Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно –тематическое планирование по биологии 9 класс 2015-2016 учебный год.

Раздел

Количество час

урока

Название темы

Основные виды учебной деятельности

Оборудование

Виды контроля

Планируемая дата  урока

Фактическая дата  урока

ВВЕДЕНИЯ

1

1

 Инструктаж по Т.Б. №41

Введение

Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы исследования в биологии .Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. Изучение инструкций по технике безопасности при работе в кабинете,  знакомство со структурой учебника

Инструкция, книга, тетрадь, таблицы, рисунки, фотографии

Беседа ,лекция

01.09

ЭВОЛЮЦИЯЯ ЖИВОТНОГО МИРА

23

2

Становление систематики

Объяснять проявление свойств живых организмов на различных

уровнях организации, отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем.Фронтальная беседа,  работа с текстом параграфа, с терминологией

ИКТ, книга, тетрадь, портреты учёных биологов

Беседа индивидуальный опрос

04.09

3

Теория Ж.Б.Ламарка

Называть основные положения теории Ж.Б.Ламарка.

ИКТ, книга, тетрадь, портреты учёных биологов

Беседа,  карточки,  ,фронтальный опрос

08.09

4

Предпосылки возникновения  учения Ч.Дарвина.

Давать определение понятию эволюция Работа по карточкам работа с текстом параграфа, с терминологией

ИКТ, книга, тетрадь, портреты учёных биологов

Беседа, карточки, Фронтальный и индивидуальный опрос

11.09

5

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

Давать определения понятиям наследственная изменчивость и борьба за существование

ИКТ, книга, тетрадь, портреты учёных биологов

Фронтальный и индивидуальный опрос

15.09

6

Формы естественного  отбора

Называть формы отбора приводить примерыРабота по карточкам, с текстом параграфа, оформление таблицы

ИКТ, книга, тетрадь,

Беседа, самостоятельная работа

18.09

7

Учение Ч.Дарвина об естественно отборе

Давать определения понятиям, называть факторы ,влияющие на естественный отбор

Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ рис.

ИКТ, книга, тетрадь,

Беседа фронтальный опрос, самостоятельная работа

22.09

8

Учение Ч.Дарвина Контрольная работа №1

Контрольная работа по тексту учителя

Тетради для контрольных работ

Контрольная работа

25.09

9

Приспособленность организмов к среде обитания

Называть основные типы приспособлений приводить примеры, давать научное объяснения возникшим приспособлениям

Работа с текстом параграфа, анализ рис 23, оформление лабораторной работы

Таблица  «Адаптации животных, растений» ,фотографии, изображение животных

Беседа фронтальный опрос, самостоятельная работа

29.09

10

Забота о потомстве

Называть причины многообразия видов живых организмов, результат заботы о потомстве

Программированные карточки, ИКТ

Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с терминами

02.10

11

Биологические последствия адаптации

Давать определения  понятиям биологический     прогресс и регресс

Работа по карточкам, анализ таблиц, вопросы стр 29

Изображение животных и растений

Фронтальный и индивидуальный опрос  

12

Макроэволюция

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация: давать определение терминам. Называть критерии видахарактеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны /Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с терминами

Изображение нескольких организмов    относящихся к одному виду, ИКТ

Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с терминами

13

Эволюционная роль мутаций

Давать определение мутации, называть причины  и последствия мутаций Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с терминами

Схема  «Видообразование», ИКТ

Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с терминами

14

Главные направления эволюции

Давать определения, приводить примеры, объяснять причины .Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с терминами

Схема «Основные пути эволюции»

Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с терминами

15

Зачёт  Учение об эволюции

Работа по тесту

Схема «Формы филогенеза»

Зачёт

16

Современные представления о развитии жизни

Называть этапы развития жизни, объяснять причины эволюции

Самостоятельная работа с текстом параграфа оформление схемы

Таблица «Матричный синтез»

Самостоятельная работа с текстом параграфа оформление схемы

17

Начальные этапы развития жизни

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, Фронтальная работа, анализ таблиц, работа по закреплению терминологии

Таблицы «Симбиогеное происхождение эукариот»

Фронтальная работа, анализ таблиц, работа по закреплению терминологии

18

Этапы развития жизни

Давать характеристику основным этапам развития жизни на земле.  характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции)

Таблица « Этапы развития жизни»

Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с терминами

19

Архейская эра

Приводить примеры растений и животных, существовавших  в архейскую эру. характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской,протерозойской и палеозойской эр; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у нихв связи с этим. Объяснять смену господствующих групп растений и животных

Таблица « Этапы развития жизни»

Работа по карточкам, работа с текстом параграфа анализ рис 26

20

Палеозойская эра

Приводить примеры растений и животных, существовавших в палеозойской эре Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с  рис 29

Таблица « Этапы развития жизни»

21

Мезозойская эра

Приводить примеры растений и животных, существовавших в мезозое.  характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры)

Таблица « Этапы развития жизни»

Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с  рис 32

22

Кайнозойская эра Лабораторная работа №1

Приводить примеры растений и животных, существующих  в кайнозое. Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа с  рис 32

Таблица « Этапы развития жизни»

Лабораторная работа

23

Происхождение человека

Называть признаки биологического объекта-человека; объяснять место и роль человека в природе. Работа по карточкам, анализ текста, работа с муляжами

Таблица «  Происхождение человека»

Фронтальный и индивидуальный опрос

24

Контрольная работа№2 Этапы развития жизни

Контрольная работа по тексту учителя

Тетради для контрольных работ

Контрольная работа

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ  

9 ч

25

Неорганические вещества

Приводить примеры  макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки.

Фронтальная беседа, анализ текста, работа с таблицей Менделеева

Таблица Менделеева

Фронтальный и индивидуальный опрос

26

Органические вещества

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть функции белков, продукты богатые белками Называть функции белков, продукты богатые белками. давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп

Рисунки на страницах учебника модель белка,

Фронтальная беседа,  работа с текстом, анализ  таблиц, работа  с таблицей Менделеева

27

Пластический обмен

Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов в обмене веществ Характеризовать механизм транскрипции, трансляции..

Таблица, рисунки на страницах учебника

Работа по карточкам, работа с текстом закрепление терминологии

28

Энергетический обмен

Называть вещества –источники энергии,  описывать строение и роль АТФ в обмене  веществ .характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки

Таблица «Фотосинтез», книга, тетрадь, ИКТ

Работа по карточкам, работа с текстом закрепление терминологии

29

Контрольная работа  по тексту администрации

Контроль знаний

Тетрадь для контрольных работ

Контрольная работа

30

Прокариотическая клетка Лабораторная работа     №2

Называть уровни клеточной   организации, описывать строение прокариотической клетки, выделять особенности размножения бактериальной клетки, характеризовать процесс

Работа с микроскопом и микропрепаратом, оформление работы

Таблица «Многообразие клеток», «Строение бактериальной клетки»

Лабораторная работа    

31

Эукариотическая клетка Лабораторная работа №3

Знать и характеризовать функции наружной плазматической мембраны, характеризовать механизм мембранного транспорта, устанавливать взаимосвязи строения и функционирования наружной плазматической мембраны. Находить различия между гладкой и шероховатой мембранами ЭПС. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов.

Работа с микроскопом и микропрепаратом, оформление работы

Таблица «Строение животной и растительной клетки»

Лабораторная работа    

32

Деление клеток

Называть процессы, составляющие жизненный цикл давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза клетки.

Таблица, микроскоп, микропрепараты, модели клеток…

Работа по карточкам, анализ таблиц, изучение схемы деление клетки

33

Клеточная теория

Знать основные положения клеточной теории, давать научное объяснения основным положениям теории

Книга, тетрадь ,ИКТ

Фронтальная беседа, анализ таблиц, работа по изучению терминов

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

5 ч

34

Бесполое размножение

Называть основные формы размножения знать виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого размножения

Книга , тетрадь  плакат « Бесполое размножение»

Фронтальная беседа, анализ таблиц, работа по изучению терминов

35

Половое размножения

Объяснять эволюционное преимущество полового размножения, приводить примеры размножения, сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения

обосновывать биологическую роль различных видов и форм размножения.

Книга , тетрадь  плакат «Размножение организмов»

Работа по карточкам. анализ рис 32, составление схемы

36

Эмбриональный период развития

Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организма

Фронтальная беседа, анализ таблиц, оформление таблицы

Книга, тетрадь, презентация

плакаты

Фронтальная беседа, анализ таблиц, оформление таблицы

37

Постэмбриональный период развития

Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием

Фронтальная беседа, анализ таблиц, работа по изучению терминов

Книга, тетрадь, презентация

плакаты

Фронтальная беседа, анализ таблиц, работа по изучению терминов

38

Контрольная работа№3 Клетка

Контрольная работа по тексту учителя

Тетради для контрольных работ

Контрольная работа

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

13 ч

39

Основные понятия генетики.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.знать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления

Таблица, схемы на страницах учебника, модели-аппликации, портрт Менделя

Фронтальная беседа, анализ таблиц, работа по изучению терминов

40

Первый и второй закон Менделя

Давать определения понятиям: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание

Таблица «Гибрологический метод», ИКТ

Фронтальная беседа, анализ таблиц, работа по изучению терминов, решение задач

41

Третий закон Менделя

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного  скрещивания давать определение терминам

характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования

Таблица «Гибрологический метод», ИКТ, книг, тетрадь

Фронтальная беседа, анализ таблиц, работа по изучению терминов., решение задач

42

Сцепленное наследование признаков

Приводить примеры аллельного взаимодействия геновдавать определение терминам

характеризовать сущность закона
Т. Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом

Книга, тетрадь, ИКТ

Фронтальная беседа, анализ таблиц, работа по изучению терминов, решение задач

43

Генетика пола

Давать понятия термину аутосома, знать причины изменения наследственностидавать определение терминам. Называть группы хромосом характеризовать группы хромосом аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом

Книга, тетрадь, ИКТ

Фронтальная беседа ,  работа с таблицей . решение генетических задач.

44

Наследственная изменчивость. Зачёт

Называть биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости давать определение терминам. Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания

Книга, тетрадь, ИКТ, таблица   «Виды изменчивости»

Зачёт .Фронтальная беседа ,  работа с таблицей , анализ рис 42

45

 Наследственные заболевания Лабораторная работа №4

Решать задачи на законы Менделя характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия

Книга, тетрадь, ИКТ, таблица « Наследственные заболевания»

Лабораторная работа №

46

Фенотипическая изменчивость

Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания

Портрет Н. И. Вавилова, таблицы, муляжи, географическая карта

Фронтальная беседа ,  работа с таблицей , анализ рис 44

47

Центры происхождения культурных растений

Давать характеристику центрам происхождения культурных растений селекции. Объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; объяснять совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций

.

Портрет Н. И. Вавилова, таблицы, муляжи, географическая карта

Самостоятельная работа с текстом параграфа, оформление таблицы

48

Селекция растений

Знать основные методы выведения новых сортов растений давать определение терминам. Называть основные методы селекции; виды гибридизации:

характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ

Книга, тетрадь, ИКТ, таблица « Селекция растений»

Работа по карточкам, анализ таблиц, составление схем

49

Селекция   животных и микроорганизмов

Давать определения понятиям биотехнология, штамм; объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

Знать основные методы выведения новых  пород животных

 

Книга, тетрадь, ИКТ, таблица « Селекция растений»

Самостоятельная работа

50

Контрольная работа по тексту администрации

Контроль знаний

Тетради для контрольных работ

Контрольная работа по тексту администрации

51

Достижения селекционеров

Давать определения понятиям биотехнология, штамм; объяснять роль биологии в практической деятельности людей знать основные методы селекции; обосновывать виды гибридизации, явление гетерозиса иметь представление о методике, позволяющей преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ Знать основные методы выведения новых  пород животных

 

Коллекции семян зерновых культур, книга, тетрадь, ИКТ

Фронтальная беседа, работа по карточкам

ОСНОВЫ ЭКОГЛОГИИ

16

52

Структура биосферы

Давать определение понятию биосфера. Называть признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы давать определение терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоз характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ

Фронтальная беседа анализ таблиц, работа с терминами

Таблица  «Структура биосферы», книга, тетрадь

Фронтальная беседа анализ таблиц, работа с терминами

53

Круговорот веществ

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности; описывать циклы круговорота воды ,углерода, азота, фосфор характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях. Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания

Самостоятельная работа по тексту параграфа, оформление таблицы

Таблица « Круговорот веществ», книга ,тетрадь, ИКТ

Самостоятельная работа по тексту параграфа,

54

Экологические факторы

Давать определение терминам: экология, абиотические, биотические факторы, антропогенный фактор характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания

Книга  ,тетрадь, ИКТ

Фронтальная беседа анализ таблиц, работа с терминами

55

Биогеоценозы

Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, показатели структуры .   характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах

,

Книга , тетрадь, ИКТ

Фронтальная беседа

56

Пищевые связи в экосистемах.

Давать определение понятиям автотрофы и гетеротрофы Работа по карточкам, составление схем  пищевые связи в экосистемах.характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение, последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

Книга , тетрадь, ИКТ

57

Биотические факторы

Давать определение терминов конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм .Фронтальная беседа, работа с текстом параграфа, работа с терминами

Книга , тетрадь, ИКТ

Индивидуальная фронтальная беседа

58

Изучение и  описание экосистем своей местности

Изучать процессы, происходящих в экосистеме. анализ схем стр 64

Книга , тетрадь, ИКТ

Самостоятельная работа

59

Природные ресурсы

Давать определение термину агроэкосистема знать природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знать границы биогеоценоза. Иметь представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере)

Работа по карточкам. работа с текстом параграфа , работа со схемой стр. 67

Книга , тетрадь, ИКТ

Беседа, работа по карточкам

60

Роль человека в биосфере

Называть факторы ,вызывающие экологический кризис характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи;  перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ

Фронтальная беседа , анализ текста, работа с таблицей

Книга , тетрадь, ИКТ

Фронтальная беседа , анализ текста, работа с таблицей

61

Последствия деятельности человека в экосистемах.

Анализировать и  оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. знать характеристику экологической сукцессии, ее природы и механизмов; стадий сукцессии (первичная, вторичная); обосновывать значение сукцессий. Находить сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем

Фронтальная беседа , анализ текста, работа с таблицей

Книга , тетрадь, ИКТ

Фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом параграфа

62

Экологические проблемы

Называть основные экологические проблемы современности знать особенности воздействия живых организмов на среду обита-

ния (механического воздействия, физико-химического и др.); приводить примеры

Книга , тетрадь, ИКТ

Беседа, самостоятельная работа

63

Клетка -структурная и функциональная единица живого

Описывать химический состав клетки Фронтальная беседа , анализ текста, работа с таблицей, работа с терминами

Книга, тетрадь ИКТ

Беседа, самостоятельная работа

64

Становление современной теории эволюции

Объяснять основные  свойства  живых организмов.

Фронтальная беседа , анализ текста, работа с таблицей, работа с терминами

Книга, тетрадь ИКТ

Беседа, самостоятельная работа

65

Контрольная работа№4 Экология.

Контроль знаний

Тетради для контрольных работ

Контрольная работа

66

Охрана природы и основы рационального природопользования

Описывать химический состав клетки Уметьобъяснять влияние человека на природу.

Знать возобновимые и невозобновимые ресурсы.

Книга, тетрадь ИКТ

Фронтальная беседа , анализ текста, работа с таблицей, работа с терминами

Пояснительная записка

 В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей   :

                освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Общая биология»

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
  • через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные  маршруты учеников.                                                                                                              
  • добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
  • продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
  • конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,  эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,  закрепить умение  достигать поставленной цели.

                   

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,   продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Нормативно-правовая  база.  

Рабочая программа по  биологии 9 класса  составлена на основании следующих нормативно –правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего  образования по биологии, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.04г .-№ 1089 Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Биология»                           
  2. Закон Российской  Федерации «Об образовании»(статья 7, 9, 32).
  3.     Учебного плана МБОУ  ООШ№5 на 2014-2015учебный год

4-Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы «Биология 6-9классы» под редакцией  Н.И.Сонин, В.Б.Захарова, В.В.Пасечник, И.Н.Понаморёва..

  1. 5-        Выбор учебников и пособий осуществлён в соответствии с приказом. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию  при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования . В соответствии с пунктом 24 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. №1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный №30213).

Место предмета в учебном плане

В основной школе биология изучается с 6 по 9  класс. учебный план составляет 280  учебных часов. В том числе в 6  класс 68  часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

 В 2015-2016 учебном году в 9 классе ----------------------------  часов , так как дни в которые проводятся учебные  часы по т биологии  совпали с праздничными днями  ---------. Программа будет реализована  за счёт уплотнения часов.

Выбор учебников и пособий осуществлён в соответствии с приказом Министерства образовании и науки РФ от27 декабря 2011 г. №2885. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредетаию,2012-2013 учебный год.»  В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

    Данная программа реализуется в учебниках   автора С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, «Биология. Общие закономерности 9 класс»: Учебник для общеобразовательных. учебных  заведений. – М.: Дрофа, 2010.

Распределение учебного  времени, отведённого на изучение отдельных разделов курса .

Примерные сроки

Наименование тем

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные  работы

1четверть

Введение

1

1и 2 четверть

 1. Эволюция живого мира на Земле

23

2

1

2и3 четверть

 2. Структурная организация живых организмов

9

1

1

3 четверть

 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

1

3 четверть

4. Наследственность и изменчивость организмов

13

1

 

4 четверть

 5.. Основы экологии

15

1

                                       

 

График  контрольных работ

№п.п

Дата

Контрольные работы

Учение Ч .Дарвина Контрольная работа №1

Контрольная работа№2 Этапы развития жизни

Контрольная работа по тексту администрации

Контрольная работа№3 Клетка

Контрольная работа по тексту администрации

Контрольная работа№4 Экология

Перечень учебных тем по стержневым линиям.

№п/п

Стержневые линии

Государственный стандарт

1

введение

знать

уметь

знать/понимать  - признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений своего региона;

                       - место и роль человека в природе,- меры по охране растений.

Уметь соблюдать правила ТБ

уметь:          - объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной

                         картины   мира,  в практической деятельности людей и самого ученика; роль

                         растений в жизни  человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

                      - ориентироваться   в   учебнике   с   помощью  оглавления,   работать  с  текстом       и  вопросами;

                     - наблюдать сезонные изменения  растений;   - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения Животных и человека                            

                       - оформлять результаты экскурсий;   - формулировать выводы на основе собранного материала

2

Эволюция живого мира на Земле

    Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

  Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Основные свойства живых организмов: обмен веществ и саморегуляция в  биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость  живых организмов.

      Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

      Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений  об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

      Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

     Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

     Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

     Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

     Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

     Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

     Филогенетические связи и живой природе; естественная классификация живых организмов.

      Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

      Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

      Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.  Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

      Происхождение человека. Место человека в живой природе. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.  Человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

    Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации, отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем. Называть основные типы приспособлений приводить примеры, давать научное объяснения возникшим приспособлениям. Называть признаки биологического объекта-человека; объяснять место и роль человека в природе.

 

3

Структурная организация живых организмов

Учащиеся должны знать: строение растительной и животной клетки, химический состав клетки, процессы жизнедеятельности, деление клеток, биологический смысл митоза, прокариотические и эукариотические клетки и их организация, неклеточные формы жизни - вирусы. Знать:   Знать и характеризовать функции наружной плазматической мембраны, характеризовать механизм мембранного транспорта, устанавливать взаимосвязи строения и функционирования наружной плазматической мембраны. Находить различия между гладкой и шероховатой мембранами ЭПС. Взаимосвязь между строением и функциями органоидов. Знать основные положения клеточной теории, давать научное объяснения основным положениям теории

Должны уметь: выделять главное, работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований

Уметь:   Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть функции белков, продукты богатые белками Называть функции белков, продукты богатые белками  Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов в обмене веществ Характеризовать механизм транскрипции, трансляции. Называть вещества –источники энергии,  описывать строение и роль АТФ в обмене  веществ

3

 Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Должны знать: Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.

из этапов развития.

Знать:   основные формы размножения, давать объяснения понятиям метаморфоз, эмбрион, факторы среды

Должны уметь: Объяснять общие закономерности процессов метаболизма в живых системах различного иерархического уровня. Давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его механизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.

Уметь: Объяснять эволюционное преимущество полового размножения , характеризовать сущность эмбрионального периода развития организма, приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитие

4

Наследственность и изменчивость организмов

Должны знать. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Должны уметь. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

5

Основы экологии

Должны знать: Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Воздействие человека на биосферу Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки;

Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. определение понятия биосфера экология, абиотические, биотические факторы, антропогенный фактор ,биоценоз, биогеоценоз, показатели структуры, понятиям автотрофы и гетеротрофы определение терминов конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Должны уметь: Объяснять необходимость знания и умение практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

.Называть признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы.  Анализировать и  оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. Анализировать видовой состав в биоценозе, характеризовать биосферу как живую оболочку планеты.

Примерное содержание программы

Введение 

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира

Знать  Место курса «Биология. Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Значение предмета для понимания единства всего живого  и взаимозависимости всех частей биосферы Земли

 Уметь:  Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в

формировании естественнонаучной картины мира.      

Эволюция живого мира на Земле       Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Основные свойства живых организмов: обмен веществ и саморегуляция в  биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость  живых организмов.

      Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

      Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений  об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

      Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

     Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

     Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

     Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

     Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

     Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

     Филогенетические связи и живой природе; естественная классификация живых организмов.

      Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

      Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

      Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.  Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

      Происхождение человека. Место человека в живой природе. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.  Человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Знать:   основные положения теории Ж.Б.Ламарка; К Линея, Ч.Дарвина, определение  наследственная изменчивость и борьба за существование, естественный отбор, макроэволюция, , мутация , видообразование

Уметь:      Объяснять проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации, отличать биологические объекты от объектов неживой природы, характеризовать общие свойства живых систем. Называть основные типы приспособлений приводить примеры, давать научное объяснения возникшим приспособлениям. Называть признаки биологического объекта-человека; объяснять место и роль человека в природе.

 Раздел  2.  Структурная организация живых организмов        Элементарный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование  неорганических и органических молекул живого вещества.

       Неорганические вещества клетки; вода; их химические свойства и биологическая роль.  Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое поступление  молекул в клетку.

      Органические молекулы: белки, жиры и углеводы. Их структурная организация и биологическая роль. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации. Транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные и рибосомальные РНК.

       Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

      Прокариотические клетки; их форма и размеры.  Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение.

      Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки.  Органоиды ядра. Хроматин. Особенности строения растительной клетки.

      Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Митоз.

Каталитическая активность ферментов в живых клетках.

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

 Знать:   Знать и характеризовать функции наружной плазматической мембраны, характеризовать механизм мембранного транспорта, устанавливать взаимосвязи строения и функционирования наружной плазматической мембраны. Находить различия между гладкой и шероховатой мембранами ЭПС. Взаимосвязь между строением и функциями органоидов. Знать основные положения клеточной теории, давать научное объяснения основным положениям теории

 Уметь:   Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть функции белков, продукты богатые белками Называть функции белков, продукты богатые белками  Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов в обмене веществ Характеризовать механизм транскрипции, трансляции. Называть вещества –источники энергии,  описывать строение и роль АТФ в обмене  веществ

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.      Сущность и формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Образование половых клеток. Оплодотворение и опыление. Биологическое значение бесполого и полового размножения. Гаметогенез. Мейоз. Периоды образования половых  клеток.

      Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления: образование бластулы, гаструляция, первичный органогенез. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие. Старение.

     Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

 Знать:   основные формы размножения, давать объяснения понятиям метаморфоз, эмбрион, факторы среды

Уметь: Объяснять эволюционное преимущество полового размножения , характеризовать сущность эмбрионального периода развития организма, приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов     Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

     Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

     Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики с/х  и биотехнологии. Комбинативная изменчивость.

     Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней среды  в развитии и проявлении признаков и свойств.

     Центры происхождения и многообразия культурных растений.  Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных.  Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической  промышленности. Решение генетических задач.Построение вариационной кривой (размеры листьев растений). 

Знать:  основные законы Менделя, понятия гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, аллель, ген, локус, фенотип, генотип,   признак, свойство

Уметь Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного  скрещивания. Приводить примеры аллельного взаимодействия генов. Решать задачи на законы Менделя .Называть биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости

Раздел 5. Основы экологии       Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

      Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

     Абиотические факторы среды. Интенсивность  действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы. Цепи и сети питания. Смена биоценозов.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

 Знать:  определение понятия биосфера экология, абиотические, биотические факторы, антропогенный фактор ,биоценоз, биогеоценоз, показатели структуры, понятиям автотрофы и гетеротрофы определение терминов конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Уметь: Называть признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы.  Анализировать и  оценивать последствия деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся 9-го класса:

              Знать:

           -  биологическую терминологию и символику;

           -  основные свойства живой материи и методы её изучения;

           - уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой ,биогеоценотический и их характеристики;                                      

           -  основные закономерности эволюции, и её результаты;

           -  основные структуры и функции клетки;

           -  роль основных неорганических и органических соединений и сущность обмена веществ и энергии в клетке;

           -  закономерности индивидуального размножения и развития;

           -  основные понятия генетики;

           -  особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия;

           -  место человека в ноосфере.

            Уметь:

          -  выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;

           -  раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;

           -  готовить микропрепараты и работать с микроскопом;

           -  пользоваться научно-популярной и периодической литературой;

           -  участвовать в мероприятиях по охране природы

  применять полученные знания для охраны собственного здоровья;

самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:

  1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
  • за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
  • за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

Оценка устных ответов обучающихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методические пособия для учителя:

1. Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». - М.: Дрофа, 2006. - 128с;

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

Дополнительная литература для учителя:

1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

Цифровые образовательные ресурсы

Согласовано                                                                                                                                                                                                                      Согласовано

                 Заместитель директора по УВР

Протокол заседания                                                                                                                                                                                                       ФИО

Методического совета                                                                                                                                                                                                     2014---года                                        

МБОУ ООШ №5

От----201---года  №----

Подпись руководителя МС ФИО

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа  №5 города Новошахтинска.

        «Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ №5

 Коваленко Л.Н.

 Приказ от -------------------№

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           Биология

Основное общее образования 9 класс

Количество часов-66ч

Учитель-Чебаненко Елена Дмитриевна

Программа разработана на основе  авторских   программ (авторов Н.И. Сонин,   И.Б.-Агафоновой, В.Б.Захарова,В.В.Пасечника,В.М.Понамарёвой) издательство Москва «Глобус»-2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...