Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме

Матыцина Светлана Александровна

Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личные наблюдения и опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты; продолжить формирование умений сравнивать,обосновывать и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности.

Учитель: Матыцина Светлана Александровна, учитель биологии ГБОУ гимназия №157 Центрального района г.Санкт - Петербурга

Предмет: Естествознание

Класс: 5

Место проведения: кабинет биологии

Тема урока: «Методы изучения природы».

Тип урока: комбинированный урок.

Место урока по программе: Природоведение. 5 класс. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Второй урок в главе «Введение».

Технология: организации исследовательской деятельности.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, практическая.

Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения природы; научить описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать и делать выводы.

Познавательные задачи: знать определения понятий метод изучения, эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, уметь перечислять методы изучения природы, применять их на практике, приводить примеры использования конкретного метода, различать в них цель, условия проведения, полученные результаты, знать названия измерительных приборов и лабораторного оборудования, уметь ими пользоваться.

Развивающие задачи: включить учащихся в активную коммуникативную познавательную деятельность, совершенствовать навыки поисковой, самостоятельной деятельности, продолжить формировать умение высказывать своё мнение, умение находить последствия, причины различных природных явлений, понимать суть природных закономерностей, умение находить оптимальные пути решения выполнения задачи, поставленной перед учащимися, умение анализировать полученный результат.

Воспитывающие задачи: возбудить у детей интерес к изучению жизни на нашей планете, воспитать бережное отношение к природе и ответственность за свои поступки, развивать коммуникативные навыки и умение школьников принимать жизненно-правильные решения в создавшихся условиях для сохранения своего здоровья и жизни других организмов на нашей планете, создать условия для развития универсальных учебных действий.

Планируемые результаты обучения:

  1. Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
  2. Метапредметные: овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; овладение навыками групповой и исследовательской деятельности, формирование интереса к экспериментальной и исследовательской работе; развитие творческой активности, внимательности.
  3. Предметные: учащиеся должны знать что такое природа, отличать объекты живой и неживой природы, перечислять методы изучения природы, давать их характеристику, знать правила работы в биологической лаборатории, уметь пользоваться измерительными приборами и лабораторным оборудованием при выполнении практических работ.

Средства обучения: измерительная лента, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепарат чешуи кожицы лука, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль, видеофрагмент о дождевом черве, натуральные модели насекомых.

План урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.

Изучение нового материала.

а) беседа: важность изучения природы, определение темы и целей урока;

б) практическая работа по группам;

в) проверка выполнения заданий, обмен опытом;

Закрепление: взаимоопрос.

Подведение итогов урока.

Выставление и комментарии оценок.

Рефлексия

Домашнее задание.

Ход урока:

Этап

Содержание

Деятельность учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС)

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.

Что же такое природа?

Перечислите известные вам науки о природе.

Понимают информацию устного сообщения Владеют приёмами отбора и систематизации.

Отвечают на поставленные вопросы.

Умеют вести самостоятельный поиск информации, сопоставлять и сравнивать факты, оценивать свою деятельность.

Личностные УУД:

Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели.

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её в выработке общего решения.

Сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения.

Устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать.

Познавательные УУД:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Изучение нового материала. Фаза проектирования.

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?

Вопрос:

Чему научился человек у природы?

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.

 Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?

Формулируют проблему, отвечают на вопросы,определяют цели исследования, знакомятся с методом проведения исследования, составляют план исследования, готовят оборудование.

Личностные УУД:

Обучение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.

Регулятивные УУД:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.

Основы саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями.

Познавательные УУД:

Давать определения понятиям.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе обсуждения вопроса.

Делать умозаключения.

Технологическая фаза

Задание 1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. (Видеофрагмент) Расскажите о своих наблюдениях.

Задание 2-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат чешуи кожицы лука. Расскажите о своих наблюдениях.

Задание 3-й группе. С помощью лупы изучите внешнее строение насекомых. Расскажите о своих наблюдениях.

Работают с различными источниками информации, анализируют и систематизируют полученную информацию по теме исследования, определяют понятийный аппарат исследования, проводят наблюдение, фиксируют полученные результаты, обрабатывают результаты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Личностные УУД:

Доброжелательное отношение к живым организмам и окружающей среде, уважение к личности и её достоинству.

Способность решения различных дилемм на основе позиций участников дилеммы.

Регулятивные УУД:

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое контекстное высказывание.

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные УУД:

Устанавливать причинно-следственные связи.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения учебных задач.

Делать умозаключения.

Технологическая фаза

Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека.

 Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?

Задание 1-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.

Задание 2-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой - кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.

Задание 3-й группе. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.

Работают с различными источниками информации, анализируют и систематизируют полученную информацию по теме исследования, определяют понятийный аппарат исследования, проводят эксперимент, фиксируют полученные результаты, обрабатывают результаты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Личностные УУД:

Реализация возможности выступить в роли исследователя и расширить собственные представления о мире живых существ.

Формирование познавательного интереса к учебному материалу и способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Основы саморегуляции в условиях учебной игры.

Коммуникативные УУД:

В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов способом.

Познавательные УУД:

Развитие устной речи, творческих способностей, самостоятельных навыков, экологического мышления.

Технологическая фаза

Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

Какие измерения проводятся при изучении природы?

Какие измерительные приборы вам известны?

Задание 1-й группе. Проведите измерение объема воды, используя мерный цилиндр.

Задание 2-й группе. Проведите измерения высоты стола с помощью измерительной ленты.

Задание 3-й группе. Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов.

Работают с различными источниками информации, анализируют и систематизируют полученную информацию по теме исследования, определяют понятийный аппарат исследования, проводят измерение, фиксируют полученные результаты, обрабатывают результаты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Личностные УУД:

Доброжелательное отношение к окружающим.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Умение вести диалог и конструктивно разрешать конфликты.

Регулятивные УУД:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные УУД:

Брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Уметь убеждать, работать в группе.

Познавательные УУД:

Развитие устной речи, физических и творческих способностей, самостоятельных навыков, экологического мышления.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения задач исследования.

Применение полученных знаний на практике.

Закрепление и анализ результатов.

Рефлексивная фаза.

Взаимоопрос

Соотносят цели и результаты исследования.

Оценивают правильность использования методов изучения природы, личную значимость полученных знаний и возможность их дальнейшего применения.

Личностные УУД:

Уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим людям и природной среде со всеми её обитателями.

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные УУД:

Умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения.

Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Познавательные УУД:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Делать умозаключения.

Развитие устной речи, самостоятельных навыков, навыков практической работы, экологического мышления.

Подведение итогов урока.

Выставление и комментарии оценок.

Домашнее задание

Ученые постоянно находятся в поисках и разработке новых методов, которые помогли бы лучше познать, изучить окружающий мир. Вы познакомились с несколькими методами изучения природы, которые удобно представить с помощью схемы.

Домашнее задание: с помощью метода моделирования создать искусственную модель лягушки из бумаги.

Составляют схему, объединяя все методы изучения природы.

Делятся впечатлениями от урока.

Получают оценки.

Обсуждают домашнее задание.

Личностные УУД:

Потребность в самовыражении и самореализации

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные УУД:

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом, выбирать главное и второстепенное.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Давать определения понятиям, задавать вопросы, самостоятельно проводить исследование и делать умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Конспект урока естествознания в 5 классе на тему "Многообразие явлений природы"

Урок № 22Дата: 17.02Предмет: Естествознание.Класс: 5Тема урока: Многообразие явлений природы §35.Цель урока: - дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи...

Конспект урока в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома....

Конспект урока по биологии на тему:"Методы изучения природы"для 5 класса.

Конспект урока разработан в соответствиии с требованиями ФГОС, содержит необходимый перечень личностных и метапредметных результатов уоока, элементы проблемного подхода и  подробное описание этап...

Конспект урока lдля 5 класса по теме: «Изучение английской грамматики (The Past Continuous Tense)».

На уроке вводится и первично закрепляется "The Past  Continuous Tense"...

План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия людей зимой».

Технологическая карта урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека». План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия л...

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...