Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Номоконова Анна Александровна

Обобщающий урок для учащихся 7 класса.

Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепить понятия: окончательный, промежуточный хозяин, финна, цикл воспроизведения; гермафродиты;

Развивающие:

  1. Развить умение описывать жизненные циклы, характеризовать каждый из типов червей;

  2. Развить умение работать в группе, умение обобщать и систематизировать полученные знания

Воспитательные:

  1. Воспитать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. Таблицы: «Аскарида», «Плоские черви», «Многообразие паразитических червей» - 1 шт.

  2. Сигнальные карточки (красные и синие)

  3. Раздаточные материал: карточки с заданиями на группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchii_urok_chervi.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок  «Смотр знаний» по теме «Черви»

Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви»,  «Кольчатые черви».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепить понятия: окончательный, промежуточный хозяин, финна, цикл воспроизведения; гермафродиты;

           Развивающие:

  1. Развить умение описывать жизненные циклы, характеризовать каждый из типов червей;
  2. Развить умение работать в группе, умение обобщать и систематизировать полученные знания

           Воспитательные:

  1. Воспитать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1.  Таблицы: «Аскарида»,  «Плоские черви»,  «Многообразие  паразитических червей» - 1 шт.
  2. Сигнальные карточки (красные и синие)
  3. Раздаточные материал: карточки с заданиями на группы.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Проговорить цель  и план урока. «Сегодня мы с вами на уроке поиграем в игру «Смотр знаний», в течении которой обобщим ваши знания по темам: Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

Разделить учащихся на три группы. Раздать сигнальные карточки.

Проговорить правила игры:

- Каждая группа в течении урока должна будет отвечать на поставленные вопросы, если знает правильный ответ или готова ответить поднимает красную карточку, если не знает ответа, то синюю.

- За правильные ответы будут насчитываться баллы, в конце урока  по количеству набранных баллов, будут выставлены оценки.

- При ответе без поднятия сигнальной карточки, ответ не засчитывается.

- Нельзя выкрикивать и шуметь в течении урока, за это будут сниматься баллы у всей группы.

  1. Актуализация знаний:

План игры: «Смотр знаний»

  1. Конкурс «Визитная карточка»
  2. Конкурс «Пищеварительная цепочка»
  3. Конкурс «Подумай»
  4. Конкурс «Вопрос – Ответ»
  5. Конкурс «Обсудим?»

Конкурс «Визитная карточка»

Задание: каждой группе необходимо после 2 минутного обсуждения  назвать особенности какого – либо  типа червей:

1 группа – рассказывает об особенностях Круглых червей

2 группа – об особенностях Плоских червей

3 группа – об особенностях Кольчатых червей.

Рассказ составляют по плану, рассказывает один ученик из группы в течении 2 минут, остальные могут дополнять. Максимум – 5 баллов.

План рассказа:

- место обитания;

-  внешнее строение;

- особенности внутреннего строения кратко (кожно-мускульный мешок, дыхание, нервная система)

- размножение;

- питание;

Конкурс «Пищеварительная цепочка»

Задание: каждой группе  необходимо после минутного размышления, расположить правильно органы пищеварения (начиная ротовым отверстием), которые написаны на карточках и подобрать из трех написанных на карточках червей , именно того, у которого данная пищеварительная система. Затем один из учащихся прикрепляет эти карточки в правильном порядки на доску.  Максимум – 5 баллов.

1 группа – органы пищеварения ( глотка, рот, кишка, желудок, зоб, пищевод, анальное отверстие) типы червей (круглые, кольчатые, плоские)

Правильный порядок:  кольчатые черви – рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка,  анальное отверстие.

2 группа – органы пищеварения (рот, глотка, кишечник, кожно-мускульный мешок) типы червей (круглые, плоские, кольчатые)

Правильный порядок: плоские черви – рот, пищевод, желудок (кожно-мускульный мешок – лишнее)

3 группа – органы пищеварения (глотка, кишечник, рот с тремя губами, анальное отверстие) и типы червей (круглые, плоские, кольчатые)

Правильный порядок:  круглые черви – рот с тремя губами, глотка, пищевод, кишечник, анальное отверстие.

Конкурс «Подумай»

Задание: каждая группа получает карточку, на которой дано задание. Максимум 8 баллов. Каждая группа получает карточку с заданием для коллективной работы (на один вопрос отвечает один ученик).

Вопросы на карточках:

- рассказать  о цикле развития данного  червя;

- ответить на вопрос: «Кто является  окончательным  и промежуточным хозяином   этого паразита?»

-  перечислить все пути возможного  заражения им;

-  перечислить основные приспособления  червя  к выживанию.

1-я группа -  печеночный сосальщик;

2-я группа -  бычий цепень;

3-я группа -  аскарида;

Конкурс «Вопрос – Ответ»

Учащиеся отвечают на вопросы при помощи  сигнальных карточек:  синие они поднимают при ответе – нет; красные – при ответе да.

Вопросы:

  1. Может ли человек быть для печеночного сосальщика  промежуточным хозяином? (нет- синяя)
  2. Человеческая аскарида – гермафродит? (Нет – синяя)
  3.  Может ли  человек  быть  для цепня промежуточным хозяином? (нет – синяя)
  4. Может ли человек быть основной  хозяином  для эхинококка? (нет – синяя)
  5. Аскарида вызывает заболевания легких (да – красная)
  6. Вопросами борьбы с паразитизмом занимался ученый К. И. Скрябин (да – красная)
  7. У дождевого червя кровеносная система незамкнута (Нет – синяя)
  8. Планария дышит всей поверхностью тела (Да – красная)
  9. Аскарида имеет присоски, которыми прикрепляется к стенкам желудка хозяина ( нет – синяя)
  10.  Может ли человек быть основным хозяином  бычьего  цепня? (да – красная)
  11.  Может ли свинья быть промежуточным хозяином для  аскариды?  (Нет – синяя)

Конкурс «Обсудим?»

Задание: учащимся предлагаются вопросы для обсуждения, по теме «Заболевания, вызываемые  паразитическими  червями» после минутного размышления учащиеся по очереди отвечают на поставленные вопросы, остальные внимательно слушают и дополняют. За каждый  правильный  ответ 5 баллов.

Вопросы для обсуждения по теме

«Заболевания, вызываемые  паразитическими  червями»:

1.Чем опасны для человека паразитические черви?

2.Какие заболевания вызываются паразитическими червями?

3.Какие существуют меры профилактики заражения?

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока - экскурсии в 8 классе по УМК "Английский в фокусе" «По зеленой тропе в глубины истории».

Данный урок -экскурсия содержит интересный материал по экологии Пушкина и множество интересных фактов из его истории...

Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....

Методическая разработка обобщающего урока по георграфии 8 класс "Внутренние воды России"

Тема урок: «Внутренние воды России»Цели урока: - образовательные: закрепить и систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить  номенклатуру, определить уровень приобр...

Методическая разработка обобщающего урока математики в 6 классе "Арифметические действия с обыкновенными дробями"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 6-го класса в качестве обобщающего урока после прохождения тем: " Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями", " Сра...

Методическая разработка обобщающего урока в 5-м классе

Игровые технологии, уроки-соревнования, работа в команде при работе с младшими школьниками очень эффективны, вызывают интерес у учащихся, способствуют лучшему усвоению материала. В игровой форме легче...

Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"

P { margin-bottom: 0.21cm; }H1 { margin-top: 0.05cm; margin-bottom: 0.13cm; color: rgb(25, 144, 67); line-height: 0.18cm; }H1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 14pt; font-weigh...

Методическая разработка обобщающего урока алгебры в 8 классе "Квадратные корни"

Презентация и раздаточные материалы для обобщающего урока алгебры 8 класса по теме "Квадратные корни"...