Формирование жизненно важных навыков как гарантированное представление возможности самореализации учащихся
статья по биологии на тему

Елисеева  Ирина  Петровна

Доклад  о  работе  с  детьми  коррекционной  школы VIII  вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  жизненно  важных  навыков  как  гарантированное  представление  возможности  самореализации  учащихся»

доклад

Выполнила:

учитель  биологии  и химии

МОУ  школа-интернат

г. Татарска НСО

Елисеева  Ирина  Петровна

г. Татарск 2010 г

Хрупкое  и чуткое  существо  входит  в  этот  мир, делает  свои  робкие, неуверенные  шаги, складывает  из  забавных  сочетаний  звуков  первые слова....

Сколько  неожиданностей, неприятных  событий  ожидает  его  уже  в  начале  пути, сколько  неблагоприятных  сил  обрушивается  на  него, воздействие  которых  подчас  сильно  деформирует  слабый « росток», наносит  ущерб, и  подчас непоправимый, его  организму, заставляет  развиваться  в  нежелательном  направлении  его  психику, подавляет  сознание, затормаживает  физический  и  интеллектуальный  рост. Какою  болью  отзываются  в нас  слова: трудные  дети, дефективный  ребёнок, аномальный  малыш.

Как  это  не  прискорбно,  но  в  России  всё  больше и  больше  стали  рождаться  дети  с  отклонениями  и  нарушениями  психического  развития, расстройствами  эмоционально-волевой  сферы. В  настоящее  время  только  в  нашей  стране  функционирует  специализированные  школы  для  детей  с  особыми  образовательными  потребностями, наш  город  не  исключение.

На  базе  школы-интерната  открыты  классы  специальной ( коррекционной)  образовательной  школы VIII  вида. Все  дети,  занимающиеся  по  данным  программ, имеют  диагноз  олигофрении  различной  степени  дебильности.

Одним  из  важных  средств  коррекции  недостатков  психического  развития  и  личности  умственно  отсталых  школьников, является   формирование  навыков  для  дальнейшей   социально-бытовой  ориентации  детей.

В  Российской  Федерации  обучение  и воспитание  умственно  отсталых  детей  является  частью  общегосударственной  системы   образования. Вспомогательная  школа  находится  в  системе   государственных  общеобразовательных  детских  учреждений, однако  по  своим  задачам  существенно  отличается  от  массовой  общеобразовательной  школы.

Задачей  вспомогательной  школы  является  коррекция  дефектов  развития  умственно  отсталого  ребёнка  в  процессе  обучения  его  общеобразовательными дисциплинам, профессионально-трудовой  подготовки  и  разностороннего воспитательного  воздействия  на  ход  развития  учащихся. Другой, не  менее  важной  задачей  вспомогательной  школы  является  подготовка  её  учащихся  к  самостоятельной  трудовой  деятельности  по  одной  из  рабочих  профессий  в  условиях  современного  производства, т.е.  социально-трудовая  адаптация.

Эта  задача  решается  путём  предоставления  учащимися  теоретических  сведений  о   профессиональной  подготовке  и  многократной  отработке  практических  навыков.

Наличие  особых   задач  в  обучение  и  воспитании  умственно  отсталого  ребёнка  определяет  и  структуру  вспомогательной  школы. Именно  школа-интернат  помогает  построить  коррекционный  процесс, как  в  учебной  деятельности, так  и  в бытовом  общении.

В  штате  школы  кроме  учителей – предметников, имеются  учителя  профессионально-трудового  обучения, физического  воспитания, логопед, дефектолог, воспитатели, медицинские  работники, призванные  обеспечить  коррекционный  процесс.

Преимуществом  учителей – предметников  является  прохождение  специальной  подготовки  для  обучения  детей  данной  категории. Учебный  процесс  обеспечен  специальным  учебно-методическим  комплексом, позволяющим  успешно  осваивать  программу VIII  вида. Наличие  особых  коррекционных  задач  вспомогательной  школы  отражено  в  учебном  плане  и  программах, которые  существенно  отличаются  от  массовой  школы.

Особый  учебный  план  позволяет  основной  массе  учащихся  получать  законченную  профессиональную  подготовку  в  стенах  школы. Например, для  обучения  технологии  по  программе  в  обычной  школе  отводится  2  часа  в неделю, а  по  программе VIII  вида  трудовое  обучение  -14  часов, что  позволяет  развить  навыки  самообслуживания  и способствует  профессиональному  самоопределению  выпускников.

30 %  выпускников  2008-2009  учебного  года  в  качестве  будущей  профессии  ветеринара. Наших  выпускников  отличает  сформированность  жизненно необходимых  навыков.  Этому  способствуют  основные  предметы.

Естествознание  изучается  учащимися  в  специальной ( коррекционной)  образовательной  школы VIII  вида  с  5-го  класса. Дети  приходят  ко  мне  с  разными  уровнем  подготовки. Одни  быстро  усваивают  учебный  материал, приобретают  практические  умения  и  начинают  работать  на  уровне  предъявляемых  требований; другим  это  даётся  значительно  труднее. К  каждому  учащемуся я  стремлюсь  подходить  индивидуально. Самое  главное, чтобы  им  было интересно  учиться. Для  этого  я  создаю  условия, которые  способствуют  развитию интереса  и  формированию  мотивации. Использую  игровые  ситуации  многие  другие  формы.

Для  лучшего  усвоения  материала  я  применяю  различные  дидактические  средства, и  прежде  всего  наглядность: плакаты, схемы, муляжи, диафильмы. Опрос  провожу  различными  способами: индивидуально, фронтально, устно, письменно.

 Преподавание  естествознания  во  вспомогательной  школе  направленно  на  коррекцию  недостатков  умственного  развития  учащихся, в  процессе  знакомства  с  живой  и неживой  природой, развиваю  у  учащихся  наблюдательность, речь, мышление, учу  устанавливать  причинно-следственные  отношения  и  зависимости. Особое  внимание  уделяю  формированию  практических  навыков, благодаря  которым  дети  с  удовольствием   принимают  участие, вносят  свои  предложения  по  созданию  комфортных  условий  как  в  классных  комнатах, дома, и  в  условиях  проживания  в  школе-интернате.

С  особым  удовольствием  дети  трудятся  на  пришкольном  участке, в  школьном  огороде, где  выращивают  как  цветы, так  и  картофель,  и  другие  овощные  культуры  для  организации  питания  учащихся  в  школьной  столовой.  Организация  подобной  деятельности  формирует  у  учащихся  чувство  должной  ответственности, учит  быть  заботливыми, внимательными. В  качестве  практических  заданий  на  летний  период  дети  готовят  коллекции  растений. Организация   летнего  отдыха  нынешним  летом  значительно  облегчила  работу  в  этом  направлении, так  как  впервые  для  учащихся  школы-интерната  был  организован  выездной  летний  палаточный  лагерь, благодаря  спонсорской  помощи  депутата  областного  совета Кулинича. В  лагере  кроме  оздоровления  детей, их дальнейшего  развития, велась  и исследовательская  и  практическая работа  по  изучению  природы  родного  края.

Таким  образом,  для  детей  имеющих  выше  перечисленные  природообусловленные  трудности  в  школе – интернате  в  основном  созданы  условия  для  получения  учащимися  определённой  базы  знаний  и  жизненно  необходимых  навыков. Но  говорить  о  бесспорном  успехе  на  мой  взгляд  пока  рано. Необходимо  создание  такой  материальной  базы, где  дети  смогли  бы  получить  практические  навыки  в  уходе  за  домашними  животными  и  птицей. Для  этого  необходимо  строительство  мини – фермы, где  дети  и  могли бы  получить  все  необходимые  навыки, которые  помогут  им  успешно  самореализоваться   в  будущей  жизни, для  этого  необходима  спонсорская  помощь.

67   обучающихся  с  отклонениями  в  развитии  наших  специализированных  классах. Много  это  для  нашего  города? Я  думаю  даже  этому  количеству  детей  условия, созданные  в  школе – интернате, гарантируют  подготовку   к полноценной  жизни  в  обществе  и  развитию  у  детей  общественно-значимой  и  творческой  активности.