Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Ефремкина Наталья Николаевна

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику Пономаревой И. Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass2.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя по предмету «Биология», 6 класс

68 часов в год, 2 часа в неделю

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

                                                     

                           Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом предполагается преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Изучение курса основывается на знаниях обучающихся, полученных  ими при изучении курса «Природоведенье».

Для повышения уровня подготовки и использования полученных знаний, а также для приобретения практических навыков, программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления, учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии  на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), 7–9 классах – по 70 часов ( по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать 35 часов учебного времени из регионального компонента.

         Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

 овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса :

  1. дать знания о строении, жизни, разнообразии растений, бактерий, грибов, водорослей, лишайников; их индивидуальном и историческом развитии; взаимосвязи с окружающей средой; значение в природе и для человека, охране;
  2. формировать и развивать умения вести наблюдения, ставить опыты, готовить микропрепараты;
  3. создать условия для становления научного мировоззрения;
  4. решать задачи патриотического, эстетического, этического, этического воспитания учащихся;
  5. прививать навыки сельскохозяйственного труда, развивать умения применять знания на практике, развивать логическое мышление.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

- называть общие признаки живого организма; основные систематические категории; признаки царств живой природы, отделов, классов, семейств цветковых растений;

-приводить примеры усложнения растений в процессе эволюции; приспособленности растений к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений;

- характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений; деление клетки; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов. паразитов, симбионтов); размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений; природные сообщества, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

- обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов;

- распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, растений; клетки, ткани, органы и системы органов растений; наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных семейств, классов, отделов, съедобные и ядовитые грибы;

-   сравнивать строение и функции клеток растений; организмы прокариот и эукариот, автотрофы и гетеротрофы; семейства, классы покрытосеменных растений, царства живой природы;

- применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

- делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы; об усложнении растительного мира в процессе эволюции;

- наблюдать сезонные изменения в жизни растений; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

-  соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений; бережного отношения к организмам, видам, поведения в природе; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

      Содержание учебной дисциплины

  1. Введение (1 ч.)

Наука о растениях – ботаника. Царства живой природы. Царство растений. Изучение растений.

  1. Общее знакомство с растениями (4 ч.)

Мир растений. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Растение – живой организм. Условия жизни растений. Четыре среды жизни на земле.

  1. Клеточное строение растений (7 ч.)

Устройство увеличительных приборов. Особенности растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды.

  1. Органы цветковых растений (19 ч.)

Семя. Условия прорастания семян. Значение семени. Корень. Рост корня. Значение корней и их разнообразие. Побег. Развитие побегов из почек. Лист – часть побега. Значение листа в жизни растений. Стебель, его строение и значение. Видоизменения побегов. Цветок – генеративный орган растения. Цветение и опыление растений. Плод. Растительный организм – живая система.

  1. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 ч.)

        Минеральное питание растений. Фотосинтез. Космическая роль зеленых   растений. Дыхание и обмен веществ растений. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение растений. Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

  1. Основные отделы царства растений (11 ч.)

Понятие о систематике растений. Водоросли и их значение. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные. Плауны. Хвощи. Папоротники. Отдел Голосемянные. Отдел Покрытосемянные. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные.

  1. Историческое развитие растительного мира на Земле (3 ч.)

        Эволюция растительного мира на Земле. Эволюция высших растений.  Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

  1. Царство Бактерии (2 ч.)

Бактерии – живые организмы. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.

  1. Царство Грибы. Лишайники (3 ч.)

Царство Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники.

10. Природные сообщества (6 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.


№ п\п

Тема

Количество часов

Уроки

Лабораторные работы

Контрольные работы

Введение. Многообразие царства Растений.

1

1

Общее знакомство с высшими растениями.

1

1

Признаки растений. Органы растений.

1

1

Растения высшие и низшие. Лаб. работа №1 "Рассмотрение семенных и споровых растений"

1

1

1

Условия жизни растений.

1

1

Увеличительные приборы. Лаб. работа №2 "Знакомство с приемами работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами"

1

1

1

Строение растительной клетки. Лаб. работа №3 "Приготовление микропрепарата"

1

1

1

Понятие о тканях. Лаб. работа №4 "Рассматривание клеток листа элодеи и кожицы лука"

1

1

1

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление

1

1

Зависимость процессов жизнедеятельности от условий окружающей среды. Дыхание и питание. Запасные вещества

1

1

Космическая роль растений

1

1

Обобщение по теме "Клеточное строение растений"

1

1

1

Строение семян.

1

1

Условия прорастания семян. Лаб. работа №5 "Строение разнообразных семян однодольных и двудольных растений"

1

1

1

Значение семян

1

1

Корень. Значение и разнообразие корней. Лаб. работа №6 "Корневые системы"

1

1

1

Рост корня. Лаб. работа №7 "Определение  зоны роста корня"

1

1

1

Внутреннее строение корней. Корень как орган минерального питания. Лаб. работа №8 "Изучение внешнего строения корня и корневого чехлика"

1

1

1

Видоизменение корней.

1

1

Побег. Строение и значение побегов

1

1

Почка – зачаточный побег. Лаб. работа №9 "Строение почек"

1

1

1

Лист как боковой орган побега. Разнообразие листьев. Лаб. работа №10 "Внешнее строение листа"

1

1

1

Внутреннее строение листа. Лаб. работа №11 "Внутреннее строение листа"

1

1

1

Стебель как осевая часть побега

1

1

Внутреннее строение стебля. Рост стебля в толщину. Лаб. работа №12 "Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева"

1

1

1

Видоизменение побегов. Лаб. работа №13 "Видоизменение побегов"

1

1

1

Обобщение по теме «Семя. Побег. Корень.».

1

1

1

Цветок. Его значение и строение. Лаб. работа №14 "Строение цветка"

1

1

1

Цветение и опыление. Приспособление к опылению. Соцветия. Лаб. работа №15 "Соцветия"

1

1

1

Разнообразие плодов. Приспособленность растений к распространению плодов и семян. Лаб. работа №16 "Распространение плодов и семян"

1

1

1

Взаимосвязь органов растения как живого организма

1

1

Корневое питание растений

1

1

Удобрения

1

1

Воздушное питание растений

1

1

Фотосинтез

1

1

Дыхание растений

1

1

Роль воды в жизни растений

1

1

Размножение растений половое и бесполое. Лаб. работа №17 "Черенкование комнатных растений"

1

1

1

Оплодотворение растений. Лаб. работа №18 "Изучение приемов искусственного опыления растений"

1

1

1

Развитие плода

1

1

Рост и развитие растений

1

1

Онтогенез растений

1

1

Понятие о систематике растений. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные водоросли

1

1

Многоклеточные водоросли. Значение водорослей. Лаб. работа №19 "Рассмотрение одноклеточных и многоклеточных водорослей"  

1

1

1

Отдел Мохообразные. Значение мхов

1

1

Папоротники, хвощи, плауны. Лаб. работа №20 "Внешнее строение папоротникообразных и мохообразных"

1

1

1

Былой расцвет папоротникообразных. Лаб. работа №21 "Рассмотрение спор мха и папоротника"

1

1

1

Голосеменные. Лаб. работа №22 "Изучение строения шишек и семян хвойных"

1

1

1

Покрытосеменные растения. Деление их на классы

1

1

Семейства двудольных растений (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые)

1

1

Семейства двудольных растений (Пасленовые, Сложноцветные)

1

1

Семейства однодольных растений (Лилейные, Злаки)

1

1

Обобщение теме «Отделы царства растений»

1

1

1

Эволюция растительного мира

1

1

Приспособительный характер эволюции

1

1

Многообразие культурных растений. Лаб. работа №23 "Уход за комнатными растениями"

1

1

1

Характеристика бактерий. Лаб. работа №24 "Рассматривание сенной палочки и культуры бактерий с ладони человека под микроскопом"

1

1

1

Значение бактерий. Лаб. работа №25 "Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых"

1

1

1

Характеристика грибов. Плесневые грибы. Дрожжи. Лаб. работа №26 "Изучение плесневого гриба мукор и разбрасывание им спор"

1

1

1

Шляпочные грибы. Многообразие грибов. Лаб. работа №27 "Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых грибов, внешнего вида гриба-трутовика"

1

1

1

Лишайники. Лаб. работа №28 "Рассмотрение слоевища лишайников"

1

1

1

Растительное сообщество, его характеристики

1

1

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе

1

1

Биогеоценоз. Экосистема

1

1

Смена сообществ. Лес, луг, болото как примеры естественных природных сообществ. Искусственные сообщества

1

1

Роль человека в природе

1

1

Итоговый урок по ботанике

1

1

1

Обобщение по разделу "Растения". Летние задания.

1

1

Итого

68

68

28

4


                      Перечень рекомендуемой литературы

  1. Калинина А.А. Универсальные поурочные разработки по биологии: Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Вако, 2007.
  2. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.
  3. Корчагина В. А. "Ботаника" 5-6 кл. М. 1978. (Дополнительный учебник)
  4. Кучменко B.C. "Программно-методические материалы. Биология". 6-11 кл. М. 2001.
  5. Пономарева И. Н. и др. Биология, 6 кл. – М.: Вентана-граф, 2009. (основной учебник)
  6. Сухова Т.С. "Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл." М. 2001. С. 160.
  7. Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 кл. – М.: Дрофа, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...