Влияние загрязнений на живые организмы
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

«Человек становится геологической силой, способной изменить мир Земли"

И.В.Вернадский.

«У каждого века вечность вопрошает,  что же случится в будущем с природой»  

Н. Кольцов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Майорская СОШ

БИОЛОГИЯ 11 кл.

Тема урока: Влияние загрязнений на живые организмы. 14.03.12.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления

Задачи: сформировать знания об опасности загрязнения биосферы, о видах загрязнений,  о влиянии  ухудшения состояния биосферы на человека и живые организмы;

развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию, вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу;

  развивать ключевые компетенции:  коммуникативные, информационные,  общекультурные, учебно-познавательные;

 развивать навыки защиты индивидуального информационного  продукта, обосновывать свои представления о процессах, происходящих в биосфере с помощью фактов, рассуждений.

Воспитывать уважение к чужой точке зрения, активность в познании окружающего мира,  интерес к предмету, нетерпимое отношение к деятельности человека, приносящей вред природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:  презентации, компьютер, карточки с заданиями для работы в группах. 

Тип урока: комбинированный. 

Метод: технология развития критического мышления, ИКТ. 

Методические приёмы: самостоятельная работа с учебником, беседа, защита информационного продукта.

Формы деятельности учащихся:   индивидуальная,  групповая работа.

ХОД УРОКА:

I.   Орг. момент.

          «Человек становится геологической силой, способной изменить мир Земли»

И.В.Вернадский.  (слайд 2)

«У каждого века вечность вопрошает,  что же случится в будущем с природой»   Н. Кольцов

Я вас приглашаю сегодня на уроке к сотрудничеству, быть активными, выполнить поставленные задачи.

  Мы изучаем экологию, в основе всех направлений которой лежат фундаментальные биологические идеи об отношении живых организмов с окружающей средой.

II. Стадия вызова и целеполагания.  

С целью актуализации знаний проводится фронтальная беседа по следующим вопросам (ответы не оцениваются):

1. Что такое экология?  (экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания.

Термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году.

2.  Вспомните, какие среды обитания существуют на нашей планете?

(водная, наземно-воздушная, почвенная, тела живых организмов).

3. Что называют биосферой?

4. Какие группы экологических факторов вам известны?

(абиотические, биотические, антропогенные - факторы, представленные деятельностью человека, как положительно влияющие на живую природу, так и факторы, вызывающие гибель природы)

Давайте вспомним первый закон экологии: «Что бы мы не делали в природе, всё вызывает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые». (с. 293).

Откройте учебник на с. 337. прочитайте тему §87.

Что вы знаете о загрязнении окружающей среды?

Что бы вы хотели узнать о последствиях загрязнения биосферы?

Давайте вместе сформулируем задачи урока.

Записываем на доске предложенные задачи.  (Слайд 4)

III.  Стадия осмысления. Работа в группах.

 Для работы в группах учащихся получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу  (объединиться в группы по желанию).  Во время выполнения групповых заданий учитель при необходимости помогает учащимся: разъясняет задания, направляет их внимание на решение вопросов и т.д.

  1. Стадия  размышления и рефлексии.

каждая группа представляет   информационный  продукт,   коллективное обсуждение итогов работы, обмен мнениями. В ходе обсуждения  вносятся дополнения, формулируются выводы.

1 группа: презентация «Влияние автомобильных выбросов на живые организмы»,  «Проблема диоксинов».

2 группа – «Загрязнение окружающей среды».«Кислотные дожди»

3 группа – «Влияние ядохимикатов», Давыдюк С.

  «Защита природы» Диденко В.

Выводы: многократное использование железа, алюминия, бумаги, стекла и т.д.

Экономия нефти путем эффективной переработки (90% нефтепродуктов).

Экономия воды в оборотных системах, в быту.

Органические отходы использовать на корм животным.

Уменьшение загрязнений возможно при переходе на новые технологии по замкнутым схемам: уменьшение выбросов СО2,  парниковый эффект,  SO2, NO2,- кислотные дожди.

«Будущее зависит от тебя»

Рефлексия.

  1. В чем опасность загрязнения атмосферы?
  2. Какие загрязнители вам известны?
  3. Какие последствия вызывает явление биологического накопления загрязнителей в пищевых цепях?

  1. Что узнали по пройденной теме?
  1. Что  хотели бы узнать? (Или задайте вопрос на который не получили ответа)

                 Подведение итогов.

 Комментирование работы групп.  

Выставление оценок.

Спасибо! Вы сегодня были молодцы

Д. з. §87,88.

КОЛЬ СУЖДЕНО ДЫШАТЬ НАМ ВОЗДУХОМ ОДНИМ,

ДАВАЙТЕ ЖЕ МЫ ВСЕ НА ВЕК ОБЪЕДИНИМСЯ.

ДАВАЙТЕ НАШИ ДУШИ СОХРАНИМ.

ТОГДА МЫ НА ЗЕМЛЕ И САМИ СОХРАНИМСЯ. (Н..СТАРШИНОВ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Влияние загрязнений на живые организмы .

Слайд 2

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления

Слайд 3

ЭПИГРАФ «Человек становится геологической силой, способной изменить мир Земли» И.В.Вернадский .

Слайд 4

Первый закон экологии « Что бы мы не делали в природе, всё вызы-вает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые».

Слайд 6

Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит ее просто потому, что она прекрасна и потому, что он не может жить без красоты..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по физике по теме "Влияние музыки на живые организмы"

Цель работы:В ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие животных. Задачи: 1) Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния звука ...

Открытый урок в 10 классе по теме "Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ и загрязнения среды на организм человека".

В данном уроке приведены работы четырех групп учащихся- проекты,защита проекта в виде призентации. В каждом проекте раскрыта определенная проблема: алкоголизм, табакокурение, наркомания и загрязнение ...

Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»

Конспект урока-экскурсии биологиив 11 классепо теме  «Влияние загрязнений на живые организмы»...

Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСАМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛА...

Материалы к проекту по физике " Влияние музыки на живые организмы"

Подборка интересных фактов из литературы по данной теме.Материал может быть полезен для составления проекта  по физике и музыке....