Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Савельева Елена Федоровна

Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_10_klasse_genetika_pola.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 9 классе по теме: «Генетика пола. Составление родословной»

 

Оборудование: Фотографии детей и родителей класса, в котором проводится урок (можно добавить фото бабушек и дедушек), карточки с родословной Королевы Виктории, инструкции по составлению родословной, презентация.

Этап. Организационный. Целеполагание.

Цель деятельности учителя: Создать условия для выхода учащихся на постановку учебной задачи.

Задачи этапа:  

 -создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к  изучению генетики пола и составлению родословной;

 -создать условия для развития у учащихся умений, связанных с  составлением родословной и решением задач по генетике пола;

 -создать условия для развития у учащихся умений работать со схемами фотографиями, рисунками и применять знания на практике при составлении родословной своей семьи.

Цель деятельности ученика:  Научиться  составлять родословную и решать задачи по генетике пола.

Задачи ученика: 

- учусь планировать, используя свои  знания по генетике, полученные в жизни и на уроках биологии;

 - учусь применять знания на практике.

Метод достижения цели: сравнительно-аналитический, словесно-логический, практический

Способ достижения целей: поисковая беседа.

 

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Сегодня одна из самых важных и интересных тем, которая позволит вам в будущем быть более уверенными и создать счастливую здоровую семью.

Работа в парах.

 

Учащиеся работают по инструкции,

Делают свой выбор, составляют семейные фотографии и наклеивают на лист формата А4.

Доказывают свой выбор. Оценка выполненных заданий с комментариями.

Инструкция к выполнению задания:

1.У вас на столе лежат фотографии детей и взрослых. Внимательно всмотритесь в лица и попытайтесь составить семейные фотографии по внешним сходствам взрослых и детей.

2.Докажите, что ваш выбор правильный.

3.На карточке подсказка: возможные варианты сходных признаков фенотипа.

  • Овал лица;                    
  • Разрез глаз;                    
  • Форма носа;                  
  • Форма губ;
  • Форам подбородка;
  • Телосложение;
  • Ямочки;
  • Родинки;
  • Веснушки;
  • Цвет глаз;
  • цвет волос
  • цвет кожи
  • курчавые или прямые волосы и т.д.

4.Проверка работы с фотографиями (на слайдах настоящие семейные фото).

 

Учащиеся дают описание будущего малыша: темные волосы, карие глаза, пухлые губы, смуглая кожа, курчавые волосы

(на слайде семейная пара) Дайте прогноз семенной паре: какой малыш может у них появиться, если известны фенотипы родителей и доминантные признаки по цвету глаз, волос, кожи, форме губ, волос.

 

Учащиеся дают пояснения, используя термины гомозигота, гетерозигота, доминантные и рецессивные гены, наследственность, альтернативные признаки.

Приходят к выводу, что родители гетерозиготны по признаку прямых волос и для более точного прогноза по наследуемым признакам, необходимо знать не только генотип и фенотип родителей, но и бабушек и дедушек, а возможно и нескольких поколений в семье.

Проверяем на слайде: все признаки совпадают, кроме прямых волос.

Проблема: как могло это произойти?

Учащиеся называют признаки во внешности  и поведении людей, на которые они будут обращать внимание.

Да.

Не достаточно.

Учащиеся формулируют тему и цель урока: Генетика пола. Составление родословной.

Цель: научиться составлять родословную.

Мы рассмотрели с вами признаки фенотипа. Вы должны понимать, что от  цвета глаз или формы носа,  не зависит  будущее человека, его жизнь. Но по наследству передаются не только внешние признаки, но и различные заболевания. И  для будущих родителей очень важно знать заранее, какова вероятность появления в семье больного ребенка, чтобы  быть готовым психологически к проблемам и трудностям. По внешности человека мы уже можем предполагать, будут ли у будущего ребенка проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, умственным развитием и т.д., но иногда человек является лишь носителем признака и невозможно установить проблему по фенотипу.

Демонстрация слайдов по наследуемым признакам и наследственным заболеваниям: Полидактитлия, волчья пасть, заячья губа, альбинизм, веснушки, брахидактилия, синдром преждевременного старения и т.д.

Зная все это, скажите: Как вы будете выбирать свою вторую половину, на что будете обращать внимание?

- Можно ли проследить наследование какого-то признака?

Достаточно ли знать признаки одного члена семьи, чтобы сделать выводы о генетике семьи?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Какую цель мы поставим перед собой?

Историческая справка.

(учащиеся могут подготовить сообщения к уроку)

1.Исторические сведения о традициях выбора невесты на Руси (узнавали о родственниках до 5 колена).

2.Семья Королевы Виктории и «царская болезнь».

3.Семья царя Николая II- потомки королевы Виктории.

Сегодня мы узнаем, как выбирали свою половинку наши предки и узнаем тайны царственных семей.

Я предлагаю послушать сообщения и прокомментировать каждое из них.

Комментарии учителя и учащихся, обсуждение вопросов по представленному  материалу.

Обсуждение нравственных аспектов создания семьи и здоровьесбережения.

Самостоятельная работа по инструкционной карточке:

1. Изучите символы и их обозначения на схеме родословной.

2. Сколько поколений представлено на схеме?

3. Сколько было детей у королевы Виктории?

4. Сколько детей, и какого пола было больных гемофилией в 1 поколении?

5. Сколько женщин-носителей гемофилии было в первом поколении?

Учащиеся дают ответы на вопросы с комментариями.

Генеалогический метод. Определение, суть метода, применение на практике.

Я предлагаю вам познакомиться и разобраться со схемой родословной.

Перед вами лежит карточка с инструкцией по работе со схемой. Ознакомьтесь и постарайтесь ответить на все вопросы, пользуясь данными схемы.

Проверка выполненного задания.

Выводы:

1.Была ли «генетическая» вина  королевы Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией?

2.Можно ли было прервать передачу признака новым поколениям,  и каким образом?

3.В чем преимущества работы со схемами?

Закрепление знаний и умений, рефлексия.

 Цель деятельности учителя: Создать условия для закрепления изученной информации об особенностях составления родословной и решения задач по генетике.

Задачи этапа:                           

 - создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы;

Цель деятельности ученика: Учусь применять знания на практике.

 Задачи ученика:                      

 - учусь формулировать получаемые результаты,

- определять цели дальнейшей работы,

- корректировать свои последующие действия.

Метод достижения цели: Контроль усвоения знаний

Способ достижения целей: Решение задачи.

                                         

Решают задачу по родословной.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

1.С каким методом генетики мы сегодня познакомились?

2.В чем преимущества и недостатки этого метода?

3.О каком секрете семейного счастья шла речь на уроке? Насколько это важно для вас?

4.Появилось ли у вас желание воспользоваться в будущем этим методом?

Примечания

 

Домашнее задание.

Составить родословную своей семьи, выбрав 1 признак и проследив наследование в 3-5 поколениях.

 

 

Продолжить предложение:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...

конспект урока биологии по теме "Рыбы" 7 класс

Обобщающий  урок по теме "Рыбы" 7 класс к УМК Пасечника (Латюшин, Шапкин). Предлагается вниманию коллег конспект открытого урока  по данной теме.  ...

Конспект урока биологии по теме: "Брюхоногие моллюски" в 7 классе

Цели урока:• Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека• Выявление связи между особенностями строения и жизнедеятельностью улиток и их...

Урок по биологии на тему"Генетика пола"

Данный урок проводится в курсе Общей биологии при изучении раздела Генетика. Объяснение основывается на конкретных примерах, связанных с жизнью....

Конспект урока по биологии на тему " Генетика пола"

Конспект урока по биологии на тему " Генетика пола. Сцепленное с полом наследование", 9 класс....

Задачи по биологии на тему "Генетика пола".Биология 10 класс.

quot;Генетика пола" задачи по генетике. 10 класс. Биология. Цель задачи: рассмотреть хромосомный механизм определения пола, изучить явление сцепленного с полом наследования....