Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Куликов Алексей Борисович

Предмет: биология

Уровень образования: основное общее

Тема: Орган зрения и зрительный анализатор

Тип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)

Форма проведения урока: нелинейный, по системно – деятельностному подходу

Цель:

  • сформировать у ребят представление о работе зрительного анализатора.
  • сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира.
  •  продолжить развитие у школьников умения выделять главное, сравнивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organ_zreniya_i_zritelnyy_analizator.docx100.88 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Уровень образования: основное общее

Тема: Орган зрения и зрительный анализатор

Тип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)

Форма проведения урока: нелинейный, по системно – деятельностному подходу

Цель: 

  • сформировать у ребят представление о работе зрительного анализатора.
  • сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира.
  •  продолжить развитие у школьников умения выделять главное, сравнивать.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий

- описывать строение зрительного анализатора

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль зрительного анализатора  в жизни человека

В сфере безопасности жизнедеятельности:

-осознавать необходимость соблюдения правил личной гигиены, следования  инструкциям и нормам

Личностные: 

- Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.

-Признание ценности здоровья, своего и других людей.

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

 Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно- следственные связи.

- Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Задачи урока: 

  • Образовательные: 
  • выяснить, какое участие принимает в восприятии зрительных образов кора головного мозга человека;
  • объяснить, почему наши зрительные ощущения не всегда соответствуют действительности.
  • Развивающие: 
  • вовлечение учащихся в совершение мыслительных операций, формирование навыков самостоятельной, поисковой деятельности.
  • Воспитательные:
  • формирование представлений о связи теории с практической жизнью, развитие интереса и положительной мотивации к предмету.

Учащиеся должны знать:

терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные     структуры  глаза и их работу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,
  2. Описывать анатомию и физиологию анализаторов.
  3. Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.
  4. Иметь навыки здоровьесберегающего поведения. 

Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях;

Развивать любознательность;

Воспитывать эмоциональное ценностное отношение к предмету изучения.

Оборудование: таблицы с изображением органа зрения  человека. Карточки учета знаний по теме «Орган зрения и зрительный анализатор». Учебник для 8 класса, рабочая тетрадь, раздаточный материал - листы-опросники, рабочие листы (приложение) модель глаза человека, фотоаппарат, стакан с водой и стеклянная трубочка

Основные понятия: Брови, веки, ресницы. Глазницы черепа. Носослезный проток. Глазное яблоко. Белочная оболочка (склера). Роговица. Сосудистая оболочка. Радужка. Зрачок. Хрусталик. Стекловидное тело. Сетчатка. Палочки. Колбочки. Желтое пятно. Зрительный нерв. "Слепое пятно".

Межпредметные связи: физика, ОБЖ.

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема “вызов – осмысление – размышление”. Стратегиями урока являются основные приемы – Прием «Чтение с остановками» и таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал”. На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт – чтение с маркировкой текста, синквейн – форма письменной рефлексии. Форма работы – группы. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

  • Прием «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ). Учащиеся чертят в тетради таблицу, в которой три графы:1 – знаю; 2 – хочу знать; 3 – узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
  • Прием «Чтение с остановками». Текст для самостоятельной работы учащихся учитель составляет сам или использует текст учебника. Текст должен содержать последовательное изменение мысли. Учитель разбивает его на отдельные части (логические куски). Учащиеся читают текст и останавливаются  в определенном месте (по усмотрению учителя это может быть многоточие в середине предложения или конец абзаца). Затем учитель задает вопрос о дальнейшем развитии мысли. (как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте дальше?) ученики высказывают свои суждения, читают текст  дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным. (Текст, с которым работают учащиеся, можно прикрыть чистым листом, чтобы ученики не видели его продолжения.)  

                                                                  Алгоритм работы на уроке

  1. Ввод в проблему – стадия вызова

а) работа по актуализации жизненного опыта и полученных знаниях  о зрительном анализаторе.

б) осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о зрительном анализаторе, самостоятельная работа с основной информацией учебного занятия.

  1. Осмысление содержания

а) отчет каждой группы. Оформление рабочих записей в тетради.

б) определение вывода по изучению основного материала. Работа по обобщающей схемой.

  1. Размышление (рефлексия)

а) анализ записи в тетради. (Чему научились?)  

б) анализ приемов, которые использовались при обучении. (Как учились на занятии?)

в) синквейн (5).

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1.Определение потребностей и мотивов

Стадия вызова

Организационный момент.

Актуализация,

мотивация..

Контрольно-оценочный по теме

«Анализаторы»

- Добрый день! Садитесь. Я рад видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке.

- проверка отсутствующих на уроке;

- вводная беседа.

Урок, на котором нам сегодня предстоит совершить интересные открытия, мне бы хотелось начать со стихотворения печорского поэта Бориса Хватова.

Путь к истине как трудный путь в пустыне
Ты от сомнений чуть живой уже…
Вдруг вспомнишь: дело все в гемоглобине –
И как-то сразу легче на душе.
Огонь любви…
Холодный мрак измены
Где корень зла?
Тупик, хоть околей!
Но кто-то очень мудро скажет: “Гены”, –
И как-то сразу на душе светлей.
Все лето дождь. Холодный ветер стонет,
И мокрой веткой клен стучит в окно
Но вспомнишь вдруг, что дело все в циклоне
И на душе уже не так темно.

– Какая она все-таки удивительная – природа человеческого организма! Пастернак называл наше тело пустым собранием висков, губ и глаз, ладоней, плеч и щек. И вот это собрание способно мыслить, чувствовать, ощущать. Как связано прочитанное мною стихотворение с природой человека?

– Да, но мы стремимся не только понять законы физических явлений, мы пытаемся объяснить, откуда берутся наши мысли, чувства, переживания. Мы пытаемся понять природу своих ощущений. А ощущения – это наши проводники в окружающий мир. Мир этот богат красками, звуками, запахами

Блок контроля и взаимоконтроля.

- С помощью каких органов мы воспринимаем все эти явления?

- Что такое анализатор?

- Из чего состоит анализатор?

- Что такое восприятие?

- Какие виды ощущений вы знаете?

- А теперь узнайте орган чувств по описанию. Это сложнейший оптический прибор. Он отвечает на ничтожно малые дозы световой энергии, такие, что потребовалось бы десяток лет, чтобы ими можно было нагреть на 1о один грамм воды?

– Это глаза, органы зрения. Какие ощущения возникают у нас благодаря глазам?                                

 – Вот мы и определились с темой урока. Орган зрения. Зрительный анализатор. Как вы думаете, какие цели и задачи мы поставим перед собой?

Перед нами стоит задача.                                                    - Изучить природу зрительных ощущений человека. - изучить строение и функции глаза, его частей,            - особенности восприятия окружающего мира.

Обращает внимание учащихся на тему урока, предлагая её записать в тетрадях.

- Давайте вспомним, что мы знаем о анализаторах в том числе и о зрительных?

На основе ответов учащихся начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу «знаю»

                          Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Что такое анализатор – это  специальный чувствительный орган благодаря которым мы получаем все сведения об окружающем нас мире.

2. Из чего состоит анализатор – из рецепторов, нервных путей и мозговых центров.

и т.д. (Ответы могут быть разные т.к. в 7 классе изучая животных эта тема встречается)

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Ответы детей.

Ответы детей.                         

  – С помощью органов чувств: глаз, органов слуха, обоняния.                                         –

-специальный чувствительный орган благодаря которым мы получаем все сведения об окружающем нас мире.

- рецепторов, нервных путей и мозговых центров.

- различные ощущения на явления внешнего мира.

световые,звуковые,болевые…

Ответы детей.                           

- Зрительные.

Ответы учащихся.

Учащиеся пишут тему урока в тетрадях.

Работают в своей тетради заполняют таблицу ЗХУ, графу «знаю»

Знаю

Хочу знать

Узнал

см  в графе (деятельность учителя)

Личностные-  смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется

Регулятивные-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные-  Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

2. Принятие учебных целей и условий их достижений

Постановка проблемы

1. как объяснить мысль Аристотеля: “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств”?
- как устроены и работают разные виды анализаторов у человека, по каким причинам возникают сбои в их работе – это и предстоит нам выяснить.

2. С.С.Смирнов в своей книге "Рассказы о неизвестных героях" описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды у него было в достатке, а спичек и свечей, хватило только на 4 года. Когда он вышел на свет тут же ослеп. Как вы думаете, почему это случилось?

- Ребята вам не хватает определенных теоретичес-ких знаний, я предлагаю  погрузиться в изучение нового материала, который поможет вам ответить на этот вопрос.

Ответы учащихся……..                              -головной мозг анализирует разнообразную информацию, полученную из внешней внутренней среды благодаря органам чувств.

Ребята строят свои предположения по этому поводу, но дать грамотный ответ им не удается.

Обучающиеся  формулируют гипотезу и вырабатывают план действий по ее доказательству.

Гипотеза: «Изучив строение зрительного анализатора и органа зрения, мы сможем понять механизм их работы, а также предположить, какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы обеспечить их нормальное функционирование».

План действий:

1.Выяснить значение зрения

2.Изучить строение органа зрения и зрительного анализатора

3.Рассмотреть принципы работы зрительного анализатора

Регулятивные-  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

Познавательные- Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные -постановка вопросов

3. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, анализ, выводы

Изучение

нового

материала и

его

закрепление

(Осмысление)

Работать на уроке мы будем следующим образом: класс разбит на группы, в каждой группе есть руководитель. При получении задания начинается индивидуальная работа с текстом в течении 1 мин, затем идет групповое обсуждение 1-2 мин вопроса и назначается выступающий от группы.

А сейчас я предлагаю вам еще раз обратить внимание на тему нашего сегодняшнего урока и его цели. (называет тему урока и цели урока) и исходя из темы урока и целей, которые я назвал, подумайте, пожалуйста, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке, какие обсудить вопросы и чему научиться?

Исходя из перечисленных вами вопросов в графе «хочу знать» давайте запишем основные вопросы, ответы на которые мы будем сегодня рассматривать.                            Продолжает заполнять таблицу на

доске графу «хочу знать». (наиболее значимые)

Знаю

                         Хочу знать

Узнал

1. Значение зрения.                                 2. Расположение глаз.                              3. Строение глаза.                                        4. Оптическая система глаза.        5. Бинокулярное зрение.

Физминутка.                                                                     Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте глаза и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока.

Давайте послушаем сообщение: «Значение зрения», а вы в это время делайте заметки в своих тетрадях. Сообщение. См прил. У1

- Вы прослушали сообщение, обсудите первый вопрос «Значение зрения»                                                                       На основе ответов учащихся начинаю на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу «Узнал»

Знаю

Хочу знать

                           Узнал

  1. Значение зрения.

а) 95% информации человек получает с помощью зрения.

б) опознает предметы, определяет его место в пространстве, следит за перемещениями. (познаём внешний мир)

в) благодаря зрению люди научились читать и писать. и.т.д.

Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом. Стр. 244 – 245. и ответьте на вопросы.

1. Где расположены глаза?

2. Что такое глазное яблоко?

3. Что такое глазница?

- Координируя ответы учащегося на вопросы:                                        

Знаю

Хочу знать

                           Узнал

2. Расположение глаз.    

-  Глаза, точнее глазные яблоки, расположены в глазницах – парных углублениях черепа.                        

- Ни для кого не секрет, что зрительные ощущения возникают благодаря глазам. Я предлагаю вам повернуться лицом друг к другу и заглянуть в глаза соседа. Что вы в них увидели, какие они глаза вашего соседа?

– А теперь анатомический вопрос. Какие части глаза вы наблюдали?

Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом - изучают строение глаза.

Приложение 1. Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. в учебнике. Подпиши названия частей глаза. (это приложение вклеивается в тетрадь уч-ся)                                                                                    Приложение 2. Заполните таблицу и ответьте на вопросы

1)  Глаза состоят из ……….    

2) Вспомогательный аппарат глаза состоит из…..

3) К защитным образованиям относятся …………  

4) Каково их значение?

5) Слезный аппарат представлен …………    

6) Что такое зрачок? Каковы его функции?

7) Как работает хрусталик?

8) Где располагаются колбочки и палочки? Каковы их свойства?

9) Что такое слепое пятно? (место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов)

Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом. приложение 4 выполните демонстрационный опыт и

лабораторную работу, ответьте на вопросы.

1.Что является адекватным раздражителем для глаза?                                                                                      2. Как меняется зрачок в зависимости от освещения?                                                                             3. Что такое бинокулярное зрение?  

4. Объясните: Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.  

5. Как вы думаете из каких частей состоит зрительный анализатор?

Известно, что глаза реагирует на свет. Немецкий ученый Гельмгольц считал, что моделью глаза является фотокамера. В руках я держу фотоаппарат и модель глаза человека. Нам предстоит сравнить эти приборы. Для этого выполните задание – соотнеси на листах-опросниках, напротив деталей фотоаппарата выпишите части глаза им соответствующие.

Далее учитель показывает детали фотоаппарата, а один из учеников показывает на модели глаза соответствующие ему части.

- У нас есть объектив, диафрагма, фотопленка, чего не хватает?

– Если бы понадобилось установить соответствие, какую часть зрительного анализатора вы бы написали напротив фотографии?”

– Зрительная зона в затылочной доле коры. Значит, видят не глаза, а мозг человека. Фотография и есть наше зрительное ощущение. Мы можем определить кто на ней изображен, узнать знакомые лица, как расположены относительно друг друга объекты и.т.д.

Физминутка.

 

Делают записи в тетрадях.                                

Знаю

Хочу знать

Узнал

см  в графе (деятельность учителя)

Учащиеся выполняют физминутку.

Слушаем сообщение, делаем заметки в тетради в графе «Узнал»

Знаю

Хочу знать

Узнал

см  в графе (деятельность учителя)

Делают записи в тетрадях в графу «Узнал»

Ответы детей.

- Веки, ресницы, брови – приспособления для защиты глаз. Зрачок, радужку, роговицу.

Работа с приложением.

Ответы учащихся.

1)  из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

2) из защитных образований, слезного и двигательного аппарата.                                      

3) брови, ресницы, веки.

4) Ответы уч-ся.

5) слезной железой и слезовыводящими каналами.

6) Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей. Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь

7) Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией.

8) 9) Приложение 3 «Строение сетчатки» Колбочки и палочки (зрительные рецепторы) располагаются в сетчатке глаза. Палочки – рецепторы сумеречного света, колбочки раздражаются только ярким светом, с ними связано цветное зрение.

Делают записи в тетрадях в графу «Узнал»  

Ответы учащихся. Заполняют графу «Узнал»

5) Зрительный анализатор: рецептор – колбочки и палочки сетчатки; путь – зрительный нерв; зона больших полушарий – затылочная.

Сообщение уч-ся. Это интересно см. приложение 5

Просвет диафрагмы – зрачок. Объектив – хрусталик, стекловидное тело (преломляющие среды глаза). Фотопленка – сетчатка глаза.

(Фотографии.)

(Кора головного мозга.)

Учащиеся выполняют физминутку.

Регулятивные-  коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

Познавательные-  поиск и выделение необходимой информации,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные -  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

4.Итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексия, осмысление и самопознание)

1. Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о «Зрительном анализаторе»? Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ (графа «узнал») на доске.

2. Для закрепления изученного материала вам предлагаются тестовые задания на карточках.

См. прил. 6

Проверка результатов биологического

диктанта.  Построим   «Розу    ветров (оценок)»

3. Подведение итогов урока предлагаю проделать в форме «СИНКВЕЙНА»

1 строка – Тема или предмет (1 существительное)

2 строка – описание предмета (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (3 глагола)

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к предмету.

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Д/З

  1.        Параграф прочитать и ответить на вопросы.         ИЛИ
  2. Проанализировать записи в тетради.
  3. По желанию доклады - сообщения. Доклады – сообщения: «Причины нарушения зрения», Гигиена зрения».

Общее задание: Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.

Формулируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал»).

Работа индивидуальная

Работа индивидуальная

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Личностные- нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные- контроль  - в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Познавательные- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


Приложение. У1. 

На протяжении почти целого учебного года мы с вами познавали тайны строения нашего организма – главного чуда света. Мы изучали строение нашего мотора-сердца; узнали, зачем мы дышим, едим, благодаря чему двигаемся, говорим, думаем. Но в стране Анатомии – самой удивительной в царстве Биологии – остались еще несколько неизведанных нами островов Органов чувств. Эта группа островов имеет общее название, оно то и было темой нашего прошлого урока.

Удивительный механизм наши глаза. Как много дают они нам, людям, каждому человеку в отдельности и всему миру живого! Однажды я прочла фразу Платона о том, что “из органов боги прежде всего устроили светоносные глаза”. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95 % информации об окружающем нас мире, они же по подсчетам Сеченова дают человеку до тысячи ощущений в минуту. Для нас же эти малые цифры - все или почти все.

Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей. Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные сопки вокруг. Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне. Рафаэль, Рембрандт, Пикассо... – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу. “Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть... Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.

У туркменского народа есть такая пословица: “От глазных болезней человек не умирает, но и о его здоровье никто не придет справляться”. И действительно, – от глазных болезней, как правило, не умирают. В нашей жизни, полной таких страшных слов, как рак. СПИД, инфаркт, инсульт, их существование не вызывает ощущение безысходности. Мы настолько смирились с неизбежностью потери зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу, чтобы поинтересоваться: “Ну, как там твои глаза?” На счет горла, печени, сердца обязательно спросим, а вот о глазах нет. Хотя еще в Древнем Египте именно глаза помогали ставить диагнозы больным. Этот метод известен и в настоящее время и называется “иридодиагностика”. Каждый орган имеет свою зону пятен на радужке глаза, и при заболеваниях эти пятна темнеют.

“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом.

Вообще, надо отметить, что человеку, в отличие от многих млекопитающих, повезло. Мы обладаем цветовым зрением, но не воспринимаем ультрафиолетовые волны и поляризованный свет, помогающий ориентироваться в тумане некоторым насекомым.

Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.

Приложение 1.

http://festival.1september.ru/articles/506511/img1.JPG        Рис.1.

Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. в учебнике. Подпиши названия частей глаза.

Приложение 2.                                                                   Строение глаза

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные

Брови

Веки

Слезный аппарат

Оболочки глазного яблока

Белочная

Сосудистая

Сетчатка

Оптическая

Роговица

Водянистая влага

Радужная оболочка (радужка)

Зрачок

Хрусталик

Стекловидное тело

Световосприни-мающая (зрительный анализатор)

Фоторецепторы (нейроны)

Зрительный нерв

                                                                                                                                                   

    Приложение 3                               «Строение сетчатки»

Сетчатка – светочувствительная часть глаза, которая прилегает изнутри к сосудистой оболочке глаза. Сетчатка имеет толщину 0,2 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой прилегает непосредственно к черным пигментным клеткам. Он образован зрительными рецепторами – палочками и колбочками. В сетчатке насчитывается  примерно 130 млн палочек и около 7 млн колбочек различают цвет: одни - синий, другие - зеленый, третьи - красный. Человек способен различить до 250 основных тонов и 5-10 млн. оттенков.

Более чувствительны к свету палочки – их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше. Это аппарат дневного и цветного видения.

Решение экспериментальной задачи

– Колбочки и палочки распределены на сетчатке неравномерно. Вы днем видите все предметы в цвете. Наступил вечер. Освещения нет. Вы идете по темной улице. В каком цвете вы видите? (сумеречное). Вы подходите к фонарю. А как теперь вы видите? (цветное). Попробуйте ответить на вопрос: Почему в сумерки мы не различаем окраску предметов? Почему справедлива поговорка «В темноте все кошки серы?»

Как распределены колбочки и палочки на сетчатке?

На дне глаза, напротив зрачка, находится желтое пятно – место наилучшего видения. Здесь располагаются только колбочки. По направлению к периферии количество колбочек уменьшается, а палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки.
Недалеко от желтого пятна ближе к носу расположено слепое пятно (место выхода зрительного нерва), в нем нет фоторецепторов. В сетчатке одного глаза разветвляется примерно 1 млн. волокон зрительного нерва. Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.

Интересно! Профессионалы текстильщики различают до 100 оттенков черного цвета.

Опытный шлифовальщик способен увидеть просвет в 0,5 микрона. Человек может различать цвета до 130 оттенков спектра. В комическом полете глаз может воспринять даже отдельные ядерные частицы, которые вызывают вспышки фосфены.

Приложение. 4.                                  Оптическая система глаза

– Адекватным раздражителем для глаза является видимый свет. Видимый свет от предметов проходит через роговицу, переднюю камеру, зрачок. Заднюю камеру, хрусталик он преломляется.

Демонстрационный опыт

На столах стоят два стакана. Один стакан пустой, а в другом – вода. В оба стакана помещены стеклянные палочки. Учащиеся видят как в стакане, в котором находится вода происходит преломление изображения стеклянной палочки. Стекловидное тело, которое состоит из 98,5% воды тоже преломляет солнечные лучи, отраженные от предметов.
Зрачок регулирует его интенсивность солнечного света. Зрачок то сужается, то расширяется. Зрачковый рефлекс – это безусловный рефлекс. В этом процессе активно участвует вегетативная нервная система. Парасимпатический отдел сужает зрачок, а симпатический – расширяет.
Изображение на сетчатке получается перевернутое и уменьшенное. Но человек воспринимает предметы правильно, потому что деятельность одних анализаторов корректируется другими.

–Средняя оболочка глаза -  эта оболочка богата сосудами, отсюда и название. В ней выделяют три части: радужка, ресничное тело, собственно-сосудистая оболочка.
Передняя радужка имеет вид плоского кольца и располагается непосредственно под роговицей. Так как роговица прозрачна, то мы видим расположенную под ней радужку.

Вопрос учащимся: Какова цвета радужка у вас? (…………….)

– Почему радужка получила такое название? (Так как может быть разных цветов.)

Радужка может быть разных цветов, отсюда и название. А цвет глаз зависит от пигментов, расположенных в радужной оболочке. Луч света же проникает внутрь глаза через зрачок, который расположен в середине радужной оболочки. Проведем эксперимент.

Эксперимент . Работа в парах

Цель работы: обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход эксперимента: работа проводится в парах. Учащимся предлагается смотреть друг другу в глаза и наблюдать за шириной зрачка. При этом учитель включает и выключает несколько раз свет в кабинете.

После проведения эксперимента учащиеся должны ответить на вопрос: что происходит с зрачком при ярком освещении и в полутьме?

                           Да или Нет

Итог. Расширяется зрачок под влиянием света, а суживается под влиянием темноты. Величина зрачка регулируется специальными глазными мышцами, расположенными в радужке.
Средняя часть сосудистой оболочки ресничное тело. Ресничное тело это круговой валик, в котором заложена ресничная мышца, сокращение которой передается на хрусталик, меняющий при этом свою кривизну.
Собственно сосудистая оболочка содержит черный пигмент, который поглощает свет и богата кровеносными сосудами.

Бинарное зрение. Сравните панорамность и объем зрительных полей разных животных. У хищников – самый большой объем - так легче определять расстояние (сравни: заяц - кошка), а у травоядных больше панорама, чтоб все видеть. Заяц вообще ничего не видит перед носом, поэтому скашивает глаза.

Приложение 5

Почему у человека зрачки круглые?

подсказка

У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.

У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.

Минута на обдумывание.

Проверим ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.

 Приложение 6

  1. Слепое пятно расположено в месте, где находятся (находится)

  • Палочки
  • Колбочки
  • Выход зрительного нерва
  • Сосудистая оболочка

  1. В сумерки ориентация осуществляется за счет палочек потому, что они:

  • Располагаются в сетчатке глаза
  • Расположены по краям сетчатки
  • Более чувствительны к свету, чем колбочки
  • Отсутствуют в желтом пятне

  1. Если слезная жидкость не будет выделяться, то:

  • Клетки сетчатки погибнут
  • Погибнут клетки роговицы глаза
  • Хрусталик изменит кривизну
  • Зрачок сузится

  1. Как называются части глаза, отмеченные на рисунке цифрами?

    [R75-BIO69_8_11_52]_[PD_165-s]

    1 – __________________________________
    2 – __________________________________
    3 – __________________________________
    4 – __________________________________
    5 – __________________________________
    6 – __________________________________
    7 – __________________________________
    8 – __________________________________
    9 – __________________________________

  1. Хрусталик

  • Более плоский, когда мы смотрим вдаль
  • Более выпуклый, когда мы смотрим вдаль
  • Направляет лучи строго на сетчатку
  • Имеет форму двояковогнутой линзы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...