Рабочая программа 6 класс биология
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рабочая программа 6 класс биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass_biologiya.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 1  р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол №        

от «        »        2015г.

___________(Невская О.В).)

Согласовано

зам. директора

«      »__________2015 г.

_______ (Цуканова О.Л.)

                               

Утверждено и

введено в действие приказ №

от  «  »________2015г.

____________(Козырева О.П)

Рабочая программа учебного курса по биологии  для 6 класса

(базовый уровень)

Составитель: учитель Невская Ольга Владимировна

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии построена на основе:

● закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.

● Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897

● основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МБОУСОШ №1

● фундаментального ядра содержания общего образования;

● требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

● примерной программы основного общего образования по биологии;

● программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования;

● учебного плана МБОУ СОШ №1р.п Б.Карабулак

   Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

● программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

Цели программы:

- обеспечить  ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы      

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов). 6-й класс – 1 час в неделю (35 часов)

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «биология», включающий определенные биологические сведения. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое  звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации

                         

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:

-  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

 -   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные: УУД:

-   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД: -    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;   

Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

Основное место отводится изучению следующим темам:

Часть 1. Наука о растениях -ботаника  (4 ч.)

Часть 2. Органы растений   (8 ч.)

Часть 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч.)

Часть 4. Многообразие и развитие растительного мира -(10ч)

Часть 5.природные сообщества (4 ч )

Основные методы, которые планируется использовать:

  1. Словесные методы:

-Рассказ  Объяснение –Беседа   Дискуссия   Лекция

2.Работа с учебником и книгой

- Конспектирование

- Составление плана текста

- Цитирование

3.Наглядные методы:     метод иллюстраций     Метод демонстраций

4.Практические методы

Упражнения

Лабораторные работы -6

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ , проектов-4  и т.д.

Уроки носят развивающий характер.

Система оценки:

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

 

 Учебно-тематическое планирование по биологии

Класс 6А,6Б

Учитель: Невская О.В

Количество часов:

Всего 35 часов, в неделю 1

Тестов-4

Контрольных работ -4

Лабораторных работ -6

Административных контрольных работ-

Планирование составлено на основе

- Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

Учебник:

И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

Лабораторные и практические работы

1. Строение семени фасоли.

2. Строение корня проростка.

3. Строение вегетативных и генеративных почек.

4. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.

5. Черенкование комнатных растений

6. Изучение внешнего строения моховидных


Наименование раздела, темы урока

Дата проведения

Виды деятельности

УУД

Наглядные пособия и ИКТ, проектная деятельность

Задания для учащихся

Примечание

план

факт

Глава 1. Наука о растениях - ботаника. (5 часов)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

2-7.09

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация. гербарии

§ 1

Многообразие жизненных форм растений.

9-14.09

Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирование выводов о причинах формирования у растений разных жизненных форм в разных условиях срады.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

§ 2

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

16-21.09

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующими основные части растительной клетки.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях  результатов исследования.

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение  выполнять письменные задания.

Презентация, микропрепараты растительной клетки.

§ 3

проект

«Строение растительной клетки»

Ткани растений.

23-28.09

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующими основные части растительной клетки.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях  результатов исследования

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение  выполнять письменные задания

Презентация, микропрепараты растительной клетки.

§ 4

повторить

§1-3

Подведем итоги.

1-6.10

Обсуждение проблемных вопросов темы 1, работая в парах и малых группах. Ответы на итоговые вопросы. Оценка своей деятельности  и деятельности других учащихся при работе по инструктивным картам.

Регулятивные-целеполагание.

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации

ЭОР

Глава 2. Органы растений(8 часов)

Семя. Его строение и значение. Л.р.№1

«Изучение строения семени фасоли»

Изучать строение семени двудольноо растения при рассмотрении живого объекта в ходе л.р. . формулировать выводы. Зарисовывать изучаемые объекты.

Общеучебные  развитие  умения самостоятельной работы с биологическими объектами, формулировать выводы.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР, таблицы

Лабораторное оборудование.

§ 5

Условия прорастания семян.

15-20.10

Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рассматривание иллюстраций

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

презентация

§ 6

Корень, его строение и значение.Л.р.№2.Строение корня проростка.

22-27.10

Наблюдение демонстрации опытов.

Изучать живые биологические объекты, рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию . делать выводы.

Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Логические- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

ЭОР, лабораторное оборудование

§ 7

Побег, его строение и развитие. Л.р.№3.Строение вегетативных и генеративных почек.

5-10.11

Наблюдение демонстрации опытов.

Изучать живые биологические объекты, рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию . делать выводы.

Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство.  

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР, лабораторное оборудование

§ 8

Лист, его строение и значение.

12-17.11

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

ЭОР, гербарии

§ 9

Стебель, его строение и значение. Л.р.№4

Внешнее строение клубня и луковицы.

19-24.11

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев, работа с живыми биологическими объектами.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

ЭОР, таблицы

Гербарии, лабораторное оборудование.

§ 10

Цветок, его строение и значение.

26.11-1.12

Изучение строения цветка при рассматривании живых биологических объектов и гербариев. Изучение многообразия цветков при изучении рисунков и моделей цветка.

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

ЭОР, таблицы

модели цветков.

§ 11

Плод.Разнообразие и значение плодов.

3-8.12

Изучение строения плодов при рассматривании живых биологических объектов и гербариев. Изучение многообразия плодов  при изучении рисунков и коллекций.

Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

Коллекции плодов.

§ 12

Подведём итоги.

10-15.12

Обсуждение проблемных вопросов темы 2, работая в парах и малых группах. Ответы на итоговые вопросы. Оценка своей деятельности  и деятельности других учащихся при работе по инструктивным картам.

Регулятивные-целеполагание.

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации

Проект «Видоизменение органов растений»

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений(7 часов)

Минеральное питание растений и значение воды.

17-22.12

Уметь охарактеризовать процесс минерального питания растений, его значение, роль воды в минеральном питании.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

ЭОР

§ 13

Воздушное питание растений-фотосинтез.

24-29.12

Уметь охарактеризовать процесс фотосинтеза у растений, его значение в природе. Различать автотрофы и гетеротрофы.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические-  анализ объектов с целью выделения особенностей.

ЭОР, таблицы

§ 14 проект «Значение фотосинтеза в природе и для человека»

Дыхание и обмен веществ у растений.

11-16.01

Уметь охарактеризовать процесс дыхания у растений, его значение в природе. Сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР, таблицы

§ 15

Размножение и оплодотворение у растений.

18-23.01

Уметь охарактеризовать процесс размножения  у растений, его значение в природе

.Особенности двойноо оплодотворения у цветковых растений.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

ЭОР, таблицы

§ 16

Вегетативное размножение у растений и его использование человеком.Л.р. №5 Черенкование комнатных растений.

25.01-02.02

Уметь охарактеризовать процесс вегетативного размножения  у растений, его значение в природе и для человека.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

ЭОР. Таблицы.

Лабораторное оборудование. Комнатные растения.

§ 17 проект

 «Какие вы знаете комнатные растения»

Рост и развитие растений

4.-9.02

Уметь охарактеризовать процесс роста и развития у растений, его значение и способы управления этими процессами.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

таблицы

§ 18

Подведём итоги.

11-16.02

Обсуждение проблемных вопросов темы 3, работая в парах и малых группах. Ответы на итоговые вопросы. Оценка своей деятельности  и деятельности других учащихся при работе по инструктивным картам.

Регулятивные-целеполагание.

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации

ЭОР

§ 17

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира(10 часов)

Систематика растений, её значение для ботаники.

18-23.02

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев, работа с живыми биологическими объектами.

Регулятивные- составление плана последовательности действий

Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

ЭОР, таблицы

§ 19

Водоросли.

25-1.03

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев, работа с живыми биологическими объектами.

Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

ЭОР,таблицы

§ 20

проект Многообразие и значение водорослей в природе и для человека»

Отдел Моховидные

Общая характеристика и значение.Л.р.№6 Изучение внешнего строения моховидных растений.

4-9.03

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев, работа с живыми биологическими объектами.

Регулятивные-целеполагание.

Логические –анализ объектов с целью выделения признаков.

ЭОР, таблицы

Лабораторное оборудование. Объекты исследования.

§ 21

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

11-16.03

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев, работа с живыми биологическими объектами.

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

ЭОР

гербарии

§ 22

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и знчение.

18-23.03

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев, работа с живыми биологическими объектами.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

гербарии

§ 23

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1-6.04

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев, работа с живыми биологическими объектами.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР, таблицы.

гербарии

§ 24

Семейства класса Двудольные

8-13.04

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев, работа с живыми биологическими объектами.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Таблицы, ЭОР

§ 25

Семейства класса Однодольные

15-20.04

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради, рассматривание гербариев, работа с живыми биологическими объектами.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

§ 26

Историческое развитие растительного мира

22-27.04

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

§ 27

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары нового и старо света.

29.04-04.05

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

коллекции

§ 28-29

проект

« Хлеб всему голова»

 «Наши каши»

Глава 5. Природные сообщества

(3часа)

Понятие о природном сообществе-биогеоценозе и экосистеме.

06-11.05

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

§ 30-31

Смена природных сообществ и её причины. Подведём итоги.

13-18.05

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника и в рабочей тетради

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Таблицы ЭОР

§ 32

Экскурсия в природу. «Весенние явления в жизни растений»

20-25.05

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Оборудование для проведения экскурсии.

отчёт

Задания на лето.

Итоговый урок.

27-30.05

Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности

Темы летних заданий.

Планируемые результаты обучения.

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  • ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами предметов;
  • планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.

Наименование раздела

Перечень планируемых результатов

Предметные

Метапредметные

Личностные

Наука о растениях-ботаника.

Органы растений.

  • -Выделять существенные свойства живого организма (Б), объяснять их взаимосвязь и значение (П).
  • -Характеризовать предмет науки ботаника, особенности строения растительного организма, разнообразие растений на Земле (П).
  • -Выделять существенные признаки строения (Б) и жизнедеятельности (П)  растений, объяснять взаимосвязи между строением и функциями органов растений.
  • -Сравнивать семенные и споровые растения, объяснять особенности растительного организма, объяснять роль органов растения в его жизнедеятельности (П).
  • -Объяснять роль растений в природе и деятельности людей(Б); места и роли человека в природе(П);
  • -Различать на таблицах органы растений (Б)
  • -Работать с разными источниками биологической информации(Б);
  • -Выбирать в своих действиях целевые и смысловые установки(П);
  • -Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения(П).
  • -Определять цели своего обучения(Б), ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности(П),
  • -Анализировать(Б)
  • -Создавать обобщения(П), делать выводы(Б).
  • -Классифицировать(Б) и выбирать критерии для классификации(П).
  • -Устанавливать причинно-следственные связи(П)
  • -Схематизировать текстовый и иллюстративный материал(Б).
  • -Устанавливать и использовать аналогии(П).
  • -Знать основные принципы и правила отношения к живой природе(Б);
  • -Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы(Б); интеллектуальные умения(П); эстетическое отношение к живым объектам(Б).
  • -Применять полученные знания и умения на уроках (Б) и в жизни (П).
  • -Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Б).

Основные процессы жизнедеятельности растений

Многообразие и развитие растительного мира.

  • Охарактеризовать процессы минерального и воздушного питания растений, дыхания и обмена веществ у растений, размножение и оплодотворение растений, рост и развитие растительного организма(Б)
  •  Сравнивать и различать дыхание и фотосинтез(П), выбирать удобрения при уходе за растениями(П),  вегетативно размножать комнатные растения(Б)
  •  Характеризовать значение науки систематики, основные отделы царства Растений, разнообразие групп растений на Земле, этапы развития растительного  мира, причины появления разнообразия растений(Б)
  • Классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе(Б);
  • -Различать на таблицах части и органоиды клетки, органов и систем органов цветкового растения(Б);
  • -Выделять существенные признаки строения водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.(Б)
  • -Аргументировать необходимость соблюдения мер безопасности при работе с ядовитыми растениями (П).
  • Сравнивать особенности первых наземных растений с современными растениями(П)
  • -Пользоваться увеличительными приборами (Б) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П).

Природные сообщества.

  • -Уметь оперировать экологическими понятиями(Б).
  • -Знать о влиянии экологических факторов на живые организмы(Б).
  • -Сравнивать живые организмы, обитающие в различных климатических зонах(Б) и обнаруживать их сходство и отличия (П).Выявлять приспособленность разных видов к жизни в природных сообществах(П) Сравнивать естественные и культурные  природные  сообщества.(П)


Учебно-методическое обеспечение

а) Методические и учебные пособия.

  1. Активные формы и методы обучения биологии: Опорные конспекты по биологии: Кн.Для учителя. Сост. Л.В. Реброва. Е.В. Прохорова.-М., Просвещение,1997.
  2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. 900 вопросов и заданий по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники,М., «Аквариум ЛТД»,2011.
  3. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии.-М., Дрофа,1997
  4. Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. –СПб,Приоритет,2002.

б) Оборудование и приборы.

Демонстрационные

  1. Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)
  2. Штатив лабораторный (ШЛб)
  3. Доска для сушки посуды
  4. Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лабораторные

  1. Набор препаровальных инструментов
  2. Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
  3. Спиртовка лабораторная литая

в) Дидактический материал.

Печатные пособия

Демонстрационные

  1. Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.
  2. Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
  3. Портреты биологов

Дидактические материалы

  1. Раздел «Растения» 6 класс

Список литературы.

а) Литература, использованная при подготовке программы.

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;
  • Требования к результатам основного общего образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
  • И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Биология.  6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.    

б) Литература, рекомендованная для учащихся.

  1. Биологический энциклопедический словарь/Гл.ред. М.С.Гиляров, М., Большая Российская энциклопедия,1995г.
  2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся, М., Просвещение,1994

в) Образовательные диски.

  1. Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Приложения к программе:

Темы проектов:

.

        

Пояснительная записка по выполнению учебной программы по предмету.

Класс

По плану

Фактически

Причины

5(1)

35 часов

5(2)

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...