Смысловое чтение на уроках биологии
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс) на тему

Пермякова Татьяна Николаевна

Смысловое чтение на уроках биологии в 5-7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smyslovoe_chtenie.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках биологии.

5 класс. Раздел «Человек на Земле»

Прочитай текст, останавливаясь после каждого стихотворения.

  1. От цветов на полях

Льётся запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

Рвать охапкой цветы,

Вам, друзья, не годиться

Ведь такая краса

Нам ещё пригодиться.

     И.З. Суриков

  1. Друзья мои, товарищи,

Хочу я вам сказать:

«Давайте станем дружненько

Природу защищать!»

Не будем больше мусорить.

Следить за ней всегда.

И будет благодарна

Нам матушка-Земля!

         А. Ершов

  1. Взгляд лесничего суров:

- Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр

И закончил разговор

Под ветвями тлеет жар,

Не досмотришь и – пожар!

Д. Лапина, П. Юрциньш

  1. Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой,

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

      Г.А. Ладонщиков

Составь памятку о бережном отношении к природе. Определить главные пункты памятки тебе помогут данные стихотворения.

Критерии оценивания.

Элементы ответа.

  1. Не губи растения.
  2. Не оставляй за собой мусор.
  3. Не разводи костры, а если пришлось, то, уходя, потуши всё.
  4. Не уничтожай грибы.

Если все четыре элементы названы верно – оценка «5».

Если названы три элемента – оценка «4».

Если названы два элемента – оценка «3».

6 класс. Раздел «Жизнь растений». Тема урока «Опыление».

Внимательно прочитайте текст.  

      «… Всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но цветы на стебле собрались  в бесчисленном множестве и образуют пышную,  белую, слегка желтоватую шапку. А так как стебли этого растения никогда не растут поодиночке, то  пышные шапки сливаются, и вот уже белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно было бы не обратить внимание, не залюбоваться этим растением, что едва пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут  во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

        Ну, как же! Неужели я не знаю эту траву?! У неё ещё стебли пустые.  Бывало, надо  напиться, а родничок в глубокой промоине. Сейчас срежешь стебель метровой длины, да через него и напьёшься. А листья у неё немножко на малиновые похожи…  Ну как же, неужели я не знаю эту траву?»

В.А. Солоухин  «Белая трава».

Ответьте на вопросы.

Часть А.  (1 балл)  Выберите только один ответ,  который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1.  Правильное систематическое название «белой травы»:

  1. земляника лесная
  2. рябина обыкновенная
  3. таволга вязолистная
  4. берёза белая.

А2.  Описанное в тексте растение относится к жизненной форме:

  1. деревья
  2. кустарники
  3. травянистые растения
  4. цветущие растения.

А3.  Описанное в тексте растение относится к отделу:

  1. мохообразные
  2. папоротникообразные
  3. голосеменные
  4. покрытосеменные.

А4.  Описанное в тексте растение относится к классу двудольных по признаку:

  1. корневая система мочковатая
  2. стебель внутри пустой (полый)
  3. жилкование листьев сетчатое
  4. цветки собраны в соцветие.

А5.  Описанное в тексте растение относится к группе  насекомоопыляемых по признаку:

  1. мелкие невзрачные цветки
  2. высокий рост растения
  3. ароматные цветки
  4. пустой внутри стебель.

А6. К насекомоопыляемым растениям не относится:

  1. орешник (лещина обыкновенная)
  2. таволга вязолистная
  3. черёмуха  обыкновенная
  4. одуванчик лекарственный.

А7.  Описанное в тексте растение обитает:

  1. на дне озера
  2. в сырых местах
  3. в засушливых местах
  4. в садах, огородах.

А8.  Опыление – это процесс:

  1. поглощения углекислого газа растением
  2. переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика цветка
  3. оседания пыли на листьях растения
  4. опудривания растения порошком от вредителей.

Часть В.  (2 балла)

В1.   Выберите  три   верных   ответа   из   шести. Признаками  насекомоопыляемых растений являются:

  1. одиночные невзрачные цветки
  2. медвяный аромат цветков
  3. крупные белые цветки
  4. мелкая лёгкая пыльца
  5. липкая пыльца
  6. цветение до распускания листьев.

В2.  Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

Способ опыления цветков

Видовое название растения

  1. Опыление насекомыми
  2. Опыление ветром

А. ландыш майский

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Г. берёза белая

Д. таволга вязолистная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

Способ опыления цветков

 Признаки растения

  1. Опыление ветром

            2.   Опыление насекомыми

А.  крупные одиночные цветки

Б.  мелкие невзрачные цветки

В.  ароматный нектар

Г.  цветение до распускания листьев

Д.  сухая, мелкая,  лёгкая пыльца

Часть С.   (3 балла)

С1. Согласны ли вы с тем, что таволга вязолистная – насекомоопыляемое растение? Обоснуйте свой ответ.

С2.  Как вы думаете, таволга вязолистная это ветроопыляемое или насекомоопыляе-мое  растение?   Обоснуйте свой выбор и приведите не менее 3-ёх доказательств.

С3. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправляя их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Таволга вязолистная относится к царству цветковых растений.  

2. Органами таволги вязолистной являются стебель, листья, цветки.  

3. Таволга вязолистная  имеет органы, поэтому её считают высшим растением.  

4.Мелкие ароматные цветки таволги вязолистной собраны в соцветия и заметны для насекомых.  

5. Таволга вязолистная  - это невысокое дерево.

ОТВЕТЫ к тексту № 19.

А- 1 балл;   В – 2 балла;  С – 3 балла.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

В1

3

3

4

3

3

1

2

2

2, 3, 5

В2

В3

А

Б

В

Г

Д

А

Б

В

Г

Д

1

1

2

2

1

2

1

2

1

1

С1. С2.  Да,  таволга вязолистная -  насекомоопыляемое растение. Для привлечения насекомых служит ароматный нектар, крупные  и яркие цветки, а мелкие цветки собраны в соцветия. Пыльца липнет к телу насекомого (на поверхности пылинки могут быть выросты).

Возможны предположения о соответствии формы цветка и формы тела определённого насекомого-опылителя.

С3.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

Элементы ответа

Ошибки допущены  в предложениях:

 1) -  Таволга вязолистная относится к царству   растений.  

или Таволга вязолистная относится к  отделу цветковых растений.

 2) –  Органами таволги вязолистной являются корень и побег.

или    Органами таволги вязолистной являются корень, стебель, листья, цветки, плоды с семенами.  

 5) –  Таволга вязолистная  - это высокая трава.

или   Таволга вязолистная  - это  высокое травянистое растение.

В  ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены две ошибки или указаны три ошибки, но исправлены только две из них

2

В ответе указана  и исправлена одна ошибка или указаны 2-3 ошибки, но исправлена 1 из них.  

1

Ошибки  не  указаны  или  указаны 1-3 ошибки,  но не исправлена  ни одна из них.

0

Максимальный балл

3

7 класс. Тема «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения».

Прочитай текст,  останавливаясь на значке «/» и ответь на вопросы 1-3.

Необычное растение – мать-и-мачеха.

Растение издавна так называется. Произошло название от одной особенности листьев.если взять в руку лист, то можно почувствовать, что его нижняя сторона, опушённая волосками, мягкая, создаёт ощущение теплоты. Это – «мать». Верхняя же сторона листа, наоборот, гладкая, жёсткая, холодная. Это – «мачеха». Золотисто-жёлтые соцветия мать-и-мачехи появляются очень рано, порой в середине апреля. Листья появляются лишь после цветения. Мать-и-мачеха – лекарственное растение. О её лечебных свойствах знали ещё древние римляне. Недаром латинское название мать-и-мачехи – туссиляго (происходит от слова «туссис» - кашель). На её соцветиях можно встретить множество пчёл, собирающих нектар и цветочную пыльцу. Она как бы открывает календарь цветения остальных травянистых медоносных растений.

Вопрос 1. Почему растение получило такое название?

Вопрос 2. Какое заболевание можно лечить с помощью этого растения?

Вопрос 3. Подумайте и ответьте, почему растение зацветает ранней весной?

Критерии оценивания.

Если даны ответы на все три вопроса ставится оценка «5».

Если даны ответы на любые два вопроса ставится оценка «4».

Если даны ответы на первый вопрос ставится оценка «3».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобраз...

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии в 5-7 классах...

Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...

Обобщение опыта работы по теме "Смысловое чтение на уроках биологии"

Формирование смыслового чтения на уроках биологииУчителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в ос...

Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии»

Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии» с примерами...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии

Статья содержит перечень и характеристики наиболее эффективных приемов формирования навыков смыслового чтения на уроках биологии....