«Вкусовая палитра. Как человек ощущает вкус»
план-конспект по биологии по теме

Мурашова Олеся Александровна

В методическом пособии дан конспект занятия по программе  для детей 3 года обучения (9-12 лет).

Содержание:

- Теоретическая часть – знакомство с видами вкусов и вкусовыми зонами языка;

- Практическая часть – зарисовывание собственных ассоциаций к разным вкусам;

- Творческое задание – закрепление пройденного материала

Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия.

Автор: педагог дополнительного образования отдела экологии и здоровья ДДЮТ Московского р-на Мурашова Олеся Александровна

Образовательная программа «В гармонии с природой. Удивительное рядом с нами». 2-ой год обучения.

Раздел: «Вкусовая палитра»

Тема: «Как человек ощущает вкус»

Цель: Познакомить учащихся со вкусами, которые различает человек.

Задачи: а) образовательные

- Сформировать представление о вкусах и вкусовых зонах языка;

- Сформировать умение различать вкусы;

б) развивающие

- Развить сообразительность и находчивость обучающихся;

- Развить воображение детей.

в) воспитательные

- Воспитать уважительное отношение к одноклассникам и умение слушать других.

Ход занятия

1. Введение

1.1. Организационный момент: организация рабочего места, приветствие.

1.2. Объявление темы.

2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть (словесный метод – рассказ и беседа, наглядный метод –  демонстрация схемы вкусовых зон языка).

Итак, существует всего четыре вкуса – сладкий, горький, кислый и соленый.

На кончике языка располагаются тысячи мелких грибовидных сосочков. Они очень чувствительны к восприятию сладкого и почти совсем равнодушны к горькому. Северные территории, то есть пространство у корня языка, покрыты листовидными и желобовидными сосочками, которые, наоборот, очень трепетно относятся ко всему горькому. Восточные и западные окраины предпочитают все соленое, а центральные районы – кислое. Воздействуя на одну из названных областей, можно вызвать каждое из основных вкусовых ощущений.

 В создании богатой вкусовой палитры языку помогает... нос. Теснее всего вкусовые ощущения связаны с обонятельными, и огромное разнообразие оттенков определяется именно «нюхательными» качествами продуктов. Не случайно при сильном насморке многие блюда кажутся безвкусными.

2.2. Творческое задание.

        Педагог раздаёт детям листы бумаги формата А4 и просит разделить лист на 4 части – по числу известных вкусов.

        Ребята, я вам буду называть какой-то вкус, а вы, закрыв глаза, попытайтесь его себе представить. Затем, откройте глаза и нарисуйте в своём листочке вашу ассоциацию с названным вкусом. Нарисуйте то, что вы себе представили, когда я назвала вкус.

        Итак, сладкий. Дети рисуют свою ассоциацию. Солёный. Кислый. Горький.

После того как все 4 вкуса были изображены на бумаге, ребята делятся своими впечатлениями друг с другом, рассказывают, кто и как представляет себе той или иной вкус.

2.3. Закрепление.

        Педагог просит нарисовать на обратной стороне листа язык и разделить его на условные зоны: кончик языка, боковые части, среднюю часть и корень языка.

        Теперь я буду повторять какая зона языка за какой вкус отвечает, а вы на своих схемах нарисуйте свою ассоциацию вкуса в зоне языка, которая ощущает данный вкус. Я тоже самое буду делать на доске.

        Сладкий вкус – кончик языка. Сладкий ассоциируется у меня с конфетой, поэтому на своей схеме я нарисую конфету на кончике языка.

        Солёный – соль – боковые части языка.

        Кислый – лимон – средняя часть языка.

        И, наконец, горький вкус – горчица – корень языка.

3. Заключение – опрос.

Какие виды вкусов различает человеческий язык? Какие зоны языка различают? Какие зоны за какой вкус ответственны?

СХЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СОСОЧКОВ ЯЗЫКА И ЗОН ВОСПРИЯТИЯ ВКУСОВЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

Рис. 1. Схематическое изображение сосочков языка и зон восприятия вкусовых раздражителей на его верхней поверхности: 1 — нитевидные сосочки; 2 — грибовидные сосочки; 3 — желобоватые сосочки; 4 — листовидные сосочки; 5 — пограничная борозда; на левой стороне языка разноцветными линиями обозначены зоны восприятия вкусовых раздражителей (горизонтальными желтыми линиями показана зона восприятия горького, горизонтальными синими — сладкого, косыми зелеными — соленого, косыми голубыми — кислого).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"

Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического т...

Как определить характер человека по его вкусовым предпочтениям?

Каждый из нас имеет свои вкусовые предпочтения, не сильно задумываясь о том, каким образом они сформировались. Нам просто нравится, скажем, прожаренный стейк, апельсиновый фрэш или клубничное морожен...

Товароведение по теме : Вкусовые товары

Автор: Лазарева Марина ГеоргиевнаРаздел по теме " Вкусовые товары"Тема: Пряности и приправы.Цель занятия:vОбразовательная: Ознакомить студентов с вкусовыми товарами.vРазвивающая: Развитие образного, л...

Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "

Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...

Методическая разработка занятия объединения "Веселая палитра" "Изображение фигуры человека на примере выполнения иллюстрации к "Мойдодыру"

Методическая разработка занятия включает конспект с  иллюстрациями и презентацию к конспекту. На занятии использованы информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии....

Мастер-класс "Видеть, слышать, ощущать"

Мастер-класс в рамках темы "Органы чувств человека", носит развлекательно-позновательный характер и подходит для организации внеклассной, кружковой, досуговой работы с детьми от 9 лет....

классный час на тему «О вкусах спорят. Вкус и мода»

Формировать правильные представления об истиной красоте человека; развивать эстетический вкус, разумный подход к чувству меры по отношению к моде...