Методические рекомендации по составлению рабочей программы по биологии
статья по биологии на тему

Сидорова Галина Васильевна

выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_uchebnaya_programma.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по составлению рабочей программы по биологии

Выступление на РМО по биологии и химии

учителя биологии МОУ«СОШ №2 п.Теплое»

Сидоровой Г.В.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта.

Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями на основании Закона «Об образовании» (ст. 32. пп.6-7.), однако в Законе не определены требования к рабочей программе.

Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы, а также может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.

Порядок разработки рабочей учебной программы в Тульской области рекомендован Письмом МО от 16.04.2009 № 10/11-2005.

На основании вышеизложенного рабочая программа является локальным документом (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом каждого учителя.

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

·         федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

·         примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

·         Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

·         Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Тульской области, утвержденный приказом МО № 473 от 10. 06. 2005.

·         Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 23 декабря 2009 г. № 822, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

·         требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При составлении рабочей программы необходимо соблюдать требования к структуре программы.

Структура рабочей программы

1. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе.

Титульный лист программы включает:

1.1. Наименование образовательного учреждения, реализующего программу.

1.2. Грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы с указанием протокола и даты рассмотрения на заседании методического объединения (кафедры) учителей, должности, Ф.И.О. руководителя методического объединения (кафедры) учителей, заместителя директора по УВР, директора образовательного учреждения.

1.3. Название курса, для изучения которого написана программа;

1.4. Срок реализации программы.

1.5. Указание параллели, на которой реализуется курс.

1.6. Ф.И.О. учителя.

1.7. Название города, населенного пункта.

1.8. Год составления программы.

2. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию, замысел программы.

В пояснительной записке должны быть отражены сведения:

- О целях и задачах, решаемых при реализации программы.

Цель – это некое концентрированное описание планируемого результата. Задачи – этапы, необходимые для достижения цели. Цели формулируются на языке качества, задачи – на языке действия.

- Об адресности программы (на кого рассчитана, целевая группа).

- Об учебной программе (примерная или авторская) с указанием наименования, автора и года издания, на основе которой разработана рабочая программа.

- О количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований. (Можно указать резервное время).

- Об используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературе (название основного (базового) учебника, класс, Ф.И.О. автора, издательство, год издания, аналогично - дополнительная литература, Интернет-ресурсы).

-О внесенных изменениях в рабочую программу и их обосновании.

-. О методах и формах решения поставленных задач (практические и лабораторные работы, самостоятельная работа, тренинги и т.д.),

-. О формах контроля (промежуточной и итоговой аттестации)

-. Планируемые результаты.

3. Содержание программы - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в календарно-тематическом плане.

Содержание раскрывается через краткое описание тем или разделов с указанием общего количества часов по каждому разделу, а также с указанием тем лабораторных, практических работ, демонстраций и используемого оборудования.

Рабочая программа допускает возможность корректировки и видоизменения тематического содержания в процессе обучения, чтобы обеспечить каждому из учащихся возможность индивидуальной образовательной траектории.

4. Календарно-тематический план - структурный элемент программы, включающий следующие элементы:

-.Номер урока.

-. Сроки (дату) проведения. При составлении календарно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.

Необходимое требование: совпадение даты урока по плану, фактического проведения и записи в классном журнале и ученических тетрадях.

- Перечень разделов, тем.

Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также их реализацию.

-Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

- Тип урока с указанием формы организации работы учащихся (вида урока).

Например: в рамках традиционного обучения определены уроки следующих типов: Урок ознакомления с новым материалом. Урок закрепления изученного. Урок применения. знаний и умений. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок проверки и коррекции знаний и умений. Комбинированный урок. В случае блока уроков – тип урока планируется на каждый урок.

Вид урока (практическая, лабораторная работа, экскурсия и т.д.).

- Планируемые результаты

Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, называть, осознавать, иметь представление и т.д.).

Формулировка выносится из Примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания. В случае блока уроков – требования планируются на весь блок.

- Элементы содержания.

Отбор элементов содержания осуществляется на основе образовательного стандарта (Примерной программы).

- Использование на уроке ТСО, ЦОРов и др.

-Вид контроля.

Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием. Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т.д.

- Домашнее задание в письменной или цифровой форме (§__, стр___).

По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.

6. Характеристика КИМ, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся по предмету.

7. Приложения (по усмотрению учителя).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

методические рекомендации по составлению рабочих программ

Данные материалы будут полезны учителям русского языка и литературы при составлении рабочих программ по предметам....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии...

Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс

Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебны...

Методические Рекомендации по составлению рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета – документ образовательного учреждения, который:üРегламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;üУчитывает с...