Разработка урока "Генетика и здоровье"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Исправникова Наталия Алексеевна

Разработка урока биологии в 10 классе по УМК Пасечника В.В., учебник Каменского А.А. Тема "Генетика человека". Урок "Генетика и здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок 99 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс биология

Тема «Генетика человека»

Урок 2. Генетика и здоровье

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока: рассмотреть сложности изучения генетики человека и ее влияние на здоровье.

Образовательные задачи урока:

  1. Раскрыть причины наследственных болезней и их лечение.
  2. Обсудить этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика.

Воспитательные задачи:

  1. Сформировать представление о необходимости бережного отношения к здоровью человека.
  2. Раскрыть возможности рождения здорового потомства.
  3. Продолжить формирование у учащихся понимания личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья следующих поколений.

Развивающие задачи:

  1. Продолжить развитие у учащихся умения подбирать материал, используя литературу и Интернет.
  2. Продолжить развитие умения работать в минигруппе, вносить свой вклад в ходе обсуждения.
  3. Продолжить развитие у учащихся навыков создания презентации и защиты своей работы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация урока.

Планируемые результаты :

  • личностные навыки: соблюдение правил работы в кабинете биологии, с мобильным классом; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и учителем; анализ и оценка наследования признаков у людей, у членов своей семьи (генеалогический метод); бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; эмпатия (сочувствие).
  • предметные:  владение генетическими понятиями, знание причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека при решении ситуативных генетических задач (разного типа).
  • метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к решению генетических задач в новой ситуации; умение использовать ИКТ (составлять презентацию в PowerPoint, редактировать текст в Word, составлять таблицу и строить диаграмму в Excel, осуществлять самоконтроль в My Test).
  • Познавательные УУД

Знаково-символические (работа с разными видами информации: текст, таблица, схема; составление схемы решения генетических задач); логические (определение типа наследования при решении генетических задач, анализ и оценка причин наследования признаков человека) и действия постановки и решения проблем, составление генеалогического древа семьи.

  • Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения имеющихся знаний о наследственности и изменчивости организмов и новых понятий по теме «Генетика человека».

Составление плана и последовательности действий (восприятие теоретической информации по теме «Генетика человека», решение генетических задач на наследование признаков у человека с использованием ИКТ, защита мини-проектов, рефлексия).

Выделение и осознание учащимися полученных знаний и умений с тем, что еще предстоит усвоить. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия при подготовке домашнего задания и последующей учебной деятельности.

  • Коммуникативные УУД

Коллективное обсуждение проблем о псевдонауке евгенике, о необходимости знаний корней своей семьи. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем (работа в группе). Совместное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами (фронтальная работа, мини-проекты) и условиями коммуникации.

Ресурсы:  модель-аппликация «Наследование резус-фактора», компьютерная презентация, компьютер, проектор.

Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода,  информационно-коммуникационная технология, проектно-исследовательская деятельность.

Формы работы на уроке:

Фронтальная эвристическая беседа.

Исследовательская деятельность: работа с таблицей, самостоятельное оставление генетических задач по схеме, анализ родословной, работа с учебником.

Структурно-логическая схема урока

Основные части урока

Методы и методические приёмы

Время

1.Организационный этап

Словесный

1 мин

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа

Индивидуальные ответы с использованием ИКТ

9 мин

3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Словесный , групповая работа, эвристическая беседа

3 мин

4.Первичное закрепление ( измененной ситуации- конструктивное)

Групповая и индивидуальная работа

14 мин

Физкультминутка

Фронтальное выполнение упражнений

2 мин

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные знания)

Исследовательская работа

10 мин

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Инструктаж

3

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Словесная, беседа

3

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Организационный этап

Приветствие

Готовят рабочее пространство.

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Какие методы применяются при изучении генетики человека

 Учащиеся отвечают у доски с использованием докладов и презентаций приготовленных дома

3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

На пороге третьего тысячелетия произошел переход на генный уровень изучения наследственных болезней человека. По различным оценкам всего известно от 7 до 10 тысяч наследственных заболеваний из них 200-тяжелейшие расстройства.

В мире генетическими заболеваниями страдают 30 миллионов человек

Улучшение условий жизни, оказание самой разнообразной  медицинской помощи сводит на нет действие естественного отбора, поэтому перед генетической наукой, в частности перед медицинской генетикой встала неотложная задача научиться бороться с проявлением в фенотипе человека вредных мутаций, генных и хромосомных, диагностировать наследственные заболевания на любой стадии развития организма, в том числе и до рождения ,определять гены предрасположенности к некоторым распространенным болезням.

Из всего сказанного вытекает ПРОБЛЕМА НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ.

Учащиеся формулируют цели и задачи урока

4.Первичное закрепление ( измененной ситуации- конструктивное)

С детства ребенок слышит разговоры вокруг себя о каких-либо наследственных признаках и задатках, доставшихся ему от кого-либо из старших поколений семьи. Справедливы ли суждения близких? Кроме того, создание родословной – не только интересное занятие. Родословная может стать ценным медицинским документом для вас и ваших потомков, если придется обратиться в медико-генетическую консультацию. Поэтому следующая часть урока посвящена проведению лабораторной работы.

Разберём как составляются родословные и проводится их анализ на примере семьи Волковых:

У сына Волковых подбородок с ямочкой, как и у его родителей, однако у его сестры подбородок гладкий. Как наследуется данный признак? Каков его характер?

Генеалогический анализ проводят в несколько этапов:

Этапы генеалогического анализа:

1) сбор данных обо всех родственниках обследуемого (анамнез);

2) построение родословной;

3) анализ родословной (установление типа наследования) и выводы.

Для построения родословных применяются условные обозначения. При построении родословной необходимо соблюдать следующие правила:

  1. родословную начинают строить с пробанда;
  2. каждое поколение нумеруется римскими цифрами слева (допустимы обозначения Р, F1, F2 и т.д.)

символы, обозначающие особей одного поколения, Итак, составили родословную, предварительно собрав информацию о данном признаке у ряда поколений:

Установление типа наследования. Для этого используются принципы генетического анализа и различные статистические методы обработки данных многих родословных.

Аутосомно-доминантный тип наследования характеризуется следующими признаками:

1) признак проявляется в каждом поколении;

2) признаком обладает ребенок у родителей – обладателей признака;

3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;

4) проявление признака наблюдается по вертикали и по горизонтали;

5) вероятность наследования 100 % (если хотя бы один родитель гомозиготен), 75 % (если оба родителя гетерозиготны) и 50 % (если 'один родитель гетерозиготен).

Аутосомно-рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками:

1) признак проявляется не в каждом поколении;

2) признаком обладает ребенок (гомозигота), рожденный от родителей (гетерозигот), не обладающих данным признаком;

3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;

4) проявление признака наблюдается по горизонтали;

5) вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны), 50 % (если один родитель гетерозиготен, а второй гомозиготен по рецессивному признаку) и 100 % (если оба родителя рецессивные гомозиготы).

Х-сцепленный рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками:

1) признак проявляется не в каждом поколении;

2) признаком обладает ребенок, рожденный от родителей, не обладающих данным признаком;

3) признаком обладают преимущественно мужчины;

4) проявление признака (болезни) наблюдается преимущественно по горизонтали;

5) вероятность наследования — у 25 % всех детей, в том числе у 50 % мальчиков;

6) здоровые мужчины не передают болезни. Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия Дюшенна, синдром Леша-Найхана и др.

  1.  располагаются на горизонтальной линии.

Х-сцепленный доминантный тип наследования сходен с аутосомно-доминантным, за исключением того, что мужчина передает этот признак только дочерям (сыновья получают от отца Y-хромосому). Примером такого заболевания является особая форма рахита, устойчивая к лечению витамином D.

Голандрический тип наследования характеризуется следующими признаками:

1) признак проявляется во всех поколениях;

2) признаком обладают только мужчины;

3) у отца – обладателя признака все сыновья обладают данным признаком;

4) вероятность наследования у мальчиков 100 %.

Так наследуются у человека некоторые формы ихтиоза, обволошенность наружных слуховых проходов и средних фаланг пальцев, некоторые формы синдактилии (перепонки между пальцами ног) и др.

  • Генные мутации человека 

Наиболее часто встречаются: генные, или точковые, мутации, связанные с изменением

последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
Они могут оставаться незамеченными в гетерозиготном состоянии, например Аа, и проявляться фенотипически, переходя в гомозиготное состояние - аа.\

       Американские ученые выявили ген, связанный с раковыми опухолями
       Как выявили специалисты, ген становится активным прямо перед тем, как опухоль      

        начинает расти.

  • Серповидноклеточная анемия

В состав цепи гемоглобина входит 146 аминокислотных остатков, при этом в нормальной цепи шестым аминокислотным остатком является глутаминовая кислота, которая закодирована триплетом ГАА. Если же в результате мутации в ДНК произойдет замена триплета ГАА на триплет ГТА, то на месте глутаминовой кислоты в молекуле гемоглобина в соответствии с генетическим кодом появится валин. Такая замена всего лишь одного нуклеотида и одной аминокислоты приводит к развитию тяжелого заболевания – серповидноклеточной анемии.

На клеточном уровне эта болезнь проявляется в том, что эритроциты приобретают форму серпа и теряют способность к нормальному транспорту кислорода. Гомозиготы умирают в раннем детстве. Зато гетерозиготы характеризуются слабо измененными эритроцитами. При этом изменение формы эритроцитов значительно повышает устойчивость гетерозигот к малярии. Поэтому в тех регионах Земли, где свирепствует малярия (например, в Африке), отбор действовал в пользу гетерозигот. Таким образом, серповидноклеточная анемия – это пример относительности «полезности» и «вредности» мутаций.

  • Полидактилия - наследственная болезнь с доминантным типом наследования

Количество пальцев – от 6 до 9.

Встречается у представителей негроидной расы в 10 раз чаще, чем у европеоидов.

  • Ахондроплазия - болезнь костной системы с доминантным типом наследования

Аномальный рост хрящевой ткани, резкое недоразвитие костей в длину.

  •  Низкий рост (до 120 см).
  •  Укорочение конечностей.
  •  Бедренные и плечевые кости деформированы и утолщены.
  •  Умственная отсталость, пороки психики.
  • Эктродактилия (клешневидная кисть)

  • Геномные мутации человека 

Чаще всего хромосомные болезни являются результатом мутаций, произошедших в половых клетках одного из родителей во время мейоза.

  • Больные с синдромом Клайнфельтера (47,ХХУ) всегда мужчины.
    Они характеризуются недоразвитием половых желез, дегенерацией семенных канальцев, часто умственной отсталостью, высоким ростом (за счет непропорционально длинных ног).
  • Синдром Шерешевского-Тернера (45,Х0) наблюдается у женщин.
    Он проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитии половых желез, отсутствии менструаций, бесплодии. Женщины с синдромом Шерешевского-Тернера

небольшого роста, плечи широкие, таз узкий, нижние конечности укорочены, шея короткая со складками.

  •       Синдром Патау

В генотипе одна лишняя аутосома – трисомия 13

  • Микроцефалия (уменьшение головного мозга).
  • Резкая умственная отсталость.
  • Расщепление верхней губы и неба.
  • Аномалии глазного яблока.
  • Повышенная гибкость суставов.
  • Полидактилия.
  • Высокая смертность (в первый год жизни умирает 90% детей)
  • Синдром Дауна - одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней. Она развивается в результате трисомии по 21 хромосоме (47, 21,21,21).

Болезнь легко диагностируется, так как имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым

разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Часто наблюдаются нарушения строения внутренних органов.
В случае синдрома Дауна отмечена зависимость между вероятностью рождения больных детей и возрастом матери - она возрастает в 10-20 раз после 35-40 лет.

  • Хромосомные болезни

Возникают при изменении структуры хромосом:
- удвоении или выпадении участка хромосомы,
- повороте участка хромосомы на 180 0,
- перемещении участка хромосомы на негомологичную хромосому.

  • Синдром «Кошачьего крика»

Уменьшение одного плеча хромосомы 5 пары.

  •  Глубокая умственная отсталость.
  •  Множественные аномалии внутренних органов.
  •  Характерный плач, напоминающий кошачий крик.
  •  Высокая смертность  в первый год жизни.

Презентация «Генетика и здоровье»

Записи в тетрадях

Устанавливают тип наследования

Сообщение учащегося (презентация «Генные заболевания человека»)

Сообщение учащегося (доклад)

Сообщение учащегося (презентация «Хромосомные заболевания человека»)

.Физкультминутка

Физкультминутка под музыку

Гимнастика для глаз, позвоночника

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные знания)

4. Закрепление знаний:

Составление родословной

Презентация «Генетика и здоровье»

Составление родословной своей семьи

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5. Домашнее задание: §50

1. Докончить выполнение работы по составлению родословной

2.Записи в тетрадях выучить.

Опережающее задание: сообщения:

Профилактика наследственных заболеваний

Записывают в дневник, выбирают творческие задания

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Составить сенквейн

Генетика

Наследственные сцепленные

Передаются наследуются сохраняются

Хромосомные заболевания человека

Здоровье

- выставление оценок и их комментирование

Сообщения о профилактике вредных привычек

Составляют свой вариант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...

Разработка мероприятия "День Здоровья"

День Здоровья празднуется 7 апреля. К этому дню в нашей школе всегда проходят различные мероприятия, а непосредственно в День Здоровья мы проводили линейку, игру по станциям и "Веселые старты"! ...

Методическая разработка классного часа «Здоровые дети –в здоровой семье» для 6-8 классов

Задачи: 1. Напомнить основные правила здорового образа жизни. 2. Мотивировать обучающихся к ведению здорового образа жизни. 3. Развивать внимание, мышление, речь, умение обучающихся работать ...

Методическая разработка. Квест-игра “Здоровым быть -это здорово!" ( Коллективное Творческое Дело в рамках “Недели здоровья”)

Игра-квест «Здоровым быть- это здорово!» направлена на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия...