Открытый урок по биологии на тему "Науки о живой природе"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Ахметвалиева Наиля Мисбаховна

  В материале представлен. конспект открытого  урока по биологии на тему "Науки о живой природе".В игровой форме происходит формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_biologiya_5_klass.doc510.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Открытый урок по биологии в 5 классе ГБОУ ООШ п.Приморский м.р.Ставропольский Самарской области

План – конспект урока по биологии

Дата 6.09.2015г

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Тема: Науки о живой природе

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Методы:

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.

Средства обучения:

  1. Учебник  Сонин Н.И. Введение в биологию .Биология 5 класс Рабочая тетрадь к учебнику;
  2. Оценочный лист.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронная презентация, сундучок, шкатулки

Ход  урока:

  1. Мотивация к уроку

Какие уроки в вашем классе сегодня по расписанию? Давайте посмотрим. (Слайд 2)

Русский язык.
Математика.
Физкультура
Литература 
История
Биология
ИЗО

Какие науки изучают эти предметы?

Для чего нужны эти науки? Вы уже понимаете без изучения тех или иных наук человек не может сегодня обойтись.

Еще первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше и больше. Люди стремились, как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно  возникали и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие – жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными науками о природе.

II. Психофизиологическая подготовка к восприятию новой информации:

- Сегодня от вас потребуется максимальное напряжение ваших сил, ведь в течении 35 минут вам предстоит пройти исторический путь развития многих биологических наук.

III. Представление новой темы 

- Представьте себя у входа в пещеру. В той пещере запрятан исторический сундук «Естественные науки».(Слайд 2)

В сундуке шкатулки с драгоценностями, россыпью знаний. Каждая шкатулка-наука.   Давайте познакомимся с этими науками.(Слайд 3)

1. Возьмите в руки первую шкатулку, посмотрим содержимое: звезды, наши Солнце и Луна, какие-то камни. Как вы думаете какая это наука? Это астрономия – наука о небесных телах. (Слайд 4) Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение.

 2.Следующая шкатулка хранит разнообразные явления природы., такие как свет , гром, радуга- вечное движение-физика.(Слайд 5)

3.Шкатулку открываем и видим пробирки, склянки, вещества. Подскажите это ???– наука о веществах и их превращениях. (Слайд 6)

4.Шкатулка дарит нам карту. Одной из естественных наук является география, которая описывает нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря, озера и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны и города  и села возникли на Земле… Тесно связана с географией наука геология. Сравним эти термины география и геология(Слайд 7)

 5.Рассмотрите пятой шкатулки содержимое: и растения, и животные.  Биология – наука о живой природе. Она изучает разнообразные существа – бактерии, грибы растения, животные. (Слайд 8)

 6.И последняя шкатулка– это экология – наука о связях между организмами и окружающей их средой, между человеком и природой. (Слайд 9)

     Все названные науки называются естественными, так как они изучают природу: разнообразные тела, вещества и явления природы. (Слайд 10)

 Телом называется любой предмет, любое живое существо. Посмотрите, этот сундук из чего изготовлен. Подойдите к нему, потрогайте, вдохните запах..  Попробуйте определить, из какого вещества она состоит  Посмотрите, что происходит с эти деревом, какие изменения в ней происходят, какие явления….

     Поблагодарите это чудо – дерево за то, что она познакомила вас с естественными науками и с тем, что они изучают – телами, веществами и явлениями природы.

     Почувствуйте ступни ног… прилив сил к ногам и рукам…Ощутите плечи… Пошевелите пальцами… поверните голову… улыбнитесь, сделайте вдох и медленно возвращайтесь в класс…

IV. Беседа с учащимися  

- Давайте обсудим то, что видели в пещере:

  • Какую видели пещеру?
  • Какие тела, вещества и явления природы вы увидели?
  • Какие запахи почувствовали?
  • Опишите сундук.
  • Какие в нем были шкатулки?
  • Что скрывали в себе эти шкатулки?
  • Почему шкатулки с науками спрятаны? Легко ли их доставать?

Какое у вас настроение после этой прогулки в пещеру?

V. Систематизация полученных знаний. Фишбоун.

Теперь рисуем  картину,то, что увидели в пещере.  И нанесите на нем информацию. Это рыба. Верхние кости-науки, нижние-описание наук в вашем представлении. (Слайд 11)

VI. Работа со слайдом учителя.Учитель демонстрирует слайды.. Дети сравнивают свою картину со слайдами, дополняют свою картину.

- Теперь взгляните на слайд. Что на нем изображено? Дополните свои картины.  Рассмотрим естественные науки, и что они изучают.

  • какую информацию вы получили во время посещения пещеры?
  • Что изучает астрономия, физика, химия, география, биология, экология?
  • Почему их называют естественные науки?
  • Что изучают естественные науки?

Что такое вещество, тело, явления природы? приведите примеры.

VII. Закрепление и контроль полученных  знаний

- А сейчас выполним следующие задания. Открываем учебник на стр. 5 (слайд 12)

Первое задание: укажите в списке тела, вещества и явления.

Солнце, камень, восход солнца, птица, сахар, рост растения, земля, полет птицы, кислород, растение, растворение сахара, падение камня, вращение Земли вокруг свой оси, образование кислорода.

Второе задание: устно составьте из этих слов пары: тело (вещество) – явление. Например, солнце – восход солнца.

Третье задание:  какая наука что изучает? Найдите ответ в правом столбике.

1.Астрономия                           а) вещества и их превращение

2.Физика                                   б) живую природу

3.Химия                                    в) небесные тела

4.География                              г) движение тел, свет, звук

5.Биология                                д) природу земной поверхности    

6.Экология                                е) связи между организмами и окружающей   средой

Четвертое задание: составить синквейн. Наука.

VIII. Домашнее  задание:  изучить п.1учебника; составить по выбору свой образ: рассказ,  стихотворение,  сказку по изученной теме

 

 Заверяю:                    Заместитель директора школы:                                   Лапина Е.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9 классе "Нахождение металлов в природе. Применение металлов, их значение для живых организмов

Урок направлен на углубление знаний учащихся о применении металлов, их значении в жизни растений, животных и человека....

Разработка урока по биологии в 5 классе "Живой организм и его свойства" в соответствии с требованиями ФГОС по умк Вахрушева А. А.

Урок по биологии в 5 классе "Живой организм и его свойства" разработан с учетом требований ФГОС второго поколния и содержит все этаты урока с описанием предметных, метапредметных (с описанием УУД кажд...

Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»

В данном материале рассматриваются вопросы:1.  Сущность живого, жизни.2.  Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»...

Методологическая основа системы учебников «Алгоритм успеха» в актуализации знаний на примере линии курса биологии для основной школы «Живая природа»

Предлагаемый учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Он продолжает линию курса биологии для основной школы «Живая природа», в котором все раз...