизни - это не только зарядка, закаливание, занятие спортом, а еще питание, потому что «мы - это то, что мы едим». Эта поговорка кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все минеральные и органические вещества, необходимые нашему организму, то человек всегда будет здоров. Проблемы излишнего веса, нервных заболеваний, различных кожных высыпаний, заболеваний желудочно-кишечного тракта возникают только у тех, кто питается неправильно. Наше занятие будет проходить поэтапно.

II. Основная часть.

I этап «Секреты правильного питания».

Ведущий.

Правильное питание - это условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Очень хорошо говорили древние: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

Если говорить о разнообразии пищи, ни один продукт не дает всех питательных веществ, необходимых для поддержания здоровья. Одни продукты дают нашему организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его еще более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи - фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые е помогают организму, расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).Чтобы понять, что разрушает здоровье, а что укрепляет, проведем игру. У каждой команде на столе по 16 одинаковых карточек. Первой команде нужно выбрать 8 полезных продуктов, второй - 8 неполезных продуктов.

Полезные продукты        Неполезные продукты

Рыба        Чипсы

Кефир        Пепси

Геркулес        Фанта

Подсолнечное масло        Жирное мясо

Морковь        Торты

Лук        «Сникерс»
Капуста                                                               Шоколадные конфеты

Яблоки, груши        Сало


Вот и подошли к этапу занятия: составление пирамиды здорового питания. Выясним, какие продукты составляют основу правильного питания.

II        этап. «Информационный блок».

Ведущий.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 10% зависит от социальных условий, на 15% - от факторов, связанных с наследственностью, на 8% - от условий медицинского обслуживания, на 7% - от климатических условий и на 60%) здоровье человека зависит от его образа жизни, поэтому так важно самим заботиться о своем здоровье, правильно питаться, покупать продукты в магазинах.

III        этап «Деловая игра».

Обучающимся предлагается выбрать магазин, в котором они хотели бы работать: «Наши друзья - овощи», «Молочные берега».


Попробуйте рассказать о своих товарах так, чтобы ни один человек не ушел без покупки. {Каждая группа представляет свой проект такого магазина).

IV        этап «Тестирование».

Ведущий.

Следующий этап работы тестирование. Попробуем о себе узнать побольше: правильно ли мы питаемся?

У вас на столе лежат тесты. Вам нужно в течение 3 минут на них ответить.

1.        Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

а)        Всегда, круглый год -5 баллов.

б)        Иногда, когда заставляют -2 балла.

в)        Никогда - 0 баллов.

2.        Сколько раз в день вы едите?

а)        4-6 раз - 5 баллов.

б)        3 раза - 3 балла.
в) 2 раза - 0 баллов.

г)        8-7 раз, когда захочу - 0 баллов.

3.        Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

а)        Ежедневно, несколько раз - 5 баллов.

б)        2-3 раза в неделю - 3 балла.

в)        Очень редко - 1 балл.

г)        Никогда - 0 баллов.

4.        Когда и что вы едите на ночь?

а)        Мясо с гарниром в 9 часов - 1 балл.

б)        Кашу молочную в 9 часов - 2 балла.

в)        Стакан кефира или молока в 9 часов - 5 баллов.

г)        Ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов - 0 баллов.

5.        Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп!

а)        Иногда петрушку и укроп в супе или в салате - 1 балл.

б)        Лук и чеснок не ем никогда - 0 баллов.

в)        Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве - 5 баллов.

г)        Ем иногда, или когда заставляют - 2 балла.
Дети на листочках пишут 1а, 26, Зв и т.д.

(Диспут с гостями во время тестирования).

V        этап «Блок познания»

- Какой мудрости учат эти пословицы?

  • Хороший повар стоит доктора.
  • Ешь, да не жирей - будешь здоровей.


•        Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Викторина

  • Почему людям с пониженным уровнем зрения рекомендуют употреблять в пищу морковь?
  • Чем полезна облепиха?
  • Очень вкусные плоды И полезные они. Много жира, витаминов, Как питательны они! Ядра ели в шоколадке, Скорлупа - краситель яркий. Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвем с ветвей! (Орех)

•        Каким лекарственным действием обладают плоды ореха?

«

•        Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг. Помогут фитонциды От оспы и чумы. И вылечить простуду Им тоже можем мы. (Лук)

  • От каких болезней вы лечитесь соком лука?
  • Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивали гирлянды, связки из лука и чеснока?
  • Эти резные листочки Лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, Боль прогонят, где болит. Быстро смывают веснушки, И лысины нет на макушке. (Петрушка)
  • В бордовых корнеплодах Лекарство от запоров. Давление понижает, И кровь оздоровляет. Салат - от ожиренья. А сок - от воспаленья. (Свекла)

 Итоги тестирования.


Ведущий.

Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.

Если вы набрали 9-12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда придется и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто - то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.

0-9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.

VI этап. Игра « Меню для школьников».

(  Воспитанник  читает стихотворение Б.Заходера « Повара».)

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет.

Это проще простого:

Это раз - и готово!

(Если мама готовит обед).

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чем секрет!) -

Очень трудно готовить обед.

Ведущий.

Приготовить обед - дело непростое и довольно хлопотное.

У каждого из вас на столе перечень блюд, обеспечивающих сбалансированный рацион питания. Каждая группа с помощью экспертов должна составить меню, включающее завтрак, обед, полдник и ужин. Помните о том, что это должно быть меню для школьника, включающее в себя продукты из разных стилей питания. Список продуктов:

  1. салат из капусты и моркови;        9) винегрет;
  2. пирожки;        10) вареный картофель;
  3. жареная рыба;        11) отварная говядина;
  4. борщ;        12) хлеб;
  5. блины;        13) сыр;
  6. чай;        14) колбаса;
  7. гречневая каша;        15) кисель.
  8. кисломолочные продукты;

Каждая группа составляет меню и вывешивает его на доску.

Ведущий.

А сейчас эксперты оценят вашу работу и назовут оптимальный вариант рационального питания.

-Эксперты.


'

В целом меню составлено правильно. А это значит, что мы поработали сегодня не зря.

(Чтение и обсуждение учащимися стихотворения С.Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала».)

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

- Кушай, Варечка, скорей - будешь крепче, здоровей,

Вырастишь такая - умная, большая,

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.

- Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.

- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик - есть она не хочет.

- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты, мороженое - это главная еда,

Остальное все продукты - ерунда!

Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,

Если будешь кушать Варя лишь конфеты и компот?

VII этап. « Рекомендации врача».

Помощник санитарного врача.

Современная наука о питании придерживается следующих принципов рационального питания: умеренность, разнообразие, режим. Это и есть сбалансированное питание, способствующее нормальному развитию организма, развитию здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным факторам среды. Его основа - пищевой рацион, режим и условия приема пищи. Это означает количество, время приема пищи, распределение суточного рациона в течение дня, интервалы между едой и время, которое на нее затрачивается. Здоровому человеку надо есть 4 раза в сутки: завтрак, обед, полдник, ужин.

(Реклама традиционного стиля питания.)

Ребята, мера нужна в еде,

Что не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час,

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда!

Надо еще про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим,

Тогда от болезней мы убежим!

Плюшки, конфеты, печенье, торты -


В малых количествах детям нужны.

Запомни, ребенок, простой наш совет:

Здоровье одно, а второго-то нет.

VIII этап. « Смак». Ведущий.

Сегодня играли и ученики, и приглашенные. Настала игра для ведущих.

Цель передачи «Смак»: научить быстро и хорошо готовить.

Что у нас имеется для приготовления: овощи и фрукты.

  • Морковь - пурьхкя (на мордовском языке). «Глаза - зеркало души» (Л.Толстой) Улучшает зрение ( витамин А), придает коже гладкий и здоровый вид.
  • Свекла - якстерепс. Очищает организм, снимает усталость, улучшает работу кишечника, печени.
  • Капуста - капста. Ее рекомендуют есть ежедневно, для улучшения пищеварения, для работы желудка.
  • Редька - репс. Стимулирует работу желудка, печени.
  • Вареная курица - пал - . диетическое мясо. Содержит белки, жиры, много цинка, селена, витамины Bl, B6, В12.
  • Гранат влияет на состав крови. Назначают людям при малокровии. Профилактика авитаминоза.
  • Яблоко употребляют в свежем виде, мороженном, сушеном, компоты, варенье.

Заправить это блюдо можно маслом подсолнечным, оливковым, а так же малокалорийным майонезом. Очень полезно витаминами блюдо готово к употреблению. Давайте придумаем название приготовленному салату: «Витаминный», «Полезный», «Вулкан» (похож по внешнему виду), «Дружба» - «Ладяма» (на мордовском языке).

III Заключение.

Ведущий.

Питание - очень приятный процесс. Человек получает массу удовольствия от удовлетворения чувства голода и от вкусовых ощущений. Но строя свой рацион, нужно помнит о следующих правилах:

  • ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог (30-50 г) или сыр (5-10 г или 10-20 г через день);
  • ограничить употребление соли и заменить поваренную соль на йодированную;
  • сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др.) до 10-15г в день;
  • ограничить употребление сахара, конфет (особенно шоколадных), шоколада, жирных тортов и пирожных;
  • широко использовать в питании рыбу и морепродукты,
  • ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу (лучше нежирных сортов);

р

  • стремиться использовать в своем питании не колбасы, сосиски, сардельки, а блюда их натурального мяса;
  • широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, а также соки;
  • стремиться к ограничению в рационе воздушной кукурузы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров и других форм «фаст-фуда».

 Воспитанник.

Человеку нужно есть

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться.

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть.

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Подведем теперь итог:

Чтоб расти - нужен белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала. Как будильник без завода Не пойдет ни тик, ни так,

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак. Витамины - просто чудо!

Столько радости несут: Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда Для нашего здоровья

Полноценная еда -Важнейшее условие.

В конце занятия участникам и гостям было предложено пройти в фитобар, где были приготовлены различные целебные напитки.

Планируемые результаты

Занятие творческого объединения на тему: «Секреты правильного питания» предусматривает воспитательные, обучающие и оздоровительные задачи. Считаю, что воспитательный аспект очень важный. Его целью является воспитание в человеке привычки


'



правильно питаться, так как правильное питание является основой здорового образа жизни. Для растущего организма очень важно рациональное питание. Оно должно обеспечивать поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, и возмещать энергетические траты организма, способствовать нормальному физическому и психическому развитию детей, повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшать работоспособность.

Используемая литература:

  1. В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева, «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни», 2001г.
  2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы)». Изд.2-е, испр. и доп.-М.: ВАКО,2005,208с.-(Мастерская учителя).

Т.Н. Захарова и др., «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».-Волгоград: Учитель,2007.-174 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»

В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....

Программа кружка "Разговор о правильном питании. Формула правильного питания» (авт. М.М.Безруких и др.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А....

«Правильное питание – секрет долголетия»

Цель: формирование знаний о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Классный час "Секреты правильного питания"

Методическая разработка классного часа для 6-7 классов "Секреты правильного питания"...