Конспект урока по биологии на тему:"Методы изучения природы"для 5 класса.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Конспект урока разработан в соответствиии с требованиями ФГОС, содержит необходимый перечень личностных и метапредметных результатов уоока, элементы проблемного подхода и  подробное описание этапов урока. Данная разработка соответствует рабочей программе для 5 класса по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова "Биология. Введение в биологию."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дашковская средняя общеобразовательная школа»

Урок по теме:

«Методы изучения природы»

5 класс.

Биология.

Учитель: Ярочкина С.И.

п. Большевик

2016 г.


Тема урока: « Методы изучения природы». 

Основные понятия: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Личностные результаты: положительная мотивация учебной деятельности.

Метапредметные результаты: 

познавательные – выделять, анализировать, сравнивать факты, ориентироваться в многообразии методов изучения природы,

коммуникативные - уметь высказывать свое мнение, поддерживать

учебный диалог,

регулятивные –  формулировать учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Технологии: проблемного обучения, информационно-коммуникативная  технология, интегративная технология.

Оборудование: микроскопы (8 шт.) микропрепараты: «Клетки крови лягушки», пробирки, реактивы, измерительные приборы, мультимедийная установка для показа презентаций.

Тип урока: урок изучения нового материала.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг».

                                                А.С. Пушкин.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

 Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор об изучении природы. Но вначале ответьте, пожалуйста, на вопрос стихотворения, которое прочитает ваша одноклассница:

«Прошу мне ответить

Без всякой заминки:

Ракета сложней

Или проще травинки?»

Так что же сложнее устроено: ракета или травинка? То, что создано человеком, или то, что создала природа? Как вы думаете? (Беседа с учащимися).

А теперь послушайте:

Вы скажете сразу:

Ракета сложнее.

Она и нужнее,

Она и важнее.

Она состоит из мильона деталей!

Её миллион человек собирали.

Тогда вам услышать,

Быть может, в новинку,

Что сделать нельзя

Полевую травинку.

Верней, для травинки

Найдутся детали,

Но вы соберёте травинку едва ли.

Вам даже не сделать пустячной соринки-

Кусочка от этой

Зелёной травинки.

Выходит, травинка

Сложней, чем ракета.

Как просто все это.

Как сложно все это!»

Конечно, то, что создано природой неизмеримо сложнее! Задача человечества в том и состоит, чтобы раскрыть тайны природы.

2. Актуализация знаний.

Скажите, пожалуйста, каким способом человек познает природу? Вспомните, как в начальных классах вы вели дневник наблюдений за погодой. Зачем вы это делали? (Наблюдали за изменениями в погоде, за природными явлениями)

Человек с древних времен наблюдает за явлениями природы, за жизнью растений, животных и т.д.

Можем ли мы сказать, что наблюдения являются одним из методов изучения природы? (Да, можем)

А как еще можно добывать знания об окружающем мире? Вспомните, как люди научились добывать огонь. Они терли кусочки камня друг о друга и появлялись первые искры. К этому открытию люди пришли методом проб и ошибок. А.С. Пушкин назвал «опыт-сын ошибок трудных». Вы с этим согласны?

Можно ли в лаборатории воспроизвести те или иные явления природы?

(Беседа с учащимися).

Опыт Миллера (см. презентацию).

Опыт Миллера и Юри. Эксперимент Миллера — Юри — известный классический эксперимент, в котором симулировались гипотетические условия раннего периода развития Земли для проверки возможности химической эволюции. Фактически это был экспериментальный тест гипотезы, высказанной ранее Опариным и Холдейном, о том, что условия, существовавшие на примитивной Земле, способствовали химическим реакциям, которы могли привести к синтезу органических молекул из неорганических.

Можем ли мы при проведении наблюдений или опытов обойтись без каких-либо измерительных приборов?

Например, нам хочется выяснить, в какое время суток раскрываются лепестки у тюльпана. Без часов мы не обойдемся. Можем ли мы считать часы измерительным прибором? (Да, можем)

А какие измерительные приборы вы еще знаете? Где они применяются?

Получается, что измерительные приборы всегда нужны при проведении опытов и наблюдений?

Можем ли мы сказать, что измерение каких-либо величин – это один из методов изучения природы? (Да, можем)

3. Постановка учебной задачи.

Как можно сформулировать тему нашего урока?

«Какие существуют методы изучения природы?»

Как мы ответим на этот вопрос? (Существуют основные методы изучения  природы: наблюдение, эксперимент (опыт),  измерение.

Давайте вспомним, как ученые узнали, что живые организмы состоят из клеток? (С помощью микроскопа ученые вели наблюдения за организмами).

4. «Открытие» детьми нового знания.

Перед вами микроскоп. Мы знаем его строение и правила работы с ним.

Рассмотрим выданные вам микропрепараты. Что вы увидели? (Клетки крови лягушки, в ней ядро, оболочку, цитоплазму).

Нарисуйте в рабочей тетради, отметьте части клетки.

Скажите, пожалуйста, какой метод изучения природы мы сейчас использовали? (Метод наблюдения).

Перед нами следующая учебная задача. Нам надо выяснить, есть ли в хлебе вещество крахмал. Давайте капнем капельку йода на кусочек хлеба и посмотрим: если хлеб посинеет, значит, там есть крахмал.

Какой метод изучения природы мы использовали сейчас? (Опыт или эксперимент).

Скажите, пожалуйста, какая наука изучает организм человека? (Анатомия). Хорошо ли мы знаем свой организм? Знаем ли мы, насколько хорошо работает наше сердце? Давайте подсчитаем наш пульс за 10 секунд и умножим на 6 – это и будет количество ударов за 60 секунд (или за 1 минуту).

Количество ударов до нагрузки – 70.

Давайте сделаем 10 приседаний и снова подсчитаем пульс.

Количество ударов после нагрузки – 90.

Теперь вычтем из второго результата первый: разница = 90-70

(Выяснить: меньшая разница говорит о хорошей тренированности сердца, большая разница говорит о том, что человеку надо тренировать свой  организм).

Скажите, пожалуйста, какие методы мы использовали сейчас? (Опыт и измерение – измерение пульса).

5. Первичное закрепление.

1) С какими методами изучения природы мы познакомились?

(Существуют основные методы изучения природы: наблюдение, опыт и измерение).

2) Понравилось ли вам работать с микроскопом, проделывать простейшие опыты и измерения?

6. Самостоятельная работа.

Сейчас вашему вниманию предлагается небольшое задание.

 Какие методы исследования представлены на этих рисунках?

 

(Здесь представлены: наблюдение, эксперимент, измерение).

 7. Включение нового знания в систему знаний.

В каких областях знаний применяются  методы изучения природы?

(В различных областях: география, химия, физика, биология, медицина и др.)

  8. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Хотели бы вы продолжить дома простейшие наблюдения, опыты и измерения?

9. Домашнее задание: с. 17-19 (учить).

1) Провести наблюдения за домашними животными (за поведением, повадками и т.д.)

2)  Провести опыт с клубнем картофеля:  тонет или нет в соленой воде?

3) Провести измерение: сколько времени требуется для закипания воды в вашем чайнике?

4) Подготовить сообщения о результатах наблюдений, опытов и измерений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химии-биологии по теме:«Металлы в природе» (9 класс)

Данный урок является уроком  практичекого применения знаний и умений по химии и биологии. В ходе урока ярко иллюстрируется взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в живой и неживой природе. ...

Конспект урока по биологии по теме: "Условия прорастания семян" (6 класс)

Конспект урока с использовнием технологий ЛОО...

Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личны...

Урок биологии в 5 кл. по теме "Методы изучения природы"

Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический принцип разработанная на ос...

Конспект урока в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Данный материал можно использовать на уроках биологии в 5 классе. Дополнительно дается задание для проведения наблюдений по проращиванию луковицы дома....

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе  по теме "Методы изучения природы"...

Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"

Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС....