Оптимизация образовательного процесса в рамках работы профильной школы.
статья по биологии на тему

Статья содержит необходимый материал теоретического плана по работе школы медицинского профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizacciya_obrazovatelnogo_proccessa.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая статья:

«Совершенствование образовательного процесса в школе с

позиций современных требований к качеству  образования»

ГБУ СОШ №1950

Учитель биологии

Канзапетова Инна Григорьевна

г. Москва

2015

   

Деятельность  учителя  должна учитывать разные условия учебного процесса, в том числе индивидуальные особенности школьника.  Применение новых технологий обучения  способствует  развитию творческой познавательной активности учащихся.

Оптимизация процесса обучения означает выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

При всем разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие. Была исследована сравнительная эффективность разных методов обучения. Так, словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических знаний, но слабо решают задачи формирования практических умений, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, познавательный интерес, но темп обучения медленный и т д.  

Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.

Очень важно оптимально выбрать метод мотивации учения школьников: познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные переживания, создание ситуации познавательной новизны. Одновременно нужно определить, какие средства преподавания (технические, наглядные, лабораторные и др.) рациональнее применить на данном этапе урока. Не простое нагромождение средств, что особенно актуально в условиях значительного улучшения оборудования школ, а выбор тех из них, которые кратчайшим путём ведут к цели.

Следующим способом оптимизации обучения является выбор организационных форм, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи.

Этот способ предполагает необходимость осуществления не только общеклассного, но и дифференцированного подхода к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим ученикам.

На следующем этапе оптимизации обучения необходимы оперативное регулирования и коррекция учебного процесса при неожиданно возникающих у учеников на уроке затруднений, которые требуют быстрых изменений в методах обучения.

Завершающим способом оптимизации является анализ результатов обучения и затрат времени с точки зрения критериев оптимальности, т. е. установление соответствия достигнутых результатов поставленным максимально возможным задачам.

Только при целостном применении всей системы способов можно рассчитывать на действительное осуществление оптимизации учебно-воспитательного процесс оптимизация учебного процесса - это постоянная непрерывная деятельность педагога. Однако она особенно важна на этапе разработки плана учебного занятия. Преподаватель планирует не абстрактное, а конкретное учебное занятие, предполагающее работу с конкретными учащимися. Проектируя учебный процесс, преподаватель должен предвидеть возможные трудности в овладении учебным материалом.

Влияние новых информационных технологий для

совершенствования процесса обучения современной школы

В последнее время значительно усилилось применение новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе. Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Основными характеристиками  современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Для организации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы.

Где достижение целей обучения, как правило, обеспечивается сочетанием традиционных и новых приемов обучения.

Применение методов проектов для

совершенствования учебного процесса современной школы

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

Информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. Их использование позволяет разнообразить формы и методы работы как на уроке, на каждом его этапе.

Даже самые пассивные из учащихся с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Презентация помогает развивать познавательную активность учащихся, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимает утомление учащихся, развивает внимание и сообразительность.

Использование компьютера позволяет создавать самому учителю разнообразные дидактические материалы, тесты с выбором ответа, в том числе с применением программы Краб 2.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

Современный этап развития образования связан с использованием возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. На смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР.

Я, как и некоторые из вас, весной обучалась на курсах по использованию ЭОР в образовательной деятельности. Электронные модули очень удобно применять при изучении нового материала (информационные), практические – при закреплении: это и интерактивные задания, и виртуальные лабораторные работы; контрольные ЭОР – тесты. Проблема только в оборудовании классов компьютерами, подключенными к Интернету.

Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего — возможность действительно научиться. Учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома).

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия — от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.

С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Главная задача - разумное использование ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика.

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественнонаучного цикла. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным. 60,2% от опрошенных старшеклассников ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем. 5,3% считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. 34,5% жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами. Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, а потому их следует изучать в школе по выбору.

Все это свидетельствует о кризисном состоянии сегодняшнего естественнонаучного образования. В результате максимум знаний, даваемых в типичной средней школе, заведомо ниже минимального уровня знаний, необходимого для начала обучения в вузе.

Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

Вы будете удивлены, узнав, что эти слова принадлежат Сократу, жившему до V в. до нашей эры. Но как они актуальны сегодня, и не просто актуальны, а злободневны.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации сети Интернет, телевидения, компьютерных игр, кино. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы.

Школа создаёт самое ценное – будущую нашу смену. От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни.

Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определённых условий последует движение по пути познания и творчества.

Нужно ценить в детях индивидуальность, самостоятельность, то, что они необычны, неординарны, не такие как все. Пусть они иногда не вписываются в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки – талант. А талантливые люди -золотой фонд нации, их надо беречь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках перцептивного обучения в условиях коррекционной школы III - IV вида

В работе отражены методы и приемы работы на уроках технологии со слепыми и слабовидящими учащимися...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий.

Оптимизация образовательного процесса по предметамисторико-обществоведческого цикла на основе применениясовременных образовательных технологий....

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий...

Открытое внеурочное занятие в рамках стажёрской практики по теме «Оптимизация образовательного процесса через интегрированную модель учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования» "Шаг в профессию"

laquo;Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы»...