Технологическая карта учебного занятия: "Работа сердца"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_rabota_serdtsa.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Хехнева Елена Борисовна

Район

Московский

Место работы

МБОУ СОШ № 93

Должность

Учитель биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Курс «Биология. Человек.8»

Класс

8 класс

Авторская программа к учебникам (линия учебников или УМК)

Н.И.Сонин

Тема учебного занятия

Работа сердца

Тема урока

Работа сердца

Место урока

1 Органы кровообращения

2. Работа сердца

3. Движение крови и лимфы  по сосудам.

4. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

Учебная задача

 Каковы причины высокой работоспособности сердца человека?  Как образ жизни влияет на работоспособность сердца?  

Тенхнологическая карта урока: « работа сердца»

Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно-информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

ЭОР

1.Н.И. Сонин,

В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова

Программа основного  общего образования по биологии 6-9 классы

2.Н.И. Сонин,

М.И. Сапин Биология

Человек 8 класс

Учебник для образовательных учреждений

3 Н. Б.  Ренева,

В. И. Сивоглазов.

Биология. Человек. 8 класс.

Методическое пособие для учителя.

4. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь 

1.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.,«Просвещение» 1978 г.

2.Наше тело. Серия «Что есть что», перевод с немецкого А.В. Волкова. Издательство «Слово/Slovo», 1998 г.

3. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология (часть III). Анатомия, физиология и гигиена человека. Учебное пособие из серии «Школьный курс за 100 часов». М. «Вентана-Граф», 2007г. 4.Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия 2004 г. на 2-х CD. 5.Учебное электронное пособие. Биология 6 – 11 классы. Лабораторный практикум на 2-х CD. Республиканский мультимедиацентр 2004 г.

1Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http://fcior.edu.ru

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

3.Анатомия и физиология –

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=catalog&class[]=50

4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АТЛАС ЧЕЛОВЕКА HTTP://SCHOOL-COLLECTION.EDU.RU/CATALOG/RUBR/3E1D458B-1A04-11DD-BD0B-0800200C9A66/?INTERFACE=CATALOG&CLASS[]=50

1. Кровеносная система человека

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1d1e77-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm 

2. . Строение сердца

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005d0-1000-4ddd-36cd-0c0046bc5027/b08_088.swf 

3 Строение и работа сердца

http://www.youtube.com/watch?v=i3_en-OUang

4. Работа сердца

http://www.youtube.com/watch?v=QlewVahd7PM

5 Фазы сердечной деятельности http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dfdddc75-1932-4892-b36e-3714471aa3cc/%5BBIO8_03-17%5D_%5BIM_02%5D.swf

7 Регуляция работы сердца

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7a15477-27e9-4986-b72e-7d0b58a8c1af/%5BBIO8_03-20%5D_%5BIM_01%5D.swf

8. Влияние образа жизни на работу сердца

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000865-1000-4ddd-db19-2b00475d60a3/index.htm

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

Обобщённые цели учебного  занятия

Цель        

Уровень

Цель- предмет

(предметный результат)

Обучающиеся научатся: раскрывать особенности сердечного цикла человека и его регуляцию. Познакомятся с влиянием образа жизни на работу сердца.

Цель – способ

 (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и  рабочей тетради, осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера, организовывать собственную познавательную деятельность, концентрировать внимание,   свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы, продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные результаты своих действий

Цель- ценность

 ( личностный результат)

Обучающиеся убедятся в осознании  личной значимости  здорового образа жизни для поддержания работоспособности  сердца.

Исходное состояние обучающихся

- знают  строение  сердца

-знакомы с алгоритмом изучения процессов жизнедеятельности и способами их  регуляции  

- имеют опыт работы с различными источниками  информации, участия в дискуссиях

- владеют техникой выполнения лабораторных работ

- владеют техникой публичного выступления

- обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия)

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или  опровергать их

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

●Выполнение заданий  в рабочей тетради

●Фронтальная работа  в эвристической беседе

●Выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи

●Выполнение ситуационной задачи

●Участие в разрешении проблемной ситуации

●Выступление с презентацией

●Участие в разрешении проблемной ситуации

●Участие в дискуссии

●Выполнение ситуационной задачи

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого–педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого-педагогическое обоснование

  1. Мотивационно-ориентировочный

1.1 Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный период

По  источнику передачи и восприятию  учебной информации: словесные

 (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся

По источнику  передачи и восприятию учебной информации:

словесные (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся:

репродуктивный (демонстрация ЭОР )

 По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа 

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из предыдущих уроков   биологии

«Строение органов кровообращения»  и       «Нервная и гуморальная регуляция функций организма»

1.3 Создание проблемной ситуации

По  источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

 По  характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

 Создание проблемной ситуации с акцентированием практического и общественно- социального значения получения знаний.

  1. Операционно-исполнительский

2.1Целеполагание и планирование

Формулирование цели урока  как прогностической модели ожидаемого результата.

Построение ориентировочной основы учебной деятельности( план урока)

1 Организационный этап-2 мин

2.Целеполагание -1 мин

3. Актуализация знаний – 4 мин

4. Введение новых знаний – 23 мин

5. Первичное обобщение, введение новых  знаний в систему знаний учащихся -12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению - 3 мин

Реализация субъект- субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока

2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации              

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные ( эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные ( демонстрация ЭОР)

 По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение

( проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия, репродуктивный (работа с книгой)

 По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия.

 Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль. Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружаемом мире. 

У  старших подростков продолжают развиваться  различные виды мышления

  • Теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения  фактов и явлений, применение логических операций)
  •  наглядно- образное (использование материализованных (рисунки, схемы, формулы) образов объектов)
  • Словесно-логическое

(правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой)

 По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя

 Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

Деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке – вопросы  формирования  аксиологической составляющей экологической культуры)

Деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения

2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические

(выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные  задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно - ориентированных заданий - ситуационная задача), тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу

  1. Рефлексивно-оценочный

3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль

3.2 Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями(знаю как?), понимание смысла своих личностных приращений( знаю что во мне изменилось)

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока

Подэтап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

(примерные версии ответа)

1. Мотивационно-ориентировочный

1.1 Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2 Актуализация субъективного опыта обучающихся

Какая учебная задача была поставлена на предыдущем уроке?

  1. Работа с ЭОР « Строение кровеносных сосудов»

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/443dc99f-3a82-4996-be50-0f4572c68ecd/%5BBIO8_03-17%5D_%5BIM_04%5D.swf

  1. Строение сердца

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005d0-1000-4ddd-36cd-0c0046bc5027/b08_088.swf

  1. Ситуационная задача.  Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой

 руке, если он должен воздействовать на органы дыхательной системы?

Отвечают на вопросы учителя

 Выполняют задания в ЭОР

 Решают ситуационную задачу

 

1.3 Создание проблемной ситуации

Сердце начинает биться на четвертой неделе беременности, и не останавливается, пока человек не умрёт.

Сердце обычного взрослого человека бьется 72 раза в минуту, 100 тысяч раз в сутки, 36 миллионов раз в год и 2,5 миллиарда раз в течение всей жизни.
В день оно способно прокачать 7600 литров крови, почти через 100 000 километров кровеносных сосудов, расходуя количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14м. Оно работает непрерывно 70-80 лет и более. В чем секрет его неутомимости?

  Работают в группах.

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемных ситуаций, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции.

 Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленных проблем.

Постановка учебной задачи урока:

«Как работает сердце? В чем причины высокой работоспособности сердца?» 

2.Операционно-исполнительский

2.1Целеполагание и планирование

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности

Какой физиологический процесс вы будете изучать сегодня на уроке?

Для планирования своей деятельности учащиеся конкретизируют цели урока:

  • Изучить работу сердца как физиологический процесс.
  • Выяснить причины высокой работоспособности сердца.
  • Изучить нервную и гуморальную регуляцию работы сердца.
  • Как образ жизни влияет на работу сердца

2.2 Поиск способа решения проблемной ситуации              

  Учебно- тематическая карта урока.

  1. Блок. Сердечный цикл.

Используя текст учебника  стр. 130,

ЭОР - сердечный цикл http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dfdddc75-1932-4892-b36e-3714471aa3cc/%5BBIO8_03-17%5D_%5BIM_02%5D.swf,

видеофрагмент  http://www.youtube.com/watch?v=i3_en-OUang,

выполните задание в тетради № 128, заполните таблицу.

Для этого выясните:

1. Как называются фазы сердечного цикла

2. В каком состоянии находятся предсердия и желудочки в разные фазы сердечного цикла?

 3. Объясните,  как работают створчатые клапаны  в разные фазы сердечного цикла?

4.  Объясните,  как работают полулунные  клапаны  в разные фазы сердечного цикла?

5.  Сосчитайте, сколько раз в минуту должно сокращаться сердце  здорового человека?

  1.    Блок. Причины высокой работоспособности сердца  

Используя текст учебника  стр. 130, видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=i3_en-OUang,

выполните задание № 129 в рабочей тетради.  

Для этого:

1.Выясните сосуды, какого круга кровообращения подходят к сердцу?

2. Какой объём крови поступает по сосудам к сердцу в состоянии покоя  и при тяжёлой физической работе.

3. Сколько времени сердечного цикла работают  и отдыхают предсердия.

4. Сколько времени сердечного цикла работают и отдыхают желудочки.

 5. Сделайте вывод о причинах высокой работоспособности сердца.

 

  1. Блок. Регуляция работы сердца.

Используя ЭОР: регуляция работы сердца

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7a15477-27e9-4986-b72e-7d0b58a8c1af/%5BBIO8_03-20%5D_%5BIM_01%5D.swf

текст учебника стр. 131,  рисунок, выполните задание 130 в тетради.

 Для этого выясните:

  1. В чём суть автоматизма сердца. Какова  его причина?
  2. Какие нервы руководят работой сердца?
  3. Как влияют на работу сердца симпатические нервы?
  4. Как руководят  работой сердца парасимпатические нервы?
  5. Какие гормоны  влияют на  работу сердца?
  1. Блок. Влияние образа жизни  состояния человека на работу сердца.

Просмотр фрагмента

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000865-1000-4ddd-db19-2b00475d60a3/index.htm

 Ответьте на вопросы.

  1. Как меняется потребность сердца в кислороде во время тяжёлой физической работы?
  2. Как меняется сердечная мышца под влиянием физического труда, занятий спортом, физкультуры?
  3. Как работает сердце тренированного и нетренированного человека?

 

Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы.

Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению биологическим языком.

Работа в группах.

Фаза

Длительность

фазы

Состояние предсердий

Состояние

желудочков

0,1 сек

Сокращаются

Расслаблены

  1.  

0,3

сек

Расслаблены

Сокращаются

  1.  

0,4

сек

Расслаблены

Расслаблены

Выполняют задание в тетради № 128.

Применяют знания об особенностях строения  клапанов сердца  для объяснения  направления движения крови в сердце

Фаза сердечного цикла

Положение створчатых клапанов

Положение полулунных клапанов

Систола предсердий

Открыты

Закрыты

Систола желудочков

Закрыты

Открыты

Диастола

Открыты

Закрыты

Работают с  видеофрагментом, учебником стр. 130, рабочей тетрадью. Выполняют задание №129.

Делают вывод:

Причинами высокой  работоспособности сердца являются:

●сочетание в сердечном цикле  фаз сокращения и расслабления камер сердца,

●обильное кровоснабжение сердца.

Работают с учебником стр.131, выполняют задание в тетради 130.

Обсуждают видеофрагмент. Формулируют выводы  о влиянии физической нагрузки на работоспособность сердца.

2.3 Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Используя данные о продолжительности фаз сердечного цикла,  рассчитайте сколько

будут сокращаться предсердия (8,75лет) и желудочки у человека (26.25года) при продолжительности жизни  человека 70 лет. Сколько лет сердце человека будет отдыхать (35лет).

Можно ли назвать сердце ленивым органом?

Самостоятельно решают предложенную задачу.

2.4 Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

 Учитель предлагает учащимся выполнить  самостоятельную  работу, включающую тестовые задания и ситуационную задачу.

Тестовые задания по теме: «Строение и работа сердца».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000005d1-1000-4ddd-30f0-230046bc5027/index_mht.htm

Ситуационная задача:

 Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему, же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека?

Как вы ответите на этот вопрос?

Самостоятельно выполняют  тестовые задания и предложенную ситуационную задачу.

3.Рефлексивно-оценочный

3.1Ситуация контроля за выполнением учебных действий

1.Какая  цель  была поставлена перед уроком

 и насколько удалось реализовать эту цель?

2.  Как знания о работе сердца можно применить в личной жизни?

3. Чему  вы научились?

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение ситуационной задачи.

3.2 Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся.

 Обсуждение домашнего задания  

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»

Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока:  - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.-   формир...

технологическая карта "Строение и работа сердца"

Цель урока: Изучить особенности строения и  работы сердца человека.      Задачи урока:      Образовательные:...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Технологическая карта урока по теме "Сердце и душа слова"

Обобщающий урок по темам "Лексика", "Словообразование" и "Этимология". Межпредметные связи с литературой....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...