программа по биологии 11 углубление 2015 -16 г
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Полякова Виктория Александровна

Расширенная и углубленная программа по общей биологии, раскрывает основные закономерности эволюционного учения и экологии. Рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Реализует возможность профильного обучения со значительным использованием дополнительного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_biologiya_v_2015_g_.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

Утверждаю:

Декан ФОО

Согласовано:

специалист по учебно-методической работе

        

Рассмотрено на заседании кафедры

биологии

протокол   №1 от  26.08.2015

А.Л. Вышкин

И.А.Горшенева

Зав. кафедрой  

О.Н.Макурина

  

Рабочая  программа по учебному предмету

                              «Биология»        

 Класс: 11 «В»

Учебный год:  2015 - 2016

Разработала:

        Полякова Виктория Александровна

преподаватель кафедры биологии

        

2015 год

                                  Пояснительная записка

 Данная программа составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора   В.В.Пасечника. Биология 5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010 .

 Цели изучения предмета: 

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне в 11 классе направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, а также обеспечение учащимся достаточной базы для продолжения образования в вузе.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить задачи:

- познакомить учащихся с общими биологическими закономерностями, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы;

 - сформировать навыки поведения в природе;

 - сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции;

- сформировать навыки и умения  проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Общая характеристика предмета

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию у обучающихся современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

В  процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

 Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные  действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

      Учебное содержание курса биологии в 11 классе  обобщает знания о жизни и уровнях её организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ экологии, теории эволюции, закономерностей антропогенеза. В отличие от программы В.В. Пасечника раздел «Основы селекции и биотехнологии» перенесен для изучения в 10 класс как логическое завершение изучения закономерностей наследственности и изменчивости, поэтому появилась возможность увеличить количество часов для изучения раздела «Основы экологии», что позволило ввести решение задач по этому разделу. В раздел «Основы экологии» перенесен материал из раздела «Эволюция биосферы и человек», посвященный изучению учения о биосфере Вернадского В.И., так как биосфера является глобальной экосистемой.

                Название раздела, темы

Количество часов в авторской программе

Количество часов в измененной программе

1

Основы экологии

29

40

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В реализации учебного предмета «биология» осуществляется связь с другими предметами, такими как химия, физика, география. 

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология»  входит в инвариантную часть учебного плана СГОАН.

Количество учебных часов, определенных учебным планом СГОАН для изучения предмета биология в 11 классе на профильном уровне составляет  3 часа в неделю, всего 102 часа в год.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса и компьютерного тестирования. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы в письменной форме, в форме тестирования или их комбинации.

Практические виды деятельности

11 класс

Практические работы

24

Контрольные работы

6

Система оценки достижений учащихся:

● пятибалльная

Форма аттестации: экзамен (оценка) за семестр и год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.  

Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Содержание учебного предмета

 Раздел 1. Основы экологии (40часов и 11 часов резервного времени)

Экология как наука. Среды обитания. Экологические факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Местообитание. Экологическая ниша. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия. Демографические показатели популяции: обилие, плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искусственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детрит. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы.

Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Сукцессия. Общее дыхание сообщества. Природные ресурсы. Экологическое сознание.

Биосфера и ее структура.  Функции живого вещества. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

 Раздел 2. Основы учения об эволюции (27часов)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетическийхарактер.

Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.

 Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых

видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро_ и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза. Главные направления эволюционного процесса. Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

 Раздел 3. Эволюция биосферы и человек (12 часов)

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции.        

 Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных

 Раздел 4. Антропогенез (12 часов)

Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы, факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Тематическое планирование

№ урока

Наименование темы, раздела

Основные характеристики деятельности обучающихся

1 неделя

1.Предмет, задачи и методы экологии

Определяют понятия: экология, вид, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера, аутэкология, демэкология,  синэкология. Анализируют текст учебника

2,3.Среды обитания организмов

  Дают характеристику и сравнивают

Водная, наземно-воздушная, почвенная,  внутриорганизменная среды жизни. Анализируют текст учебника

2 неделя

4,5.Экологические факторы и закономерности их действия

Определяют понятия: экологические факторы- биотические, абиотические, антропогенные,эврибионты, стенобионты, правило минимума. Дают характеристику и сравнивают факторы

раздражители, ограничители, модификаторы, сигналы. Выделяют признаки биологического оптимума, толерантности.

6.Абиотические факторы

Определяют понятия температура, влажность ,анабиоз, пойкилотермные, гомойотермные, эвритермные, стенотермные, организмы, зимостойкость, морозоустойчивость, состояние покоя, гидатофиты, гидрофиты, мезофиты, ксерофиты   Выполняют лабораторную работу

3 неделя

7.8.Абиотические факторы

Определяют понятия: свет, газовый состав среды, почва и рельеф,  

фотопериодизм   солевой анабиоз, погодные и климатические факторы. Дают характеристику и сравнивают

экологические группы растений и животных. Анализируют текст учебника

9.Биологические ритмы

Определяют понятия: биоритмы- внешние, внутренние,  циркадные, цирканные, спячка, зимний сон   Выполняют лабораторную работу

4 неделя

10.Жизненные формы организмов

  Дают характеристику и сравнивают

жизненные формы растений, животных.  Определяют понятия: гидробионты, аэробионты, геобионты. Составляют отчет по экскурсии

11, 12.Биотические взаимодействия

Определяют понятия: конкуренция,  хищничество- истинное, собирательное,  пастбищное, паразитизм- облигатный, факультативный,  временный, постоянный, эктопаразиты, эндопаразиты, мутуализм, комменсализм, аменсализм, нейтрализм. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника

5 неделя

13.Коррекция знаний

Решение экологических задач

14,15.Экологическая характеристика популяций

Определяют понятия: экологическая ниша, рождаемость, смертность, численность, плотность.  Дают характеристику и сравнивают

структуры популяции- пространственную, половую, возрастную, этологическую. Анализируют текст учебника

6 неделя

16.Динамика популяции и ее регуляция

Дают характеристику и сравнивают

типы динамики- стабильный, изменчивый, взрывной. Определяют понятия:  кривые выживания, факторы смертности, емкость среды. Анализируют текст учебника

17,18.Сообщества организмов, структуры и связи

Определяют понятия: биоценоз, биотоп, фитоценоз, зооценоз, микробоценоз, виды -  эдификаторы, ярусность, мозаичность.  Дают характеристику и сравнивают

структуры биоценоза-видовую, пространственную, трофическую, экологическую. Выделяют трофические, топические, форические, фабрические связи. Приводят примеры их проявления в природе.  Анализируют текст учебника

7 неделя

19.Экологическая характеристика экосистем

Определяют понятия: Экосистема, биогеоценоз, экотоп, климатоп, эдафотоп, продуценты, консументы, редуценты.  Дают характеристику и сравнивают трофические цепи- пастбищные, детритные, пищевые сети. Выполняют лабораторную работу. Выделяют экологические пирамиды- чисел, биомассы, энергии.

20, 21.Свойства биогеоценозов и динамика сообществ

Определяют понятия: целостность, самовоспроизводство, устойчивость, саморегуляция, саморазвитие.  Дают характеристику и сравнивают сукцессии- первичные, вторичные, Выделяют существенные признаки пионерных и климаксных сообществ. Приводят примеры их проявления в природе.  

8 неделя

22.Природные и антропогенные экосистемы

Определяют понятия: гидроценозы, биогеоценозы, экосистема озера, фитопланктон, зоопланктон, бентос, экосистема смешанного леса, гумус.  Дают характеристику и сравнивают агроэкосистемы,  урбоэкосистемы. Выделяют признаки монокультуры,  техносферы, синантропизации фауны.   Выполняют лабораторную работу

23, 24.Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ

   Выполняют лабораторную работу Определяют понятия: биоразнообразие, принципы- дополнительности, взаимозаменяемости, взаиморегуляции, дублирования функций,  викарирующие виды, монофаги, экологическая реставрация. Анализируют текст учебника

9 неделя

25. Коррекция знаний

Решение экологических задач

26, 27.Биосфера и закономерности ее существования

Определяют понятия: структура и границы биосферы, живое, биогенное, костное, биокостное, радиоактивное, космогенное вещество.  Дают характеристику и сравнивают функции живого вещества:

 газовая, концентрационная, энергетическая,  окислительно-восстановительная, транспортная, деструктивная, средообразующая. Раскрывают биогеохимическую деятельность человека. Анализируют текст учебника

10 неделя

28.29.Круговорот веществ и поток энергии

Определяют понятия: круговороты веществ.  Дают характеристику и сравнивают биогеохимические циклы углерода, азота, фосфора, кислорода, углекислого газа, геологический и биологический круговороты Анализируют текст учебника

30.Основные биомы  Земли

Выясняют признаки полярных областей и тундры. Сравнивают хвойные леса, смешанные леса, степи, саванны, пустыни,  влажные тропические леса, высокогорья. Делают вывод о широтной и высотной зональности, полярной асимметрии. 

11 неделя

31.Коррекция знаний

Решение экологических задач

32,33Человечество в биосфере Земли

Раскрывают биосферную роль человека. Определяют понятия: антропогенный круговорот, антропобиосфера, ноосфера, глобальный экологический кризис.  Анализируют текст учебника

12 неделя

34. Загрязнение сред обитания

Определяют понятия: вещества загрязнители атмосферы,  металлизация атмосферы, смог. Дают характеристику загрязнениям гидросферы, эвтрофикации водоемов, ПАВ, нефтяным загрязнениям воды. Выделяют признаки, загрязнения почвы, эрозии почвы, изменения климата. Обсуждают проблемы кислотных осадков, озоновых дыр, парникового эффекта.   Выполняют лабораторную работу

35, 36.Охрана ресурсов

Обсуждают : предупреждение вредных выбросов, озеленение городов, бережное расходование воды.  Дают характеристику способам очистки сточных вод, энергосберегающим технологиям. Готовят сообщения или презентации по охране ресурсов

13 неделя

37, 38Антропогенное воздействие на растительный и животный мир

Определяют понятия: сокращение биоразнообразия, обезлесение, лесовозобновлени. Приводят примеры их проявления в природе.    Дают характеристику интродукции, видам-переселенцам, мероприятиям по охране природы, Красной  книге, ООПТ. Выделяют существенные признаки заповедника, заказника, национальных парков, ботанических садов, зоопарков. Анализируют текст учебника

39.Рациональное природопользование

Определяют понятия: неисчерпаемые, исчерпаемые ресурсы, экологический след, ноосферная цивилизация. Приводят примеры их проявления в природе.  Дают характеристику устойчивому развитию, рациональному природопользованию. Анализируют текст учебника.

14 неделя

40Коррекция знаний

Решают экологические задачи.

41, 42Подготовка проектов

Разрабатывают и выполняют проект

15 неделя

43, 44.Защита проектов

 Выступают с сообщениями

45.Обобщение

16 неделя

46, 47.Подготовка к ЕГЭ

Выполняют решение экзаменационных заданий

48.Подготовка к ЕГЭ

Выполняют решение экзаменационных задач

17 неделя

49, 50Консультация

51.Итоговая проверка знаний

Выполнение теста

18 неделя

52.Основы учения об эволюции. История развития эволюционных  идей

Определяют понятия: креационизм, трансформизм, эволюция. Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Т.Мальтуса, К.Линнея, Ж. Б. Ламарка. Анализируют текст учебника

53.54Предпосылки развития дарвинизма

Дают характеристику работам К.Бэра, Т.Шванна, М.Шлейдена, К.Рулье, Ч.Лайеля. Анализируют текст учебника

19 неделя

55.Эволюционное учение Ч.Дарвина

Дают характеристику: эволюции культурных форм, эволюции в природе, основных положений теории Ч. Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч. Дарвине, в том числе с использованием компьютерных технологий.

56, 57.Развитие эволюционной теории Ч.Дарвина

Определяют понятия: классический дарвинизм, исторический подход, ненаследственная  и наследственная изменчивость, генофонд, популяционная генетика, генетическое равновесие.  Дают характеристику мутационной теории эволюции, СТЭ. Анализируют текст учебника

20 неделя

58.Генетические основы эволюции

Определяют понятия: элементарный эволюционный материал, единица, явление. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника

20  неделя

59, 60.Эволюционные факторы – наследственность и изменчивость

Определяют понятия: определенная, неопределенная, соотносительная  изменчивость,  мутации. Выясняют их роль  в эволюции. Выполняют лабораторную работу

21 неделя

61.62,63.Борьба за существование и естественный отбор

Определяют понятия: внутривидовая, межвидовая борьба за существование, борьба с неблагоприятными условиями  неорганической природы.  Дают характеристику и сравнивают стабилизирующий, движущий и дизруптивный отбор.  Анализируют текст учебника

22 неделя

64Приспособленность организмов

Определяют понятия: адаптации:морфологические, физиологические, биохимические, этологические. Приводят примеры их проявления в природе.   Приводят доказательства относительной целесообразности адаптаций. Анализируют текст учебника. Выполняют лабораторную работу

22 неделя

65.66.Нарушение генетического равновесия  в популяции

Определяют понятия: генофонд, генотип, фенотип, генетическое равновесие, дрейф генов, миграции, популяционные волны. Приводят примеры их проявления в природе.   Выясняют механизм действия. Анализируют текст учебника.

23 неделя

67Вид, его критерии и структура

Определяют понятия критерии вида, подвиды, экотипы, популяции. Приводят примеры их проявления в природе.  Выполняют лабораторную работу.

23 неделя

68, 69.Изолирующие механизмы и видообразование

Определяют понятия: географическая, биологическая, экологическая, этологическая, репродуктивная изоляция. Приводят примеры их проявления в природе.    Дают характеристику и сравнивают

географическое, экологическое и внезапное видообразование. Выделяют критерии вида. Выполняют лабораторную работу.

24 неделя

70, 71, 72Макроэволюция

Определяют понятия: доказательства эволюции, макроэволюция, микроэволюция, филогенетические ряды, закон зародышевого сходства.  Дают характеристику атавизмам, рудиментам, гомологичным, аналогичным органам. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника.  Выполняют лабораторную работу.

25 неделя

73,Направления и пути эволюции

Определяют понятия: биологический прогресс и регресс, ароморфозы, идиоадаптации, дегенерация. Приводят примеры их проявления в природе.  Дают характеристику и сравнивают направления и пути эволюции.    Анализируют текст учебника. Выполняют лабораторную работу.

25 неделя

74, 75Основные закономерности эволюции

Определяют понятия: параллелизм, конвергенция, дивергенция, правила эволюции. Приводят примеры их проявления в природе.   Дают характеристику основным закономерностям эволюции. Выполняют лабораторную работу.

26 неделя

76 обобщение

Выполняют лабораторную работу: сравнение микроэволюции и макроэволюции

26 неделя

77, 78. Гипотезы возникновения жизни

Проводят анализ различных гипотез происхождения жизни: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции. Выполняют лабораторную работу

27 неделя

79. Основные этапы неорганической и органической   эволюции

Определяют понятия: планетарная, неорганическая, органическая эволюция. Анализируют текст учебника

27 неделя

80, 81.Современные гипотезы происхождения жизни

Готовят сообщения или презентации о гипотезе Опарина – Холдейна. Определяют понятия:  коацерваты, пробионты, химическая эволюция, перенос наследственной информации

28 неделя

82. 83, 84.Основные этапы развития жизни на Земле

Готовят сообщения или презентации о гипотезе симбиотического происхождения эукариот, гипотезе происхождения эукариот путем впячивания клеточной мембраны, Выделяют существенные признаки эубактерий, архебактерий. Определяют понятия: палеонтология, эра, период. Дают характеристику и сравнивают архей, протерозой, палеозой

29 неделя

85.Основные этапы эволюции растительного и животного мира

 Анализируют основные  ароморфозы растений и животных. Приводят примеры их проявления в природе. Анализируют текст учебника

86, 87.История Земли и методы ее изучения. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое

Определяют понятия: геохронологическая шкала. Дают характеристику и сравнивают архей, протерозой, палеозой Анализируют текст учебника.  

30 неделя

88, 89.Развитие жизни  в мезозое и кайнозое

Готовят сообщения или презентации о развитии жизни  в мезозое и кайнозое. Дают характеристику и сравнивают триас, юра,  мел, палеоген, неоген, антропоген

30 неделя

90.Обобщение

Выясняют основные ароморфозы растений и животных. Приводят примеры их проявления в природе.  

31 неделя

91, 92.Становление представлений о происхождении человека

Определяют понятия: антропология, систематика человека. Приводят  доказательства эволюции человека Анализируют текст учебника. Выполняют лабораторную работ.

93.Движущие силы антропогенеза

Анализируют биологические и социальные факторы антропогенеза.  Анализируют текст учебника

32 неделя

94, 95, 96.Основные стадии антропогенеза

Определяют понятия: дриопитеки,  австралопитеки, архантропы, палеоантропы, неоантропы. Дают характеристику и сравнивают человеческие расы Готовят сообщения или презентации об основных стадиях антропогенеза. 

33 неделя

97.Обобщение

Повторяют основных понятий по теории эволюции. Выполняют лабораторную работу.

98,99.Подготовка к ЕГЭ

Выполняют варианты ЕГЭ

34 неделя

100, 101, 102. Подготовка к ЕГЭ

Выполняют варианты ЕГЭ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов

Наличие

Библиотечный фонд

1.

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2013. – 367с

К

2.

Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11)

класс: учебник для общеобразовательных учрежде_

ний. М.: Дрофа, любое издание, начиная с 2007 г.

К

3.

Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора   В.В.Пасечника. Биология 5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010 .

Д

Кабинетный фонд

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

1.

Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, - 1989.

Д

2.

Жизнь растений I-VI тт. – М.: Просвещение, -1982.

Д

3.

Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1996.

Д

5.

Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – М.: Высшая школа. – 1990.

Д

6.

Акперова И.Л. Уроки биологии. – М.: Дрофа, - 2005.

Д

7.

Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+ - 1994.

Д

8.

Растения из Красной книги России. /В.И.Сивоглазов, Т.А. Козлова/ - М.: Дрофа, - 2010.

Д

9.

Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегод_

ня... М.: Просвещение, 1995.

Д

10.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.:

Мир, 1990.

Д

11.

Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия,

2001

Д

12.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир,

1988

Д

14.

Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни.

М.: Просвещение, 1995.

Д

15.

Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника / авт.сост. М.В.Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011.

Д

16.

Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение

(дарвинизм). 4_е изд. М.: Высшая школа, 1998.

Д

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

1.

Портреты ученых биологов

Д

2.

Правила поведения в учебном кабинете

Д

3.

Правила поведения на экскурсии

Д

4.

Развитие животного и растительного мира

Д

5.

Систематика  животных

Д

6.

Систематика растений

Д

7.

Строение, размножение и разнообразие животных

Д

8.

Строение, размножение и разнообразие растений

Д

9.

Схема строения  клеток живых организмов

Д

10.

Развитие животного и растительного мира

Д

11.

Размножение растений

Д

12.

Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Д

13.

Таблицы: Сукцессия. Биотехнология. Генетика. Основы экологии. Центры происхождения культурных растений и домашних животных.

Д

14.

Гомологичные органы. Передние конечности млекопитающих

Д

15.

Взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, комплиментарность)

Д

16.

Основные направления эволюции по А.Н. Северцеву

Д

Технические средства обучения

1.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок.

Д

2.

Мультимедийный проектор

Д

3.

Экспозиционный экран  

Д

4.

Компьютер

Д

Экранно-звуковые пособия

1.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения. Видеофильмы.

Д

2.

Фрагментарный видеофильм  о сельскохозяйственных живо  животных

Д

3.

Фрагментарный  видеофильм  о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов

Д

4.

Фрагментарный  видеофильм по обмену веществ у растений и животных

Д

5.

Фрагментарный видеофильм об  охране природы в России                                                                        

Д

6.

Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни  на Земле

Д

7.

Видеофильмы: Основы цитологии, Основы селекции, Общая биология

Д

8.

Коллекция цифровых  образовательных ресурсов

Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,;

«Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы»

Д/П

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.

Весы аналитические

Д

2.

Весы учебные с разновесами

Д

3.

Комплект  для экологических исследований

П

4.

Комплект  посуды и принадлежностей для проведения  лабораторных работ

Ф

5.

Комплект оборудования для комнатных растений

Ф

6.

Лупа ручная

К

7.

Микроскоп  школьный   ув.300-500

Ф

8.

Термометр наружный

Д

9.

Реактивы и материалы

П

10.

МОДЕЛИ:

Модели цветков различных семейств

Митоз и мейоз клетки

Д

11.

Модель молекулы ДНК

Д

12.

Муляжи систем внутренних органов животных

           Д

13.

Скелеты животных и человека

Д

14.

МУЛЯЖИ:

Плодовые тела шляпочных грибов

П

15.

Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений

Д

16.

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ:

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

К

17.

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Р

18.

ВЛАЖНЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Д

19.

МИКРОПРЕПАРАТЫ:

Набор микропрепаратов по ботанике (проф.)

Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)

П

П

20.

 Микропрепараты клеток эукариот. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом.

Р

21.

КОЛЛЕКЦИИ:

Ископаемые растения и животные

Комнатные растения по экологическим группам:

Тропические влажные леса

Влажные субтропики

Сухие субтропики

Пустыни и полупустыни

Водные растения

Д

Д

22.

ЭКСКУРСИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся:        

Папка гербарная

Пресс гербарный

Рулетка

Совок для выкапывания растений

П

Оборудование класса

1.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Доска аудиторная с магнитной поверхностью и  с приспособлениями для крепления таблиц, карт

Стол демонстрационный

Стол гистологический

Стол письменный для учителя

Стол препараторский

Стул для учителя

Стол компьютерный

Подставка для ТСО

Шкафы секционные для оборудования

Сушилка для посуды

Стенды экспозиционные

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),  К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-6 экз.).

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

_ основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); гипотез (чистоты гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);

_ строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

_ сущность биологических процессов и явлений:

получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного,

движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения

энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

_ современную биологическую терминологию и символику;

уметь

_ объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

_ устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

- решать задачи разной сложности по биологии;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты; особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

_ выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

_ исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

_ сравнивать экосистемы и агроэкосистемы)  формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро_ и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения; биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

_ анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

_ осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

_ грамотного оформления результатов биологических исследований;

_ обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

_ определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

_ оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...