ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»
элективный курс по биологии (10, 11 класс) на тему

Ермишичева Валентина Валентиновна

Данная программа элективного курса

«Основы медицинских знаний и охрана здоровья» составлена для учащихся 10-12х классов основной школы,  недельная нагрузка по предмету составляет один час.

      Тщательный подбор материала к данному элективному курсу, а также доступное его изложение делают программу универсальной в применении. Она может стать  надёжным помощником в работе учителя вечерних сменных школ, учителя, работающего в колониях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Общеобразовательные учебные учреждения работают по учебным планам, основанным на базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в котором предмет «Биология» входит в образовательную область «Естественные дисциплины». Данная программа элективного курса

«Основы медицинских знаний и охрана здоровья» составлена для учащихся 10-12х классов основной школы,  недельная нагрузка по предмету составляет один час.

      Тщательный подбор материала к данному элективному курсу, а также доступное его изложение делают программу универсальной в применении. Она может стать  надёжным помощником в работе учителя вечерних сменных школ, учителя, работающего в колониях.

       Компактное размещение материала и информации способствуют развитию знаний учащихся. Актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы. Актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников)- этот жизненный опыт и становится предметом анализа. А знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика.

        Программа элективного курса учитывает некоторые особенности учебно-воспитательного процесса. На этих уроках целесообразно работать по следующей схеме: теоретические занятия должны  чередоваться с практическими занятиями. Это позволит учащимся овладеть навыками приёмов оказания первой медицинской помощи.

             Всё то, что нужно воспринять и усвоить ученикам, чему нужно научиться в практическом плане, обязательно должно пройти через личную деятельность. Полученные знания и умения помогут учащимся в сложнейших для жизни обстоятельствах, так как при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования. От того  как они поведут себя - будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Специфика нашего учебного учреждения состоит в том, что учащиеся школы - колонисты.

        Программа элективного курса может считаться освоенной учащимися, если они научились:

  • Оказывать помощь себе и своим близким, сохраняя

                  при этом выдержку и хладнокровие.

  • Знают: основные понятия здоровья человека.

Наша задача - дать учащимся знания, а их - воспользоваться ими в той мере в какой они ценят свою жизнь.

Пояснительная записка

        Данный элективный курс поможет вам шире узнать или немного подумать, например, о таких вещах, как зависимость здоровья людей от образа жизни и поведения. Эта программа поможет каждому учителю найти что-то полезной для себя: информацию о профилактике различных инфекций, первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Многое мы действительно знаем и понимаем, а на практике делаем совсем другое – не думая, не сомневаясь, мы открываем самые настоящие ворота для болезней, которых сами же можем избежать. Иногда даже не учимся на своих собственных ошибках, что уж говорить об ошибках других!

       К сожалению, СИЗО или колония – не самое идеальное место для сохранения здоровья и проявления заботы о себе. Ведь это очень важная задача – сохранить своё здоровье для будущего: для себя, для близких, для семьи и детей.

     

Программа элективного курса определяет объём знаний и практических навыков, которые учащиеся должны получить в процессе обучения, для сохранения своего здоровья в случае несчастных случаев. Программа расширяет степень обучаемости учащихся, способствует формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья.

           Предлагаемая программа предусматривает методы активации познавательной деятельности учащихся, состоящие в поиске и решении сложных вопросов, возникающих в экстремальных, стихийных ситуациях. В  программе отражена важная задача – собрать воедино материал, необходимый для проведения занятий с учащимися, и тем самым оказать преподавателю методическую помощь. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, окружающих должно продолжаться в ходе всего дальнейшего учебно- воспитательного процесса. Должно стать чертой характера. Это повысит жизнестойкость каждого.

         Программа элективного курса «Основы медицинских знаний и охрана здоровья» рассчитана на 26 часов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»

( 10-12) классы

( 34 часа- 1 час в неделю).

                      Введение (2 ч.)

*Основные понятия здоровья. Здоровье и благополучие человека.

*Составить схему «Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье».

РАЗДЕЛ I

                       Экстремальные ситуации и первая медицинская

                               помощь при них   --------------------------------------(14ч.)

РАЗДЕЛ II

                               Инфекционные заболевания------------------------(5 ч.)   РАЗДЕЛ III.

                               Наркомания. Токсикомания. ВИЧ - инфекция

                                И СПИД------------------------------------------------------(5 ч.)

РАЗДЕЛ IV.       Как не стать жертвой преступления.--------------(2 ч.)

РАЗДЕЛ V     Правила поведения человека в повседневной

                                жизни, помогающие ему избежать криминальных

                                ситуаций.---------------------------------------------------(4 ч.)

РАЗДЕЛ VI.      Итоговое занятие-----------------------------------------(4 ч.)

                              *Урок – ролевая игра: « Суд над сигаретой».

                                *Урок – раздумья:  « Вопросы сохранения

                                здоровья, новые методы лечения».

РАЗДЕЛ VII  Заключение.

Дополнительная литература.

           

Учебно – тематическое планирование.

Раздел I

          Основные понятия здоровья. Здоровье и благополучие

          человека.

  1. Факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья: биологический (наследственный), окружающая среда (природная, техногенная, социальная), служба здоровья. Индивидуальный образ жизни.

Физическое здоровье зависит от: Двигательной активности человека. Рационального питания человека. Закаливания организма. Соблюдение правил личной гигиены. Безопасного поведения в повседневной жизни. Умение отдыхать (режим труда и отдыха).Отказ от употребления алкоголя, табака, наркотиков.

  1. Духовное здоровье и пути его достижения: системы мышления, познания окружающего мира. Ориентации в этом мире. Умение определить своё положение в окружающей среде, своё отношение к какому-либо лицу, вещи, области знания. Жить в согласии с собой, родными, друзьями, людьми. Прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь. Разрабатывать модель своего поведения, анализировать и делать выводы.

         Социальное благополучие: уверенность в завтрашнем дне, наличие хорошо оплачиваемой работы, дома, квартиры, верных друзей. Возможность повышать своё образование, рост карьеры.

        Пути управления здоровьем учащихся на разных уровнях жизнедеятельности:

       гармонизация личности, особенности питания. Режим труда и отдыха, физические упражнения. Нормализация сна, использование природных препаратов, нейтрализация эмоционального дискомфорта.

Раздел II.

               Экстремальные ситуации и первая медицинская помощь

                 при них.

 2.1 Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях:

                       * Классификация травм (резанные, рубленные,

                          колотые, огнестрельные, ушибленные, укушенные).

Способы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, навыки в выполнения приёмов оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях. Приёмы и способы остановки кровотечений, правила наложения повязок.

  2.2. Места прижатия артерий для остановки кровотечения из

         сосудов:

главные места прижатия артерий (височной, затылочной, сонных, подключичной, подмышечной, плечевой, лучевой, бедренной, передней большеберцовой, задней большеберцовой)

 Практическая работа № 1 «Сгибание конечности в суставах для остановки кровотечения».

2.3. Практическая работа № 2 « Применения жгута и закрутки для

       остановки кровотечения»:

наложение  резинового жгута, наложение матерчатого жгута; применение закрутки. Отработка остановки кровотечения при   ранениях крупных артерий, наружного кровотечения.

2.4.Учебный фильм: «Это всегда пригодится», «Первая помощь при кровотечении»- часть первая. 2007г.

2.5. Оказание первой медицинской помощи при переломах:

   способы иммобилизации при переломах: ( рёбер; плеча; костей предплечья; нижних  конечностей).

Практическая работа № 3. « Наложение шин на плечо  предплечье, голень, бедро» - отработка  приёмов наложения шин при переломах.

   2.6  Оказание первой медицинской помощи при переломах таза, позвоночника, рёбер, ключицы.

Практическая работа № 4. «Отработка приёмов наложения шин и  повязок»- открытые и закрытые переломы, переломы со смещением

Практическая работа № 5. « Наложение первичной повязки на различные участки тела: голову, грудную  клетку, локтевой, плечевой, коленный, голеностопный суставы, кисть»

Практическая работа № 6 « Наложение первичной повязки   на различные участки тела».

                                           

  • Повязка-чепец бинтуется на голову, при открытом пневмотораксе - стерильная повязка накладывается на грудь; крестообразная повязка накладывается на кисть и стопу.

 2.10  Оказание первой помощи при шоке. Реакция  организма на болевые  раздражения. Тяжёлые ранения и переломы, потери крови, упадок сил, снижение всех жизненных функций организма.

Практическая работа №7: «Оказание первой медицинской помощи при    шоке: остановка кровотечения, иммобилизация переломов, наложение повязок, доставка в лечебное учреждение».

         Характеристика шока, основные симптомы шока, профилактика.

2.11 Практическая работа № 8: «Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после действия физической нагрузки». Измерения пульса в состоянии покоя ( 5-6 раз средне арифметическое) и измерение пульса после физической нагрузки и отдыха. Построение графика среднего значения ЧСС в состоянии покоя, провести горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Определить во сколько раз увеличилась ЧСС после 20 приседаний.

  1. Практическая работа №9.  «Оказание первой медицинской  помощи   при поражении электрическим током или грозой» Токонесущие провода и способы удаления с тела пострадавшего. Строгое соблюдение мер безопасности. Оказание первой медицинской помощи при поражении током: искусственное дыхание способом «изо рта в рот», способом «изо рта в нос» и непрямой массаж сердца. Наложение повязки на обожжённые места.

  1. Практическая работа №10. « Оказание первой медицинской

        помощи тонувшим». Паралич дыхательного центра. Очистка рта от ила, земли и слизи. Удаление воды из лёгких и желудка. Провести вентиляцию лёгких  путём искусственного дыхания способом «изо рта в рот». Проведение наружного массажа сердца. Методика проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца.

   2.14 Практическая работа № 11. « Первая медицинская помощь

   при обморожении, тепловом (солнечном) ударах.

Наложение теплоизолирующей повязки; Обеспечить неподвижность переохлаждённых рук и ног; Наложение шин (особая методика наложения шин). Не допускать быстрого согревания переохлаждённых участков тела. Тепловом удар, симптомы и первая медицинская помощь при нем.

  Раздел III  Инфекционные заболевания.

                  3.1  Причины возникновения инфекций, пути распространения болезни: кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия, холера, паратиф А и Б, ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз). Инфекции дыхательных путей (ветряная оспа, грипп, дифтерия, оспа натуральная, скарлатина, туберкулёз). Кровяные инфекции (возвратный тиф, эпидемический (вшивый), сыпной тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, туляремия, чума). Инфекции наружных покровов ( вирусный гепатит В и С, ВИЧ – инфекция, гонорея, рожа сифилис, трахома, бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур). Оспа, вирус оспы, последствия болезни. Полиомиелит. Три типа вирусов, симптомы болезни. Дифтерия, дифтерийная  палочка, первые симптомы болезни, длительность болезни и последствия. Корь, возбудитель кори, длительность скрытого периода.

  1. Свинка, вирус свинки, длительность болезни. Инфекционный гепатит: гепатит А и Е; Гепатиты В, С, Д- передача через инфицированную  кровь. Острая и хроническая формы гепатитов В и С; Роль врача - инфекциониста в наблюдении больного. Причины и источники возникновения инфекции. Меры профилактики (законодательная, социальная, экологическая,  природоохранная, воспитательная  пропаганда знаний, навыков гигиены, медицинская, защитная: охрана границ с эпидемиологическими неблагополучиями, сопредельными странами, районами, транспортных магистралей, организационная: борьба с эпидемиями, финансовая).

  3.3 « Суд над микробами»- урок - ролевая игра.

     Защитные свойства организма. Предупредительные прививки,

    лечебная сыворотка. Иммунология. Виды иммунитета. Рекомендации, которые необходимо соблюдать во время болезни.

Раздел IV Наркомания и токсикомания. Практическая информация и советы.

  1. Что такое наркотики и наркотические вещества: (каннабис, амфетамин и его производные, героин, таблетки «экстази»)? Наркотики и наркозависимость. Вредное влияние наркотиков, период лечения (1-й этап – медицинская помощь – пережить ломку, 2 – ой этап – лечение химической зависимости-реабилитация). Наркотики и закон. Уголовный кодекс. Токсикомания, стимуляторы (какоин, амфетамин, производные эфедрина, кофеин, никотин), депрессанты  (успокаивающие и снотворные препараты), галлюциногены – ЛСД, марихуана, «экстази», кетамин, некоторые грибы, ингаляторы - (клей, бытовые аэрозоли, бензин, оксид азота) Общее заключение о наркотиках и их влиянии.

    4.2 ВИЧ - инфекция и СПИД, основные понятия, способ распространения, профилактика (выделение «группы риска», индивидуальная воспитательная работа с подростками из «группы риска», профилактическое наблюдение в медицинских пунктах).

Всеобщая декларация прав больных СПИДом и инфицированных ВИЧ. Закон РФ « О профилактике заболевания СПИД». О мерах по обеспечению социальной защищенности лиц, заражённых ВИЧ или больных СПИДом.

  4.3 СПИД, секс, здоровье: время сексуальной революции уходит, приходит время « Безопасного секса».  СПИД в зеркале статистики – данные Всемирной Организации Здравоохранения на 31 декабря 2010 года. Информационный бюллетень Северо- Западного  регионального центра по борьбе со СПИДом. «Не умри от невежества»- репортаж из палаты смертников, о мерах по обеспечению социальной защищённости лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом- документальные рассказы из жизни ВИЧ – инфицированных. Время сексуальной революции уходит, приходит время «безопасного секса»

Раздел V « Как не стать жертвой преступления».

  1.    Экстремальные ситуации на транспорте – « Не садитесь в машину к незнакомому водителю»! Зона повышенной криминальной опасности: подъезды, лифты, темные улицы; Обзаведитесь свистком и не стесняйтесь пользоваться им в случае опасности; Прогнозирование экстремальных ситуаций. Захваты и угоны транспортных средств. Правила поведения при контакте с террористами.
  2.        Информационная безопасность, действия в экстремальных ситуациях. Самооборона: сохранение спокойствия, хладнокровия. Превышение пределов необходимой обороны. Юридическая защита прав личности. Ситуации, связанные с провокационным применением оружия.

Раздел VI  Правила поведения человека в повседневной жизни, помогающие ему избежать криминальных ситуаций.

      6.1Мошеничество и обман. Будьте психологом: больше слушайте, меньше говорите. Научитесь выбирать друзей, исключайте случайных знакомств, будьте предусмотрительны. Не пользуйтесь плохо освещёнными подземными переходами. Стрессовое состояние и его преодоление. Жилище и его защита от проникновения посторонних.

Раздел VII   Итоговое занятие

Урок – ролевая игра «Суд над сигаретой»;

Урок – раздумья «Вопросы сохранения здоровья ,новые методы лечения»

  Материальное обеспечение: Пакеты перевязочные медицинские;

  Бинты узкие и широкие, жгуты ( ленточные, трубчатые, матерчатые). Салфетки, косынки, брючные ремни, санитарные носилки, дощечки, фанера для шин. Секундомеры, противогазы, ватно – марлевые повязки. Аптечка - универсальная  (препараты, необходимые для оказания доврачебной помощи при несчастных случаях и лечение микротравм, тонометр, аппарат Рива-Роччи).

Список используемой литературы.

1. И.Ф.Богоявленский, В.Ф. Богоявленский « Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях»,СПб, Гиппократ,2009;

2. А.В. Востриков « Первая медицинская, экстремальная, реанимационная помощь пострадавшим», Москва «Стрешнев»2004;

3. В.В.Скачкова «Наркомания: истоки, сущность и последствия», Москва «Медицина»2009;

4. Д.С. Исаев «Мы за здоровый образ жизни» ст. « Биология в школе» №6.2008

            Дополнительная литература

  1. П.А.Касьяненко « Три кита здоровья. Здоровье для всех», СПб «Диамат» 2008
  2. Ю.И.Гуща  «Введение в энциклопедию здоровья и долголетия» Москва – Минск. Международная ассоциация, «Личность, экология, мир» 2008
  3. Е.А.Павлова, Н.В.Носкова «Вредным привычкам – нет!» Москва.изд. «Медицина»2009
  4. Н.Д.Панченко, И.Н.худякова «ВИЧ + надо жить дальше» СПб,ООО «Островитянин»2010
  5. Е.Н.Павловский, Г.П.Руднев, М.П.Чумаков «Природно – очаговые болезни», «Выща школа» Киев 2006

           

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы медицинских знаний"

Создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным...

Программа элективного курса Основы медицинских знаний.

Данный курс поможет поддержать и углубить знания учащихся по биологии, медицине. Предназначен для уч-ся 9-11 классов....

Программа элективного курса Основы медицинских знаний.

Элективный курс «Основы медицинских знаний » предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медиц...

Учебная программа элективного курса «Основы медицинских знаний» для учащихся 9 классов

Основной задачей подготовки в области защиты от ЧС является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» календарно-тематическое планирование, пояснительная записка.Программа данного курса рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).Целью обучения ...

основа медицинских знаний и охрана здоровья для уч-ся 8 класса

      Данный элективный курс поможет учащимся шире узнать или немного подумать о таких вещах, как зависимость здоровья людей от образа жизни и поведения. Эта программа поможет ка...

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»

Сложна среда обитания человека начала XXI столетия. Не проходит и дня, чтобы телевидение и радио не сообщали об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, террористическом акте в том или ином у...