Плод
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

урок по биологии в 6 класе "Плод"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plod_i_rasprostranenie_plan_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 6 классе

Тема: Плод. Его значение и многообразие форм.

Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки  работы  с натуральными объектами и наглядными пособиями;  сформировать умения по классификации   плодов и определении признаков приспособленности к    распространению семян

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:  объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа,  работа с таблицами и  наглядным материалом,  решение проблемных ситуаций,  разгадывание кроссворда, работа со схемами.

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками –  «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля  - «Строение цветка» - у каждого ученика.

Ключевые слова и понятия: цветок,  плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

 Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не  позволяй душе лениться!»

Не  позволяй душе лениться

Не  позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

                                             Душа обязана трудиться

     И день, и ночь, и день и ночь!

Изучение нового материала.

 

1.      Загадка:     Весной повис-                        

                       Всё лето кис,

                       А сладок  стал –                    

                       На землю пал.                        

                                            (Плод)                                            

Как вы думаете, о чём идёт речь?

 

2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос

«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»

Запись вопроса на доске.

 3. Открываем тетради и записываем тему урока.

Плод Плод. Его значение и многообразие форм .

4. Решение проблемной ситуации:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен.  Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.

 Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.

5. Беседа

  • На месте чего образуется плод?  (На месте цветка)

 Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод

6. Запись в тетради.

Плод образуется на месте цветка.

         Плод – это орган цветкового растения.

7. Беседа:

  • Перечислите, у каких  растений есть плоды.

8.  Решение проблемной ситуации  (на закрепление)

Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому  не может быть плодов. Шишка это побег.

Итог: плод образуется только на месте цветка.

9.   Как же происходит образование плода?

Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.

По окончании работы  один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который заранее был нарисован на доске.

Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут  МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка.

10.Беседа

  • Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
  • Что такое  опыление?
  • Что такое оплодотворение?

11. Запись в тетради (по итогам беседы)

Процессы, необходимые для образования плода.

  • Образование цветка
  • Опыление
  • Оплодотворение
  • Образование плода

12. Работа с индивидуальными папками (рисунок пестика и плода в разрезе)

Беседа:

  • Из какой части цветка образуется плод?

13. Запись в тетради:

После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.

Образование плода:

              ЦВЕТОК (ПЕСТИК)                                  ПЛОД

              СЕМЯЗАЧАТОК--------------------------------СЕМЯ

              СТЕНКА ЗАВЯЗИ------------------------------ОКОЛОПЛОДНИК

14. Беседа:

  • Самостоятельно сформулируйте определение  ПЛОДА.

 15. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись определения плода в тетради.

Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.

16. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов кокоса, лотоса, чилима – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.

Ученики работают так же с индивидуальными папками – рисунок «Разнообразие плодов».

17. Работа с коллекцией плодов ( у каждого ученика своя коллекция на отдельных тарелочках)

Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?

Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем) 

  • Сухие  (жёлудь, орех,  зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);
  • Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).

18. Работа с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

                   СОЧНЫЕ                                                                СУХИЕ          

Многосемянные      Односемянные                                      Многосемянные     Односемянные

  Ягода                          Костянка                                                 Коробочка              Зерновка

  Яблоко                                                                                         Боб                          Семянка

 

19. Решение проблемных ситуаций:

  • О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?
  • Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?
  • Почему плоды вкусные?
  • Что находится внутри плода?
  • Для чего же появились плоды?

20. Обобщение и корректировка  ответов  учащихся; запись вывода в тетрадь

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

21. Решение проблемной ситуации

  • Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

22. Изучение способов  распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

 

  • Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

  • Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

                   (Одуванчик)

  • Пролетают вереницы –

Новосёлы – птицы;

Прилетят домой –

И крылья долой.

                                (Клён)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

  • На сучке -  арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

              (созревшие семена гороха)

  • Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

                (саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

  • Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

                (Кокос)

Водой – лёгкие, маленькая  плотность.

  • Выпускает он листы

Широченной  широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

                  (Лопух)

 Человеком – крючки, липучки.

23. Запись в тетради:

Способы распространения  семян

  • Животными
  • Ветром
  • Самораспространение
  • Водой
  • Человеком

24. Беседа на основе имеющихся знаний.

Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.

25. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.

ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ

                   В ПРИРОДЕ                                                          В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

                  Развитие семени                                                                         Продукты питания

                 Созревание семян                                                                                Корм скоту

               Расселение растений                                                                              Лекарство

               Пища для животных                                                                 Сырьё в промышленности

          Освоение новых территорий

26.  Беседа.

       Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.

Вопрос: На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?

Ответ (с записью в тетрадь):

  • Плоды образуются на месте цветка.
  • Плоды нужны для распространения семян.

27.Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

  • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
  • «Конёк -  горбунок» - зерновка (П. Ершов)
  • «Золушка» - тыквина (Ш Перо)
  • «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).

III. Оценки

IV. Д/З.: параграф№ 25 , Плод. Его значение и многообразие форм,

      написать сказку с плодами в «главных ролях».

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды плодов. Сухие и сочные плоды.

Две презентации. В первой рассмотрены вопросы: значение, строение и классификация плодов; сухие плоды. Во второй презентации рассмотрены виды сочных плодов....

План-конспект урока "Плод. Разнообразие и значение плодов."

Данный урок применим в 6 классе при изучении темы "Органы цветковых растений". Достоинство: в плане имеются активные гиперссылки на электронные образовательные ресурсы, которые не надо искать дополнит...

Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса

Урок развития критического мышления и презентация....

Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса

Урок развития критического мышления и презентация....

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Презентация, для открытого урока в 6 классе  по изучению плодов (сухих и сочных), их значение для человека и живых организмов....

Плоды. Разнообразие плодов

Плоды. Разнообразие плодов...