Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Жидкова Христина Валерьевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обу­чающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 70 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc693 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\сканлист\7кл 001.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 70 часов в год.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Цели и задачи курса:

    * освоение знаний о биологических организмах роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

    * находить и анализировать информацию о живых объектах;

    * развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии;

    * воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;

    * использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

    * формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения;

    * формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

    * приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

    * воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки выпускников  сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»7 класс. - М.: Дрофа, 2010.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

                     Раздел

Количество часов в примерной программе

Лабораторные и практические работы

Количество часов в рабочей программе

Лабораторные и практические работы

Введение

3 ч

3 ч

Глава 1: Царство Прокариоты

3 ч

Глава 2: Царство Грибы

Л.р 3             П.р. 1

4 ч

Л.р 2                  П.р.1

Глава 3: Царство Растений

16 ч

 Л.р 1             П.р. 7

16 ч

Л.р 1                 П.р. 7

Глава 4: Царство Животные

37 ч

40 ч

Глава 3: Царство Вирусы

итого

66+4 резерв

70ч

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебной программы  

Введение  

Знакомство с миром живых организмов. Уровни организации живого Многообразие организмов и их классификация. Царства живой природы.

 Раздел 1.  Царство прокариоты

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов. Общая характеристика прокариот, особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе и практическое значение. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности организации, роль в природе.

Раздел 2.  Царство грибы 4

Общая характеристика Царство Грибы. Особенности  происхождения и эволюции грибов. Отдел Настоящие грибы.  Строение плесневого гриба мукора. Многообразие грибов. Роль грибов в биоценозах. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Отдел Лишайники их строение, роль.

Раздел 3. Царство растения

Общая характеристика растений.  Растительный организм как целостная система. Низшие растения. Общая характеристика водорослей, их многообразие, роль в природе и жизни человека. Общая характеристика подцарства  Высшие растения. Отдел Моховидные. Внешнее  и внутреннее строение мхов. Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Хвощевидные. Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе. Отдел Папоротниковидные. Внешнее  и внутреннее строение папоротника. Отдел Голосеменные растения Строение и многообразие голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Размножение Покрытосеменных растений. Характерные особенности семейства Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Злаки, Лилейные. Характерные признаки Класса Однодольные.

Раздел 4. Царство животные.

Общая характеристика царства животных. Подцарство Одноклеточные, особенности организации, классификация, многообразие и значение. Подцарство Многоклеточные животные. Особенности организации многоклеточных животны. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные. Особенности организации кишечнополостных. Гидроидные, сцифоидные и кораллы. Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека. Трехслойные животные.

Тип Плоские черви . Особенности строения плоских червей.Класс Ресничные черви. Плоские черви-паразиты. Первичнополостные. Тип Круглые черви Тип Круглые черви, особенности их организации. Тип Кольцатые черви Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Внешнее строение дождевого червя. Многообразие кольчатых червей. Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их происхождение. Внешнее строение моллюска. Многообразие моллюсков, их значение в природе. Строение раковины моллюска. Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их роль в природе. Класс Насекомые. Особенности строение и жизнедеятельности. Размножение и развитие насекомых. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Их многообразие и роль в природе. Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные. Надкласс Рыбы. Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. Основные группы рыб. Их роль в природе практическое значение.

Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных. Размножение и развитие земноводных. Их многообразие  и роль в природе.

Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

Класс Птицы. Особенности  строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных. Экологические группы птиц воздушных пространств. Экологические группы птиц болот, побережий и водоемов. Роль птиц в природе и жизни человека.

Класс Млекопитающие. Происхождение Млекопитающих. Первозвери – утконос и ехидна. Плацентарные Млекопитающие. Основные отряды Плацентарных млекопитающих

Раздел 5. Вирусы

Общая характеристика вирусов. История открытия  вирусов. Вирусы- возбудители опасных заболеваний человека

Формы  и средства контроля

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ. Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Предусмотренные в содержании практические и лабораторные работы позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме.

   В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах, проектная и исследовательская работа, подготовка сообщений/ рефератов; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических  работ. В качестве текущего контроля могут быть использованы следующие способы: теоретические, практические, проблемные вопросы; выполнение практических  работ; творческие задания; тесты, кроссворды; проекты.

Формами контроля знаний могут быть: фронтальный и индивидуальный опрос; тестирование  (срезовые и итоговые тесты), защита рефератов и проектов. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Изучение курса «Биология» в 7 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы от растений до животных. В курсе биологии для 7 класса программа осуществляет интегрирование знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебно-методическое обеспечение:

Основная  литература:

Программа основного общего образования по биологии.6-9 классы.Сонин Н.И., Захаров В. Б, Захарова Е.Т.// Программы для общеобразовательных  учреждений . Биологии. 6-11 классы.-М.: Дрофа,2010-138 с..

В.Б. Захаров, Н.И.Сонин Биология. Многообразие живых организмов 7 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.

 Дополнительная  литература:

Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.; 

Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;

В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2010.- 64с.

Интернет-материалы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Электронные учебные издания:

Биология 7 класс мультимедийное приложение к учебнику В.Б.Захарова и Н.И.Сонина.

Биология-1.Животные. многообразие животного мира.Беспозвоночные  одноклеточные Беспозвоночные многоклеточные животные DVD

Биология – 2.Животные. Тип членистоногие: Тип хордовые: класс рыбы, класс земноводные, класс пресмыкающиеся DVD

Биология -3.Животные. Тип хордовые Класс птицы Класс млекопитающие

Биология – 4.(- Чем отличается растение от животного? - О биосфере-среде, в которой существует все живое) DVD


Календарно-тематическое планирование  в 7 «А» классе

Учитель: Жидкова Х.В.

n\n

Тема урока

Кол-во

часов

Плановые сроки

Фактические сроки

Примечание

Введение

3 часа

1

Мир живых организмов.

1

3.09.

2

Уровни организации живого.

1

5.09.

3

Многообразие организмов и их классификация.

1

10.09.

Раздел 1.  Царство прокариоты

3 часа

Тема1.1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

4

Общая характеристика прокариот.

1

12.09.

5

Особенности строения, жизнедеятельности подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, их роль в природе и практическое значение.

1

17.09.

6

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Подцарство Оксифотобактерии.

1

19.09.

Раздел 2.  Царство грибы

4  часа    

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

7

Царство Грибы. Особенности  происхождения и эволюции грибов.

1

24.09.

8

Отдел Настоящие грибы

1

26.09.

9

Многообразие грибов. Л. р.№1 «Строение плесневого гриба мукора»

1

1.10.

10

Роль грибов в биоценозах. Л.р.№2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1

3.10.

Тема 2.2 Лишайники

1

11

Отдел Лишайники

1

8.10.

Раздел 3. Царство растения

16час.

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

12

Общая характеристика царство Растения.

1

10.10.

13

Растительный организм как целостная система

1

15.10.

Тема 3.2. Низшие растения

2

14

Подцарсво  Низшие растения. Общая характеристика водорослей

1

17.10.

15

Многообразие водорослей, их роль в природе и жизни человека.Л.р №3«Внешнее строение водорослей»

1

22.10.

Тема 3.3. Высшие растения

4

16

Общая характеристика подцарства  Высшие растения. Отдел Моховидные.Л.р.№4 «Внешнее строение мхов»

1

24.10.

17

Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

29.10.

18

Отдел Хвощевидные.Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

12.11.

19

Отдел Папоротниковидные.Л.р. № 5«Внешнее строение папоротника»

1

14.11.

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

 2  

20

Отдел Голосеменные растения. Л.р. № 6« Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

1

19.11.

21

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе ипрактическое значение.

1

21.11.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

 6

22

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Л.р. № 7« Строение Покрытосеменных растений»

1

26.11.

23

Размножение Покрытосеменных растений.

1

28.11.

24

Характерные особенности семейства Розоцветные.

Л.р. № 8 «Строение покрытосеменных растений»

1

3.12.

25

Характерные особенности семейств  Крестоцветные и Пасленовые.

1

5.12.

26

Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки. Л.р. №9 «Распознавание растений»

1

10.12.

27

Характерные особенности семейства лилейные.

1

12.12.

Раздел 4. Царство животные.

40 час.

Тема 4.1.Общая характеристика царства животных.

1

28

Общая характеристика царства животных.

1

17.12.

Тема4.2. Подцарство Одноклеточные

2

29

Особенностиорганизации одноклеточных. или простейших. их классификация.

1

19.12.

30

Многообразие и значение одноклеточных животных.

Л.Р. №10 «Строение инфузории туфельки»

1

24.12.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные.

1

31

Особенности организации многоклеточных животных

1

14.01.

Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

3

32

Особенности организации кишечнополостных.

1

16.01.

33

Гидроидные, сцифоидные и кораллы.

1

21.01.

34

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.

1

23.01.

Тема 4.5. Трехслойные животные.

Тип Плоские черви

2

35

Особенности строения плоских червей.

Класс Ресничные черви.

1

28.01.

36

Плоские черви-паразиты.

1

30.01.

Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви

1

37

Тип Круглые черви, особенности их организации.

1

4.02.

Тема4.7. Тип Кольцатые черви

3

38

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

1

6.02.

39

Лабораторная работа № 11«Внешнее строение дождевого червя»

1

11.02.

40

Многообразие кольчатых червей.

1

13.02.

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

41

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

1

18.02.

42

Многообразие моллюсков, их значение в природе. Л. Р. №12 «Строение раковины моллюска».

1

20.02.

Тема4.9. Тип Членистоногие

7

43

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

1

25.02.

44

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

1

27.02.

45

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

4.03.

46

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

1

6.03.

47

Класс Насекомые. Особенности строение и жизнедеятельности. Л. р№ 13« Внешнее строение насекомых».

1

11.03.

48

Размножение и развитие насекомых.

П. работа №1 «Многообразие членистоногих».

1

13.03.

49

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

1

18.03.

Тема 4.10. Тип Иглокожие

1

50

Общая характеристика типа. Многообразие  Иглокожих. Классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.

1

20.03.

Тема4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1

51

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

1

1.04.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные(Черепные). Надкласс Рыбы

2

52

Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. Л.р. № 14«Особенности внешнего строения рыб»

1

3.04.

53

Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение.

1

8.04.

Тема 4.13.Класс Земноводные

2

54

Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных.

1

10.04.

55

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие  и роль в природе.

Л.р. №15« Особенности строения лягушки в связи с образом жизни»

1

15.04.

Тема4.14.Класс Пресмыкающиеся

2

56

Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных.

1

17.04.

57

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

1

22.04.

Тема4.15.Класс Птицы

4

58

Класс Птицы. Особенности  строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных.

1

24.04.

59

Экологические группы птиц воздушных пространств.

1

29.04.

60

Экологические группы птиц болот, побережий и водоемов

1

6.05.

61

 Роль птиц в природе и жизни человека. Л.р. № 16           

« Особенности строения птиц в связи с образом жизни»

1

8.05.

Тема 4.16.Класс Млекопитающие

5

62

Происхождение Млекопитающих. Первозвери – утконос и ехидна.

1

13.05.

63

Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности.

1

15.05.

64

Плацентарные Млекопитающие. Л.р. № 17«Строение млекопитающих»

1

15.05.

65

Основные отряды Плацентарных млекопитающих.

П.р.№2 «Животные нашей местности» 

1

20.05.

66

Основные отряды Плацентарных млекопитающих.

П.р.№2 «Животные нашей местности» 

1

20.05.

Раздел 5. Вирусы

4

67

 Общая характеристика вирусов. История открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики.

1

22.05.

68

Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека.

1

22.05.

69

Итоговое тестирование за курс 7 класса

1

27.05.

70

Повторение за курс 7 класса

1

29.05.

Итого

68

Лабораторных работ

17

Практических работ

2


Календарно-тематическое планирование  в 7 «Б» классе

Учитель: Жидкова Х.В.

n\n

Тема урока

Кол-во

часов

Плановые сроки

Фактические сроки

Примечание

Введение

3 часа

1

Мир живых организмов.

1

3.09.

2

Уровни организации живого.

1

6.09.

3

Многообразие организмов и их классификация.

1

10.09.

Раздел 1.  Царство прокариоты

3 часа

Тема1.1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

4

Общая характеристика прокариот.

1

13.09.

5

Особенности строения, жизнедеятельности подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, их роль в природе и практическое значение.

1

17.09.

6

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Подцарство Оксифотобактерии.

1

20.09.

Раздел 2.  Царство грибы

4  часа    

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

7

Царство Грибы. Особенности  происхождения и эволюции грибов.

1

24.09.

8

Отдел Настоящие грибы

1

27.09.

9

Многообразие грибов. Л. р.№1 «Строение плесневого гриба мукора»

1

1.10.

10

Роль грибов в биоценозах. Л.р.№2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1

4.10.

Тема 2.2 Лишайники

1

11

Отдел Лишайники

1

8.10.

Раздел 3. Царство растения

16час.

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

12

Общая характеристика царство Растения.

1

11.10.

13

Растительный организм как целостная система

1

15.10.

Тема 3.2. Низшие растения

2

14

Подцарсво  Низшие растения. Общая характеристика водорослей

1

18.10.

15

Многообразие водорослей, их роль в природе и жизни человека.Л.р №3«Внешнее строение водорослей»

1

22.10.

Тема 3.3. Высшие растения

4

16

Общая характеристика подцарства  Высшие растения. Отдел Моховидные.Л.р.№4 «Внешнее строение мхов»

1

25.10.

17

Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

29.10.

18

Отдел Хвощевидные.Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

1.11.

19

Отдел Папоротниковидные.Л.р. № 5«Внешнее строение папоротника»

1

12.11.

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

 2  

20

Отдел Голосеменные растения. Л.р. № 6« Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

1

15.11.

21

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе ипрактическое значение.

1

19.11.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

 6

22

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Л.р. № 7« Строение Покрытосеменных растений»

1

22.11.

23

Размножение Покрытосеменных растений.

1

26.11.

24

Характерные особенности семейства Розоцветные.  Л.р. № 8 «Строение покрытосеменных растений»

1

29.11.

25

Характерные особенности семейств  Крестоцветные и Пасленовые.

1

3.12.

26

Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки. Л.р. №9 «Распознавание растений»

1

6.12.

27

Характерные особенности семейства лилейные.

1

10.12.

Раздел 4. Царство животные.

40 час.

Тема 4.1.Общая характеристика царства животных.

1

28

Общая характеристика царства животных.

1

13.12.

Тема4.2. Подцарство Одноклеточные

2

29

Особенности организации одноклеточных  или простейших. их классификация.

1

17.12.

30

Многообразие и значение одноклеточных животных.

Л.Р. №10 «Строение инфузории туфельки»

1

20.12.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные.

1

31

Особенности организации многоклеточных животных

1

24.12.

Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

3

32

Особенности организации кишечнополостных.

1

27.12.

33

Гидроидные, сцифоидные и кораллы.

1

14.01.

34

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.

1

17.01.

Тема 4.5. Трехслойные животные.

Тип Плоские черви

2

35

Особенности строения плоских червей.

Класс Ресничные черви.

1

21.01.

36

Плоские черви-паразиты.

1

24.01.

Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви

1

37

Тип Круглые черви, особенности их организации.

1

28.01.

Тема4.7. Тип Кольцатые черви

3

38

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

1

31.01.

39

Лабораторная работа № 11«Внешнее строение дождевого червя»

1

4.02.

40

Многообразие кольчатых червей.

1

7.02.

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

41

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

1

11.02.

42

Многообразие моллюсков, их значение в природе. Л. Р. №12 «Строение раковины моллюска».

1

14.02.

Тема4.9. Тип Членистоногие

7

43

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

1

18.02.

44

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

1

21.02.

45

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

25.02.

46

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

1

28.02.

47

Класс Насекомые. Особенности строение и жизнедеятельности. Л. р№ 13« Внешнее строение насекомых».

1

4.03.

48

Размножение и развитие насекомых. П. работа №1 «Многообразие членистоногих».

1

7.03.

49

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

1

11.03.

Тема 4.10. Тип Иглокожие

1

50

Общая характеристика типа. Многообразие  Иглокожих. Классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.

1

14.03.

Тема4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1

51

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

1

18.03.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные(Черепные). Надкласс Рыбы

2

52

Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. Л.р. № 14«Особенности внешнего строения рыб»

1

21.03.

53

Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение.

1

1.04.

Тема 4.13.Класс Земноводные

2

54

Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных.

1

4.04.

55

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие  и роль в природе.Л.р. №15« Особенности строения лягушки в связи с образом жизни»

1

8.04.

Тема4.14.Класс Пресмыкающиеся

2

56

Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных.

1

11.04.

57

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

1

15.04.

Тема4.15.Класс Птицы

4

58

Класс Птицы. Особенности  строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных.

1

18.04.

59

Экологические группы птиц воздушных пространств.

1

22.04.

60

Экологические группы птиц болот, побережий и водоемов

1

25.04.

61

 Роль птиц в природе и жизни человека. Л.р. № 16           

« Особенности строения птиц в связи с образом жизни»

1

29.04.

Тема 4.16.Класс Млекопитающие

5

62

Происхождение Млекопитающих. Первозвери – утконос и ехидна.

1

2.05.

63

Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности.

1

6.05.

64

Плацентарные Млекопитающие. Л.р. № 17«Строение млекопитающих»

1

13.05.

65

Плацентарные Млекопитающие. Л.р. № 17«Строение млекопитающих»

1

16.05.

66

Основные отряды Плацентарных млекопитающих. П.р.№2 «Животные нашей местности» 

1

16.05.

Раздел 5. Вирусы

2

67

 Общая характеристика вирусов. История открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики.

1

20.05.

68

Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека.

1

20.05.

69

Итоговое тестирование за курс 7 класса

23.05.

70

Повторение за курс 7 класса

27.05.

Итого

70

Лабораторных работ

17

Практических работ

2


Календарно-тематическое планирование  в 7 «В» классе

Учитель: Жидкова Х.В.

n\n

Тема урока

Кол-во

часов

Плановые сроки

Фактические сроки

Примечание

Введение

3 часа

1

Мир живых организмов.

1

5.09.

2

Уровни организации живого.

1

6.09.

3

Многообразие организмов и их классификация.

1

12.09.

Раздел 1.  Царство прокариоты

3 часа

Тема1.1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

4

Общая характеристика прокариот.

1

13.09.

5

Особенности строения, жизнедеятельности подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, их роль в природе и практическое значение.

1

19.09.

6

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Подцарство Оксифотобактерии.

1

20.09.

Раздел 2.  Царство грибы

4  часа    

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

7

Царство Грибы. Особенности  происхождения и эволюции грибов.

1

26.09.

8

Отдел Настоящие грибы

1

27.09.

9

Многообразие грибов. Л. р.№1 «Строение плесневого гриба мукора»

1

3.10.

10

Роль грибов в биоценозах. Л.р.№2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1

4.10.

Тема 2.2 Лишайники

1

11

Отдел Лишайники

1

10.10.

Раздел 3. Царство растения

16час.

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

12

Общая характеристика царство Растения.

1

11.10.

13

Растительный организм как целостная система

1

17.10.

Тема 3.2. Низшие растения

2

14

Подцарсво  Низшие растения. Общая характеристика водорослей

1

18.10.

15

Многообразие водорослей, их роль в природе и жизни человека.Л.р №3«Внешнее строение водорослей»

1

24.10.

Тема 3.3. Высшие растения

4

16

Общая характеристика подцарства  Высшие растения. Отдел Моховидные.Л.р.№4 «Внешнее строение мхов»

1

25.10.

17

Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

31.10.

18

Отдел Хвощевидные.Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе.

1

1.11.

19

Отдел Папоротниковидные.Л.р. № 5«Внешнее строение папоротника»

1

14.11.

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

 2  

20

Отдел Голосеменные растения. Л.р. № 6« Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

1

15.11.

21

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе ипрактическое значение.

1

21.11.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

 6

22

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Л.р. № 7« Строение Покрытосеменных растений»

1

22.11.

23

Размножение Покрытосеменных растений.

1

28.11.

24

Характерные особенности семейства Розоцветные.  Л.р. № 8 «Строение покрытосеменных растений»

1

29.11.

25

Характерные особенности семейств  Крестоцветные и Пасленовые.

1

5.12.

26

Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки. Л.р. №9 «Распознавание растений»

1

6.12.

27

Характерные особенности семейства лилейные.

1

12.12.

Раздел 4. Царство животные.

40 час.

Тема 4.1.Общая характеристика царства животных.

1

28

Общая характеристика царства животных.

1

13.12.

Тема4.2. Подцарство Одноклеточные

2

29

Особенностиорганизации одноклеточных. или простейших. их классификация.

1

19.12.

30

Многообразие и значение одноклеточных животных.

Л.Р. №10 «Строение инфузории туфельки»

1

20.12.

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные.

1

31

Особенности организации многоклеточных животных

1

26.12.

Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

3

32

Особенности организации кишечнополостных.

1

27.12.

33

Гидроидные, сцифоидные и кораллы.

1

16.01.

34

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.

1

17.01.

Тема 4.5. Трехслойные животные.

Тип Плоские черви

2

35

Особенности строения плоских червей.

Класс Ресничные черви.

1

23.01.

36

Плоские черви-паразиты.

1

24.01.

Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви

1

37

Тип Круглые черви, особенности их организации.

1

30.01.

Тема4.7. Тип Кольцатые черви

3

38

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей.

1

31.01.

39

Лабораторная работа № 11«Внешнее строение дождевого червя»

1

6.02.

40

Многообразие кольчатых червей.

1

7.02.

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

41

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

1

13.02.

42

Многообразие моллюсков, их значение в природе. Л. Р. №12 «Строение раковины моллюска».

1

14.02.

Тема4.9. Тип Членистоногие

7

43

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

1

20.02.

44

Многообразие ракообразных, их роль в природе.

1

21.02.

45

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1

27.02.

46

Многообразие паукообразных, их роль в природе.

1

28.02.

47

Класс Насекомые. Особенности строение и жизнедеятельности. Л. р№ 13« Внешнее строение насекомых».

1

6.03.

48

Размножение и развитие насекомых. П. работа №1 «Многообразие членистоногих».

1

7.03.

49

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

1

13.03.

Тема 4.10. Тип Иглокожие

1

50

Общая характеристика типа. Многообразие  Иглокожих. Классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.

1

14.03.

Тема4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1

51

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

1

20.03.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

52

Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. Л.р. № 14«Особенности внешнего строения рыб»

1

21.03.

53

Основные группы рыб. Их роль в природе и практическое значение.

1

3.04.

Тема 4.13.Класс Земноводные

2

54

Класс Земноводные. Особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных животных.

1

4.04.

55

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие  и роль в природе. Л.р. №15« Особенности строения лягушки в связи с образом жизни»

1

10.04.

Тема4.14.Класс Пресмыкающиеся

2

56

Класс Пресмыкающиеся. Особенности их строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных.

1

11.04.

57

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.

1

17.04.

Тема4.15.Класс Птицы

4

58

Класс Птицы. Особенности  строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных.

1

18.04.

59

Экологические группы птиц воздушных пространств.

1

24.04.

60

Экологические группы птиц болот, побережий и водоемов

1

25.04.

61

 Роль птиц в природе и жизни человека. Л.р. № 16           «Особенности строения птиц в связи с образом жизни»

1

2.05.

Тема 4.16.Класс Млекопитающие

5

62

Происхождение Млекопитающих. Первозвери – утконос и ехидна.

1

8.05.

63

Класс Млекопитающие. Особенности их строения и жизнедеятельности

1

15.05.

64

Плацентарные Млекопитающие. Л.р. № 17«Строение млекопитающих»

1

16.05.

65

Плацентарные Млекопитающие. Л.р. № 17«Строение млекопитающих»

1

22.05.

66

Основные отряды Плацентарных млекопитающих. П.р.№2 «Животные нашей местности» 

1

22.05.

Раздел 5. Вирусы

2

67

 Общая характеристика вирусов. История открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики.

1

23.05.

68

Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.

1

23.05.

69

Итоговое тестирование за курс 7 класса

1

29.05.

70

Повторение за курс 7 класса

1

30.05.

Итого

70

Лабораторных работ

17

Практических работ

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...