Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Романова Надежда Николаевна

Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_biologii.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сизябская средняя общеобразовательная школа»

Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.

2013г.

Пояснительная записка

Предлагаемый курс охватывает основные разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» , которые являются одним  из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединость целей образования: научить, развивать, воспитывать. Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля, самовоспитания, способность самостоятельно добывать знания.

Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

Задачи курса:

- усвоение основных понятий терминов и законов генетики;

- применение теоретических знаний на практике;

- развитие интереса к предмету;

- ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины. Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ. Данная программа рассчитана на 10 часов, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии. Количество занятий -1час в неделю, периодичность – 1 раз в неделю.                                                                                                            После прохождения курса учащиеся должны знать:

- основные понятия, термины и законы генетики;

- генетическую символику.

Учащиеся должны уметь:

- правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

- решать типичные задачи;

- логически рассуждать и обосновывать выводы.

Тематический план

Название темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Моногибридное скрещивание

4

1.Закономерности наследования при моногибридном скрещивании

2

2.Решение задач

2

3

Дигибридное скрещивание

4

1.Закономерности при дигибридном скрещивании

2

2.Решение задач

2

4

Итоговое занятие

1

Содержание программы:

Общее количество часов – 10

1.Введение. 1 час.

Теоретический курс.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2.Моногибридное скрещивание -.4 часа.

Теоретический курс – 2 часа

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные гены.

Практический курс – 2 часа

Решение прямых задач при моногибридном скрещивании. Определение вероятности  появления  потомства с заданными свойствами. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. Решение задач на промежуточное наследование. Решение задач на определение группы крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание

Теоретический курс – 1 час

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Цитологические основы наследования. 3 закон Менделя.

Практический курс – 3 часа

Решение прямых и обратных задач на дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических свойств в потомстве. Определение вероятности появления потомства с анализирующими признаками. Выявление доминантности и реценссивности признаков. Независимое наследование при неполном доминировании.

4.Итоговое занятие – 1 час

Самостоятельное решение задач всех типов

В результате обучения учащиеся должны:

- расширить знания об основных генетических законах;

- овладеть специальной генетической терминологией;

- научиться решать генетические задачи повышенной сложности;

- уметь применять различные генетические  законы при решении задач;

- уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений.

Оценивать учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность при изучении материала повышенной сложности. На итоговом занятии «Решение задач разных типов» используется недифференцированное оценивание в системе «зачтено-незачтено».

Список литературы для обучающихся;

1.Биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией И.Н   Пономаревой. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф».2008-2009гг.

2. Биология .ЕГЭ. Сборник экзаменационных заданий. Издательство «Эксмо» 2010г.

3.Задачи и упражнения по общей биологии. Г.М. Муртазин. М.Изд. «Прсвещение».

4.Сто задач по генетике и общей биологии Б.Х. Соколовская. Изд. «Наука» Новосибирск.

5.Основные биологические понятия и термины. Н.Ф. Реймерс. М. Изд. «Просвещение»

6.Биология.ГИА.Издательство «Учитель». 2010-2011гг.

Приложение 1

Таблицы для решения задач;

1.Наследование признаков у человека

Признаки

Доминантные

Рецессивные

Сцепленные с полом

Размер глаз

большие

маленькие

Оволосение

раннее облысение

норма

Цвет волос

не рыжие

рыжие

Белый локон надо лбом

имеется

не имеется

Цвет глаз

карие

голубые или серые

Пигментирование кожи лица

веснушки

отсутствие веснушек

Рост

карликовость

нормальный рост

Лучшее владение рукой

праворукость

леворукость

Количество пальцев

полидактилия

нормальное число пальцев

Ямочка на подбородке

имеется

не имеется

Переносица

с горбинкой

без горбинки

Свертывание крови

нормальное

гемофилия

Х-хромосома

Острота зрения

близорукость

норма

Способность различать цвета

норма

дальтонизм

Х-хромосома

Длина ресниц

длинные

короткие

Геморрагический диагноз

кровоточивость

норма

Х-хромосома

Y-хромосома

Судорожные расстройства

судороги

норма

Х-хромосома

Y-хромосома

Тембр голоса

бас (у мужчин)

сопрано( у женщин)

Контральто

Таблица 2: Наследование признаков при неполном доминировании

Организм, признак

Гомозиготный по доминантному признаку (АА)

Гомозиготный по рецессивному признаку (аа)

Гетерозиготный(Аа)

Земляника, окраска плода

красная

белая

розовая

 Душистый горошек, окраска цветка

Красная,

белая

розовая

Ночная красавица. окраска цветка

красная

белая

розовая

Львиный зев, окраска цветка

красная

белая

розовая

Куры, окраска оперения

черная

белая

голубая

Норка, окраска шерсти

светлая

темная

кохинуровая

Морская свинка, окраска шерсти

Темная (шиншилла)

светлая

полутемная

Кошка, окраска шерсти

черная

рыжая

черепаховая

Овца, длина ушей

длинные

уши отсутствуют

короткие

Крупный рогатый шортгорнский скот, окраска шерсти

черная

белая

серо-голубая

Человек, форма волос

курчавые

прямые

волнистые

Человек, размер носа

большой

маленький

средний

Человек, форма эритроцитов и гемоглобин в крови

Округлая, нормальный гемоглобин

Серповидная, значительно понижен гемоглобин

Часть эритроцитов серповидной формы, количество гемоглобина меньше нормы

.

Приложение 2: Задачи для самостоятельного решения

Вариант 1

Какое потомство следует ожидать при скрещивании:

  1. Белых (а) кроликов
  2. Мохнатых (А) гомозиготных кроликов
  3. Черных (А) гетерозиготных кроликов
  4. Мохнатую (А) гомозиготную крольчиху с мохнатым гетерозиготным  кроликом
  5. Черную (А) гетерозиготную крольчиху с белым кроликом
  6. Гладкую (а) крольчиху с мохнатым гетерозиготным кроликом
  7. Белая гладкая особь
  8. Гомозиготная черная, гладкая
  9. Дигетерозиготная, черная, гладкая
  10. Белая, гетерозиготная, мохнатая

Вариант 2

Какое потомство следует ожидать при скрещивании

  1. Гладких (а) по шерсти кроликов
  1. .Черных(А) гомозиготных кроликов
  2. Мохнатых (А) гетерозиготных
  3. Белую (а) крольчиху с черным кроликом
  4. Мохнатую гетерозиготную крольчиху с гладким кроликом
  5. Черную гомозиготную крольчиху с  черным гетерозиготным кроликом
  6. Черная гладкая гетерозиготная
  7. Черная мохнатая гетерозиготная по первому признаку
  8. Белая гомозиготная мохнатая
  9. Черная  мохнатая гетерозиготная по второму признаку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Программа элективного курса по информатике «Решение задач ЕГЭ на программирование», 10 класс, 17 ч.

Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по теме "Алгоритми...

Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...

Программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач». 10-11 класс

Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их  в возможности прим...

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Решение задач по генетике » для 10 классов

Цель курса – обеспечение компетентности выпускника в области генетики, молекулярной биологии и эволюционной теории и развитие у обучающихся практических навыков решения биологических задач.В целом кур...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению задач» для 11 класса

Программа разработана  на основе примерной программы среднего (полного) общего образования  и  Шарыгин И. Ф., Голубев В. И.  Факультативный курс по математике,  материалов из ...