Технологическая карта учебного занятия: "Работа сердца"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_rabota_serdtsa.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Хехнева Елена Борисовна |
Район | Московский |
Место работы | МБОУ СОШ № 93 |
Должность | Учитель биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Курс «Биология. Человек.8» |
Класс | 8 класс |
Авторская программа к учебникам (линия учебников или УМК) | Н.И.Сонин |
Тема учебного занятия | Работа сердца |
Тема урока | Работа сердца |
Место урока | 1 Органы кровообращения 2. Работа сердца 3. Движение крови и лимфы по сосудам. 4. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение. |
Учебная задача | Каковы причины высокой работоспособности сердца человека? Как образ жизни влияет на работоспособность сердца? |
Тенхнологическая карта урока: « работа сердца»
Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно-информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет-ресурсы | ЭОР |
1.Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы 2.Н.И. Сонин, М.И. Сапин Биология Человек 8 класс Учебник для образовательных учреждений 3 Н. Б. Ренева, В. И. Сивоглазов. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя. 4. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь | 1.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.,«Просвещение» 1978 г. 2.Наше тело. Серия «Что есть что», перевод с немецкого А.В. Волкова. Издательство «Слово/Slovo», 1998 г. 3. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология (часть III). Анатомия, физиология и гигиена человека. Учебное пособие из серии «Школьный курс за 100 часов». М. «Вентана-Граф», 2007г. 4.Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия 2004 г. на 2-х CD. 5.Учебное электронное пособие. Биология 6 – 11 классы. Лабораторный практикум на 2-х CD. Республиканский мультимедиацентр 2004 г. | 1Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http://fcior.edu.ru 2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 3.Анатомия и физиология – 4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС ЧЕЛОВЕКА HTTP://SCHOOL-COLLECTION.EDU.RU/CATALOG/RUBR/3E1D458B-1A04-11DD-BD0B-0800200C9A66/?INTERFACE=CATALOG&CLASS[]=50 | 1. Кровеносная система человека http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1d1e77-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm 2. . Строение сердца http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005d0-1000-4ddd-36cd-0c0046bc5027/b08_088.swf 3 Строение и работа сердца http://www.youtube.com/watch?v=i3_en-OUang 4. Работа сердца http://www.youtube.com/watch?v=QlewVahd7PM 5 Фазы сердечной деятельности http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dfdddc75-1932-4892-b36e-3714471aa3cc/%5BBIO8_03-17%5D_%5BIM_02%5D.swf 7 Регуляция работы сердца 8. Влияние образа жизни на работу сердца http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000865-1000-4ddd-db19-2b00475d60a3/index.htm | |
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, персональный компьютер |
Обобщённые цели учебного занятия | |||
Цель Уровень | |||
Цель- предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся: раскрывать особенности сердечного цикла человека и его регуляцию. Познакомятся с влиянием образа жизни на работу сердца. | ||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради, осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера, организовывать собственную познавательную деятельность, концентрировать внимание, свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы, продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные результаты своих действий | ||
Цель- ценность ( личностный результат) | Обучающиеся убедятся в осознании личной значимости здорового образа жизни для поддержания работоспособности сердца. | ||
Исходное состояние обучающихся | - знают строение сердца -знакомы с алгоритмом изучения процессов жизнедеятельности и способами их регуляции - имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях - владеют техникой выполнения лабораторных работ - владеют техникой публичного выступления - обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением - владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия) - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности | ||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
●Выполнение заданий в рабочей тетради ●Фронтальная работа в эвристической беседе ●Выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи | ●Выполнение ситуационной задачи ●Участие в разрешении проблемной ситуации ●Выступление с презентацией | ●Участие в разрешении проблемной ситуации ●Участие в дискуссии ●Выполнение ситуационной задачи |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого–педагогическое обоснование | |||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого-педагогическое обоснование |
| 1.1 Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитационный период По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (демонстрация ЭОР ) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из предыдущих уроков биологии «Строение органов кровообращения» и «Нервная и гуморальная регуляция функций организма» | |
1.3 Создание проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности | Создание проблемной ситуации с акцентированием практического и общественно- социального значения получения знаний. | |
| 2.1Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата. Построение ориентировочной основы учебной деятельности( план урока) 1 Организационный этап-2 мин 2.Целеполагание -1 мин 3. Актуализация знаний – 4 мин 4. Введение новых знаний – 23 мин 5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся -12 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению - 3 мин | Реализация субъект- субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока |
2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные ( эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные ( демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение ( проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия, репродуктивный (работа с книгой) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия. Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль. Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружаемом мире. | У старших подростков продолжают развиваться различные виды мышления
(правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование) | |
2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха | В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности: Деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке – вопросы формирования аксиологической составляющей экологической культуры) Деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения | |
2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная работа и письменный самоконтроль) Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно - ориентированных заданий - ситуационная задача), тестовый контроль | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу | |
| 3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль | |
3.2 Ситуация оценки образовательных результатов | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся | Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями(знаю как?), понимание смысла своих личностных приращений( знаю что во мне изменилось) |
Сценарий проведения учебного занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Подэтап урока | Действия учителя | Действия обучающихся (примерные версии ответа) | ||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивационно-ориентировочный | 1.1 Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||
1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся | Какая учебная задача была поставлена на предыдущем уроке?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/443dc99f-3a82-4996-be50-0f4572c68ecd/%5BBIO8_03-17%5D_%5BIM_04%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005d0-1000-4ddd-36cd-0c0046bc5027/b08_088.swf
руке, если он должен воздействовать на органы дыхательной системы? | Отвечают на вопросы учителя Выполняют задания в ЭОР Решают ситуационную задачу
| |||||||||||||||||||||||||||||
1.3 Создание проблемной ситуации | Сердце начинает биться на четвертой неделе беременности, и не останавливается, пока человек не умрёт. Сердце обычного взрослого человека бьется 72 раза в минуту, 100 тысяч раз в сутки, 36 миллионов раз в год и 2,5 миллиарда раз в течение всей жизни. | Работают в группах. Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемных ситуаций, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленных проблем. Постановка учебной задачи урока: «Как работает сердце? В чем причины высокой работоспособности сердца?» | |||||||||||||||||||||||||||||
2.Операционно-исполнительский | 2.1Целеполагание и планирование | Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности Какой физиологический процесс вы будете изучать сегодня на уроке? | Для планирования своей деятельности учащиеся конкретизируют цели урока:
| ||||||||||||||||||||||||||||
2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации | Учебно- тематическая карта урока.
Используя текст учебника стр. 130, ЭОР - сердечный цикл http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dfdddc75-1932-4892-b36e-3714471aa3cc/%5BBIO8_03-17%5D_%5BIM_02%5D.swf, видеофрагмент http://www.youtube.com/watch?v=i3_en-OUang, выполните задание в тетради № 128, заполните таблицу. Для этого выясните: 1. Как называются фазы сердечного цикла 2. В каком состоянии находятся предсердия и желудочки в разные фазы сердечного цикла? 3. Объясните, как работают створчатые клапаны в разные фазы сердечного цикла? 4. Объясните, как работают полулунные клапаны в разные фазы сердечного цикла? 5. Сосчитайте, сколько раз в минуту должно сокращаться сердце здорового человека?
Используя текст учебника стр. 130, видеофрагмент http://www.youtube.com/watch?v=i3_en-OUang, выполните задание № 129 в рабочей тетради. Для этого: 1.Выясните сосуды, какого круга кровообращения подходят к сердцу? 2. Какой объём крови поступает по сосудам к сердцу в состоянии покоя и при тяжёлой физической работе. 3. Сколько времени сердечного цикла работают и отдыхают предсердия. 4. Сколько времени сердечного цикла работают и отдыхают желудочки. 5. Сделайте вывод о причинах высокой работоспособности сердца.
Используя ЭОР: регуляция работы сердца текст учебника стр. 131, рисунок, выполните задание 130 в тетради. Для этого выясните:
Просмотр фрагмента http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000865-1000-4ddd-db19-2b00475d60a3/index.htm Ответьте на вопросы.
| Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению биологическим языком. Работа в группах.
Выполняют задание в тетради № 128. Применяют знания об особенностях строения клапанов сердца для объяснения направления движения крови в сердце
Работают с видеофрагментом, учебником стр. 130, рабочей тетрадью. Выполняют задание №129. Делают вывод: Причинами высокой работоспособности сердца являются: ●сочетание в сердечном цикле фаз сокращения и расслабления камер сердца, ●обильное кровоснабжение сердца. Работают с учебником стр.131, выполняют задание в тетради 130. Обсуждают видеофрагмент. Формулируют выводы о влиянии физической нагрузки на работоспособность сердца. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Используя данные о продолжительности фаз сердечного цикла, рассчитайте сколько будут сокращаться предсердия (8,75лет) и желудочки у человека (26.25года) при продолжительности жизни человека 70 лет. Сколько лет сердце человека будет отдыхать (35лет). Можно ли назвать сердце ленивым органом? | Самостоятельно решают предложенную задачу. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу, включающую тестовые задания и ситуационную задачу. Тестовые задания по теме: «Строение и работа сердца». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005d1-1000-4ddd-30f0-230046bc5027/index_mht.htm Ситуационная задача: Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему, же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Как вы ответите на этот вопрос? | Самостоятельно выполняют тестовые задания и предложенную ситуационную задачу. | |||||||||||||||||||||||||||||
3.Рефлексивно-оценочный | 3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий | 1.Какая цель была поставлена перед уроком и насколько удалось реализовать эту цель? 2. Как знания о работе сердца можно применить в личной жизни? 3. Чему вы научились? | На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение ситуационной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||
3.2 Ситуация оценки образовательных результатов | Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся. Обсуждение домашнего задания | Подведение итогов урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"
В технологической карте учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...
Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»
Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока: - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.- формир...
технологическая карта "Строение и работа сердца"
Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца человека. Задачи урока: Образовательные:...
Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью
Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...
Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."
Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....
Технологическая карта урока по теме "Сердце и душа слова"
Обобщающий урок по темам "Лексика", "Словообразование" и "Этимология". Межпредметные связи с литературой....
Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке
Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...