Дифференцированное обучение на уроках биологии.
методическая разработка по биологии на тему

Наталья Леонидовна Писаревская

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc492.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №5 им. Н.Островского города Клинцы Брянской области

Дифференцированное обучение

на уроках биологии и его роль  в

развитии личности учащихся.

Выполнила: учитель биологии МБОУ-СОШ №5 им. Н.Островского

Писаревская Наталья Леонидовна

Учитель первой квалификационной категории

Клинцы - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Раздел I Теоретические основы дифференцированного обучения в

современной школе        5

Раздел II Условия осуществления дифференцированного подхода

в обучении биологии        8

Раздел III Проверка эффективности дифференцированного подхода

в обучении биологии        13

Заключение        ,        15

Литература        

ВВЕДЕНИЕ

Практика школы неопровержимо свидетельствует о неэффективности традиционных технологий обучения в условиях обязательного образования детей возрастной группы от 10 до 15лет. Это связано с резким увеличением объема, информации, переходом к наукоемким технологиям, изменениям приоритетов в социальной сфере, а также ориентацией методической системы обучения большинству предметов на возможно более высокий уровень усвоения школьниками содержания каждого из предметов.

Ориентация на максимум усвоения привела к заметной перегрузке относительно более слабых учащихся. Для значительной части школьников предъявляемый уровень требований казался недоступным, как следствие индивидуальных неспособностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.

Ориентация на максимум усвоения во всех областях знания опасна и для сильного ученика.

Стремление отлично учиться по всем предметам в условиях объективного усложнения обучения приводит к интегральной перегрузки учеников, мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области.

Проблема управления учебной деятельностью школьников относится к актуальным проблемам психолого-педагогических исследований. Российские психологи, дидакты, методисты, исследуя процесс обучения, отличают его недостаточную управляемость. «Управляемым можно считать такое обучение»,- пишет В.А.Крутецкий, «при котором контролируется каждый шаг в продвижении каждого ребенка, когда учитель непрерывно получает информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями, когда новый материал подается в зависимости от характера усвоения предыдущего материала. Отсюда следует, что организация учебной деятельности учащихся

с учетом их  индивидуальных особенностей является важным необходимым

3

условием повышения эффективности управления процессом обучения.

Учет индивидуальных особенностей учащихся, а также связь задачи школьного образования - «дать знания» и задачи процесса познания- достичь понимания учебного материала детьми- привел к необходимости поиска наиболее приемлемых технологий обучения. Наиболее эффективной в решении педагогических задач по формированию личности на современном этапе может быть технология дифференцированного обучения. Это утверждение подтверждается главным принципом дифференцированного обучения - продвижение учащихся в своем развитии с учетом своих возможностей и способностей.

Из выше изложенного я ставлю определенные задачи работы:

  1. дать определение «дифференциация обучения»;
  2. доказать эффективность дифференцированного прохода   в обучении географии;
  3. проанализировать варианты разноуровневых заданий.

Работа состоит из трех частей, заключения, списка литературы и приложения

4

РАЗДЕЛ I Теоретические основы дифференцированного обучения в

современной школе.

Дифференциация обучения сегодня прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого образовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации. Однако часто дифференцированного обучения в школе осуществляется без достаточного теоретического обоснования, интуитивно.

Что такое дифференциация?

«Дифференциация» в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Что же разделяется в процессе обучения?

Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по- разному.

Для чего выделяются эти группы? Ответив на этот вопрос, я определила цели дифференциации.

В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса не просто различающегося, а соответствующего определенным особенностям учащихся. Стараются в организации учебного процесса учесть индивидуальные особенности учащихся, чтобы сделать процесс обучения для них более эффективным и более комфортным.

В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них, так как общие индивидуальные особенности, интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить материал, кому то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для его закрепления.

5

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить освоение всеми учащимися содержания образования.

Таким образом, цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения или содержания общего образования.

Дифференциация не направлена на селекцию детей и отбор самых талантливых с предоставлением им наиболее благоприятных условий развития. В условиях дифференциации педагог так видоизменяет процесс обучения, чтобы и менее способные дети смогли развивать свои способности и склонности.

Дифференцированный подход понимается как способ организации
процесса обучения, позволяющего оптимально управлять познавательной
деятельностью временных типологических групп учащихся с учётом их
реальных        учебных        возможностей.        Характерным признаком

дифференцированного подхода к обучению является учёт типологических особенностей учащихся.

Ведущими условиями осуществления дифференцированного подхода учащихся на уроках биологии, обеспечивающими наиболее эффективное управление процессом обучения выделены:

  1. Изучение типологических индивидуальных различий учащихся и выделение временных типологических групп;
  2. Организация учебной деятельности типологических групп школьников с помощью специально разработанных средств обучения биологии и приёмов Дифференцированной учебной работы.

Для изучения индивидуальных особенностей учащихся и в качестве критерия дифференциации принимаются реальные учебные возможности, определяемые   несколькими    особенностями    школьников    (обучаемостью,

6

Обученностью, познавательным интересом к биологии) характеризующие  ученика, как целостную личность.  Такой подход к изучению типичных  индивидуальных различий школьников наиболее соответствует современным психолого – педагогическим взглядам и задачам школы.

        Основной формой учебных занятий при дифференцированном обучении  - является урок. В любом случае учащиеся в начале изучения темы определяют, что они знают и умеют, что им предстоит узнать  и чему они должны научиться. В конце изучения материала – повторении, а завершает работу зачет (от игры до тестов).

7

РАЗДЕЛ II Условия осуществления дифференцированного подхода в

обучении биологии.

Наиболее эффективной в решении педагогических задач по формированию личности на современном этапе может быть технология дифференцированного обучения. Это утверждение подтверждается главным принципом дифференцированного обучения - продвижения учащихся в своём развитии с учётом своих возможностей и способностей. Дифференцированное обучение рассматривается как процесс развития индивидуальности школьника на основе её возрастной характеристики и разнообразия содержания, форм и методов организации познавательной деятельности. Сущность дифференцированного обучения обуславливается взаимосвязь общедидактических принципов (природосообразность, всеобщность, целенаправленность и др.). С принципами дифференциации (уровневого обеспечения образования, скоординированной интенсификации учебного процесса и развития личности), с требованиями к организации (достаточного усвоения базового материала, соответствия профессиональных намерений учащихся их реальным возможностям, коррекции организации форм обучения, повышение профессионального уровня педагогов). [Кочетов А.И. «Культура психологического исследования» - Минск, изд. - 2-е - 1996г. -312с]

В практике школы выделяют внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Внешняя дифференциация - это появление спецшкол, школ при МГУ для талантливых детей, гимназий, лицеев, образовательных школ, школ для отставших в своём развитии детей, выделение внутри общеобразовательных школ классов с углубленным изучением какого-либо предмета и классов коррекции. Внешняя дифференциация применительно к преподаванию географии предусматривает организацию обучения в классах (школах)    с    однородным    (гомогенным)    составом    учащихся.    Ведётся

8

преподавание   предмета   по   программе,   рассчитанной   на   один   уровень учебных возможностей (интересов) учащихся.

Внутренняя дифференциация в пределах одного класса обусловлена различными способностями, различиями в психическом развитии, особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотиваций и др. Дифференцированное обучение рассматривается как процесс работы с разноуровневым составом учащихся при применении разнообразных методов, приёмов обучения и специального дидактического материала, позволяющего осуществлять развитие учащихся в соответствии с их возможностями.

Ориентация на новые технологии, в частности, на осуществление дифференцированного обучения при внутренней дифференциации, требует предельной разработки элементов процесса обучения с учетом критериев, взятых для конкретных моделей типологических групп учащихся и дифференциации учебного материала. В школьной практике России недостаточно полно разработана система дидактического обеспечения дифференцированного обучения конкретно для изучения определенного предмета.

Дидактическое обеспечение - это комплекс дидактических средств, обеспечивающих как дифференциацию учащихся, так и дифференциацию учебного материала.

Учитывая возрастные особенности учащихся, как личностно-индивидуальные качества, можно разделить учащихся класса на гомогенные группы.

Так как дифференцированное обучение предусматривает развитие школьника в соответствии с его способностями и возможностями, то в основу разделения учащихся на гомогенные группы можно взять типологизацию по отношению к предмету, интересу к предмету, способностям, обучаемости,  обученности и так далее.

9

Для типологической модели при внутренней дифференциации критериями могут служить: обученность, обучаемость, интерес к предмету, отношение к учебе. Методики по выявлению данной типологической модели следующие:

  • интересы учащихся к изучению учебных предметов;
  • возможности учащихся в процессе овладения знаниями;
  • причины, не позволяющие учащимся учиться лучше;
  • мотивы учения учащихся;
  • что интересно.

Формирование типологических групп может происходить так: 1.Учите ль проводит тестирование учащихся. 2.По результатам тестирования он выделяет группы.

Тип модели для формирования групп учащихся, дает возможность не только осуществлять наиболее рациональную подачу учебного материала, но и обратную связь с учащимися.

Дифференцированное обучение предусматривает изучение материала в соответствии со способностями и возможностями учащихся. Это выглядит так: я составляю тематический план. Биология 6 класс. Тема 1 .Клеточное строение организмов. (5 часов)

Задачи темы:1) сформировать у учащихся понятие о строении клетки и о протекающих в ней жизненно важных процессах; об основных видах тканей; 2) научить работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты,   находить   основные  части   клетки   на  микропрепаратах схематически изображать строение клетки.

Планирование темы.

Урок 3    Устройство увеличительных приборов.

 Урок 4    Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Урок 5    Строение клетки (пластиды). Урок 6    Жизнедеятельность клетки.

10

 Урок 7     Ткани.

Такое планирование дает возможность увидеть мне полностью систему уроков по теме, выделить главный материал (чему учить) и материал, который детям уже известен.

Например. Биология 6 класс. Тема V    Жизнь растений.

Урок 49   Размножение голосеменных растений. Цели: 1)повторить знания учащихся о размножении споровых растений;

2)познакомить учащихся  с размножением  голосеменных растений, показать преимущество семенного размножения. Учебно-наглядный комплекс: таблицы.

Проверка    знаний    учащихся:    тестирование    учащихся    по    теме: Размножение споровых растений.

Домашнее задание: § 42,повторить материал об органах цветкового растения.

При дифференцированном обучении для разноуровневых типологических групп применяются разнообразные формы организации учебного занятия (приложение 1).

Для диагностики знаний и умений учащихся я составляю дидактические карточки.

КАРТОЧКА №1 (к теме «Вид.Популяция») 1. Заполните таблицу.

Структура вида

! Форма существования

Краткая характеристика

Причины устойчивости

| 1.Популяция | 2.Подвид

2. Каково значение популяций в эволюционном процессе?

КАРТОЧКА №2 (к теме «Мейоз»)

 1.  Составьте схему поведения хромосом в процессе мейоза животной клетки с 6 хромосомами.

11

Укажите характерные различия первого и второго мейотических делений.

КАРТОЧКА№3 (к темам «Мейоз», «Оплодотворение»)

  1. Закончите схему процесса оплодотворения гипотетического животного. Для этого изобразите хромосомы в каждой клетке и назовите клетки, обозначенные буквами а,б,в.
  2. Можно ли определить по числу хромосом гаметы или зиготы, к какому виду принадлежит данный организм?

клетка семенника

 клетка яичника

В целях лучшего освоения ЗУН учащиеся при дифференцированном обучении разработаны тесты, практические и лабораторные работы, чайнворды.

12

РАЗДЕЛ III Проверка эффективности дифференцированного подхода в

обучении биологии.

Для проверки эффективности дифференцированного обучения в современной литературе имеется достаточно психолого-педагогических технологий, которые могут помочь в школьной практике выяснить не только его пригодность в рамках определенной школы, но и увидеть качество работы учителя.

Под педагогической эффективностью обучения понимается высокий уровень образованности учащихся при минимальных затратах сил и времени педагогов и учащихся.

В таблице 1.2 показаны критерии эффективности обучения и методика, позволяющая определить педагогическую эффективность соответствующего критерия. Данные критерии будут определять и личностный подход к учащимся в обучении.

Таблица 1.2 Критерии эффективности обучения.

Критерии эффективности обучения

Методика определения соответствующего критерия педагогической эффективности обучения.

1. Повышение уровня обучаемости.

Определение уровня интеллекта учащихся по методике Равеля (данную работу надо проводить школьному психологу, так как у учителя специальных знаний не имеется).

2. Сформированность ведущих качеств личности.

Педагогическая диагностика в школе (А.И.Кочетов).

3. Положительное отношение к воспитанию и обучению.

Изучение интереса и мотивации учебной деятельности.

13

4. Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся у разных категорий.

Контрольный срез знаний учащихся в начале и конце года на основании составленных заданий с учётом степени трудности, контроль за знаниями учащихся: текущая проверка знаний, проверка знаний и умений по определённой пройденной теме, предметные тесты по проверке знаний и умений, навыков.

5. Развитие творческого потенциала, интеллекта школьника

Методы: наблюдение, беседа, сочинения и анкеты, где выясняется глубина знаний учащихся по предмету, выходящая за рамки школьного учебника, участие ученика во внеклассной работе по предмету, чтение специальной литературы по предмету, участие в олимпиадах и т.д., выбор более «трудных» заданий и выполнение домашнего задания по желанию, выбор заданий для домашней работы творческого характера, требующего не прямое воспроизводство знаний и умений по базисному плану.

6. Интенсивное развитие дарований и способностей, соответствующих предмету.

Этот вопрос требует детальной разработки, так как к примеру по биологии не выяснены критерии определения конкретных дарований и способностей.

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, отдельными учениками) образовательной системы с учетом одного или нескольких направлений (расписание, образовательные цели, методы преподавания). В практике школы получили определенное распространение конкретные педагогические системы, но сейчас внедряют в практику новые технологии обучения, обеспечивающие гуманизацию и демократизацию обучения в современной школе.

На современном уроке учитель перестает ориентироваться на среднего ученика и старается так вести обучение, чтобы создать оптимальные условия для развития и продвижения как самых сильных, так и слабых школьников. С этой целью он мысленно объединяет учащихся в несколько временных типологических групп и строит учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную. Перед учителем в связи с этим стоят две главные задачи. Одна - выделение в классе временных типологических групп; другая - разработка и применение приемов обучения, отвечающих особенностям каждой группы.

Психологи вкладывают в основу дифференциации учащихся понятия обучаемости, включая в него ряд признаков, характеризующих возможности и темпы продвижении в усвоении содержания образования.

Обязательные результаты обучения становятся основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся. Дифференциация - это одна из основных технологий в педагогической науке.

15

В процессе работы я использовала такие методы, как анализ педагогической, психологической и методической литературы, наблюдения, беседы, анкетирование.

16

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дифференцированное обучение учащихся в городских школах: Сборник научных трудов - Минск: МПИ им.Горького, 1990 - 117 с.
  2. Дубина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растнеия.

6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология.Бактерии, грибы, растения» : Пособие для учителя.-М: Дрофа, 2000- 96 с.

3.        Кочетков А.И. Культура педагогического исследования. - Минск, 1996 -
312 с.

4.Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М.,1994 - 235 с.

5.        Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10,11 классы. Тесты,
вопросы, задачи: Учебное пособие - М: Эксмо, 2005 - 352 с.

6.        Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одаренными
школьниками. - Минск: Адукацыя и Выхованне №2. -1992 - 66-73 с.

7.        Петрушкин С.Ф., Сидорина М.С. Педагогика. Педагогические теории,
системы, технологии - Брянск: БИПКРО, 1996-159 с.

8.Ревякина В.И. Опыт дифференциации обучения в школе 20-х годов // Советская педагогика-№1 -1991- 87-92 с.

9. Уит Инга Индивидуализация и дифференциация обучения - М: Педагогика, 1990-192 с.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения на уроках биологии

Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению , основанный на личностно-ориентированном характере образ...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Дифференцированное обучение на уроках биологии и его роль в развитии личности учащегося.

Теоретические основы дифференцированного обучения в современной школе. Условия существования дифференцированного подхода в обучении биологии. Проверка эффективности дифференцированного подхода в обуче...

Дифференцированное обучение на уроках биологии как средство повышения эффективности урока.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную рабо...

статья "Технология дифференцированного обучения в преподавании биологии"

Педагогическая технология дифференцированного обучения - направление педагогики, имеющее цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результ...

Опыт работы "Восхождение к индивидуальности /особенности организации индивидуального и дифференцированного обучения на уроках биологии/"

Переход российского образования на личностно-ориентированное обучение и воспитание берет свое начало в 90-х годах ХХ столетия, но введение технологии индивидуального  и дифференцированного подход...

Дифференцированное обучение на уроках биологии

В силу неравномерности развития личностных качеств и других качеств появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому при изучении тем по биологии я организую уровень дифференциацию учащихся на все...