Исследовательская работа по физике по теме "Влияние музыки на живые организмы"
творческая работа учащихся по физике (10 класс) на тему

 

Цель работы:

В ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие животных.

 

Задачи:

 1) Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния звука на живые организмы и какие выводы были сделаны в результате исследований;
2) Провести собственное исследование по изучению влияния музыки на животных (хомячков)
3) Сделать выводы о влиянии музыки на хомячков.
4) Составить рекомендации по использованию музыки при уходе за домашними животными. 

 

Значимость и актуальность работы:

Звук – это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Мы живем в мире звуков, они служат нам средством связи и общения друг с другом.

 Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами. Звуковых колебаний становится все больше и они все сильнее  влияют на окружающий мир.

Поэтому,  мы  решили  взять эту тему и исследовать влияние звука на живые организмы.

Но так как звуки очень многочисленны, то свою исследовательскую деятельность мы  начнем  с влияния музыки на живые организмы. Над данной темой мы работаем второй год, в прошлом году мы исследовали влияние музыки на растения. В этом году мы решили исследовать влияние музыки на хомячков.

Наша жизнь плотно связана с музыкой и поэтому, важно знать, как она влияет на все живое, как не погубить окружающую нас природу, да и себя тоже, так как мы это тоже часть природы. Результаты этой работы пригодятся при уходе за домашними питомцами, а также в сельском хозяйстве при разведении животных. К результаты нашей работы должны серьезно отнестись и любители тяжелого рока, репа и т.д.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_rab.rar2.57 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Районная практическая конференция исследовательских работ «Шаг в будущее»

Исследовательская работа по физике по теме

«Влияние музыки на живые организмы».

2-й год исследования: «Влияние музыки на животных»

                     

  Работу выполнили ученики 10 класса

МКОУ «Осыпнобугорская СОШ»

Приволжский район, с. Осыпной Бугор

Нуруллаев Рубин и

Мухтарова Мариям.

Научный руководитель: Галкина

 Лариса Александровна,

учитель физики

                                     2013

Содержание

  1. План исследовательской работы. Стр 3
  2. Цель работы  стр.3
  3. Задачи стр.3
  4. Значимость и актуальность работы 4
  5. Методы исследования стр. 4
  6. Вступление стр.5
  7. Теоретическая часть  стр.8
  8. Практическая часть:  
  1. Цель эксперимента стр. 19
  2. Объект изучения стр. 19
  3. Оборудование и материалы  стр. 19
  4. Сроки эксперимента  стр. 19
  5. Ход работы стр.20

     9.Заключение стр.21

     10.Рекомендации стр.21

     11. Литература стр.22

План исследовательской работы

№ пункта

Сроки

Вид работы

1

сентябрь

Работа над выбором темы

2

октябрь

Сбор информации по выбранной теме

3

ноябрь

Обработка собранной информации

4

декабрь-

январь

Работа над экспериментом.

5

февраль

Написание работы, создание презентации, участие в школьной конференции.

6

март

Подведение итогов работы.

Цель работы:

В ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие животных. Приложение 2, Слайд

Задачи:

 1) Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния звука на живые организмы и какие выводы были сделаны в результате исследований;
2) Провести собственное исследование по изучению влияния музыки на животных (хомячков)
3) Сделать выводы о влиянии музыки на хомячков.
4) Составить рекомендации по использованию музыки при уходе за домашними животными.

Приложение 2, Слайд 4

Значимость и актуальность работы:

Звук – это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Мы живем в мире звуков, они служат нам средством связи и общения друг с другом.

 Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами. Звуковых колебаний становится все больше и они все сильнее  влияют на окружающий мир.

Поэтому,  мы  решили  взять эту тему и исследовать влияние звука на живые организмы.

Но так как звуки очень многочисленны, то свою исследовательскую деятельность мы  начнем  с влияния музыки на живые организмы. Над данной темой мы работаем второй год, в прошлом году мы исследовали влияние музыки на растения. В этом году мы решили исследовать влияние музыки на хомячков.

Наша жизнь плотно связана с музыкой и поэтому, важно знать, как она влияет на все живое, как не погубить окружающую нас природу, да и себя тоже, так как мы это тоже часть природы. Результаты этой работы пригодятся при уходе за домашними питомцами, а также в сельском хозяйстве при разведении животных. К результаты нашей работы должны серьезно отнестись и любители тяжелого рока, репа и т.д.

Приложение 2, Слайд 5

Новизна работы

 В доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на конкретные виды живых организмов. Мало кто из ученых занимался данным вопросом.

Гипотеза:

Классическая музыка положительно влияет на рост и развитие живых организмов, а рок-музыка - отрицательно.

Методы исследования:

1)Исследование литературы по теме.
2)Проведение лабораторного эксперимента с целью выявления различий в поведении и развитии хомячков  под влиянием различной музыки.

Приложение 2, Слайд 6,7

Вступление

Под звуком понимают упругие волны среды, воспринимаемые ухом человека. Опыт показывает, что наше ухо воспринимает как звук механические колебания, частота которых лежит в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Упругие волны с частотой менее 20 Гц называются инфразвуком, с частотой более 20 кГц - ультразвуком.

ЧТОБЫ УСЛЫШАТЬ ЗВУК


необходимы:
1.
 источник звука;
2.
 упругая среда между ним и ухом;
3. определенный
 диапазон частот колебаний источника звука – между 16 Гц и 20 кГц,
достаточная для восприятия ухом мощность звуковых волн.

Согласно легенде, Пифагор все музыкальные звуки расположил в ряд, разбив этот ряд на части – октавы, – а октаву – на 12 частей (7 основных тонов и 5 полутонов). Всего насчитывается 10 октав, обычно при исполнении музыкальных произведений используются 7–8 октав. Звуки частотой более 3000 Гц в качестве музыкальных тонов не используются, они слишком резки и пронзительны.

Звук может распространяться в виде продольных и поперечных волн. В газообразной  и жидкой  фазе возникают только продольные волны, в твердых телах,  помимо продольных, возникают также и поперечные волны.

В зависимости от структуры спектра колебания среды различают шумы и музыкальные звуки. Шумы - это непериодические колебания. Им соответствует сплошной спектр, т. е. набор частот, непрерывно заполняющих некоторый интервал. Музыкальные звуки обладают линейчатым спектром с кратными частотами, следовательно, они представляют собой периодические колебания.

Приложение 2, Слайд 8

Частота,

Гц

Название

Что порождает звук

Некоторые

характеристики

От 16

и ниже

Инфразвук

Шум атмосферы, моря,

сотрясения земной коры

Не слышим

человеком

16-20000

Звук

Колеблющиеся тела

Слышим

человеком

2*104-109

Ультразвук

Колеблющиеся с большой

частотой тела

Не слышим

человеком

109-1013

Гиперзвук

Сверхвысокочастотные

колебания тел

Не слышим

человеком

Шкала звуковых волн.

Отсюда видим,  что звук, имеющий  частоту 16-20000 Гц - он единственный слышимый человеческим ухом. Приемником звука является у человека слуховой аппарат – ухо.

Мы решили  рассмотреть строение уха.  (Приложение1)

Из рисунка можно пронаблюдать, что ухо состоит из 8 основных частей. Действуя на барабанную перепонку, колебания воздуха передаются в организм и преобразуются в энергию нервных импульсов, которые распространяются до коры головного мозга. На приемник звука отрицательное влияние оказывает шум. Шум – это звук любого рода, воспринимаемый как неприятный, мешающий или даже вызывающий болезненные ощущения.

В Китае более двух тысяч лет назад богохульников подвергали непрерывному воздействию звуков флейт, барабанов и крикунов, пока те не падали замертво.

Звуки – шумы определенного диапазона (2-3кГц) и большой мощности вредны для людей, как ослепительный свет. Исследования показали, что если шум по своему энергетическому балансу мощнее иммунных сил клетки или группы клеток, то он может явиться как раз тем самым раздражителем, который нарушает структуру и обмен веществ в клетке. Например, при прослушивании рока слушатели погружаются в мощный звуковой поток, лишаясь способности правильно ориентироваться, принимать самостоятельные решения. Бывали случаи, когда переизбыток высоких или низких частот приводил к травмам мозга, а то и к смерти слушателей. Нередки случаи так называемых «звуковых ожогов» – потери слуха и памяти

Каждый день миллионы людей подвергаются шумовому воздействию, которое эксперты определяют как «раздражающее слух и вредное для здоровья». И действительно, независимо от того, живете ли вы в большом городе или небольшом поселке, вы можете попасть в 87% людей, которые со временем рискуют потерять часть слуха. Исследования также показывают, что 10% россиян имеют те или иные проблемы со слухом.

Дети особенно уязвимы к ухудшению слуха, связанному с вредным шумовым воздействием, причем, как правило, это происходит безболезненно и постепенно. Чрезмерный шум наносит вред микроскопическим сенсорным рецепторам, находящимся во внутреннем ухе ребенка. Во внутреннем ухе находится от 15 до 20 тысяч таких рецепторов, и поврежденные рецепторы больше не могут передавать звуковую информацию в мозг. Ситуацию ухудшает и тот факт, что повреждение слуха при чрезмерном шумовом воздействии носит практически необратимый характер.

Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. Эксперты считают, что первые несколько лет жизни ребенка – являются наиболее важными для его развития. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.

Теоретическая часть

Музыкальный звук - это звук с ярко выраженной частотной характеристикой, основу которого составляет гармоническое колебание определенной частоты, сопровождаемое обертонами. В нашем восприятии музыкальные звуки вызывают чувство пространства и имеют такие свойства, как высота, тембр, сила и длительность. Самым выразительным свойством музыкального звука является его сила. Что же происходит в воздушной волне при изменении силы звука?  Мы знаем, что звуковая волна складывается из уплотнений и разрежений. Так вот, чем громче звук, тем, плотнее уплотнения, т.е. увеличивается амплитуда колебаний. Следовательно, громкость звука зависит от амплитуды и частоты колебаний в звуковой волне. Наиболее чувствительны наши органы слуха к частотам в диапазоне от 700 до 6000 Гц. Продемонстрируем на  примере:  при 10 дБ еле слышен шепот,  20–30 дБ – норма шума в жилых помещениях,  40 дБ равен тихий разговор, 80 дБ издает  шум работающий двигатель грузового автомобиля, 100 дБ – громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5–7 м, а вот 130 дБ считается порогом болевого ощущения.  Громкость обычных музыкальных инструментов никогда не бывает чрезмерной, даже когда они объединяются в большие оркестры. Но как только к музыке подключилась электроника, сразу вступили в действие и физические величины. Т.к. мощность усилителей выражают в ваттах и киловаттах, а силу звука — в децибелах,  то все чаще стали сравнивать громкость современных рок-групп с ревом реактивных самолетов и говорить о болевом пороге, к которому приближается громкость звучания группы электроинструментов, оснащенных мощной аппаратурой. Известно, музыка влияет на эмоциональное состояние не только человека, но и природы в целом. Самая благоприятная минимальная частота звука равна 5000 Гц.

Музыка... Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки. Приложение 2, Слайд 10

В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. "Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира." - так утверждали древние мудрецы.

В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм:
1) на духовную сущность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.

"Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни." (Армстронг "Кельтские поэты")

"Кельтское жречество придавало музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория - Барды - которые занимались ее распространением и изучением."  Они имели понятие о музыкальных цветах, об инструментах, которые позволяют управлять Королями Стихий, и о том, как сделать такие инструменты; о том, как создать Песенное Заклинание, способное исцелять или причинять вред.

 Поэтому музыкальный звук – это мощнейшее орудие, как созидательного, так и разрушительного характера. Музыка может возбуждать, а также усиливать агрессию.  В фашистской Германии большим толпам людей проигрывали возбуждающие марши, которые подготавливали публику к гипнотическим речам Гитлера. Марши сами по себе ничего не решали, но  для усиления эффекта использовалось устройство корректировки голоса для радиовыступлений.  

Американский ученый Д. Элкин провел серию опытов и доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка. «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений и ведет к гибели рыб.

Рок-звук сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, 15-30 Гц и способен вызвать у человека экстаз. Случается, что переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмирует мозг, что приводит к звуковым ожогам, потере слуха и памяти.  Звуковая зависимость действует на умение ориентироваться, принимать самостоятельные решения. Проведенное исследование показало, что после 10-минутного прослушивания  композиции  «Would You Love A Monsterman?»  рок-группы «Lordi» семиклассники плохо отвечали таблицу умножения. Российские психологи задавали зрителям после рок-концертов  три простых вопроса - как зовут? где находитесь? какой сейчас год? 2/3 из опрошенных не ответили на них. Воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков разрушительно - подобную музыку специалисты называют «музыкой-убийцей» или «звуковым ядом». Барабанный бой, электронные синтезаторы, световые эффекты, чрезмерные костюмы, пронзительные крики, телодвижения – все это оказывает угнетающее воздействие на мозг и тело.

По словам французского ученого отоларинголога А. Томатиса, такие звуки «высасывают разум». Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 дБ. Громкий звук составляет 70 дБ. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с мощными динамиками, используемые во время рок-концертов, достигает 120 дБ, а в середине площадки до 140-160 дБ.

Фото. Евровидение 2006. Рок- группа «Lordi»  

К примеру, 120 дБ соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости. Во время такого звукового стресса, из почек   выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек просто забывает, что с ним было,  что он изучал и умственно деградирует.

"Большинство  древних  египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в отделе исцелений при храмах для лечения нервных расстройств... У них была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств - гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками... Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии." 

Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Платон, великий Учитель древности и последователь Учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением. Например,  в труде "Законы" Платон рассмотрел воздействие музыкальных ладов: "Какой же лад бывает жалобным? ...Миксолидийский, высокий лидийский и родственные лады. - Значит, эти лады, сказал я, подлежат изъятию; они негодны даже для женщин, которые должны быть благоразумными, не говоря уже о мужчинах...". Приложение 2, Слайд 11

Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. 

Приложение 2, Слайд 12

О влиянии музыки на живые организмы знали и древние египтяне.

Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку.

На кифаре играет Орфей,
Испуская печальные стоны,
Ведь посланник из Мира теней
Эвридику унес к Персефоне.

Он, горюя, бродил по лесам,
И скорбели с ним светлые звёзды,
Дикий зверь из норы вылезал,
Покидали малиновки гнёзда.
Приложение 2, Слайд 13-14

В 19 веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое. Приложение 2, Слайд 15

Любопытные результаты получены в исследованиях музыки народов Востока. Известно, что у китайцев, индусов, также как и у древних египтян, "все звуки в природе, а поэтому и музыка находились в прямой связи с астрономией и математикой, то есть с планетами, знаками зодиака, с солнечным и лунным течением и с числами. Приложение 2, Слайд 16

В Индии существует Самма-Веда, одна из четырех Вед, состоящая из пения. "Это собрание гимнов и мантр, петых во время жертвоприношений "богам", т. е. стихийным силам... В этих мантрах каждый звук, малейший переход рассчитан и имеет свое значение; а имея причинность, должен иметь, конечно и свое действие." Индийские раги, которых насчитывается около 3500, исполняются в строго определенное время суток и года, поскольку психофизическое состояние человека, вызываемое рагой, должно соответствовать положению дел в природе и космосе – несвоевременное исполнение раги всегда считалось вредным, нарушающим природный порядок. Приложение 2, Слайд 17

Учитывая древние традиции, учеными ведутся интенсивные исследования в области традиционной музыки Востока. Недавние исследования разных направлений в музыке показали, что лидером в избавлении от депрессий, является музыка знаменитого Рави Шанкара.

Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы..  

Например, на так давно старейший в мире британский научный журнал "Nature" ("Природа") опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Франзис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. Возможно ли, чтобы она вызывала не только эмоциональные переживания, но и способствовала большей эффективности умственного труда? Проведенные эксперименты подтверждают, что это действительно так. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" у студентов участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента - как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В свое время Гете отмечал, что ему всегда работается лучше после прослушивания скрипичного концерта Бетховена.
Приложение 2, Слайд 18
Специалисты говорят: "Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек". Об этом говорил еще Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта": "Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль".

Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.

"Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение." Действительно, в последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.

Приложение 2, Слайд 19

Животные слышат музыку иначе, чем люди. Их слуховой аппарат, в отличие от человеческого, воспринимает очень высокие звуковые частоты. Это, кстати, используется при дрессировке: с животными работают с помощью специальных высокочастотных свистков. Как слышат музыку животные – вопрос до сих пор открытый. К сожалению, глобальных исследований в этой области до сих пор не проводилось. Пионером в таких изысканиях можно назвать Николая Непомнящего, современного российского писателя. Ему удалось по кусочкам собрать материалы скудных международных исследований и сделать некоторые выводы.

Несколько лет назад в телепередаче “Утро” один психотерапевт рассказал об эксперименте на одной из западноевропейских птицефабрик.

Рядом с курицей установили динамик и включили тяжелый рок.

Курица сначала забеспокоилась, затрясла гребешком, потом закружилась на месте, будто в танце, стала совершать бессмысленные беспорядочные движения, прятать голову, а затем и вовсе повалилась на бок, и ее лапки начали судорожно скрючиваться.

           

Интересные опыты с крысами провели исследователи из Техасского университета (США).

Новорожденным крысятам в течение 2-х месяцев ежедневно предлагали слушать разные категории звуков. Одна группа крысят слушала только музыку Моцарта, другая - лишь современную музыку, третья группа ежедневно внимала шуму вентилятора.

После такого 2-месячного музыкального «воспитания» крысят поместили в специальную клетку с клавишами на полу. Становясь на разные клавиши, крысята могли «заказывать» любую музыку или шум. Оказалось, большинство предпочли Моцарта, немногие - современную музыку, но никто не пожелал слушать вентилятор. 

В финском городе Котка обнаружили очень низкое качество мяса.

И оказалось, что рядом с бойней поселилась рок-группа. Она, репетируя, включала динамики на полную мощность, отчего буренки были в шоке. В страхе таком, что давали,  прогорклое молоко и,  мясо у них наполнялось биохимическими соединениями, которые выделяются при стрессе, и качество его было крайне низким.

          

В Японии сделали наблюдение, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, дрожжевое тесто поднимается в 10 раз быстрее (теперь это открытие активно используется японцами в пекарском деле).

Для животных музыка – это не мелодия, а сочетание звуков.

Среди них они выделяют определенные сигналы, которые могут понравиться или не понравиться животным.

Даже название вкусной еды может звучать для собаки или кошки, как музыка..

Из композиторов  благосклонно воспринимаются  животными Моцарт, Гендель, Бах, Бетховен, Шуман.

Джаз животные не приемлют категорически: начинают поджимать хвост, прятаться по углам, скулить и мяукать.

Некоторые динамичные композиции буквально сводят их с ума.

В то же время плавная, спокойная музыка может так понравиться, например, кошке, что она начнет ласкаться и мурлыкать.

Животные прекрасно чувствуют музыкальный ритм:

Выступления конников на параде: лошади безошибочно попадают в такт играющему оркестру, как будто очень долго репетировали.

Танцующие собачки на арене цирка? В основу их дрессировки положено все то же врожденное чувство ритма.

     

Практическая часть.

Цель: в ходе лабораторного эксперимента установить влияние различных музыкальных произведений на рост и развитие хомячков.
Объект изучения:

 2 хомячка
Оборудование и материалы: Хомячки, магнитофон, сборники различной музыки.

Сроки эксперимента:

18октября  2012 года – 1января 2013 года.  Приложение 2, Слайд 23

Ход работы :

1.Ежедневно на 20 минут включали классику: Моцарт – «Музыка ангелов».

Наблюдения:

  1. Хомяки сначала внимательно слушали
  2. Затем начинали  двигаться, танцевать
  3. У хомяков повышался аппетит
  4. Хомяки чувствовали себя хорошо.
  5. Были веселы, доброжелательны.
  6. Быстро прибавляли в весе

Выводы. 

Классика успокаивает хомяков. Не вызывает страха.

2.На 10 минут ежедневно, в течение 10 дней хомяки слушали музыку рок -группы I set my friends on fire).

Наблюдения

  1. Животные начинали кричать и бегать.
  2. Пытались выбраться из клетки.
  3. Потом пытались зарыться в опилки
  4. Стали агрессивными, часто дрались, кусались, когда их кормили.
  5. В результате один хомяк убежал.
  6. Стали плохо есть и сбросили в весе.

Выводы

Исследования показали:

музыка классиков положительно влияет на животных

способствуют его активному росту, развитию и самочувствию, рок музыка оказывает негативное влияние на хомячков.

Растения и животные и  предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья; растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно.   Приложение 2, Слайд 20

Потрясающе интересные опыты были проведены на животных. В частности, в финском городе Котка вдруг обнаружили очень низкое качество мяса. И оказалось, что рядом с бойней поселилась рок-группа. Она, репетируя, включала динамики на полную мощность, отчего буренки были в шоке. В страхе таком, что давали, во-первых, прогорклое молоко и, во-вторых, мясо у них наполнялось биохимическими соединениями, которые выделяются при стрессе, и качество его было крайне низким. Но этого мало. Даже такие толстокожие гиганты как слоны, оказывается, тоже подвержены пагубному влиянию музыки. В Африке эти животные любят полакомиться плодами деревьев, которые содержат алкоголь. Когда они наедаются, то превращаются в очень буйных и нападают на селения туземцев. Эти многотонные чудовища разбивают хижины и ищут настойки алкогольных плодов. И, что бы вы думали, каким способом их удалось оттуда выпроводить? Не стрельбой, не ракетами, а… рок-концертом с огромными децибелами.  Влияние музыки на растительные молекулы и клетки есть одна неразрешенная и в то же время очень интересная проблема: каков же механизм воздействия музыки на растения?

                                           Заключение:

Изучение литературы по влиянию музыки на все живое показало:
-Биологическое действие звуков музыки на растения и животных связано с определенными звуковыми частотами;
-Гармоничные звуковые волны частотой в 3 килогерца благоприятно действуют на животный и растительный мир;
-Звуковые волны частотой от 7 до 9 килогерц угнетают процессы роста и развития, а звуковые волны выше 10 килогерц губительно действуют на все живое.
-Теоретические выводы дали нам возможность предположить, что музыка частотой от 3 до 5 килогерц (классическая) будет благоприятно воздействовать на физиологические процессы растений и животных, а свыше 8 килогерц (рок-музыка) – угнетать.

Рекомендации:

  1. Можно увеличить скорость роста сельскохозяйственных растений и животных с помощью музыки, а именно классической.
  2.  В школах, домах, офисах, где играет классическая музыка, увеличивается трудоспособность и настроение людей.
  3. Лучше не слушать Рок-музыку там, где много растений и животных.
  4. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, всё же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки, и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо её звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека – совершенней. Один древний мыслитель говорил: "Слушать прекрасное и видеть Прекрасное – значит улучшаться".

Литература:

  1. http://zhivye-tsvety.ru/
  2. http://canabyseeds.com/articles
  3. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век// №3, 2008– С. 7.,
  4. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. // М.: АСАДЕМА, 2001.
  5. Ситникова Н. Давайте слушать музыку! // Саранск, 1989 г
  6. Клёнов А. С. Я познаю мир. // М. 1999 г.
  7. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. // М., 1983.
  8. Дубров А.П. Сознание у растений и связь их с человеком. – М.: Наука и знание, 1990.
  9.  CD – Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.
  10. Г.С. Кнаббе. Феномен рока и контркультуры. Вопросы философии №8-90.  
  11. Колебания и волны. Лекции. В.А. Алешкевич, Л.Г. Деденко. МГУ, 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние шума и музыки на живые организмы

Паспорт проектной работы "Влияние шума на жмвые организмы".  Образовательный проект, в рамках предмета – физика, расчитан на возрастную группу учащихся 14-15 лет.  Тип проекта:информаци...

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов»

Контрольная работа по теме: «Естественные и искусственные сообщества живых организмов» представлена в виде разноуровневых заданий. Данная работа предназначена для учащихся 5 классов....

Научно - исследовательская работа по физике "Физика и музыка"

Представлены материалы иссследования по указанной теме. Прослеживается связь физики и музыки, а именно звуковые явления. Извлечение звуков музыкальных инструментов. Свойства звука, шкала громкости... ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему: Влияние микроволновых излучений на живые организмы

: определить  характер влияния микроволновогоизлучения на живые  организмы....

Методическая разработка проверочной работы к уроку по теме урока "Признаки живых организмов" в 9 классе

Эта проверочная работа может быть использована на этапе урока Актуализация, в качестве проверки домашнего задания, либо при первичном закреплении изученного материала в конце урока, либо как задания д...

Контрольная работа для 5 класса по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Контрольная работа для 5 класса  по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Работа для контроля и систематизации знаний по теме: «Разнообразие живых организмов....

Материалы к проекту по физике " Влияние музыки на живые организмы"

Подборка интересных фактов из литературы по данной теме.Материал может быть полезен для составления проекта  по физике и музыке....