рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Сафронова Марина Вячеславовна

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта  общего образования, реализуется средствами предмета «Биология» на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко  (Москва, «Просвещение»,2011г.), (учебно-методический комплект «Биология - Сферы»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon соответствует требованиям ФГОС425.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обливский район  п. Каштановский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                               «Каштановская СОШ»

                                      Утверждаю

                                                                                       Директор МБОУ «Каштановская СОШ»

                                                                              Приказ от __28.08.2014__ № ___1_

                                                                                        __________________ /Пузикова Т.В./

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

основное общее, 5 класс

количество часов - 35

учитель: Сафронова М.В.

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта  общего образования, реализуется средствами предмета «Биология» на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко  (Москва, «Просвещение»,2011г.), (учебно-методический комплект «Биология - Сферы»).

2014-2015  год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего  и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (ФГОС).

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч. (1 час в неделю). Материал курса разделен на три главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием организмов, ролью биологии в практической деятельности человека, взаимосвязью организмов и окружающей среды.

Первая глава «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» знакомит учащихся с представителями различных царств живой природы, их многообразием и значением в природе и жизни человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды, влиянием экологических факторов на организмы и приспособленностью организмов к среде обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества» школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами условиями, в которых они обитают.

Во второй главе «Клеточное строение живых организмов» учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов, клеточным строением живых организмов, особенностями химического состава живых организмов, учатся сравнивать клетки растений и животных, находить черты сходства и различия, используя методы биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.                                                                                                  

 Третья глава «Ткани живых организмов» знакомит учащихся с особенностями строения тканей растений и животных в связи с их функциями. Учатся устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей живых организмов и формирование органов и в целом организма.

Нормативные документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС ООО).
  2. Примерная программа основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.-М.: Просвещение,2011.-144с./
  4. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение. 2011.
  5.  Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Каштановская СОШ»                                                            
  6.  Учебный план МБОУ «Каштановская СОШ»
  7. Учебник: Биология. Живой организм. 5-6 классы : учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – М.: Просвещение, 2012. -143 с.: ил./

Цели и задачи изучения предмета.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

Обучающие цели:

  • Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
  • Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
  • Развитие знаний об основных методах биологической науки;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений  в растительном мире;
  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

Развивающие цели:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
  • Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
  • Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Биология. 5класс» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания, полученные в начальной школе в курсе «Окружающий мир». Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения курса: мини-лекции, беседы, экскурсии. Для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать биологические ситуации различной сложности, в данный курс включены лабораторные, практические работы, индивидуальные и коллективные исследовательские работы, индивидуальные и коллективные проектные работы. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся  начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Окружающий мир», такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В программе отражен общепредметный образовательный минимум, который охватывает четыре элемента содержания образования: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме конкретных знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально - ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.  Освоение  этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую - ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях  учебной и иной деятельности.

2.Общекультурную - опыт освоения учащимися научной картины мира.

3.Учебно-познавательную - самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно-функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза.

4.Информационную - умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать  мультимедийные ресурсы и  компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

5.Коммуникативную - овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений, высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.

6.Социально-трудовую - овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения.

7.Компетенцию личностного самосовершенствования -формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Разделы

Компетенции

1.«Введение».

Учебно – познавательная, коммуникативная, 

 информационная. Общекультурная

2.«Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Ценностно-смысловая, учебно – познавательная,

коммуникативная, информационная. Общекультурная

3.«Клеточное строение живых организмов».

Ценностно-смысловая, учебно–познавательная,

 коммуникативная,  информационная.

4. «Ткани живых организмов».

Ценностно-смысловая, учебно–познавательная,

коммуникативная,  информационная.

                        Программа рассчитана на учащихся 5 класса общеобразовательных школ.

Количество часов по рабочему плану

Всего – 35  часа; в неделю – 1 час.

Форма промежуточной аттестации – тестирование, отчеты по лабораторным, исследовательским, проектным работам.

Итоговой аттестации – итоговое тестирование.

Требования к результатам обучения

Процесс обучения организуется с учетом целей и содержания программы,  на системно - деятельностной основе. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили  овладение учащимися системой знаний, предметными,  общими  учебными умениями, универсальными учебными действиями и  способами деятельности, такими, как: наблюдение и описание изучаемых явлений, объяснение этих явлений; планирование и проведение простейших опытов  и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей между развитием растительного организма и условиями его существования, обработке полученных  в ходе исследований результатов.

      Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися  универсальными учебными действиями  и способами деятельности, которые позволят учащимся  разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.

     Формы организации познавательной  деятельности учащихся  подбираются в соответствии с целями , содержанием, методами обучения, учебными возможностями  и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам   работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах по разработке проекта, выполнению экспериментальных заданий, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.

     Система контроля и оценки знаний учащихся  разрабатывается на основе  ФГОС.

В соответствии с ФГОС ООО требования к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях:

в результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» ученики 5 класса научатся:

  • Характеризовать признаки растительных организмов
  • характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие  исследовательской и  проектной деятельности при изучении растительных организмов;
  • различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;
  • характеризовать строение и физиологические процессы свойственные растительным организмам;
  • различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;
  • регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;
  • различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;
  • определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;
  • улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;
  • находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;

ученики получат возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения биологической литературы;
  •  ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;
  • выдвигать гипотезы и организовывать исследования с целью проверки гипотез;
  •  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
  • правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;
  • используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;
  • выделять эстетические достоинства объектов растительного мира;

      В результате изучения курса «Биология. 5 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и      способами деятельности  на личностном, метапредметном и предметном уровне.

  1. Личностные результаты

учащиеся 5 класса должны

  • Знать основные принципы отношения к живой природе;
  • Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
  1. Метапредметные результаты

учащиеся 5 класса должны

  • овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
  • Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
  1. Предметные результаты

В познавательной сфере

 учащиеся 5 класса должны

  • Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
  • Различать жизненные формы растений;
  • Знать строение и процесс деления клетки;
  • Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
  • Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
  • Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
  • Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
  • Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
  • Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.

В ценностно-ориентационной сфере

  • Знать основные правила поведения в природе.
  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности

  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности

  • Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.
  • Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.

В эстетической сфере

  •  Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.
  • Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.

     Система контроля  включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет  оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • включенность  учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
  • взаимооценка учащимися друг друга при  коллективно-распределительной  деятельности в группах;
  • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
  • публичная защита творческих работ,  экспериментальных исследований  и проектов.

      Для проведения  оценивания на каждом этапе обучения  разработаны соответствующие    критерии. Эти критерии  открыты для учащихся и каждый может регулировать свои  учебные усилия для  получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. (3часа)

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно –историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.

Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».

Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12часов)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие(типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.

Практическая работа № 1 «Влияние света на рост и развитие растений».

Практическая работа № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения – конкуренты».

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».                                                                                        

Клеточное строение  живых организмов (9часов)

Клеточное строение организмов. Правила работы  в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.

Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа».

Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп».

Лабораторная работа № 3 «Состав клетки».

Лабораторная работа № 4 «Строение растительной клетки».

Лабораторная работа № 5 «Строение инфузории туфельки».

Практическая работа № 3 «Приготовление препарата листа элодеи».

Практическая работа № 4 «Значение кипячения молока».

Практическая работа № 5 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».

Ткани живых организмов (9часов)

Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.

Лабораторная работа № 6 «Строение покровной ткани листа».

Лабораторная работа № 7 «Строение мякоти листа».

Лабораторная работа № 8 «Строение соединительной ткани - кровь, хрящ».

Лабораторная работа № 9 «Строение мышечной ткани».

Практическая работа № 6 «Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля».

Обобщающий урок по темам: «Клеточное строение живых организмов. Ткани живых организмов»

Проект «Удивительные растения рядом. Растения Ростовской области.(проект ).

Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений.

Резервное время – 2 часа.

Всего 33 часа 2 часа резервное время.

Список методической литературы по предмету

  1. Учебник:  Биология. Живой организм.  5-6 классы: учебник  для  общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе: / Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С., Колесникова И.Я. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил.
  2. Сухорукова Л.Н Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, - М.: Просвещение, 2011. – 144с.
  3. Интернет–ресурсы: bio.1september.runew.school-collection.edu.ruschool-collection.iv-edu.ru

Список литературы для учащихся:

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 2008.
  2. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М. ; Просвещение, 2002
  3. Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 кл.: пособие для учащихся.М.: Мнемозина, 2007.
  4. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Сборник задач и упражнений. 6(7) кл.: М.: Мнемозина, 2007.

Перечень лабораторных работ

1.Устройство увеличительных приборов – лупа.

2.Устройство увеличительных приборов – микроскоп.

3.Состав клетки.

4.Строение растительной клетки.

5.Строение инфузории – туфельки.

6.Строение покровной ткани листа.

7.Строение мякоти листа.

8.Строение соединительной ткани – кровь, хрящ.

9.Стрроение мышечной ткани.

Перечень практических работ

1.Влияние света на рост и развитие растений.

2.Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения – конкуренты.

3.Приготовление препарата листа элодеи.

4.Значение кипячения молока.

5.Сходство и различия клеток растений, животных и грибов.

6.Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля.

Перечень экскурсий    

1.Осенние изменения в жизни растений.                                                                                                                         2.Весенние явления в жизни растений.

Тема проекта

1. Удивительные растения рядом. Растения Ростовской области (проект ).

.

Тематическое планирование - 5 класс (программа Л.Н.Сухоруковой)

№ п/п

Кол-во

часов

Тема

3

Введение

1

1

Биология – наука о живых организмах.

2

1

Условия жизни организмов.

3

1

Основные свойства живых организмов. Осенние явления в жизни растений. Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений».

12

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

1(4)

1

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

2(5)

1

Деление царств на группы.

3 (6)

1

Среда обитания. Экологические факторы.

4(7)

1

Вода как среда жизни.

5(8)

1

Наземно – воздушная среда жизни.

6(9)

1

Свет в жизни растений и животных. П.р. № 1 «Влияние света на рост и развитие растений».

7(10)

1

Почва как среда жизни.

8(11)

1

Организменная среда жизни.

9(12)

1

Сообщество живых организмов.

10(13)

1

Роль грибов и бактерий.

11(14)

1

Типы взаимоотношений организмов в сообществе. П.р. № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения –конкуренты».

12(15)

1

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

9

Клеточное строение живых организмов.

1(16)

1

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

2(17)

1

Устройство увеличительных приборов. Л.р. № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа», л.р. № 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп». П.р. № 3 «Приготовление препарата листа элодеи».

3(18)

1

Состав и строение клеток. Л.р. № 3 «Состав клеток».

4(19)

1

Строение бактериальной клетки. П.р. № 4 «Значение кипячения молока».

5(20)

1

Строение растительной, животной и грибной клеток.  П.р. № 5 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».

6(21)

1

Строение клетки. Л.р. № 4 «Строение растительной клетки».

7(22)

1

Образование новых клеток.

8(23)

1

Одноклеточные растения, животные и грибы .Л.р. №5 «Строение инфузории –туфельки».

9(24)

1

Колониальные и многоклеточные организмы.

9

Ткани живых организмов.

1(25)

1

Покровные ткани растений и животных.

2(26)

1

Строение покровной ткани листа.  Л.р. № 6 «Строение покровной ткани листа».

3(27)

1

Механические и проводящие ткани растений.

4(28)

1

Основные и образовательные ткани растений. Л.р. № 7 «Строение мякоти листа». П.р. № 6 «Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля».

5(29)

1

Соединительные ткани животных. Л.р. № 8 «Строение соединительной ткани – кровь, хрящ».

6(30)

1

Мышечная и нервная ткани животных. Л.р. № 9 «Строение мышечной ткани».

7(31)

8(32)

9(33)

1

1

1

Обобщающий урок по теме: «Ткани живых  организмов».

Итоговый контроль.

Весенние явления в жизни растений. Летнее задание. Экскурсия № 2.

2

Резервное время

Из них  16 уроков практической направленности, из них:

Проекты

дополнительные

Лабораторные обязательные

Практические работы

Исследовательские работы

Проектные работы

Экскурсий

1

№1,2,3,4,5,6,7,8,9

№1,2,3,4,5,6

1

№1

№1,2

всего

1

9

6

1

1

2

Тема

Всего часов

Практика

Введение.

3

1

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

12

2

Клеточное строение живых организмов.

9

8

Ткани живых организмов.

9

5

Всего 33 ч.+2 резервного времени

16

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по биологии.

Ставится оценка: «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи.                                                            

Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме;                                                                                                                                                            

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.                                                

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок;                                                                                                                                                                                      

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов; «1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы.        

                                                                                                                                                         

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащимися по биологии.

% выполнения

0-40

41-60

61-80

81-100

отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по биологии.

Отметка/ содержание

«2»

«3»

«4»

«5»

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

Тема

Не раскрыта и не ясна тема работы. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема работы. Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема работы. Полностью изложены основные аспекты темы работы.

Применение и проблемы.

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены  области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены  области применения темы. Изложена стратегия решения проблемы.

Критерии оценки мультимедийной презентации.

Создание слайдов

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество слайдов - 10

10

Использование дополнительных эффектов (смена слайдов, звук, графики)

5

            Содержание

Использование эффектов анимации

15

Вставка графиков и таблиц

10

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

               Организация

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

Слайды представлены в логической последовательности

5

Красивое оформление презентации

Слайды напечатаны в формате заметок

5

Общие баллы Окончательная оценка:

90

ТЕСТ№1

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

1) Выберите ответ, в котором перечислены все царства живой природы.

А) Растения, животные, грибы, бактерии

Б) Растения, животные

В) Растения

Г) Растения, животные, грибы.

2) Царство Растений изучает биологическая наука:

А) микробиология

Б) ботаника

В) зоология

Г) микология.

3)Оболочку Земли, в которой существует живые организмы, называют:

А) гидросфера

Б) литосфера

В) биосфера

Г)  атмосфера.

4) Среда обитания, для которой характерна изменчивость условий - это:

А) организменная

Б) водная

В) почвенная

Г) наземно-воздушная.

5) Наиболее важные экологические факторы в водной среде, к которым приспосабливаются обитающие в ней живые организмы, - это:

А) содержание кислорода в воде

Б) плотность воды

В) подвижность воды

Г) прозрачность воды

Д) температура воды

Е) чистота воды.

6) Между сорными и культурными растениями на огороде возникают отношения:

А) паразит – хозяин

Б) конкурентные

В) взаимовыгодные

Г) хищник-жертва.

7) Бурый медведь зимой впадает в зимний сон. Это пример приспособления к :

А) понижению температуры

Б) повышению влажности

В) снижению освещённости

Г) повышению температуры.

8) Самой молодой и заселённой средой обитания является:

А) наземно – воздушная

Б) почвенная

В) водная

Г) организменная.

9) Совокупность всех живых организмов, приспособленных к совместному существованию на одной территории, составляет:

А) сообщество грибов

Б) природное сообщество

В) сообщество животных

Г) растительное сообщество.

10) В круговороте веществ в природе участвуют:

А) потребители и разрушители

Б) производители, потребители, разрушители

В) производители и разрушители

Г) только производители.

Тест №2

Строение клетки.

1)Положением клеточной теории является:

А) Сходные по строению и выполняемым функциям клетки объединяются в ткани

Б) Все живые организмы состоят из большого числа клеток

В) Все клетки имеют ядро и другие органоиды

Г) Все живые организмы имеют клеточное строение.

2) Увеличение объектива и окуляра составляет 25 и 7 соответственно. Увеличение микроскопа составит:

А) 215раз

Б) 140раз

В) 175раз

Г) 200раз

3) Запасным источником энергии и воды в клетке является:

А) белки

Б) вода

В) жиры

Г) углеводы

4) У прокариотов в отличие от эукариотов:

А) есть жгутики

Б) нет ядра

В) нет клеточной мембраны

Г) есть цитоплазма

5) Не имеет клеточного строения:

А) бактерии

Б) вирусы

В) грибы

Г) животные

6) В клетках грибов и животных запасается:

А) гемоглобин

Б) гликоген

В) хитин

Г) крахмал

7) Всех бактерий относят к:

А) колониальным организмам

Б) эукариотам

В) прокариотам

Г) многоклеточным организмам

8) Наследственные признаки во время деления клетки передаются дочерним клеткам с помощью:

А) хромосом

Б) клеточной мембраны

В) хлоропластов

Г) цитоплазмы

9) Все одноклеточные организмы (грибы, растения, животные):

А) имеют жгутики

Б) не имеют ядра

В) имеют ядро

Г) объединяются в колонии

10) Среди многоклеточных растений самое простое строение имеют:

А) мхи

Б) голосеменные

В) папоротники

Г) водоросли.

                                                                                   Тест №3

Ткани живых организмов.

1)Устьица – это структурные элементы

А) покровной ткани животных

Б) проводящей ткани растений

В) покровной ткани растений

Г) мышечной ткани животных

2) К проводящей растений ткани относится:

А) нейроны

Б) ситовидные клетки

В) волокна древесины

Г) эритроциты

3) Когти, шерсть млекопитающих образуются из клеток:

А) наружного эпителия

Б) механической ткани

В) волокнистой соединительной ткани

Г) крови

4) Функции, подобные функциям механической ткани растений, у животных выполняет:

А) кровь

Б) жировая ткань

В) костная ткань

Г) мышечная ткань

5) У сосны обыкновенной отсутствует ткань:

А) проводящая

Б) покровная

В) образовательная

Г) мышечная

6) По древесине передвигаются:

А) органические вещества снизу вверх

Б) органические вещества сверху вниз

В) вода и минеральные вещества  снизу вверх

Г) вода и минеральные вещества сверху вниз

7) У амурского тигра отсутствует ткань:

А) соединительная

Б) мышечная

В) фотосинтезирующая

Г) покровная

8) Функцию, подобную одной из функций жировой ткани животных, у растений выполняет ткань:

А) покровная

Б) образовательная

В) запасающая

Г) проводящая

9) На рисунке изображено:

А) жировая ткань

Б) волокнистая соединительная ткань

В) костная ткань

Г) кровь

10) Головной и спинной мозг животных образован:

А) эпителиальной тканью

Б) хрящевой тканью

В) нервной тканью

Г) мышечной тканью


Календарно – тематическое планирование.

Дата

план/

факт

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока Форма проведения

Форма организации учебно-познавательной деятельности

                                                                                                                               Планируемые результаты

Система контроля

Основные средства обучения ЭОР

Домашнее задание

Личностные

Метапредметные

Предметные

2.09

1/1

1

Техника безопасности при работе в кабинете биологии.   Биология -наука о живых организмах.

Урок постановки учебной задачи

Фронтальная, коллективная - динамическая

развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.

Приобретать навыки ведения наблюдений

овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений)

                                                                           *формирование приемов работы с информацией

                                                                           *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

примеры значения биологических знаний

Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете.

Оценка устных ответов.

Таблицы: «Царства живой природы», рисунки.

§1,вопрос 3 с.9

9.09

2/2

1

Условия жизни организмов.

Урок решения учебной задачи

Индивидуально-обособленная, групповая

Характеризовать оболочки биосферы. Указывать основные условия жизни живых организмов.

Определять ключевых понятий, взаимосвязи оболочек Земли и их роли в жизни живых организмов, свойства живых организмов, осенние изменения в жизни растений.

Тестовая проверка знаний. Оценка устных ответов.

Таблица: «Биосфера и ее границы», фотографии  живых организмов.

§2, вопрос 1 с.11

16.09

3/3

1

Основные свойства живых организмов. Осенние явления в жизни растений.

Экскурсия №1 «Осенние изменения в жизни растений»

Коллективная динамическая

Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.

 за природными явлениями на примере листопада

 Работать в малых группах при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Характеризовать основные признаки живых организмов.

Оценивание отчета учащихся о проведенной экскурсии. Фронтальный опрос.

Растения пришкольного парка. Фрагменты фильма «Основные свойства живого».

§2, вопросы 1-3 с.12

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

23.09

4/1

1

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии..

Урок «открытого» нового знания

Групповая

развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других                                                                     естественных наук.

*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Понятия:

Царства, размножение, индивидуальное развитие, раздражимость, клеточное строение.

Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы .  Описывать роль представителей разных царств в биосфере.

Оценка работы в группах

Комнатные растения, аквариумные растения, гербарные образцы растений, коллекции животных, рисунки, фрагменты фильма «Многообразие живых организмов».

§3,4, вопросы1-2 с.15

30.09

5/2

1

Деление царств на группы.

Урок моделирования и преобразования модели

Групповая, вариационная интегрированность

 Понятия: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство.

Называть типы животных, отделы растений.

Приводить примеры представителей разных отделов и типов.

 Сравнивать представителей разных групп растений и животных.

Выборочная проверка тетрадей. Оценка устных ответов

 Динамическое пособие «Классификация растений и животных»

§4 вопросы 1-2  с.17

7.10

6/3

1

Среда обитания. Экологические факторы

Урок постановки учебной задачи

Индивидуально-обособленная

Понятия:

среда обитания, экологические факторы.

Давать определения  ключевым понятиям. Называть среды жизни, их экологические факторы.

 Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Рисунки, таблица «Экологические факторы среды».

§5, задание 6 с.19, творческая работа – составить рассказ о действии света на организмы.

14.10

7/4

1

Вода как среда жизни.

Урок решения учебной задачи

Групповая, фронтальная

 Объяснять

 возможные

 причины гибели

живых организмов

 водоемов называть основные абиотические факторы водной среды обитания.   Приводить примеры обитателей водной среды.    

 Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов.

Индивидуальный и фронтальный опрос. Взаимопроверка изученного материала.

Рисунки организмов обитающих в водной среде.

§6, биологическое исследование с.21, вопрос 2 с.21

21.10

8/5

1

Наземно - воздушная среда жизни.

Урок решения учебной задачи

Творческая

Понятия:

воздух, ветер, температура, влаголюбивые.

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

 Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных  условиях влажности наземно-воздушной среды.

Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животные разных экологических групп по отношению и наличию влаги.

Оценивание групповых ответов учащихся.

Географическая карта – растительный и животный мир планеты, карта Ростовской области (растительный и животный мир), рисунки, фотографии.

§7,с.22-23,25

28.10

9/6

1

Свет в жизни растений и животных.

Урок Практическая работа № 1 «Влияние света на рост и развитие растений». Работа с тетрадью и учебником, электронным приложением к учебнику.

Групповая, вариационная

Понятия:

светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые.

Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к световым изменениям.

Оценка выполнения практической работа (выборочно), фронтальный и индивидуальный опрос.

Рисунки растений и животных приспособленных к различному световому режиму. Фрагменты фильма «Приспособленность живых организмов к условиям обитания».

§7,с.24-25
вопросы 2,3 с.25

11.11

10/7

1

Почва как среда жизни.

Урок моделирования и преобразования модели

Коллективная- динамическая

Понятия:

перегной, гумус, плодородие.

Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова

. Выявлять связь между урожайность сельскохозяйственных растений  и плодородием  почв.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Рисунки и фотографии живых организмов, обитающих в почвенной среде, электронное приложение к учебнику.

§8,с.26-27, задание № 3 с.27. Творческая работа – составить правила охраны почв, указать свое участие в охране природы.

18.11

11/8

1

Организменная среда жизни.

Урок рефлексии

Индивидуальная, парная

Понятия:

паразиты

Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания.

Оценка знаний (тесты,  фронтальный опрос, взаимопроверка).

Рисунки, фотографии, электронное приложение к учебнику

§9,с.28-29, подготовить сообщение об условиях организменной среды обитания, задание № 3 с.29.

25.11

12/9

1

Сообщество живых организмов.

Урок контроля и оценки

Индивидуальная

Понятия:

природное сообщество, растительное сообщество, жизненные формы растений, видовой состав, виды –строители.

Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.

 Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.

Фронтальный и индивидуальных опрос.

Оценка сообщений учащихся. Выборочная проверка тетрадей.

Фотографии, таблица: «Растительное сообщество», электронное приложение к учебнику.

§10,с.30-31, вопросы и задания с.31, сообщения учащихся о грибах и бактериях.

2.12

13/

10

1

Роль грибов и бактерий.

Урок решения учебной задачи

Групповая-статическая

Понятия:

производители, потребители, разрушители, круговорот веществ.

Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапрофитов, симбионтов), пищевых цепей.

 Определять место бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.

Взаимопроверка изученного материала, фронтальная проверка, выборочная проверка тетрадей.

Электронное приложение к учебнику, таблица; «Пищевые цепи». Фотографии растений и животных.

§11,с.32-33,  задание  № 3 с.33.

9.12

14/

11

1

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Урок «открытого» нового знания

Коллективная

Понятия:

конкуренция, хищничество, паразитизм, взаимовыгодные отношения

Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества.

Выборочная проверка тетрадей, взаимопроверка, фронтальный опрос

Таблица:

 «Типы взаимоотнощений организмов», электронное приложение к учебнику, рисунки.

§12,с.34-35, пр.р. № 2 «Выделение некоторыми растениями веществ, угнетающих растения –конкуренты» (по желанию) с.34, подготовиться к обобщающему уроку.

16.12

15/

12

1

Обобщающий урок по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Урок контроля и оценки

Парная, индивидуальная

Тестовая контрольная работа с заданиями разного типа.

Оценка тестовых работ

Клеточное строение живых организмов (9 часов).

23.12

16/1

1

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

Урок открытого нового знания

Фронтальная

* развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других                               естественных наук.

*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Понятия:

микроскоп. лупа, клеточная теория

Давать определения ключевым понятиям 

Называть увеличительные приборы, ученых, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.

Формулировать положения клеточной теории.

Оценка устных ответов, выборочная проверка тетрадей

Таблица  «Устройство микроскопа», портреты ученых. Электронное приложение к учебнику.

§13,с.38-39, объяснение рисунков с. 39

30.12

17/2

1

Устройство увеличительных приборов

Лаб.р. № 1 «Устройство увеличительных приборов – лупа». Лаб.р. № 2 «Устройство увеличительных приборов – микроскоп». Пр.р. № 3 «Приготовление препарата листа элодеи» и выводы к ним.

Групповая- вариационная

Понятия:

световой микроскоп, микропрепарат, предметное стекло ,покровное стекло.

Называть части лупы и микроскопа.

Описывать этапы и правила работы с микроскопом.

Применять приобретенные знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторных работ.

Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в  электронном приложении.

Выполнять лабораторные  и практические работы.

Оценка выполненных работ.

Таблица «Оптические приборы», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, лупы, водное растение элодея.

§14 с.40-41 , задание 3 с.41, правила работы с микроскопом – выучить.

13.01

18/3

1

Состав и строение клеток.

Лаб.р. №3  «Состав клеток» и выводы к ней.

Работа с учебником и тетрадью.

Парная, индивидуальная

Понятия:

органические вещества, неорганические вещества, белки, углеводы, жиры, плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды, доядерные( прокариоты), ядерные(эукариоты), ядро.

Называть органические и неорганические вещества, основные компоненты клетки.

Приводить примеры белков, углеводов, жиров.

Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.

Выполнять лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оценка выполненной работы, фронтальный опрос.

Схема «Состав семян», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, семена пшеницы, мука, вода, йод, марля..

§15 с.42-43, вопросы 4,5 с.43.

20.01

19/4

1

Строение бактериальной клетки.

Урок общеметодологической направленности

Коллективная, динамическая

Понятия:

бактерии, клеточная оболочка, капсула, жгутики, ядерное вещество.

Называть компоненты бактериальной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки – отсутствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями  жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.

Ответы на вопросы по фильму. Фронтальный и индивидуальный опрос,  выборочная проверка тетрадей.

Таблица «Строение бактерий», рисунки бактерий, электронное приложение к учебнику.

§16 с.44-45, пр.р. № 4 «Значение кипячения молока» и запись отчета в тетради.

27.01

20/5

1

Строение растительной, животной и грибной клеток.

практическая работа № 5 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».

Парная, индивидуальная, фронтальная

Понятия:

ядро, цитоплазма, хромосомы, хлорофилл, вакуоли. Вирусы.

Называть органоиды клеток эукариот.

Сравнивать клетки растений, животных, грибов.

Делать выводы о причинах сходства и различия.

Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.

Оценка выполненной работы. Выборочная проверка тетрадей с практической работой № 4.

Таблицы «Растительная клетка»,  «Животная клетка», « Грибная клетка», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование.

§17 с.46-47

3.02

21/6

1

Строение клетки.

Урок «открытого» нового знания

Коллективная, статическая, индивидуальная

Понятия:

включения, мембрана, клеточная оболочка.

Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оценка выполненной работы. Фронтальный опрос.

Таблица «Растительная клетка», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы,  водное растение элодея, кожица лука, йод.

§17с.47, вопросы 1-3 с.47. Составить модель клетки(пластилин) – творческая работа.

10.02

22/7

1

Образование новых клеток.

Урок постановки учебной задачи

Парная, индивидуально-обособленная

Понятия:

деление, хромосомы.

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.

Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма.

Взаимопроверка тетрадей, фронтальный опрос.

Динамическое пособие «Деление клетки», фрагменты фильмы «Деление клетки», электронное приложение к учебнику.

§18 с.48-49, сообщение о роли деления клетки. Задание № 4 с.49

17.02

23/8

1

Одноклеточные растения, животные и грибы.

Лаб.р. № 5 «Строение инфузории – туфельки» и выводы к ней.

Интегрированность тематическая, групповая

Понятия:

Хроматофор, простейшие, инфузория – туфелька, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль, жгутики, реснички,

Определять общие черты одноклеточных организмов.

Приводить примеры одноклеточных организмов.

Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами.

Применять практические умения в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Оценка выполненной работы. Фронтальный опрос.

Таблица «Инфузория - туфелька», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Инфузория – туфелька».

§19 с.50-51, вопросы 1-4 с.51

24.02

24/9

1

Колониальные и многоклеточные организмы.

Урок общеметодологической направленности

Фронтальная, групповая

Понятия:

колониальные организмы, многоклеточные организмы, плодовое тело, мицелий, гидра, кишечная полость.

Приводить примеры многоклеточных организмов.

Устанавливать признаки различия между многоклеточными растениями, животными, грибами.

Указывать  черты усложнения многоклеточных организмов в сравнении с одноклеточными.

Фронтальный опрос. Выборочная проверка тетрадей.

Таблицы «Шляпочные грибы»,  «Кишечнополостные животные – гидра», электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Инфузория – туфелька».

§20 с.52-53, задания с.53. Вопросы для обсуждения с.54.

Ткани живых организмов (9 часов)

3.03

25/1

1

Покровные ткани растений и животных.

Урок «открытого» нового знания

Коллективная - вариационная

* развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы;

                                                                          *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других                                                                       естественных наук.

*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной                                                                            деятельности, оценка личных учебных достижений);

                                                                          *освоение приемов исследовательской деятельности;

                                                                          *формирование приемов работы с информацией;

                                                                          *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Понятия:

Ткань, межклетники, устьица, пробка, чечевички, корка, эпителиальные ткани.

Распознавать покровные ткани растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных.

тест «Ткани» со взаимопроверкой  по образцу, выборочная проверка тетрадей.

 Таблицы: «Ткани растений», “Ткани животных”, электронное приложение к учебнику..

§21 с.56-59

Вопросы 2,5 с.59

10.03

26/2

1

Строение покровной ткани листа.

Лаб. раб. №6 «Строение покровной ткани листа». Выводы к ней.

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Понятия:

кожица,  устьица, устьичная щель, межклетники.

Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).

Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с функциями.

Применять умения работать с микроскопом.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Отчет по лабораторной работе, оценка результатов диктанта

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепарат «Ветка липы – поперечный разрез», электронное приложение к учебнику.

§21 с.56-58, вопросы 3,4 с.59.

17.03

27/3

1

Механические и проводящие ткани растений.

Урок решения учебной задачи

Коллективная, парная

Понятия:

Механическая ткань, волокна, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки.

Называть и описывать соединительные ткани животных.

Устанавливать взаимосвязь строения  и функций тканей.

Определять разные виды тканей на микропрепаратах.

Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.

Проводить лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения  с лабораторным оборудованием.

Отчет по лабораторной  работе. Фронтальный опрос.

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, электронное приложение к учебнику.

§ 25 с. 66-67, подготовиться  к обобщению по теме: «Ткани живых организмов».

7.04

28/4

1

Основные и образовательные ткани растений.

Лаб. раб. №7 «Строение мякоти листа», пр.р. № 6 «Наличие запасающих ткани в клубнях картофеля».

Групповая, индивидуальная

Понятия:

фотосинтезирующая ткань, запасающая, образовательная ткань.

Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).

Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с функциями.

Применять умения работать с микроскопом.

Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

 Отчет по лабораторной и практической  работе.

Лабораторное оборудование, микроскопы, ветки тополя, электронное приложение к учебнику.

§ 23 см. 62-63 , 1-4 с.63

14.04

29/5

1

Соединительные ткани животных.

Лаб. раб.  №8 «Строение соединительной ткани – кровь, хрящ».

Групповая, индивидуальная

Понятия:

костная ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящевая ткань, кровь, плазма, лимфа, жировая ткань.

Называть и описывать соединительные ткани животных.

Устанавливать взаимосвязь строения  и функций тканей.

Определять разные виды тканей на микропрепаратах.

Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.

Проводить лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения  с лабораторным оборудованием.

Отчет по лабораторной  работе. Фронтальный опрос.

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты соединительных тканей, электронное приложение к учебнику.

§ 24 с. 64-65, вопросы 1-3 с.65.

21.04

30/6

1

Мышечная и нервная ткани животных.

Лаб. раб. №9 «Строение мышечной ткани».

Групповая, индивидуальная

Понятия:

поперечно-полосатая мышечная ткань, гладкая мышечная ткань, нервная ткань, нейрон, импульс.

Сравнивать и описывать строение мышечных  тканей.

Устанавливать зависимость  строения тканей с  их  функциями.

Определять особенности  строения клеток  нервной ткани.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения  с лабораторным оборудованием.

Отчет по лабораторной  работе. Фронтальный опрос.

Лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, электронное приложение к учебнику.

§ 25 с. 66-67, подготовиться  к обобщению по теме: «Ткани живых организмов».

28.04

31/7

1

Обобщающий урок по теме: «Ткани живых организмов».

Урок контроля и оценки

Коллективная, индивидуально-обособленная

Оценка тестовых работ

Подготовиться к итоговому контролю. Повторить «Клеточное строение живых организмов».

5.05

32/8

1

Итоговый контроль.

Урок контроля и оценки

Индивидуальная

Понятия:

клетка. микроскоп, ядро, лупа, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, мембрана ,царства растений ,животных, бактерий, грибов.

Выявлять особенности химического состава живых организмов.

Называть органоиды клетки.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями.

Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом.

Описывать природные сообщества своей местности.

Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах.

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.

Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций.

Оценка учащихся (взаимопроверка  и самооценка)

Рисунки, фотографии, таблицы, схемы, фрагменты фильмов.

Подготовиться к экскурсии.

12.05

33/9

1

Весенние явления в жизни растений. Летнее задание.

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений»,

(пришкольный парк).

Коллективная-динамическая

Понятия:

жизненные формы, деревья, кустарники, травы, кустарнички, хлорофилл.

Называть и определять самые распространенные и редкие виды растений Ульяновской области.

Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы.

Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ.

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Отчет по экскурсии и ее оценка.

Растения пришкольного парка, блокноты, ручки, карандаши.

Индивидуальная проектная работа (по выбору учащихся).

Резервное время  (2  часа)

19.05-26.05

34-35

2

Выполнение проекта

Урок постановки учебной задачи

Коллективная, индивидуальная

*развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению                                                                            естественных наук.

*освоение приемов исследовательской деятельности

Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы

Групповая проектная работа (по выбору учащихся).

                                                                               СОГЛАСОВАНО                                                                                   СОГЛАСОВАНО

                                                                               Протокол заседания                                                                          Заместитель  директора по УВР:

                                                                               методического совета

                                                                              МБОУ «Каштановская СОШ»                                                            __Артемова О.В.  /   _________   /                      

                                                                              от __28.08.______2014г  №  _1___                                                                __28.08. 2014г

                                                                            ______________/_Артемова О.В._/          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...