Работа с одаренными детьми по биологии и химии
статья по биологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Зиннатуллин Рашид Абдулхакович

Публикация о работе с одаренными и мотивированными детьми по биологии и химии. Речь идет о формах  и методах работы используемые мной на практике обучения биологии и химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО БИОЛОГИИ И ХИМИИ.

Р.А.Зиннатуллин

Учитель биологии и химии

МБОУ «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е.Кошкина Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Село Большое Подберезье.

   Выявление и работа с одаренными детьми является актуальной задачей для современного Российского общества.

Наша школа уделяет особое внимание одаренным и способным детям. По мере своих сил и способностей создает благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, постоянно и всесторонне стимулируя творческую деятельность одаренных  и способных детей.

   В частности для учебных предметов биология и химия;

- предоставление дополнительной нагрузки (1ч)  из школьного компонента учебного плана на расширенное изучение химии в 10 и 11 классах.

- предоставление  возможности кружковой работы. Кружок «Мастер эколог» эколого-биологического направления, где создаются условия для проектной и исследовательской деятельности

- возможность обогащать  учебные программы, расширять и углублять содержание учебных дисциплин и курсов.

- предоставление  курсов повышения квалификации в области подготовки к муниципальным и республиканским олимпиадам по биологии.

    Задача перед учителем-это создание  таких условий на уроках и внеклассных мероприятиях, при которых дети могли бы проявить устойчивый интерес к предмету. Важно,  чтобы дети сами пришли к учителю получить дополнительные, углубленные знания по предмету во внеурочное время. На  основе интереса к предмету стимулировать интеллектуальную активность, развить  инициативу, самостоятельность и творческое отношение к учебе.

    В целях повышения качества образования необходимо совершенствование работы учителя предметника:

- выявление одаренных и способных детей, которых интересуют биологические и химические дисциплины;

- создание таких условий обучения, при которых будет устойчивым интерес к предмету;

-поиски новых подходов, основывающиеся на педагогике сотрудничества, необходимых условий и средств для профессионального самоопределения;

-предметные недели биологии и химии, участие в школьных, муниципальных конкурсах, интеллектуальных играх, участие в ученических научно- практических конференциях, индивидуальная работа со способными и одаренными детьми;

- индивидуальные консультации, разнообразные виды и формы деятельности состязательного и творческого характера;

- дифференцированный и индивидуальный подход в урочной и внеурочной деятельности, где используется система заданий повышенной сложности;

 - создание проблемных ситуаций на уроках, кружковых занятиях.

- использование  различных видов игр.

   Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады разного уровня,  в том числе и дистанционные, потому что они выходят за рамки школьного курса биологии и химии и требуют более глубоких знаний, стимулируя самостоятельную деятельность в нестандартных ситуациях.

 

       Практически все одарённые дети проявляют потребность в исследовательской деятельности.  Это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

   Использование метода проектов на уроках биологии и химии и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. У наших детей есть все возможности создавать мультимедийные презентации, проекты. Например, по теме «Природный газ. Нефть» на уроках химии в 10 классе мы используем проектную деятельность. Ученики создают презентации и выступают с докладами.  Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы развития по его одаренности.

Мной практикуется проведение экскурсий как возможность изучения окружающей среды с разных точек зрения в реальном времени. В нашем районе есть прекрасная возможность изучения объектов природы, представляющих особо охраняемые территории. Это  «Кайбицкие дубравы», «Турминская дача» , «озеро Большое» По результатам экскурсий ученики создают проекты по охраняемым территориям Кайбицкого района Республики Татарстан.

   Наши ученики конкурентноспособны  при поступлении в вузы по биологическим и химическим специальностям.

Список использованных источников:

  1. Богданова Н.В. Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми [электронный ресурс]. URL:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/29/rabota-s-odarennymi-detmi-formy-i-metody-raboty-s (дата обращения: 29.02.2016).

  1. Мельникова Е.А. Работа с одаренными детьми. [электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/19/rabota-s-odarennymi-detmi (Дата обращения 29.02. 2016).
  2. Анохина Л.П. Работа с одарёнными детьми в рамках введения ФГОС. [электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3993( Дата обращения: 01.03.2016).
  3. Шкабарня А.А. Система работы с одаренными и во внеурочное время. детьми на уроках биологии. [электронный ресурс]. URL: 

http://festival.1september.ru/articles/623505/pril.doc

(Дата обращения 01.03.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе с одаренными детьми на уроках химии, биологии и во внеурочное время

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Программа и план работы с одаренными детьми по биологии и экологии

Цель программы:Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального ра...

Программа работы с одаренными детьми по биологии

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллект...

План работы с одаренными детьми по биологии, экологии и химии

Цель:Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития ода...

Программа работы с одаренными детьми учителя биологии

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявлени...

План работы с одаренными детьми по биологии и химии

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск, выявлени...

Программа работы с одаренными детьми по биологии

Сроки реализации программы:  2019-2021 гг.Для достижения цели - «Создание условий для выявления, поддержки и развития талантливых и одаренных обучающихся при изучении биологии, их самореали...