технологическая карта "Строение и работа сердца"
план-конспект занятия по биологии (9 класс) на тему

Шиляева Вера Анатольевна

      Цель урока: Изучить особенности строения и  работы сердца человека.
      Задачи урока:
      Образовательные: 
сформировать знания учащихся об особенностях строения  и работы сердца.
•    научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.
       Развивающая:
•    развивать универсальные учебные действия (УУД);
•    коммуникационные;
•    информационные (поиск  нужной информации);
•    познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);
•    здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_urok_1.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дисциплина: биология

Класс: 9 (коррекционная школа)

Тема: «Строение и работа сердца»

      Цель урока: Изучить особенности строения и  работы сердца человека.

      Задачи урока:

      Образовательные:  

сформировать знания учащихся об особенностях строения  и работы сердца.

  • научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

       Развивающая:

  • развивать универсальные учебные действия (УУД);
  • коммуникационные;
  • информационные (поиск  нужной информации);
  • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);
  • здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).

       Воспитательная:

  • формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм  ЗОЖ.
  • воспитывать  культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.
  • формировать  нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Проблемные вопросы урока: Как устроено сердце? Как оно работает? Какие факторы влияют на его работу? Каковы причины ритмичности  сокращения сердца? Как сохранить работоспособность сердца?

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный (демонстрация презентации, работа с рисунками, схемами, муляжами);
  • практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).
  • частично-поисковый (эвристическая беседа);
  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).
  • стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные  факты, создание ситуаций успеха);
  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная (демонстрация наглядного материала  по теме, беседа, решение проблемных задач)
  • работа в парах (выполнение заданий в  парах).

        Планируемые образовательные результаты:

Предметные 

Метапредметные 

Личностные 

  1. учащиеся  получают знания об особенностях строения и функционирования сердца человека, о понятиях «сердечный цикл», «автоматизм сердца», «сердечные клапаны»;

Познавательные: 

  1. находить и использовать нужную информацию. 
  2. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 
  3. применять знания из других предметных областей: литературы.
  4. Коммуникативные: 
  1. учиться слушать и понимать речь другого человека. 
  2. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. 
  3. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли. 

Регулятивные: 

  1. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) 
  2. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию. 
  1. учащиеся развивают   коммуникационные, информационные умения, навыки здоровьесбережения;
  2. у учащихся формируется осознание значения сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ.
  3. Личностное самоопределение и смыслообразование. 

     Обеспечение урока: 

    Технические:

  • ПК
  • Мультимедийный проектор
  • Экран

    Учебный комплект:

Учебник  Биология. Человек 9 класс И.В.Романов, И.Б Агафонова Москва «Дрофа», 2012 г  для специальных (коррекционных школ 8 вида)  

     Другие материалы: карточки с заданиями для работы в парах.
     
      Ход урока. 

1. Мотивация  (Организационный момент) (1-2 мин.) 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формируемые УУД

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку; организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм;

создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. 
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. 
 Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. 

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. 

Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

Личностные УУД:- самоопределение, смыслообразование

2. Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

- С чем у вас ассоциируется стук  в человеческом организме?

- Правильно, с работой сердца.

 Предлагается учащимся разыграть сценку, чтобы выяснить значение сердца для организма человека.

Сценка: Наука, Сила, Сердце, Разум.

В центре останавливается Сердце, по обе стороны  от него Разум и Сила. Наука, не закрывая их впереди…

- Действительно речь шла о сердце. Что вы знаете о сердце?

- Попробуйте сформулировать тему урока. Итак, тема урока Строение и работа сердца. 

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал. Формулируют тему урока. 

Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Предметные УУД: - применяют ранее изученный материал для решения практических задач
Коммуникативные УУД:- учатся культуре общения.

Личностные УУД:- смыслообразование и личностное самоопределение.

3. Этап. Постановка учебной задачи  (Создание проблемной ситуации) (4 мин.) 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель подготавливает мышление учащихся, организует осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 

Создает для учеников проблемную ситуацию.

- А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца? (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и  т.д.)

А теперь проведем небольшой эксперимент.

  1. Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.
  2. Встаем  на одну  ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем  медленные приседания (кто сколько может).

Находим снова пульс и обращаем внимание на  изменения.

- Как долго вы бы могли выполнять упражнение? Почему? Какое отличие вы заметили между работой мышц (скелетных мышц) и работой сердца? Подводит к формулированию проблемного вопроса:

- Почему мышцы утомляются, а сердце может безостановочно работать в течение всей жизни?

- Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы? А каким образом  мы можем получить эти знания? Исходя из ответов учащихся формулируется цель урока: изучить особенности строения и  работы сердца человека.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с учителем цель  (главный вопрос) урока.

Осознают цель предстоящей деятельности.

Предметные УУД:- учатся определять частоту сердечных сокращений и причины ее изменений;- учатся понимать смысл биологических терминов. 
Личностные УУД:- смыслообразование  и  личностное самоопределение.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. 
Познавательные УУД:- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. 

Предметные УУД:- учатся понимать биологические термины: живой организм.
Регулятивные УУД:- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

4. Этап. «Открытие» нового знания (9 мин.) 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Учитель формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению;

Учитель побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. 
- Каким образом мы можем изучить строение сердца? (изучить материал учебника, спросить у учителя.)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки, слайды презентации)

- Скажите, ребята, почему сердце так назвали?  Правильно, слово «сердце» от слова середина.

Учитель рассказывает, демонстрируя слайд презентации. Расположено сердце в грудной полости и чуть смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины. Слово «сердце» происходит от слова «середина».

Учитель рассказывает об эволюционном пути развития сердца, обращает внимание учащихся на слайды презентации (на них представлено строение сердца различных позвоночных животных)

Сердце- полый мышечный Несколько слов о клапанах. В сердце и в  кровеносных сосудах кровь всегда течет в одном направлении благодаря клапанам. В сердце два вида клапанов - створчатые и полулунные

- Работая в парах, найдите на муляжах камеры сердца, межжелудочковую перегородку  и обозначьте их цифрами на рисунке  в опорных листах урока.

- Найдите створчатые и полулунные клапаны на муляжах и соответствующими цифрами обозначьте их на рисунке.  

 - Используя муляжи сердца, составьте рассказ о строении сердца

Проверка правильности выполненных заданий.

Высказывают свои предположения.

Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

Обсуждают и составляют описание строения сердца .

Высказывают свои предположения (гипотезы) 

 Отвечают на вопросы. Выполняют упражнения.

Предметные УУД: - учатся составлять описание строения сердца

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение); - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; - учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД:- формирование личностного и жизненного самоопределения.
Регулятивные УУД:- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

5. Этап. Первичное закрепление  ( Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания) (5 мин.) 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. 

- Теперь, зная строение сердца вернемся к нашему эксперименту.  Мы выяснили, что сердце - это мышечный орган, следовательно как и любая мышца при продолжительной работе оно утомляется.  И, чтобы восстановить свою работоспособность, что оно должно сделать? Правильно. Отдохнуть. Давайте и мы немного отдохнем. (физминутка).

-Отдохнули, а теперь чтобы чтобы узнать когда же отдыхает сердце. Что нам нужно сделать?(узнать как оно работает)

- Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает  меньше секунды, примерно 0,8 сек.

- Когда отдыхает сердце?

( когда наступает общее расслабление)

- Верно.   Всего за 0,4 сек. сердце успевает восстановить работоспособность.

- Итак, мы выяснили, что  сердце сокращается примерно 70 раз в минуту.

-   Сердце – уникальный орган. Сердце обладает удивительной способностью   автоматизмом.

-  Еще раз вернемся к нашему эксперименту. Что изменилось в ходе его выполнения? Почему? В каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно? (предполагаемые ответы: во время стресса, страха,  при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее) Следовательно. Не смотря на автоматизм сердце подвержено влиянию различных факторов, которые изменяют его ритм.

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).

Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).

В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.

Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.

Предметные УУД: - учатся называть  особенности сердечного цикла; - учатся понимать смысл биологических терминов. 
Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. 
Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; 
Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения. 

6. Этап Самостоятельная работа с проверкой (5 мин)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия,  применения новых знаний.

Самостоятельно выполните задание.

Учитель предлагает учащимся из списка факторов выделить те, которые отрицательно влияют на работу сердца, расположить их в порядке от наиболее опасного к наименее опасному.

Список факторов: витамины, курение, алкоголь, малый вес тела, ожирение, гиподинамия.

Затем организует взаимопроверку.  

 Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте правильность выполнения данного задания..

 

   

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

На этапе проверки задания формулируют свой ответ.

Предметные УУД: - учатся  выделять особенности строения и работы сердца; - учатся понимать смысл биологических терминов. 
Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека и выражать свои мысли. 
Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Личностные УУД:  - формирование личностного и жизненного самоопределения. 

7. Этап Включение знания в систему (8 мин)

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

- Мне очень нравятся строки из стихотворения Расула Гамзатова «Прости меня сердце мое» и я бы хотела поделиться ими с вами.

Учитель читает стихотворение:

Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце мое.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой воронье.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, сердце мое.

                                   Р.Гамзатов

Скажите, о чем говорят эти строки? Что нужно делать, чтобы сберечь свое сердце? (учащиеся высказывают свои предположения)Свои предположения оформите в виде памятки по сохранению здоровья сердца, которой вы сможете поделиться с друзьями, родными, вашими близкими. Характер исполнения может быть любой: брошюра, информационный лист, буклет.

  1. Этап. Рефлексия.(3 мин). 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. 

Организует подводящий диалог. 
-Вернемся к  цели нашего урока! Демонстрирует: тему урока, цель, проблемный вопрос.
Сформулируйте выводы, продолжив предложения.

Спасибо за урок.


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.


Предметные УУД: - учатся  определять особенности строения и работы сердца;- учатся понимать смысл биологических терминов. 
Познавательные УУД:- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся выражать свои мысли. 
Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные УУД:- формирование личностного самоопределения.

  1. Этап. Домашнее задание. (2 мин). 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формирование УУД 

Озвучивает домашнее задание. 

Записывают домашнее задание. 

Личностные УУД:- формирование личностного самоопределения.

Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

Технологическая карта учебного занятия: "Работа сердца"

Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...

Технологическая карта урока Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Технологическая карта урока  Лабораторная работа № 3  «Знакомство с внешним строением  побегов растения» УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построенна в соответствиии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Технологическая карта урока  Лабораторная работа № 3  «Знакомство с внешним строением  побегов растения» УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построенна в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая карта урока по теме: "Строение и работа сердца"

Рабочая карта урока в 8 классе по теме: "Строение и работа сердца" содержит задаия и вопросы для самостоятельной работы учащихся на уроке....

Технологическая карта урока «Строение и работа сердца» 8 класс Анатомия

Технологическая карта урока «Строение и работа сердца»...

Технологическая карта урока «Строение и работа сердца» из опыта работы

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаим...