Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов
статья по биологии (11 класс) по теме

Статья напечатана в сборнике:Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы. Материалы II международной научно-практической конференции. – М.: НОУ «Институт экономики и предпринимательства»; Тюмень: ООО «Ист. Консалтинг», 2012г. Мотивационное обеспечение образовательного процесса – это создание условий, при которых формируется высокая степень заинтересованности студентов в обучении, понимание того, что данные знания, умения, навыки окажутся необходимыми при выполнении будущей профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов

В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,

преподаватель биологии ГБОУ СПО

 « МК №6 ДЗ города Москвы»

Л. М. Карасёва, преподаватель химии ГБОУ СПО

 « МК №6 ДЗ города Москвы»

Шифр УДК

        Мотивационное обеспечение образовательного процесса – это создание условий, при которых формируется высокая степень заинтересованности студентов в обучении, понимание того, что данные знания, умения, навыки окажутся необходимыми при выполнении будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, учебная мотивация

        В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен), в другом случае – как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем  - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (и. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990)[1]. Наша точка зрения совпадает с трактовкой мотивации К. К. Платоновым и В. К. Вилюнас, т.е. мы рассматриваем мотивацию как совокупность мотивов и в то же время как систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

        На протяжении многих лет исследователи, говоря об учебной деятельности и её успешности, прежде всего подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значение этого фактора нельзя недооценивать. Но некоторые экспериментальные исследования заставляют по-новому взглянуть на проблему соотношения мотивационного и интеллектуального факторов. Так, в ходе одного из исследований (А. А. Реан)[2] были получены интересные результаты. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов – будущих педагогов – и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, выявили, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет. Выявилась ещё одна существенная закономерность: оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты всё-таки отличаются друг от друга. Но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для таких студентов в первую очередь важно избежать осуждения и наказания за плохую учёбу, не лишаться стипендии.

        Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях,  характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями профессии.

                О профессиональной мотивации можно сказать следующее: это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации.

        У каждого человека его мотивация зависит от воспитания, образования, отношения к жизни. Практика набора учащихся в последние годы показывает, что определённая часть студентов не в полной мере знакома со спецификой выбранной профессии, что приводит к снижению мотивации при дальнейшем обучении.

        Абитуриенты, которые выдерживают отбор и попадают в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выходит фактор профессиональной мотивации: одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в колледже. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

        Отсутствие учебной мотивации на занятиях, как правило, замещается другими желаниями, не имеющими ничего общего с профессиональным обучением и развитием. Это могут быть следующие желания:

  • Желание просто пообщаться с одногруппниками (в этом случае преподаватель может восприниматься как «назойливый человек», заставляющий работать и быть активным);
  • Желание получить учебный результат готовым, буквально как «таблетку» (по типу «после занятий у меня автоматически должна повыситься эффективность и что-то делать для этого дополнительно я не должен»);
  • Направленность на оценку только  других студентов или преподавателя и отсутствие направленности на самооценку.

Мы исследовали влияние мотивации выбора профессии на успешность обучения.

        Основные задачи исследования:

  • Определить уровень выраженности интереса в медицинской профессии  у студентов 1 курса (высокий, средний, низкий);
  • Определить средний балл студентов, имеющих различный уровень  выраженности интереса в медицинской профессии;  
  • Выявить взаимосвязь между уровнем выраженности интереса к медицинской профессии  и средним баллом студентов по общеобразовательным дисциплинам.

                Эксперимент был проведён на отделении 060501 «Сестринское дело»51. Участвовали студенты 1 курса (на базе 9-ти классов). Возрастной состав испытуемых – 15 -16 лет.

Общее количество составило 50 человек, из них 35 человек - девушки, 15 человек – юноши. Форма проведения эксперимента – групповая.         Использовалась методика  А. Е. Голомштока  - «Карта интересов»[3].

                В процессе нашего экспериментального исследования мы выявили:

  • из 50 студентов 1 курса  33 человека (66%) имеют высокий уровень выраженности интереса к медицинской профессии  и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла  – 4,0;
  • 10 человек (21%) имеют средний уровень выраженности интереса к медицинской профессии  и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла – 3,5;
  • 7 человек  (13%) имеют низкий  уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла – 3,0.

        Таким образом, чётко прослеживается взаимосвязь между уровнем выраженности интереса к медицинской профессии и успеваемостью студента. Чем более высокий уровень заинтересованности студента в медицинской профессии, тем выше средний балл студента по дисциплинам общеобразовательного цикла.


Таблица 1

Взаимосвязь уровня выраженности интереса к медицинской профессии и среднего балла дисциплинам общеобразовательного цикла

Уровень выраженности интереса к медицинской  профессии

Количество студентов (%)

Средний балл студента по общеобразовательным дисциплинам на 1 курсе

Высокий уровень выраженности интереса к медицинской  профессии

33 (60%)

4,0

Средний уровень выраженности интереса к медицинской  профессии

10 (21%)

3,5

Низкий уровень выраженности интереса к медицинской  профессии

7 (13%)

3,0

             

Рис. 1.   Уровень выраженности интереса к медицинской профессии

        В результате проведённых исследований выяснилось, что у подавляющего числа абитуриентов выбор осознанный, в котором есть ближние цели (сдать вступительные экзамены, получить среднее специальное образование), и дальние цели (получить профессию, поступить в вуз по выбранной специальности, совершенствовать свой профессионализм).

        Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал, и считает её значимой для общества и для своей дальнейшей профессиональной перспективы, это, безусловно, влияет на то, как складывается обучение. Исследования, проведённые в нашем образовательном учреждении, полностью подтверждают это положение.

                Мотивационное обеспечение образовательного процесса – это создание условий, при которых формируется высокая степень заинтересованности студентов в обучении, понимание того, что данные знания, умения, навыки окажутся необходимыми при выполнении будущей профессиональной деятельности.

        В целях формирования положительного и осознанного отношения к медицинской  профессии, и, следовательно, повышения учебной успеваемости на уроках биологии и химии мы используем различные формы  нестандартного проведения уроков:

  • Урок-исследование;
  • урок-практикум;
  • урок-путешествие;
  • урок-экскурсия;
  • урок-ролевая игра;
  • урок-игра;
  • урок-аукцион;
  • интегрированный урок.

                        Урок–исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема или тема урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока студенты должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках студенты заинтересованы конечным результатом. Уроки–исследования хорошо вписываются, например, в тематику уроков биологии в разделе  «Генетика», где студенты  решают задачи по определению групп крови человека, задачи на наследование заболеваний, сцепленных с полом (гемофилия, дальтонизм, полидактилия).  Также исследование проводится  на уроках биологии по темам: «Наследственные заболевания», «Учение о клетке», «Размножение организмов», «Индивидуальное развитие организмов».
                
Урок–практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. На уроках биологии студенты самостоятельно готовят микроперепараты растительной клетки, рассматривают её под микроскопом, сравнивают с животной и бактериальной клетками  и делают выводы.
                
Урок–путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации студента к учебно-познавательной и профессиональной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая студента, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия,  размножения и влияния на живые организмы, путешествие в историю развития жизни на Земле.

                        Урок–экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Студентам  это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить. Мы проводим  экскурсии в анатомический музей, палеонтологический музей.
                
Урок–ролевая игра. Такие уроки моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей – изучение и закрепление нового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Уроки ролевых игр нравятся студентам  тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, ученые. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения.                         

                        Урок–игра. К такой категории уроков относятся уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки.

                        Урок–аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах студенты  более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя.
                
Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Так, например, познакомились со свойствами воды на биологии, а применили полученные знания на уроках социально-бытовой ориентировки. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать студенту  значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяют сделать интегрированные уроки очень интересными. Интегрированный урок по химии и биологии «Аминокислоты. Белки»
                На уроках химии при изучении некоторых тем уделяем большое внимание взаимосвязи изучаемого материала с будущей профессией:

  • тема «Растворы» - решаем задачи с медицинским содержанием (растворы, применяемые в медицине, их назначение);
  • тема «Соли» -  приводим примеры солей, применяемых в медицине (сульфат меди - для лечения ожогов кожи, глауберова соль – слабительное средство, гипс – в травматологии.
  • тема «Кислоты» -  приводим примеры воздействия кислот на организм человека, например, при случайном проглатывании;
  •  тема «Спирты» - изучаем влияние метанола на организм человека, влияние метанола на формирование наркотической зависимости, применение этанола в медицине как растворителя и дезинфицирующего средства;
  • тема «Углеводы» - рассматриваем применение глюкозы, крахмала и целлюлозы в медицине.

        В целях более успешной адаптации студентов 1 курса к условиям колледжа в сентябре проводится экскурсия для студентов по кабинетам учебного заведения, где они знакомятся с дисциплинами, которые будут изучать в период обучения в колледже.

        Для студентов первого курса проводятся классные часы на темы:

  • Введение в специальность.
  • История становления сестринского дела.
  • Медицинские династии. Встречи с родителями-врачами.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Праздник белого халата.
  • Изучение этического кодекса медицинской сестры.
  • Обзор журнала «Медицинская сестра. Основы сестринского дела»

        В колледже проводятся мероприятия, посвящённые профессиональным медицинским праздникам: Международный день медицинской сестры, День акушера, День медицинского работника.

        Студенты первого курса участвуют в выпуске санитарных бюллетеней,  газет по медицинской тематике, в создании и пополнении музейной экспозиции «Страницы истории сестринского и акушерского дела», в проведении акций: «Помоги детям»,  «Брось сигарету – возьми конфету», «Внимание! Зима. Бездомные люди».

        Таким образом, формирование положительного, осознанного отношения к избранной профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости.

        Литература:

  1. Голомшток А.Е. Выборы     профессии     и     воспитание личности школьников. - М: Педагогика, 2010.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.
  3. Реан А.А., Коломенский Я.Л., «Социальная педагогическая психология». - СПб., 2008.


[1]Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.

[2]        Реан А.А., Коломенский Я.Л., «Социальная педагогическая психология», - СПб., 2008

[3] Голомшток А.Е. Выборы     профессии     и     воспитание личности школьников. - М: Педагогика, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг интереса к предмету как инструмент для повышения учебной мотивации

В лицее мониторинг интереса к математике проводится с 2001 года в рамках профессиональной диагностики учащихся 7-11 классов. Благодаря ей отслеживается не только интерес учащихся к предмету и направле...

Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.

В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Социокультурная деятельность как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа

Современная практика работы со студентами и усиление социально-вос­питательной функции профессионального образования в колледже означает реализацию комплексного подхода по гражданскому, идейному, ...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...