Рабочая программа по биологии, 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

В программе предусмотрены 14 часов  на модуль «Биологический эксперимент»,   что и  несколько  отличает данный документ по количеству часов,  выделенных на изучение тем,  от авторской программы.     Занятия, относящиеся к модулю,  в программе выделены жирным шрифтом.   Согласно действующему Базисному учебному плану  для 8   класса изучение курса рассчитано на 68 - часовую программу обучения в объеме 2 часа в неделю. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

 Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

                           «Согласовано»

                           Руководитель ШМО

                   

            «Согласовано»

            Заместитель директора по УВР МОУ                

            Калачеевская   СОШ № 1

 

                                           «Утверждаю»

                                                Директор МОУ Калачеевская СОШ № 1

                                             .

                                                                               

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  биологии, параллель 8  классов

Шевцова Светлана Тихоновна

учитель биологии, ВКК

                                                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                                                 педагогического совета

                                                                                               протокол № 1

                                                                                                                    от «   31  » августа 2015 г.

2015 - 2016  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа составлена в соответствии с  федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии,  созданной  под руководством В. В. Пасечника,  с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Например, изучение  нервной  и эндокринной  системы  перенесено  после темы «Общий обзор строения организма», так как  эти системы регулируют работу всех систем органов, поэтому  считаю  такую последовательность в изучении более целесообразной. В программе предусмотрены 14 часов  на модуль «Биологический эксперимент»,   что и  несколько  отличает данный документ по количеству часов,  выделенных на изучение тем,  от авторской программы.     Занятия, относящиеся к модулю,  в программе выделены жирным шрифтом.

        Согласно действующему Базисному учебному плану  для 8   класса изучение курса рассчитано на 68 - часовую программу обучения в объеме 2 часа в неделю.

Цель курса:  сформировать  представление о строении  и жизнедеятельности организма человека,  особенности его биологической природы и социальной сущности.

        Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

        освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

        овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

        воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для         соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

        В 8-м классе учащиеся  получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

        Результаты изучения курса «Биология.Человек»  в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

            Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков ориентирована  на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации  учебно-познавательной деятельности    используется  тетрадь с печатной основой.  В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

        Рабочая программа ориентирована на использование: 

        учебника – Пасечник В.В.. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват.  организации/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2015 - 256

        методического пособия для учителя -  Пепеляева О.В., Сунцова И.В.   Поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2005. – 416с.

         

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

        В результате изучения биологии  учащиеся  должны

        знать/понимать/ уметь:

                Раздел  «Введение».

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — методы наук, изучающих человека;

        — основные этапы развития наук, изучающих человека.

        Учащиеся должны уметь:

        — выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — работать с учебником и дополнительной литературой.

                Раздел «Происхождение человека».

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны узнать:

        — место человека в систематике;

        — основные этапы эволюции человека;

        — человеческие расы.

        Учащиеся должны уметь:

        — объяснять место и роль человека в природе;

        — определять черты сходства и различия человека и животных;

        — доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

        — устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

                Раздел   Строение  организма

        Предметные результаты обучения

         Учащиеся должны знать:

        — общее строение организма человека;

        — строение тканей организма человека;

        — рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

        Учащиеся должны уметь:

        — выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

        — наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

        — выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

        — проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

        Раздел «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».

        Предметные результаты обучения

         Учащиеся должны знать:

        — строение нервной системы;

        — соматический и вегетативный отделы нервной системы;

        — железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

        — взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

        Учащиеся должны уметь:

        — объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

        — объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;

        — выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

        — устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — проводить биологические исследования и делать выводы на основе

        Учащиеся должны уметь:

        — классифицировать железы в организме человека;

        — устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

                Раздел « Опора и движение»

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — строение скелета и мышц, их функции.

        Учащиеся должны уметь:

        — объяснять особенности строения скелета человека;

        — распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

        — оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.

                Раздел «Внутренняя среда организма».

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — компоненты внутренней среды организма человека;

        — защитные барьеры организма;

        — правила переливание крови.

        Учащиеся должны уметь:

        — выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

        — проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

        — выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

                Раздел  «Кровообращение  и лимфообращение».

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

        — о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

        Учащиеся должны уметь:

        — объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

        — выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

        — измерять пульс и кровяное давление.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде         рефератов, докладов.

                Раздел  «Дыхание».

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — строение и функции органов дыхания;

        — механизмы вдоха и выдоха;

        — нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

        Учащиеся должны уметь:

        — выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

        — оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов,         докладов.

                Раздел  «Пищеварение».

        Предметные результаты обучения

         Учащиеся должны знать:

        — строение и функции пищеварительной системы;

        — пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

        — правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

        Учащиеся должны уметь:

        — выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

        — приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной         системы.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

                Раздел  «Обмен веществ и энергии»

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

        — роль ферментов в обмене веществ;

        — классификацию витаминов;

        — нормы и режим питания.

        Учащиеся должны уметь:

        — выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

        — объяснять роль витаминов в организме человека;

        — приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — классифицировать витамины.

                Раздел «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — наружные покровы тела человека;

        — строение и функция кожи;

        — органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

        — заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

        Учащиеся должны уметь:

        — выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

        — оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов..

                Раздел  «Анализаторы. Органы чувств».

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — анализаторы и органы чувств, их значение.

        Учащиеся должны уметь:

        — выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должна уметь:

        — устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

        — проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

                Раздел  «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;

        — особенности высшей нервной деятельности человека.

        Учащиеся должны уметь:

        — выделять существенные особенности поведения и психики человека;

        — объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

        — характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — классифицировать типы и виды памяти.

                Раздел «Размножение и развитие человека».

        Предметные результаты обучения

        Учащиеся должны знать:

        — жизненные циклы организмов;

        — мужскую и женскую половые системы;

        — наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.

        Учащиеся должны уметь:

        — выделять существенные признаки органов размножения человека;

        — объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

        — приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем,         ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

        Метапредметные результаты обучения

        Учащиеся должны уметь:

        — приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния         окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

                Личностные результаты обучения

                Учащиеся должны:

        — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

        — следить за соблюдением правил поведения в природе;

        — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

        — уметь реализовывать теоретические познания на практике;

        — понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

        — признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

        — осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

        — принимать ценности семейной жизни;

        — уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

        — понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

        — проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

        — признавать право каждого на собственное мнение;

        — формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

        — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

        — уметь отстаивать свою точку зрения;

        — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

        — уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения         существующего мнения.

Оценка качества знаний, умений, навыков.

        1. Контроль выполнения  домашних заданий.

        2. Организация   лабораторно- практических   работ учащихся и  контроль  их выполнения.

        3. Проведение тестовых работ по темам курса.

Средства и формы контроля.

Литература.  

        1. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания /авт.-сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель. 2011. – 255с.

2.Мулловская Е.В. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2012. – 112с.

Формы контроля.

        Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная: устный опрос,  биологический диктант, тестовые задания, краткая самостоятельная работа, письменная проверочная работа, лабораторная работа, экскурсия,  устный зачет по изученной теме,  нетрадиционные формы контроля – кроссворды,  викторины,  шарады,  головоломки. 

План-график контрольных уроков.

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Лабораторная работа

Практическая работа

Тестирование

3.  Содержание учебного курса

Название темы

Кол-во часов

Содержание по темам

Основные виды деятельности  учащихся

Введение.

1

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. 

Знать цели и задачи курса, место предмета в

 системе естественных наук, методы

исследования в биологии. Соблюдать правила

 работы с биологическими приборами и

инструментами, правила работы в кабинете

биологии.

Происхождение человека

3.

Происхождение человека. Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Влияние биологических и социальных факторов. Человеческие расы. Человек как вид.

Знать этапы эволюции человека. Объяснять место и роль человека в природе.  Приводить

доказательства (аргументация) родства

человека с млекопитающими животными,

взаимосвязи человека и окружающей среды.

Общий обзор организма человека

4

Уровни организации.  Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Органы и системы органов.

Знать строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов; методы изучения организма человека. Сравнивать  клетки,  ткани, органы   организма человека, делать выводы на основе сравнения. Различать на таблицах органы и системы органов человека. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 

7  

Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Нервная система человека Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Железы внутренней секреции (эндокринная система). Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы.

Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Различать на таблицах и  муляжах органы нервной и эндокринной систем. Знать механизмы действия гормонов на клетки,   нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Опора и движение.

7

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия. Осваивать приемы оказания первой помощи при травмах.

Внутренняя среда организма.

Кровообращение и лимфообращение

3

5

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа. Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания   крови,   иммунитета,   вакцинации   и действия лечебных сывороток. Выявлять   взаимосвязь   между   особенностями строения клеток крови органов  и их функциями. Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения  мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Различать  на  таблицах  органы  кровеносной  и лимфатической системы.

Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание

 5.

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать  выводы на основе сравнения. Приводить доказательства  (аргументация)  необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Различать на таблицах органы дыхательной системы. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов. Осваивать приемы определения жизненной емкости легких; профилактики простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Питание

 5.

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Обмен веществ  и превращение энергии.

6

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.

Выделение продуктов обмена

2

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Выделять существенные признаки  процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы  мочевыделительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Покровы тела человека

3

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах.

Анализаторы.

4

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.  Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха.

Психика и поведение человека.

Высшая нервная деятельность. 

6

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Выделять существенные особенности поведения и психики человека.

Размножение и развитие человека.

4.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Выделять существенные признаки  воспроизведения и развития организма человека. Объяснять механизмы  проявления  наследственных заболеваний у человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости  соблюдения  мер  профилактики  инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений.

Человек и окружающая среда

2

Влияние биологических и социальных факторов среды

Приводить  доказательства взаимосвязи

человека и окружающей среды.

Заключение

1

Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу.

Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации, выполнять задания разного уровня.

4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

8  класс (68 часов, 2 раза в неделю).

п\п

Тема раздела учебных занятий

Кол-во

часов

урока

Тема учебного занятия

Виды деятельности.

Дата

1.

Введение.

1.

1.

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Становление наук о человеке

02.09.

2

Происхождение человека

3

2.

Систематическое положение человека

Историческое прошлое людей

07.09

3.

Расы человека. Среда обитания

09.09

4

Происхождение человека

14.09

3.

Общий обзор организма

4

5

Общий обзор организма человека

16.09

6

Клеточное строение организма

21.09

7

 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека

Лабораторная работа

23.09

8

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Лабораторная работа «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

Лабораторная работа «Коленный рефлекс

28.09

4

«Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности»

7

9

Значение нервной системы

30.09

10

Строение нервной системы. Спинной мозг

5.10

11

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Лабораторная работа №4  «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

07.10

12

Функции переднего мозга

12.10

13

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Роль эндокринной регуляции

14.10

14

Функция желез внутренней секреции

19.10

15

Обобщающий урок по темам: «Нервная и эндокринная системы»

21.10

5

Опора и движение

7

16

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей

26.10

17

Скелет человека.  Соединение костей

28.10

18

Скелет человека.  

09.11

19

Строение и функции скелетных мышц

Лабораторная работа

Мышцы человеческого тела».

11.11

20

Влияние  статической и динамической работы на утомление мышц

Лабораторная работа

16.11

21

«Выявление нарушений осанки»

 «Выявление плоскостопия» 

Лабораторная работа

18.11

22

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Урок-практикум

23.11

6

Внутренняя среда организма

3

23

Состав внутренней среды организма и ее функции

25.11

24

Состав крови. Постоянство внутренней среды

30.11

25

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

02.12

7

Кровообращение и лимфообращение

5

26

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

07.12

27

Сосудистая система. Лимфообращение

09.12

28

Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Лабораторная работа

14.12

29

Приемы оказания первой помощи при  кровотечениях 

Урок-практикум

16.12

30

Обобщающий урок по теме

Разноуровневое тестирование

21.12

8

Дыхание

5

31

Дыхание и его значение.  Органы  дыхания.

23.12

32

Механизм  дыхания. Жизненная емкость легких.

13.01

33

 «Определение частоты дыхания. ЖЕЛ»

Лабораторная работа

18.01

34

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

«Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе»

Лабораторная работа

20.01

35

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего

Урок-практикум

25.01

9

Питание

5

36

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

27.01

37

Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Лабораторная работа

01.02

38

Пищеварение в желудке и кишечнике

03.02

39

Всасывание питательных веществ в кровь

08.02

40

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

Дополнительная литература

10.02

10

Обмен веществ и энергии

6

41

Пластический и энергетический обмен

15.02

42

Ферменты и их роль в организме человека

17.02

43

Витамины и их роль вв организме человека

22.02

44

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

24.02

45

 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

Лабораторная работа

29.02

46

Обобщающий урок по теме

Разноуровневое тестирование

02.03

11

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5

47

Выделение и его значение. Органы мочевыделения

07.03

48

Заболевания органов мочевыделения

09.03

49

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

14.03

50

Гигиена кожных покровов.

16.03

51

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Урок практикум

28.03

12

Анализаторы. Органы чувств

4

52

Зрительный анализатор

30.03

53

Слуховой анализатор

04.04

54

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

06.04

55

Вкусовой и обонятельный анализатор

11.04

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6

56

ВНД. Рефлексы

13.04

57

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления

Лабораторная работа

18.04

58

Память и обучение

20.04

59

Врожденное и приобретенное поведение

25.04

60

Сон и бодрствование

27.04

61

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Лабораторная работа

02.05

14

Размножение и развитие человека

4

62

Особенности размножения человека        

04.05

63

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

09.05

64

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

11.05

65

Рост и развитие ребенка после рождения.

16.05

15

Человек и окружающая среда

1

66

Социальная и природная среда человека.

18.05

16

Заключение

1

67 -68

Обобщение знаний по курсу

Разноуровневое тестирование

23.05

25.05

6. Описание учебно-методического и материально-технического  обеспечения образовательного процесса

  • УМК  для учителя

1. Пальдяева. Г.М. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под  

    руководством В. В.    Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – 92с.

2. Чередниченко И.П.. Оданович М.В. Рабочие программы по биологии (по  программам Н.И Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н.

    Пономаревой). – М.: Глобус, 2009. – 464с.

3. Оданович М.В., Старикова Н.И., Гаджиева Е.М., Щелчкова Е.Ю.  5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни»

    под  редакцией В.В. Пасечника /авт.-сост. М.В. Оданович  и др. – Волгоград: Учитель, 2011.- 168с.

4. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.. Биология. Человек 8 кл.: учеб. для  общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа,    2007. –  

    332 с.

5. Пепеляева О.В., Сунцова И.В.   Поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2005. – 416с.

Дополнительная литература для учителя:

1. Боднарук М.М.,  Ковылина Н.В.  Занимательные материалы  и факты по анатомии и физиологии в вопросах и ответах. 8-11 классы. –  

   Волгоград: Учитель. 2007. – 138с.

2. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. – Волгоград:  Учитель. 2011. – 255с.

3. Лернер Г. И. ГИА  2011. Биология: сборник заданий: 9 класс- М.: Эксимо, 2011. – 240с.

4. Панфилова Л.А. Хрестоматия по биологии. Человек. – Саратов: Лицей, 2005. – 176с.

5. Попова Л. А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5 – 8 классы. – 2-е изд., перераб. и  доп. – М.: ВАКО, 2010. – 192с.

Интернет-ресурсы:

1.       http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября».

2.       www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

3.       www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

4.       www.km.ru/education -Учебные материалы и        словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

      5.       www. school-collection.edu.ru – Единая коллекция Цифровых Образовательных   Ресурсов.

УМК  для учащихся:

       1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.. Биология. Человек 8 кл.: учеб. для  общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа,    2007. –  

           332 с.

2. Бодрова Н.Ф. Рабочая тетрадь по биологии. «Человек  и его здоровье». 8 класс. - Воронеж: Воронежский  государственный  педагогический университет, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...