Особенности строения и жизнедеятельности прокариот.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

Урок биологии в 7 классе. Тхнология проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_tpo.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока биологии  в  7 классе

Учитель

Остроухова С.А.

Тема урока

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот.

Цель урока:

Развитие интеллектуальных способностей, способностей решать проблемы, формирование  естественнонаучного мировоззрения  через осмысление строения и роли прокариот в природе и жизни человека

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:

-раскрывает сущность понятий «прокариот», «эукариот», «мезосома», «нуклеоид», «симбиоз», «клубеньковые бактерии», «автотроф», «хемотроф» (ПР);

-объясняет особенности строения и жизнедеятельности прокариот (ПР);

-классифицирует прокариотические клетки по форме, по типу питания(ПР);

-характеризует роль прокариот в природе и жизни человека(МР);

-обосновывает меры борьбы с бактериальными заболеваниями (ПР);

-активно проявляет устойчивый интерес по изучаемой теме (ЛР);

-владеет способами работы в группе и сотрудничества(ЛР);

-находит информацию о прокариотах из различных источников(МР);

-анализирует  полученную информацию (ЛР);

-формулирует выводы под руководством учителя самостоятельно(ЛР);

 -обосновывает своё мнение по изучаемой теме (ЛР);

Программные требования

Ученик получит возможность научиться:

Знать,понимать:

Общая характеристика и происхождение прокариот.

 Подцарства Настоящие бактерии,  Архебактерии, их роль в природе.

Подцарство Оксифотобактерии. Особенности строения бактериальной клетки.передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности  к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение.  Их роль в природных сообществах  и жизни человека.

организации, их роль в природе. Подцарства  Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанобразующих бактерий и серобактерий. Роль  в природе.  Подцарство

Мировоззренческая идея

 Поиск истины через исследование.

Программное содержание

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Строение бактериальной клетки Распространение и значение бактерий в природе и жизни человека.

План изучения нового материала

1..Открытие прокариот.

2.Строение прокариот.

3.Жизнедеятельность бактерий.

4.Значение в природе и в жизни человека

Основные понятия

Прокариот, эукариот, нуклеоид, мезосома, автотроф, хемотроф

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Практическая работа

Технология

                 ТПО

Мизансцена урока

обычная

Оборудование урока

Учебник, компьютер, проектор, экран, презентация,  шаблоны кластера, экспонат бобовых растений с клубеньковыми бактериями

Домашнее задание

Стр 12-16, ПТ зад. 8-11

Технологическая карта урока биологии в 7 классе.

Тема «Особенности строения и жизнедеятельности прокариот»

 

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин.)

  1. Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

                                          II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (7 мин.)  

1.Вводное слово

Жизнь на Земле существовала 3,4 млрд. лет назад, когда в атмосфере преобладали углекислый газ и метан и практически не было кислорода. Такой вывод сделали австралийские ученые, анализируя найденные в Австралии окаменелости. Они оказались микроорганизмами Похожие на них организмы и в наши дни обитают в гейзерах, вулканах и горячих источниках

Создание проблемной ситуации.

Почему наряду со сложноорганизованными организмами сохранились простейшие?

Главный вопрос урока:

Почему прокариоты – первые организмы на Земле? В чем вы видите значение прокариот в эволюции? 

 в) Выдвижение гипотез

- На какие вопросы нам необходимо найти ответы на уроке, чтобы  подтвердить или опровергнут выдвинутые предположения?

Записывают тему урока  себе в тетрадь.

Фронтально

- проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР)

-формулирует цель предстоящей деятельности(МР)

- планирует предстоящую деятельность(МР);

- владеет способами сотрудничества (ЛР)

                                            III.  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 мин.)    

1.Проблемное  изложение материала. исследовательский): формулировка вопросов и исследовательских заданий

Логика ПИД: Проблема – гипотезы – поиск фактов – анализ фактов – вывод – новое знание 2.Частично -поисковый Чтение текста с маркировкой

- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Чтение текст «Особенности строения прокариот»

Приём «ИНСЕРТ»

«v» – уже знал     «-» -  думал иначе

«+» - новое           «?» - не понял, есть вопросы

Беседа по тексту

-Что мы уже знали о строении и жизнедеятельности прокариотической клетки?

-  В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?

- Какие наши знания оказались ошибочными?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

3. Исследовательский. Работа с дополнительным материалом: поиск фактов – анализ фактов

Работа в парах, самостоятельное чтение текста

Раздаточный материал (приложение 2)

Отметка по ходу чтения карандашом

фронтально

Самостоятельно, анализируют, делают выводы

-характеризует роль бактерий в природе и жизни человека

-обосновывает меры профилактики бактериальных заболеваний (ПР);

-активно работает на уроке (ЛР);

-находит информацию о прокариотах и бактериальных заболеваний человека и растений в различных источниках (МР);

-анализирует и оценивает её (МР)

                                                       III. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (7 мин.)

Выполнение практической работы: составление кластера.

Раздача графической заготовки кластера (одну на парту) Приложение 1

Самостоятельно работают

                                                        IV. РЕФЛЕКСИЯ  (8 мин.)

1.Повторительно-обобщающая беседа

 -Какое строение имеют прокариоты?

-В чём их отличие от других живых организмов?

-Какие типы питания у прокариот?

-Почему нужно знать форму бактерий?

-Какова эволюционная роль бактерий?

-Каково значение прокариот?

2. Обсуждение гипотез, ответ на главный вопрос урока.

Почему сохранились простейшие организмы?

Фронтально

Индивидуально

-определяют биологическую ценность безъядерных клеток в ходе эволюции

                                                    V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2мин)

Содержательная оценка учащихся, выставление отметок

Записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....

Тематическая карта "Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

материал содержит обобщающие задания по теме "Моллюски"...

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих

Данный урок проводится при изучении курса "Животные"  / по учебнику В.Б.Захарогва, Н.И.Сонина  "Биология.Многообразие  живых организмов"/.  Урок является вводным  в тему ...

Открытый урок в 7 классе по теме " Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности"

Цель урока: проследить учащимися ,связь между, особенностями строения и жизнедеятельностью паукообразных и наземной средой, воспитать умение работать коллективно, оценивать возможности свои и возможно...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...