:«Орган зрения и зрительный анализатор».
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

План-конспект урока по учебнику «Биология» 8 класс

раздел «Человек и его здоровье»

Авторы: А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по учебнику «Биология» 8 класс

раздел «Человек и его здоровье»

Авторы: А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш

Тема: «Орган зрения и зрительный анализатор».

Цель урока: сформировать знания учащихся о строении, функциях глаза и его частей, раскрыть содержание понятия анализатор и показать особенности строения на примере зрительного анализатора.

Задачи урока:

Образовательные: организовать индивидуальную  познавательную деятельность учащихся и работу в парах на уроке для изучения органа зрения и зрительного анализатора; расширить и закрепить знания об анализаторах.

Развивающие: создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитывающие: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, развитию навыков работы в парах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование:  Учебник: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Биология. Человек. М.: «Вентана-

                              Граф», 2012 .

                              Раздаточный материал: рабочие листы (приложение 1),

                              индивидуальные    карточки (приложения 2, 3, 4).

                              Презентация.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Ход урока.

Этапы урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

№1

Приветствие. Сегодня на уроке нам понадобятся: учебник, тетрадь, а так же раздаточный материал.

Проверяют готовность рабочего места.

2.

Мотивация.

Ребята, мы постоянно получае информацию из окружающей среды, которая обрабатывается нашей нервной системой. А какие органы  нам помогают получить информацию?

Какие органы чувств вам известны?

А где происходил анализ этой информации?

А что такое анализаторы?

У вас на партах находятся предметы. Сможете ли вы собрать о них информацию? Используйте все возможные органы чувств. (апельсин, погремушка, мягкая игрушка.)

Органы чувств.

Называют органы чувств.

В  головном мозге, точнее в коре больших полушарий.

Анализаторы – эторецепторы органов чувтсв, проводящте путии чувствительные зоны коры больших полушарий.

Описывают предметы.

3.

Актуализация знаний.

С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации о предметах?

А можно ли глаза назвать главным источникм информации?

Именно благодаря глазам мы получаем 80% информации об окружающем мире.

 Что мы можем с помощью глаз?

Поэтому очень важно знать, как устроены глаза и расширять знания об анализаторах.

С помощью органа зрения.

Да, можно.

Называют возможности глаз.

4.

Определение темы и целеполагание.

№2

№3

Теперь попробуйте сформулировать тему нашего  урока.

Запишем в тетрадях число и тему нашего урока.

Исходя из темы урока и всего вышесказанного, давайте сформулирум цель нашего урока.

Формулируют тему: «Орган зрения. Зрительный анализатор»

Записывают тему.

Формулируют цель: изучить строение, функции глаза и его частей, раскрыть содержание понятия «зрительный анализатор».

5.

Изучение нового материала.

Физкультминутка для глаз.

№4

№5

№6

№7

№8,9

Начнём с знакомства со строением и функциями органа зрения и понятием Зрительный анализатор. Вы будете работать в парах. Для каждой пары приготовлен рабочий лист (приложение 1), согласно которому вы и будете отвечать на вопросы и проводить небольшие исследования с помощью учебника. Параграф 52.

После окончания работы вы должны сообщить результаты всему классу. Так мы создадим общую характеристику органа зрения и его анализатора.

Вы закончили работу с учебником, выполним упражнения для глаз.

Итак, теперь давайте обсудим, что у вас получилось. Читаем задание и свой ответ.

1 пара.

2 пара.

3 пара.

Работа в парах с учебником и таблицами, ответы записываются в рабочий лист.

Отвечают на свои вопросы.

6.

Закрепление изученного и итоговый контроль усвоения.

№10

№11

Ребята, предлагаю закрепить знания. Полученные на уроке. Для этого вам необходимо выполнить задания на листах (приложение 2).

Сейчас вы работаете в группе, высказываете свои мнения, а затем записываете общий вывод. У каждого таблица индивидуальная.

Этот лист с выполненным заданием прикрепите в свою тетрадь.

 

А сейчас проверим, насколько вы усвоили информацию. Для этого возьмите приложение 3 и выполните тест.

А теперь обменяйтесь листамии оцените работу друг друга. Правильные ответы и критерии оценивания на экране. Оцениваем и сдаём.

Выполняют задания (заполняют таблицу и составляют схему зрительного анализатора)

Выполняют тест индивидуально.

Проверяют тесты, выставляют оценки.

7.

Домашнее задание.

№12

Параграф 52, выучить новые термины. По желанию: подготовить сообщения о заболеваниях глаз.

Записывают в дневники.

8.

Итоги. Рефлексия.

№13

Какие затруднения у вас возникли на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Чему научились?

Мы достигли поставленной цели?

А теперь я попрошу вас заполнить карту самооценивания деятельности на уроке и поставить себе оценку, которую вы заслужили сегодня, по вашему мнению. Критерии оценивания у вас в ваших индивидуальных картах (приложение 4). Карты подписываеи и сдаём.

 

Отвечают на вопросы.

Заполняют карту.Называют вслух.

№14

Напоследок хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Н. Орловой «Береги свои глаза»

Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

Всем спасибо за урок! До свидания!

Приложения

  1.                                                                                                        Приложение 1.

Рабочий лист.

Тема « Орган зрения и зрительный анализатор»

Должны знать:

  • Значение зрения в жизни человека
  • Строение и функционирование глаза человека
  • Строение зрительного анализатора

Должны уметь:

  • Проводить наблюдения, опыты и делать логически верные выводы
  • Оперировать терминами «анализатор», «склера», «роговица», «зрачок» «хрусталик», «стекловидное тело», «сетчатка», «аккомодация».

Задание 1. Пользуясь текстом параграфа 52, выпишите названия частей глаза, выполняющие защитную функцию. Подробнее опишите в чем заключается функция названных частей.

Ответ:

Задание 2. Выполните практическую работу (параграф 52) «Сужение и расширение зрачка». Ответьте на вопрос: о чем говорит сужение зрачка?

Ответ:

  1.                                                                                                               Приложение 1.

Рабочий лист.

Тема « Орган зрения и зрительный анализатор»

Должны знать:

  • Значение зрения в жизни человека
  • Строение и функционирование глаза человека
  • Строение зрительного анализатора

Должны уметь:

  • Проводить наблюдения, опыты и делать логически верные выводы
  • Оперировать терминами «анализатор», «склера», «роговица», «зрачок» «хрусталик», «стекловидное тело», «сетчатка», «аккомодация».

Задание 1. Пользуясь текстом параграфа 52, перечислите оболочки глаза. Отметьте особенности строения.

Ответ:

Задание 2. Выполните практическую работу (параграф 52) «Принципы работы хрусталика». Ответьте на вопрос: в зависимости от чего хрусталик меняет кривизну?

Ответ:

  1.                                                                                                       Приложение 1.

Рабочий лист.

Тема « Орган зрения и зрительный анализатор»

Должны знать:

  • Значение зрения в жизни человека
  • Строение и функционирование глаза человека
  • Строение зрительного анализатора

Должны уметь:

  • Проводить наблюдения, опыты и делать логически верные выводы
  • Оперировать терминами «анализатор», «склера», «роговица», «зрачок» «хрусталик», «стекловидное тело», «сетчатка», «аккомодация».

Задание 1. Пользуясь текстом параграфа 52, перечислите части глаза, относящиеся к оптической системе. Сформулируйте понятие «зрительный анализатор».

Ответ:

Задание 2. Выполните практическую работу (параграф 52) «Обнаружение «слепого пятна»». Ответьте на вопрос: чем слепое пятно отличается от желтого?

Ответ:

                                                                                                       

Задание № 1.                                                                                                         Приложение 2.

Заполните таблицу «Строение и функции органа зрения».

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные системы

Брови

Волосы, идущие от внутреннего к внешнему углу глаза

Веки

Кожные складки с ресницами

Слезный аппарат

Слезная железа и слезовыводящий канал

Оболочки глаза

Белочная

Склера – плотная непрозрачная ткань белого цвета (толстая, 1 мм, прочная)

Сосудистая

Средняя оболочка (0,2-0,4 мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом

Сетчатка

Внутренняя оболочка (0,15-0,20 мм) состоит из пигментного слоя и прилегающих к нему фоторецепторных клеток

Оптическая система

Роговица

Прочная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями)

Радужная оболочка

Передняя часть сосудистой оболочки

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами

Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество

Световоспринимающая

Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи

В сетчатке 2 вида фоторецепторов: палочки (130 млн.) и колбочки (7 млн.)

Слепое пятно – место, откуда выходит зрительный нерв, изображение не воспринимает.

Палочки воспринимают форму, их больше по краям (зрение при слабом освещении), колбочки воспринимают цвет, сосредоточены на задней поверхности глаза против зрачка (образуют желтое пятно).

Задание № 2.

Составьте схему зрительного анализатора. (Расставьте цифры)

Нервные пути.

Рецепторы на сетчатке глаза.

Зрительная зона коры больших полушарий.

Тест по теме  «Орган зрения и зрительный анализатор»                                 Приложение 3.

Выберите один правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Вопрос 1. Структура, относящаяся к вспомогательной системе глаза

А – роговица                  Б – веко                      В – хрусталик                  Г - радужка

Вопрос 2. Структура, относящаяся к оптической системе глаза

А – роговица                Б - сосудистая оболочка           В – сетчатка           Г - белочная оболочка

Вопрос 3. Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей

А – радужка              Б - стекловидное тело глаза         В – хрусталик              Г - зрачок

Вопрос 4. Функция сетчатки

А - преломление лучей света Б - питание глаза

В - защита глаза от механических и химических повреждений

Г - восприятие света и преобразование его в нервные импульсы

Вопрос 5. Функция хрусталика

А - преломляет и фокусирует лучи света   Б - регулирует количество поступающего света, расширяясь и суживаясь

В - защищает глаза от механических и химических повреждений

Г - заполняет глазное яблоко, поддерживает внутриглазное давление, пропускает лучи света

Вопрос 6. Функция стекловидного тела глаза

  • А - воспринимает свет и преобразует его в нервные импульсы
  • Б - регулирует количество поступающего света, расширяясь и суживаясь
  • В - защищает глаза от механических и химических повреждений
  • Г - заполняет глазное яблоко, поддерживает внутриглазное давление, пропускает лучи света

Вопрос 7.  Прозрачная передняя часть белочной оболочки

А –радужка                Б - желтое пятно              В – сетчатка                       Г - роговица

Вопрос 8. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света

А - темная область               Б - желтое пятно               В - слепое пятно            Г - белое пятно

Вопрос 9. Область сетчатки, содержащая наибольшее число зрительных рецепторов

  • А - темная область           Б - желтое пятно                В - слепое пятно                Г - белое пятно

Вопрос 10. Что такое склера?

  • А - белочная оболочка
  • Б – сосудистая оболочка
  • В – радужная оболочка
  • Г - сетчатка

                                                                                                         

                                                                                           Приложение 4                                                               

Карта оценивания

Фамилия  Имя

Оцени свою работу. Поставь плюсик под номером отметки, которую, по твоему мнению, ты сегодня заработал на уроке.

  • «5» - выполнил все данные мне задания, активно работал на уроке.
  • «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался, моя активность на уроке среднего уровня.
  • «3» - часто ошибался, выполнил только половину, был малоактивным на уроке.
  • «2» - ничего не смог выполнить правильно, работал на уроке не активно.

«5»

«4»

«3»

«2»

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орган зрения и зрительный анализатор

Разработка педагогического сценария урока биологии с использованием средств мультимедийных технологий...

Методическая разработка с презентацией по биологии на тему "Орган зрения и зрительный анализатор"

В ходе изучения темы "Орган зрения и зрительный анализатор" ученики выполняют практические работы и  опытным путем узнают функции частей глаза....

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Предмет: биологияУровень образования: основное общееТема: Орган зрения и зрительный анализаторТип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)Форма ...

Лекция с использованием ЦОР. Орган зрения и зрительный анализатор

Лекция по биологии для учащихся 8 класса,расказывающая о значении зрения, строении органа зрения и работе зрительного анализатора. Материал лекции можно использовать на уроках биологии. Лекция содержи...

Методическая разработка урока "Орган зрения и зрительный анализатор" 8 класс

      Аннотация        Урок «Орган зрения и зрительный анализатор» - второй из двух по программе в 8 классе. На уроке используется ...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Аннотация к уроку. Учащиеся:- Закрепляют понятие «Анализатор», раскрывают особенности его строения на примере зрительного анализатора;- Объясняют строение и функции глаза и его частей; сво...

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...