Дифференцированное обучение с использованием опорных конспектов в классах коррекции
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклоне­ния в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании. Сегодня эта проблема решается через созда­ние специальных классов коррекции. В таких классах необходим совершенно иной подход, как к самим детям, так и к методике их обуче­ния. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_obucheniya_i_opornye_konspekty.docx90.93 КБ

Предварительный просмотр:

        

Дифференцированное обучение

 с использованием  опорных конспектов в классах коррекции

Писаренко Надежда Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенное

В школах учителя нередко сталкиваются с детьми, которые имеют те или иные отклонения в развитии, что вызывает определенные трудности в их обучении и воспитании. Эти отклонения весьма разнообразны и могут относиться к моторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферам, а также к отдельным сторонам психической деятельности — восприятию, памяти, вниманию, речи, мышлению и др. Многие ученики обладают низкой работоспособностью, недостаточной саморегуляцией, у них могут наблюдаться существенные дефекты речи, обедненный словарный запас, снижение интеллектуальной активности, слабое развитие абстрактного и логического мышления, и, как следствие всего этого, у подобных детей практически не формируется учебная мотивация. Исследования показали, что дети с задержкой психического развития, обучающиеся в обычных школах, не усваивают знаний, предусмотренных программой. Все это ставит перед школой проблему коррекции детей с задержкой в психическом развитии через выравнивание в общеобразовательной школе.

          Сегодня эта проблема решается через создание специальных классов коррекции. В таких классах необходим совершенно иной подход, как к самим детям, так и к методике их обучения. Каждый урок должен давать не только знания, но и развивать школьников. При необходимом индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут восполнить пробелы в своих знаниях и оказаться способными догнать сверстников.

В результате анализа известных форм и методов проведения уроков был сделан вывод о том, что многие стандартные типы уроков для обучения детей в классах коррекции подходят не в полной мере. В связи с этим   был разработан и апробирован особый вид опорного конспекта, который стал основой для проведения уроков в  восьмых классах. Он позволяет постепенно добиваться связи между процессами развивающего обучения и коррекционной работой. Данная методика используется в  классах коррекции нашей школы  в течение двух лет. За это время были получены положительные результаты, которые свидетельствуют о правильности выбранного направления обучения.

Многие из учеников восьмых классов коррекции, как правило, уже владеют элементарной системой научных знаний, символикой обозначения некоторых понятий и категорий. Это позволяет ввести в учебный процесс поурочный опорный конспект. Он дает возможность каждый отрезок урока превратить в относительно завершенный этап, на котором можно более четко отслеживать и контролировать процесс первичного понимания, осмысления и закрепления изложенного материала, а при необходимости вернуться к определенному отрезку урока вновь. Это особенно важно для учащихся таких классов.

Опорный конспект представляет собой схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии и даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме (рис.1). Обучение школьников работе с подобным конспектом осуществляется индивидуально и в несколько приемов. С целью дифференциации все ученики класса коррекции по уровню умственного и эмоционально-психического развития условно делятся на три группы.

К первой группе можно отнести учащихся с самыми низкими показателями (речь обеднена и слабо развита, отсутствует фиксированное внимание, очень слабая память, не развито абстрактное и логическое мышление, стойкое отсутствие интереса к учебе).

Во вторую группу объединяются ученики, отличающиеся развитием каких-либо отдельных функций (память, усидчивость, сосредоточенность, желание и стремление освоить материал и т.д.).

В третью группу — учащиеся, у которых эти показатели еще больше и ярче выражены, а некоторые и хорошо развиты.

Опорный конспект позволяет работать как с каждой группой индивидуально, так и одновременно со всеми, соблюдая при этом дозированный уровень требований для решения коррекционных задач.

На первом этапе происходит обучение оформлению опорного конспекта. Учащиеся постепенно знакомятся с символикой, обозначениями, с приемами логического схематирования и т.п., осваивают относительно новый для них метод изложения полученной информации в виде конспекта.

Второй этап обучения частично связан с самостоятельной работой учеников; они должны осваивать изложение небольших порций изучаемого материала в виде опорного конспекта. С такой задачей справляются, как правило, учащиеся второй, третьей групп и постепенно первой.

На третьем этапе учащиеся уже вполне самостоятельно изучают материал, у них формируются навыки вычленения из полученной информации главного, а также письменного оформления материала в виде конспекта. На этом этапе могут работать учащиеся третьей группы и частично второй.

Во время подготовки учителя к уроку в классе коррекции необходимо обязательное включение в поурочный план не только цели урока, но и коррекционных задач с определенными методами и способами их решения. К коррекционным задачам можно отнести следующие:

  1. Развитие познавательного интереса через отбор материала, доступного для понимания данной категорией детей и используемого ими в жизни. Активность школьников можно поддерживать с помощью таких приемов, как соревнование, игры, отгадывание кроссвордов, шарад и т.д.
  2. Развитие внимания, сосредоточенности, памяти, воображения. Самостоятельное изучение объекта, органа (это дает больший эффект, чем рассказ и многократное повторение материала учителем). Использование наглядных пособий для развития зрительной памяти, интереса к познанию нового. Прочность сохранения информации в памяти достигается с помощью системы повторения, которое осуществляется дозированно с возвратом через определенное время.
  3. Активизация и обогащение словарного запаса. Составление самими учащимися вопросов с Новыми словами, обсуждение и рецензирование ответов на них.

На примере объяснения нового материала по теме урока «Опорно-двигательная система. Строение и функции» мы раскроем методику использования опорного конспекта и дифференцированного обучения в классе коррекции. Изложение нового материала условно разбивается на 3 — 4 дозированных этапа с обязательной постановкой коррекционных задач и путей их решения.

I этап изучения нового материала

Задача: знакомство со строением и функциями опорно-двигательной системы.

Коррекционные задачи: совершенствование памяти и внимания при помощи опорного конспектирования; развитие логического мышления через умение применять знания в знакомой и измененной ситуациях; увеличение словарного запаса и  коррекция разговорной речи при помощи взаимоконтроля и взаимообучения в ходе проверки первичного понимания и первичного закрепления материала.

Урок начинается с изложения учителем нового материала. Он рассказывает о том, что изучение систем внутренних органов человека начинается с опорно-двигательной. Эта систему — труженица. Еще И.М. Сеченов говорил о том, что смеется ли ребенок при виде игрушки, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактором проявления мозговой деятельности является движение.

Опорно-двигательная система состоит приблизительно из 220 костей. Это пассивная часть, так как самостоятельно кости двигаться не могут. Соединение костей друг с другом осуществляется при помощи сухожилий и мышц (скелетных). Мышц насчитывается около 600. Это активная часть системы. Прикрепляясь к костям скелета, они образуют рычаги. Под влиянием нейрогуморальной системы мышцы сокращаются и приводят в движение скелет.

Какие же функции выполняет опорно-двигательная система? Подсказка находится в ее названии.

  1. Опора — эту функцию выполняют и скелет и мышцы. Скелет образует структурную основу тела, а натянутые между костями мышцы дают опору органам, находящимся внутри полости тела.
  2. Движение — из отдельных костей скелета и прикрепленных к ним мышц образуются рычаги, которые приводятся в движение при помощи нейрогуморальной системы.
  3. Защита — во внутренних полостях скелета располагаются жизненно важные органы.

Первичная проверка понимания изложенного материала проводится через оформление первого блока опорного конспекта, который заполняется с помощью учителя в виде ответов на вопросы (подбираются для каждой уровневой группы).

Вопросы к 1 группе учащихся: сколько костей насчитывает скелет человека? Из скольких мышц состоит опорно-двигательная система?

Вопросы ко 2 группе учащихся: что еще входит в состав опорно-двигательной системы? Перечислите ее функции.

Вопросы к 3 группе учащихся: что является активной, а что пассивной частью опорно-двигательной системы? Под влиянием чего приводится в движение активная часть опорно-двигательной системы. С помощью учителя разбираются и записываются основные моменты изложенного материала в виде первого блока опорного конспекта (см. опорный конспект рис. 1).

На этом же этапе идет коррекция неверных представлений. Она осуществляется учителем, а также через взаимообучение и взаимоконтроль учащихся.

Далее идет закрепление знаний через их применение в измененной ситуации. Первый блок опорного конспекта остается перед глазами учащихся на доске.

   Опорно-двигательная система                                     Строение и функции        

        

                                                                                      Опора    Движение       Защита

Скелет 220костей    Мышцы-600   Связочный аппарат

пассивная часть     активная часть

        Внутреннее строение костиC:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image7.jpeg

        

 

        1. Губчатая ткань

        2.Красный костный мозг

   Плотная костная ткань                             3.Плотная ткань

                    4. Желтый костный мозгC:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image8.jpeg

  1. Кровеносные сосуды
  2. Костные клетки
  3. Костные каналы
  4. Костные пластины
  5. Межклеточное вещество

                                                  Химический состав костей

                                                    Органическое вещество        Неорганическое вещество

        Оссеин (эластичность)        Соли кальция (прочность)

Вывод: кости человека прочны, легки и упруги из-за сочетания твердости неорганических соединений с упругостью органических веществ.

Рис.1 Опорный конспект

Вопросы к первичному закреплению подбираются дифференцированно к каждой группе учеников с обязательным включением в них тех или иных коррекционных задач.

Вопрос к учащимся 2 — 3 группы: во многих западных фильмах ужасов человеческий скелет встает из гроба и идет по ночному кладбищу. Реально ли это?

Вопрос к учащимся 1 — 2 группы: сейчас зима, гололед. Вы не удержались на ногах и упали. Остались ли в целости ваши внутренние органы. Почему?

Вопрос к учащимся 1 группы: поднимите учебник и опять положите его на парту. Какую функцию выполнила опорно-двигательная система?

II этап изучения нового материала

Задачи: через создание проблемной ситуации изучить особенности строения плотной костной ткани и ответить на вопрос: почему кости человека очень прочные?

Коррекционные задачи: развитие абстрактного мышления, внимания, памяти, пополнение словарного запаса в ходе изучения строения плотной костной ткани при помощи микропрепаратов; развитие памяти и логического мышления в ходе составления опорного конспекта.

Следующий этап изучения нового материала начинается только тогда, когда показатель реальных знаний устраивает не только учителя, но и самих учащихся. Последующее изложение нового материала увязывается с предыдущим через проблемную ситуацию и должно осуществляться при помощи другого метода, например наглядности (использование муляжей, макетов, плакатов и т.д.). При этом проводятся дифференцированные беседы с каждой группой учащихся с решением тех или иных коррекционных задач.

Создание проблемной ситуации: средний вес человека варьирует в пределах 70 — 90 кг. Чистый вес скелета человека составляет 7 — 8 кг. Чем же в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости? Для ответа на этот вопрос необходимо познакомиться со строением костей. Учащиеся рассматривают микропрепарат и слушают разъяснения учителя.

1.Под микроскопом видны овальные белые пустоты. Это костные каналы, пронизывающие всю костную ткань. В них находятся кровеносные сосуды, и нервы. На основе этих фактов можно предположить, что кость является живым органом.

2. Круги различного диаметра, отходящие от костного канала в разные стороны, образованы круговыми костными пластинами. Они, как и русские матрешки, вставлены одна в другую и тем самым придают костной ткани необыкновенную прочность.

3. Костные клетки похожи на овальных жучков с лапками. Они образуют при помощи своих тел и отростков костные пластины.

4. Костные пластины погружены в вещество, окрашенное на микропрепарате более светлым тоном. Это очень прочное межклеточное вещество, не уступающее по твердости камню.

 Формулируется вывод: человеческая кость очень прочная за счет костных пластин, вставленных одна в другую, и очень прочного межклеточного вещества, в которое они погружены. Такая разновидность костной ткани называется плотной.

Первичное закрепление знаний происходит на основе оформления второго блока опорного конспекта, которое осуществляется самими учащимися. Учитель только помогает в выборе варианта упрощенного рисунка, а ученики сами записывают основные части строения какой-либо костной ткани, ее функции (см. ч. II O.K.).

Информационно-интеллектуальное развитие учащихся на этапе изучения нового материала осуществляется в процессе беседы о личности силового жонглера В.И. Дикуля.

В конце каждого этапа учащиеся возвращаются к опорному конспекту. Они задают друг другу вопросы по изученному материалу, используя новые термины и выражения.

III этап изучения нового материала

Задачи: изучить строение губчатой костной ткани и выяснить: почему человеческие кости очень легкие?

Коррекционные задачи: развитие внимания, памяти, логического мышления с помощью средств наглядности при изучении строения губчатой костной ткани на распиле костей; увеличение словарного запаса; развитие зрительной памяти, речи и абстрактного мышления в ходе самостоятельного оформления опорного конспекта.

На третьем этапе особенно важен подбор методов изложения нового материала, так как у учеников класса коррекции к этому времени внимание ослабевает и рассеивается, наблюдается ослабление памяти. Поэтому здесь целесообразно использовать игровые ситуации (кроссворды, загадки, соревнования и т.д.).

Учитель демонстрирует классу распил трубчатой кости и обращает внимание ребят на ее строение и расположение губчатой ткани.

С целью первичного закрепления знаний учащиеся самостоятельно читают соответствующий материал учебника и пересказывают прочитанное друг другу.

Затем проводится игра «Кто быстрее?». Учитель схематично изображает на доске распил трубчатой кости и предлагает учащимся за определенный отрезок времени перерисовать и подписать составные ее элементы. Этот этап завершается самостоятельной записью учащимися третьего блока опорного конспекта. Как правило, он бывает очень простым и содержит рисунок или фамилию ученого, дату события и т.д. Учащиеся, несмотря на усталость к концу урока, легко справляются с этой задачей.

С целью информационно-интеллектуального развития учащихся рассматривается принцип строения губчатой костной ткани в архитектуре (Эйфелева башня в Париже и первая телебашня на Шаболовке).

 IV этап изучения нового материала

Если новый материал объемен, то требуется четвертый этап. Необходимо так подбирать его дозирование и элементы усложнения, чтобы ученики смогли поработать над ним самостоятельно. Затем учащиеся либо проговаривают прочитанный материал друг другу, либо учителем проводится тестирование для каждой группы, на котором осуществляется взаимоконтроль и взаимообучение.

Задача: выяснить, почему человеческие кости не только прочны и легки, но и упруги, т.е. эластичны.

Коррекционные задачи: развитие внимания и интереса к учебе путем демонстрации опытов с костями, обладающими различными физическими свойствами. С целью выяснения причин упругости и эластичности костной ткани учитель обращается к классу с вопросом: от чего зависят физические свойства костей? (Ответ: от наличия в них различных химических веществ.) Предлагает вспомнить, используя знания курсов географии, биологии, физики, химии, из каких элементов состоит живая природа. (Ответ: из органических и неорганических веществ.) Это свидетельствует о единстве живой и неживой природы. Наши кости также состоят из этих элементов: органических (белки, жиры, углеводы) и минеральных веществ. Первые, составляющие 1/3 веса кости, придают ей эластичность и упругость, а вторые (2/3 веса) — твердость.

Классу демонстрируется опыт с декальцинированной костью, в которой под воздействием кислоты минеральные вещества растворились, а остались лишь органические вещества, преимущественно остеин, которому кость и обязана своей эластичностью. Далее демонстрируется опыт со сжиганием кости, в результате чего сгорают органические вещества и сохраняются минеральные (кальций), придающие костям прочность и хрупкость.

Содержание в костях остеина и солей кальция с возрастом меняется. Чем организм моложе, тем больше в его костях остеина и они соответственно более гибкие. С возрастом увеличивается количество минеральных веществ, и они становятся хрупкими. Поэтому количество переломов у пожилых людей значительно выше, чем у молодых.

Первичное закрепление материала производится при помощи самостоятельного оформления соответствующей части O.K. и взаимокоррекции с использованием дифференцированных вопросов к каждой группе учащихся.

Вопрос 1 группе учащихся: каков химический состав кости?

Вопрос 2 группе: какое вещество придает костям эластичность, а какое твердость?

Вопросы к 3 группе: как называется органическое вещество, придающее костям эластичность? Как называется минеральное вещество, придающее костям прочность?

V этап урока

На этом заключительном этапе формулируется вывод по опорному конспекту (см. ч. V O.K.), проводятся обобщение, систематизация и коррекция полученных знаний. По завершении этого этапа опорный конспект полностью оформлен и позволяет учащимся собрать воедино всю информацию, полученную на уроке, воспринять изученный материал как целостную систему, что особенно важно для учащихся данного класса.

Затем проводится вторичное закрепление по всему изученному материалу с помощью опорного конспекта.

Коррекционные задачи: развитие памяти, речи, словарного запаса.

Задание: найти в опорном конспекте новые слова и выражения, повторить их вслух; придумать с новыми словами на основе изученного материала вопросы, ответить на них.

В заключение урока подводятся итоги, выставляются оценки, дается анализ работы ребят, формулируется домашнее задание.

Такова усредненная структура объяснения нового материала с помощью опорного конспекта. Учащиеся воспринимают урок как стройную, логически завершенную систему. Лаконичность и доступность конспекта позволяет повторять пройденный материал, не прибегая к помощи учебника, что экономит учебное время.

Подготовка к таким урокам в классах коррекции требует значительно большего времени, сил и эмоциональных затрат. Однако   опыт работы свидетельствует о том, что подобная методика преподавания дает ощутимые результаты в развитии учеников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.

Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях. Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме....

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...

Индивидуально-дифференцированный подход на этапе контроля и коррекции знаний.

Брошюра "Индивидуально-дифференцированный подход на этапе контроля и коррекции знаний"....

Конспект занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Тема: «Грусть»Цель: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.Задачи:1).Формировать понятие о чувстве и эмоции грусть;2).Развивать умение адекватно выражать свои эмоции (гру...

подгрупповой конспект занятия по коррекции дисграфии 2 класс

Конспект по коррекции дисграфии 2 класс на тему "Предложение. Слово"...

конспект занятия по коррекции дисграфии 2 класс

Конспект коррекционного занятия на тему "речевые и неречевые звуки" 2 класс...