Статья "Создание условий для внеурочной деятельности и ОДОД"
статья по биологии (5, 11 класс) на тему

Самсонова Валентина Георгиевна

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня – это внеурочная деятельность и дополнительное образование детей. Это обозначает, что в школе общее и дополнительное образование детей станут равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, которые создадут единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Для того, чтобы создать  условия для организации и работы внеурочной деятельности и дополнительного образования необходимо более точное разъяснение этих понятий. Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит в составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программы должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же. Они обладают как общими, так и значительными различиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность ОДОД22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в ГБОУ гимназии № 114

  Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня – это внеурочная деятельность и дополнительное образование детей. Это обозначает, что в школе общее и дополнительное образование детей станут равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, которые создадут единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Для того, чтобы создать  условия для организации и работы внеурочной деятельности и дополнительного образования необходимо более точное разъяснение этих понятий. Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит в составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программы должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же (Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»). Они обладают как общими, так и значительными различиями.

Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:

1. Время реализации – вне или после обязательных учебных занятий и основных образовательных программ.

2. Формы организации (кружки, секции, клубы) и виды направления деятельности.

3. Связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

4. Направленность на сотрудничество с родителями школы.

Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле.

Параметры для сравнения

Дополнительная образовательная программа

Программа внеурочной деятельности

Определение основных понятий

Дополнительное образование-это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл.1,ст.2,п.14)

Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа. (273-ФЗ, гл.2,ст.12,п.4)

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.

Программа внеурочной деятельности - перечень требований и организационных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно – методического сопровождения определенной модели организации внеурочной деятельности (Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС)

Описание целевых ориентиров

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуаль-

ных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско – патриотического, военно – патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление,  развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, непротиворечащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ (приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. № 1008)

Образовательная деятельность по программам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижения результатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- формировать позитивное восприятие ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания. (Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС)

Описание результатов реализации программ

Результаты реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы могут быть представлены как:

- результаты обучения;

- результаты развития;

-результаты воспитания.

(Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение:

- предметных результатов;

-метапредметны результатов;

- личностных результатов.

 Они могут быть представлены как:

1. результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений;

2. результаты второго уровня – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

3. результаты третьего уровня – получение школьниками опыта самостоятельного социального действия

(ФГОС общего образования)

Типология программ

Типология дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ   (в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. № 1008)

По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы;

дополнительные предпрофессиональные программы.

 По содержанию: дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:

- технической;

- естественнонаучной;

-физкультурно-спортивной;

- художественной;

- туристко-краеведческой;

социально-педагогической.

Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы:

- области искусства;

- в области физической культуры и спорта.

Типология программы внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС общего образования)

По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности:

- общекультурному;

-общеинтеллектуальному;

- социальному;

- духовно – нравственному;

- спортивно-оздоровительному.

По планируемым результатам программы внеурочной деятельности могут быть (по П.В.Степанову и Д.В. Григорьеву):

- комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

- тематическими, направленными на получение результатов в  определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);

- программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня;

- программами по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.)

- индивидуальными.

Структура программ

Структура дополнительной общеобразовательной программы

- Титульный лист

- Пояснительная записка

- Учебно-тематический план

- Содержание курса

- Методическое обеспечение

- Список литературы

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»)

Структура программы внеурочной деятельности                             (нормативно не закреплена)

1  вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение»)

- Введение

- Перечень основных разделов с указанием часов

- Описание содержания занятий

- Характеристика результатов (3-х уровней)

2 вариант (основа  - структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)

- Пояснительная записка

-Особенности форм работы

- Тематическое планирование

- Содержание программы

- Формируемые универсальные учебные действия)

- Планируемые результаты (3-х уровней)

Реализация программ

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательных организациях дополнительного образования, осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273 –ФЗ, гл. 3, ст.23, п.3.1), а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Формы обучения по дополнительным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

(Приказ МО РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

Программа внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.

Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

(Письмо МО РФ от 12.05.2011 № 03-96 «ОБ организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образовании)

Период реализации программ

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Приказ МО РФ от 29 августа 2013г. № 1008)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ (ООП ФГОС общего образования)

Экспертиза и утверждение программ

Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня. Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем (что фиксируется на титульном листе) (273-ФЗ, Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»)

Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.

Программа внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (273-ФЗ; требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО...

Эффективность внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования

Данная работа посвещана рассмотрению проблемы эффективности внеклассной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...

Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.

В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...

Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников

Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников...

Работа ОДОД ГБОУ № 527 Расписание занятий внеурочной деятельности С применением дистанционных образовательных технологий Программа «Культура театрального искусства» 01.10.21 – 08.10.21.

Педагог дополнительного образования Клюкина Галина ИвановнаПредметдатаКоличество часовУчительВиды обратной связиФорма/раздел/Форма проведенияЗадания с указанием образовательного ресурсаФорма пре...