Задачи по генетике. Биология 9 класс.
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

Кобелькова Марина Васильевна

Задачи по генетике. Биология 9 класс. Задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание для фронтальной и индивидуальной работы. Выполнены в виде слайдов презентации. Для фронтальной проверки на следующих слайдах есть ответы. Могут применяться для учащихся 9, 10 классов и для подготовки к итоговой аттестации по биологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моногибридное скрещивание: Упражнения и задачи Упражнение №1. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а) АА; б) Аа; в) аа. Упражнение №2. У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян у растений , полученных в результате следующих скрещиваний: а) Аа х Аа; б) АА хАа ; в) аа и АА; г) Аа и аа.

Слайд 2

Решение и ответы: Упражнение №1. а) Один тип гамет с геном А; б) Два типа гамет: с геном А и с геном а; в) Один тип гамет с геном а. Упражнение №2. а) черносемянные и белосемянные растения в соотношении 3:1, б) все растения с черными семенами, в) все растения с черными семенами, г) черносемянные и белосемянные растения в соотношении 1:1.

Слайд 3

Задачи на моногибридное скрещивание: 3 . У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. При скрещивании черносемянного растения с белосемянным получены только растения с черными семенами. Какую окраску семян будет иметь потомство от скрещивания двух таких черносемянных особей F1 между собой? 4 . При скрещивании двух черносемянных растений получены растения с черными семенами. Можно ли определить генотипы родителей?

Слайд 4

Решение и ответы: 3 . такой результат возможен только в скрещивании Аа х аа Аа. При скрещивании двух гетерозиготных гибридных растений Аа между собой получатся растения с черными и белыми семенами в соотношении 3:1. 4 . Генотип определить нельзя. Безразлично, будут ли оба растения гомозиготными (АА х АА), или одно из них будет гетерозиготно (Аа х АА), в потомстве таких скрещиваний получатся черносемянные растения.

Слайд 5

Задачи на моногибридное скрещивание: У дрозофилы (плодовой мушки) серый цвет тела В доминирует над чёрным в. 5. При скрещивании двух серых мух всё потомство имело серую окраску тела. Можно ли определить генотипы родителей? 6. При скрещивании серой мухи с черной все потомство имело серую окраску тела. Определить генотип серой мухи.

Слайд 6

Решение и ответы: 5. Генотип определить нельзя. Безразлично, будут ли обе мухи гомозиготными (ВВ х ВВ) или одна из них будет гетерозиготной ( Вв х ВВ) – в потомстве все равно получатся серые мухи. 6. Результаты скрещивания показывают, что серая муха имела генотип ВВ. Если бы у нее был генотип Вв , то половина мух имела бы серую, а половина – черную окраску тела.

Слайд 7

Задачи на дигибридное скрещивание: 1. Какие типы гамет образуют растения следующих генотипов: а) ААВВ; б) АаВВ ; в) ааВВ ; г) ААВв ; д ) ААвв ; е) АаВв , ж) Аавв ; з ) аавв . 2. У гороха желтая окраска семян А доминирует над зеленой а, а гладкая форма семян В над морщинистой в. Определить окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВв , б) АаВв , в) АаВВ , г) ааВВ , д ) ААВв , е) ААвв .

Слайд 8

Ответы: 1. А) Один тип гамет: АВ; Б) два типа гамет: АВ и аВ ; В) один тип гамет: аВ ; Г) два типа гамет: АВ иАв ; Д) один тип гамет: Ав ; Е) четыре типа гамет: АВ, Ав , аВ , ав , Ж)два типа гамет: Ав и ав , З) один тип гамет: ав . 2. а) зеленые гладкие, б) желтые гладкие, в) желтые гладкие, г) зеленые гладкие, д ) желтые гладкие, е) желтые морщинистые.

Слайд 9

Контрольные задачи: 1. У гороха желтая окраска семян А доминирует над зеленой а, а гладкая форма семян В над морщинистой в. Определить окраску и форму семян следующих генотипов: а), АаВв б) ааВв , в) ААвв , г) ААВв , д ) ааВВ , е) АаВВ . 2. Какие типы гамет образуют растения следующих генотипов: а) аавв , б) ААВв , в) ААВВ, г) АаВв . 3. У морских свинок всклокоченная шерсть В доминирует над гладкой в, а черная окраска С над белой с. Определить фенотипы животных, имеющих следующие генотипы: а) Ввсс , б) ВВсс , в) ВвСС , г) ввСс , д ) ВвСс , е) ввсс .

Слайд 10

Контрольные задачи: 4)У ячменя раннеспелость Р доминирует над позднеспелостью р.При скрещивании двух сортов получены гибриды , у которых раннеспелых форм в 3 раза больше, чем позднеспелых. Определить генотип и фенотип родительских сортов. 5)При скрещивании красноглазых самок дрозофилы с красноглазым самцом (ген красного цвета доминантен) получено 3 части красноглазых и 1 часть белоглазых особей. Определить генотипы родителей и потомства.

Слайд 11

Контрольные задачи: 6 . У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи. 7. Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет. 8. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью . Комолый бык Борька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый теленок, с рогатой коровой Буренкой – комолый. От скрещивания с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных, участвовавших в скрещивании?

Слайд 12

Решения и ответы: 1.а) желтая гладкая, б) зеленая гладкая, в)желтая морщинистая, г) желтая гладкая, д )зеленая гладкая, е)желтая гладкая. 2. а) один тип гамет: ав , б) два типа гамет: АВ и Ав , в)один тип гамет АВ, г) четыре типа гамет: АВ, Ав , аВ , ав . 3. а) всклокоченная белая, б) всклокоченн . белая, в) всклокоченн . черная, г) гладк . черн ., д )всклокоченная черная, е)гладкая белая. 4. РрхРр —1РР: 2 Рр :1 рр . 5. Родители: АахАа .Генотипы потомства: АА,Аа,Аа,аа .

Слайд 13

Ответы: 6. Генотип женщины – аа , мужчины – Аа , ребенка – аа . 7. Генотип матери – Аа , отца – аа , ребенка с седой прядью – Аа , ребенка без седой пряди – аа . 8. Генотип быка – Аа , рогатых коров – аа , комолой коровы – Аа , генотип первого теленка – аа , второго – Аа , третьего – аа .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Решение задач по генетике"...

Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.

Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс....

Задачи по генетике 9 класс

Представлены задачи по генетике для 9 класса....

Элективный курс "Решение задач по генетике" 10 класс

Элективный курс "Решение задач по генетике" 10 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)

Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...