конспект урока на тему: Класс Млекопитающие
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Общая характеристика Класса Млекопитающие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_mlekop.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Класс Млекопитающие, или Звери

Цели:

  • Дать общую характеристику классу Млекопитающие
  • Изучить особенности строение представителей класса Млекопитающие
  • Познакомиться со средами жизни и местами их обитания

Задачи:

  • рассматривать общую характеристику класса Млекопитающие
  • выделять общие признаки сходства и различия;
  •  находить и анализировать информацию в учебнике;
  •  изучать новые понятия;
  •  размышлять, высказывать предположения, делать выводы;

Тип урока: изучение нового материала.  

Методы: Технология развития критического мышления.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята!  Присаживайтесь.

Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи! Обратите внимание,  на  ваших столах лежит сосуд. Это необычный сосуд, он символизирует ваши знания. От нас зависит, насколько мы наполним наш сосуд сегодня!

Хорошо. Я желаю вам, сегодня собранности и отличной работоспособности!                                                            

  1. Мотивационный этап.

(Чтобы определить тему нашего урока, давайте отгадаем загадки!)

 И начинаем наш урок мы с загадок.

Принимает он в жару

 Душ холодный поутру.

 Воду быстро длинный нос

 Набирает, как насос!  (Слон.)

 Медведь в Австралии живет,

Он эвкалипт весь день жуёт.

А в сумке у него ребёнок –

Малыш мохнатый, медвежонок!

Ответ: Коала

Полосатый брат кота,

Шкура – просто красота.

Хоть страшнее нету зверя,

Нам не страшно – он в обложке нашего учебника.

Ответ: Тигр

 Учитель: 

Ребята, как вы думаете, что у этих животных общего?

Ответы детей: - позвоночные животные,- теплокровные

- покрыты волосяным покровом; - кормят своих детенышей молоком и т. д;

А по каким признакам вы определили этих животных?

Значит, как можно сформулировать тему нашего сегодняйшего урока.

Тема: Класс Млекопитающие, или Звери. 

Итак, откройте тетради, запишите число, тему урока.

Эти животные кормят своих детенышей молоком, отсюда и название класса Млекопитающие

Слово Звери определяет дикое животное;

Ребята, по этой теме, сколько у вас знаний? Наполните свои сосуды, пожалуйста. Давайте посмотрим, у кого, сколько наполнен сосуд: по-разному получается, у кого-то на половину, у кого-то больше.

Чтобы закрепить и дополнить наши знания, давайте заполним таблицу.

Разделите страницу на три столбика и озаглавьте.

И запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих.

Давайте, поделитесь, пожалуйста, своими знаниями.

Молодцы! 

Чтобы  вы хотели бы  узнать дополнительно об этих животных, ребята?

(Ответы детей)

Запишите во второй колонке, ребята! 

Молодцы ребята, все, что вы говорите все правильно. Для того чтобы узнать все прогрессивные черты организации млекопитающих необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.

А третью колонку заполняете, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", с 157-158,  для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих по плану. Вспомним, по каким пунктам мы составляем план. 

 Изучение нового материала.

Ребята, перед вами на плакате представлены представители класса Млекопитающие. Вы встречали этих животных?

(В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе)

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? 

Ребята,  разделите страницу в тетрадях  на три столбика и озаглавьте:

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

А во вторую колонку запишите: Что хотели узнать при изучении общей характеристики?

А третью колонку заполняете, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", с 157-158,  для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих по плану. Вспомним, по каким пунктам мы составляем план. 

План характеристики животных класса

  1. Среда обитания.
  2. Общее количество видов.
  3. Внешнее строение.
  4. Внутреннее строение. 
    4.1. Особенности строения скелета. 
    4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств. 
    4.3. Особенности строения кровеносной системы. 
    4.4. Особенности строения дыхательной системы.
  5. Размножение.
  6. Происхождение.

Значение

Учитель: Давайте, ребята, сейчас проверим нашу работу.

Ай-Кат, что ты знала, что хотела знать, что узнала; Молодец!

Давайте, по плану все вместе разберем:

1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде,   (слайд), тем самым занимая какие среды обитания?
Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почвенная, водная. 
2. 5,5 тыс. видов 
3.  Части тела состоит: из головы, шеи, туловища, конечностей, хвоста.
(слайд )

Тело покрыто шерстью (волосяной покров).

Тело приподнято над землей.(слайд) На коже располагаются роговые образования (ногти, когти, рога, копыта, волосы, вибриссы (слайд) и.тд.) и железы; (потовые, сальные, млечные, пахучие) Наличие наружного уха.
4. Внутреннее строение:
4. 1. Шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем. 
Дифференцированные зубы. 
4. 2. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. 
Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. 
4. 3. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения. 120 ударов в минуту. Левая дуга аорты. 
4. 4. Лёгкие альвеолярные. 
5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве. 
6. Произошли от древних рептилий 160-170 млн. лет назад . Первые млекопитающие были величиной с крысу, питались в основном насекомыми.

Задание классу: сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: 6 шейных позвонков, туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища, нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые лёгкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

3. 1. 5. В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

Прогрессивные черты:

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
  2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
  3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
  4. Появление шерстного покрова.
  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
  6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

Закрепление.

  • 1. В каких условиях живут млекопитающие?
  • 2. Какие органы чувств у млекопитающих достигли значительного развития?
  • 3. Млекопитающие теплокровные животные. Какие животные называются теплокровными?
  • 4. Чем питались предковые формы млекопитающих?
  • 5.Что обеспечивает лучшую сохранность молодняка в разнообразной обстановке?
  • 6. Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника у млекопитающих?
  • 7. Верно ли утверждение: «Забота о потомстве приводит к сокращению рождаемости у животных». Докажите свою точку зрения.

Рефлексия.

Синквейн о Млекопитающих.

Млекопитающие рождают и вскармливают молоком детёнышей.

Теплокровные, высокоорганизованные.

Самые прогрессивные животные на Земле.

 Домашнее задание. § 31, повторить § 25. Заполнить таблицу

“Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”

Черты строения и образ жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Место обитания

 

 

Покровы тела

 

 

Органы дыхания

 

 

Число камер в сердце

 

 

Нервная система

 

 

Температура тела

 

 

Способы размножения

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Конспект урока по теме " Размножение Млекопитающих"

Конспект урока по теме " Размножение Млекопитающих"...

конспект урока по теме "Многообразие млекопитающих: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные (отряд грызуны)"

Урок №29  в разделе №2  « Многообразие животного мира современной планеты» курса биологии 7 класса (предметная линия учебников «Живая природа». 5 – 9 клас...

Конспект урока на тему: "Класс Млекопитающие".

Конспект урока на тему: "Класс Млекопитающие"...

Обобщающий урок по теме "Класс Млекопитающих" в форме КВН 7 класс

Это заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" в форме КВН.Для урока подобран большой занимательный материал....