Урок биологии по теме "Грибная охота"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Климшина Вера Васильевна

Образовательные задачи, решаемые на уроке «Грибная охота», направлены на усвоение системы знаний о роли грибов в природе и жизни человека, и формирование важных практических умений отличать съедобные грибы от несъедобных.

Развивающие задачи урока направлены на совершенствование процессов мышления, через овладение умениями анализировать, выделять главное, сравнивать. И, конечно же, важное место уделяется на уроке развитию речи обучающихся: чем богаче язык – материальное выражение мыслей – тем богаче мышление.

Воспитательные задачи урока направлены на развитие коммуникативных навыков, через приобретение опыта работы в группах, на развитие эмоциональной и мотивационной сферы обучающихся. Большое внимание на уроке уделяется вопросам экологического воспитания, направленным на формирование ответственного отношения к природе и самому себе – как части природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Урок биологии в 6 классе

тема «Грибная охота»

  Учитель биологии

Климшина Вера Васильевна

2012 год

Грибная охота

Цель:  познакомить обучающихся с правилами безопасного поведения в природе при сборе грибов

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать знания о съедобных и несъедобных грибах;
  • выявить признаки несъедобных грибов;
  • научить отличать грибы съедобные от несъедобных;
  • раскрыть роль грибов в природе и жизни человека

Развивающие

  • развивать умение выделять главное, сравнивать, анализировать;
  • развивать мышление посредством решения проблемных задач;
  • развивать  познавательный интерес к биологии

Воспитательные:

  • формировать умение работать в группе;
  • формировать ответственное отношение к собственному здоровью;
  • воспитывать бережное отношение к грибам и местам их обитания

Оборудование: Проектор, компьютер, экран; презентация по теме;

раздаточный материал - конверты с заданиями для учащихся

№ 1 Что возьмем в лес? (1 группа: одежда, 2 группа – обувь, 3 группа – тара для сбора грибов, 4 группа – дополнительные предметы);

№ 2 - загадки, ребус, пословица;

№ 3 -пословицы о грибах (из двух частей);

№ 4 -по 1 мифу о грибах;

№ 5 -изображения трех грибов, в т.ч. один мухомор в каждом конверте,

№ 6 -изображения грибов-двойников: 1) Белый гриб - сатанинский гриб   2) Опята – ложные опята 3)Лисички – ложные лисички 4) Шампиньон – бледная поганка;

№ 7  - по 2 пословицы на группу для формулирования правила грибника.

Форма работы. групповая - основная, индивидуальная, фронтальная

Этапы урока

1. Постановка целей и задач урока. Приветствие, приглашение учителем учащихся в лес на  грибную «охоту».  Учащиеся выдвигают предложения о необходимых знаниях для совершения прогулки в лес. Исходя из этих предложений, формулируется цель урока: знакомство с правилами безопасного поведения в природе и задач урока: получение знаний о грибах ядовитых и съедобных, формирование умения их распознавать.

2. Вводная беседа: Вопросы: Приходилось ли вам ходить за грибами? Когда и где вы собирали грибы? С кем вы собирали грибы? Как вы думаете, когда наши предки стали собирать грибы? 

                               Сообщения учащихся (опережающее домашнее задание – значение грибов в жизни наших предков): Древние люди добывали пищу, охотясь на диких зверей и собирая коренья. Наблюдая за повадками животных, люди подражали им – так были обнаружены съедобные грибы. Когда охотникам не удавалось вернуться с богатой добычей, грибы становились основной пищей племени.  Некоторые народы приписывали грибам магические свойства: дарование бессмертия (Египет – есть их разрешалось только фараонам), приобретение необычайной силы (Латинская Америка, Китай). В Европе долгое время грибы считались пищей бедняков, а в России с  наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. В Карелии, лесном крае, грибы издавна были большим подспорьем в питании населения. Их заготавливали впрок в соленом виде в больших количествах. В книге расходов Карельского монастыря за 1551 -1559 годы есть такая запись: "Осьм ведер губ соленых дал пят алтын".  Слово "грибы" появилось только в конце XVI века.  Карелы солили преимущественно серушки и волнушки, трубчатые грибы (белые, подосиновики и подберезовики) сушили, но в небольших количествах.

                                Вопросы: Нравится ли вам собирать грибы? Почему?    

                                Дополнение учителя: Ходить за грибами не только интересно, но и полезно. Японские специалисты подсчитали, что для сохранения здоровья, помимо всего прочего, человек должен провести в лесу не менее 200 часов в году. В первую очередь подразумевается ходьба, сбор ягод, грибов и другие виды активного отдыха, с тем, чтобы увеличить энергетические затраты организма.

3. Актуализация знаний. 

1) Что возьмем в лес?                                           

 Учитель: Предлагаю вам взять конверты № 1. В них имеются картинки с разными предметами. Наша задача отобрать те, которые позволят нам комфортно чувствовать себя в лесу. (1 группа: одежда, 2 группа – обувь, 3 группа – тара для сбора грибов, 4 группа – дополнительные предметы). По окончании отведенного времени нужно объяснить, почему мы взяли эти предметы. Обсуждение результатов: 1) Одежда – головной убор, плотно прилегающие к запястьям рукава, а к шее – воротник -защищает от клещей;                                                                             2) обувь – резиновые сапоги – грибы любят сырость; высокая обувь поможет нам защититься от возможной встречи со змеями,  которые тоже обитают в наших  лесах.                                                                                                                               3) корзина – корзина свободно пропускает воздух, из-за этого грибы долго остаются свежими в ней, не мнутся и не крошатся, а самое главное — не та согреваются, как скажем в ведре или в пакете. А согревание грибов — это очень плохо, ибо, если грибы хоть немного заражены личинками насекомых, при согревании они начнут очень быстро червиветь и портиться.                                                              ножик (грибы нельзя, это портит грибницу и вредит лесу)

4) средство от комаров и клещей, компас.

               2)  Где искать грибы?                         

              Учитель: давайте определимся, где мы будем искать грибы? Собирать грибы мы будем в лесу. Но лес очень большой, его не обойдешь за один день. Какие же места любят грибы и почему? Давайте разберемся.  Народная примета: Когда жарко да сухо, грибы под деревья собираются, когда сыро да тепло — на поляны разбегаются. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором от него расстоянии.

Вопрос: Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева – у ствола, поэтому и “жмётся” гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.

Пословица: Где родится один масленок — там маслята ползут из пеленок. А лисички, грузди, волнушки — все с детьми, как с цыплятами клушки. Вопрос: В чем смысл этой пословицы?

Ответ: Грибы размножаются спорами и грибницей, поэтому по одному не растут.

Четверостишие о грибах:

           В лес осиновый пойду - подосиновик найду,

     Собирать маслята мне, в ельнике иль сосняке.
    Под березой встречу я - груздь, волнушку, валуя,
    Ну а белый гриб хорош, и вблизи дубов найдешь  

Вопрос: Почему грибы чаще всего произрастают рядом с определенными видами деревьев?

Ответ: Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму, т. е. симбиоз. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень, или микоризу. Грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые поступают из нее в корни.

Обобщение: В сухое и жаркое лето грибов больше в тени, под деревьями или на склонах между впадинами и небольшими возвышенностями, где достаточно и влаги, и тепла. Если лето влажное, грибы надо искать на сухих возвышенных местах, где влаги меньше и почва лучше прогревается. Там, где почва сильно покрыта мхом или травяной покров слишком густ, грибов бывает мало. В дождливое прохладное лето плодовые тела грибов растут дальше от ствола дерева, а в засушливое — ближе.

4. Изучение нового материала. 

         1) ГРИБНЫЕ ЗАГАДКИ Много загадочных явлений связано с грибами. Вот одна из них.    Еще в старину люди заметили, что грибы растут по кругу, в центре такого круга, земля голая, будто выжженная, и на ней не растет ничего. В Голландии эти круги, считали местом, где черти сбивают масло, в России - местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету название - «ведьмины круги». Поэтому грибы с таких полянок не только не собирали, но и старались уйти подальше.  (Предлагается учащимся самим ответить на этот вопрос, если ответа нет, продолжить) Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая посередине. В центре круга не растут растения, так как  грибница забирает почти всю воду и питательные вещества, которыми питаются и растения. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.                                                                                                              

Учитель: Я предлагаю вам отгадать загадки о грибах попроще. Каждая группа отгадывает загадки о грибах. (Конверт № 2) Зачитать вслух, сказать ответ.

Ходят в рыженьких беретах —
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются...

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я...

Возле леса, на опушке
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый...

Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна.

            Учитель: Всем известно, что не каждый грибник с охоты вернется с полной корзиной. Грибы умеют хорошо прятаться. Разгадайте ребус  и назовите гриб.

           Учитель: Чтобы набрать много грибов, нужно быть очень внимательным. Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы все клетки, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной клетки и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы следуя за линией, можно было бы прочесть примету о грибах.

Т

И

Ш

Ь

.

Е

Ш

Ё

Р

Е

И

,

Б

А

Б

Д

Ь

О

Н

Е

Ё

Ш

Л

Ь

Ш

           Учитель:  Знания о грибах и грибной поре, веками накопленные народом, закреплены в пословицах, поговорках и приметах. Они очень помогут начинающему грибнику. Задание: составить пословицы из двух частей: начало в первом столбце, окончание – во втором. (конверт № 3)

НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ -

ВЕРНАЯ ГРИБНАЯ ПРИМЕТА

ПЕРВЫЙ ТУМАН ЛЕТА -

НАДО РАНО ВСТАВАТЬ

ЧТОБЫ ГРИБОВ КРЕПКИХ НАБРАТЬ,

ГРИБЫ ХЛЕБУ ЗАМЕНА

ПО ГРИБЫ ХОДИ НЕПРЕМЕННО -

ДА СВОЙ УМ НЕ ТЕРЯЙ

РАЗГОВОРЫ О ГРИБАХ ПРИМЕЧАЙ,

ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ

          2) «ВЕРЮ, не ВЕРЮ» Одна из пословиц «Разговоры о грибах примечай, да свой ум не теряй».  Существуют народные "меры предосторожности", которые многие принимают на веру. Но надеяться на то, что они уберегут вас от случайно попавшей на обеденный стол поганки не стоит – большинство из них просто мифы (конверт № 4)

1. Опущенная в грибной отвар серебряная ложка или монета темнеют, если в кастрюле есть ядовитые грибы.  Серебро темнеет от химического влияния на него аминокислот, в которых есть сера - они есть и в съедобных грибах, и в ядовитых.

2. Личинки насекомых не едят ядовитые грибы. Едят - и ядовитые грибы, и съедобные.

3. Ядовитые грибы пахнут неприятно, съедобные - имеют приятный аромат.  Не всегда. Бледная поганка имеет сладковатый, весьма приятный запах, как и луговой шампиньон.

4. Отравиться можно только ядовитыми грибами. Нет, не только, если гриб старый,  рос возле дорог, он становится опасным.                                                                                                                                                                6) ГР

3) «ГРИБНАЯ КОРЗИНА» Итак, мы вооружились необходимыми знаниями и теперь можем заходить в лес. В карельских лесах в настоящее время встречается около  100  видов грибов, но спросом пользуются около 8.  Перед походом в лес учащиеся зачитывают скороговорки о грибах: 1) Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди грибок!  2) Любые грибники любят брать боровики. 3) Опять пять опят у пяти ребят.  4) Махаон порхал над мухомором  Задание: в конверте № 5 у каждой группы есть рисунки (муляжи) с изображением грибов и карточки со слогами. Нужно выбрать съедобные грибы и положить их в корзину. Каждый гриб мы должны назвать. Помогут в этом карточки со слогами.

             Учащиеся рассматривают предложенные изображения грибов, находят съедобные грибы, кладут их в «корзину». Из карточек, на которых записаны слоги из, составляют названия грибов. Для каждой группы предлагается комплект из 3 грибов, один – несъедобный (мухомор). После «сбора» команды отчитываются, отчет дублируется показом слайдов.

1 группа: МУ-ХО-МОР,   ДОЖ-ДЕ-ВИК,  ПОД-БЕ-РЕ-ЗО-ВИК

2 группа: МУ-ХО-МОР, ВОЛ-НУШ-КА, ПО-ДО-СИ-НО-ВИК

3 группа: МУ-ХО-МОР (вонючий), ГРУЗДЬ, О-ПЯ-ТА

4 группа: СЫ-РО-ЕЖ-КА, МУ-ХО-МОР, МО-ХО-ВИК

Обсуждение: какие возникли затруднения при сборе грибов: С чем они связаны?

                   4) «ГРИБЫ-ДВОЙНИКИ»  Никто из вас не ошибся, не положил мухомор в корзину. Почему?  А почему тогда ошибаются некоторые грибники и приносят домой несъедобные грибы?

У учащихся на столах конверты № 6 с изображением грибов-двойников с описание. Прочитать описание грибов,  выбрать съедобный гриб, положить его в корзину. Прокомментировать классу свои предположения, указать съедобный и ядовитый гриб на слайде.

1) Белый гриб- сатанинский гриб             2) Опята – ложные опята                       3)Лисички – ложные лисички                    4)Шампиньон – бледная поганка

                          Закончили мы сбор грибов, съедобные лежат в корзине, а что же сделать с оставшимися? Выслушиваются предложения учащихся. Общий вывод: несъедобные грибы должны остаться в лесу, они играют важную роль в жизни леса, нужны животным. Изображения грибов, не попавших в корзину, учащиеся крепят с помощью магнитов на лесной полянке (на магнитной доске)

5. Закрепление материала. Теперь мы с вами много знаем о грибах. Наши корзины полные. Я предлагаю вам поработать в группах и составить памятку «Советы грибникам». Помогут вам справиться с этим заданием пословицы. Прочитайте  пословицу, обсудите ее смысл, сформулируйте правило для памятки грибника (конверт № 7).  

= Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу.

=Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка  

= Собирай только хорошо знакомые грибы

= Бойся гриба не червивого, а старого.

= Бери гриб в пору, а не с пуговицу. От нее в лукошке шиш получишь, а хороший гриб загубишь.

=Старые и очень маленькие грибы оставляй.

= Не собирайте грибы вблизи промышленных предприятий, дорог.

=Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке.  Выдранный с землей гриб — навек погиб.                                 =Под большим деревом и гриб вольготней живет

=Собирай грибы, не разрушая грибницу

= У мухомора свое назначение, он для человека и зверя лечение.      = Плоха поганка, да, знать, нужна

= Не срывай грибы, которые тебе будут не нужны.

В зависимости от времени, оставшегося на уроке, совет можно:

А) Озвучить

Б) Записать на шляпке шаблона гриба и поместить на магнитную доску.

В) Нарисовать знак (по принципу дорожных: разрешающий, предупреждающий или запрещающий), закрепить на доске

6. Домашнее задание. Собрали мы грибы, можно возвращаться домой. Теперь важно сохранить грибы, не испортить. Домашнее задание (выбор учащегося): 1) Составить рассказ о заготовке грибов (в помощь к составлению рассказа учащимся предлагается план или вопросы: почему необработанные грибы портятся, какие способы заготовки существуют, какие грибы солят, какие грибы сушат)

2) Используя книгу «Карельская кухня» Р.Ф. Никольской оформить рецепт грибного блюда  3) Зарисовать грибы-двойники, раскрасить их.

7.Выставление оценок

Оценки за урок выставляются на основании оценочного листа, заполняемого наблюдателями. Наблюдатели в течение всего урока по определенным критериям оценивали работу одноклассников и подводили общие итоги.

Оценочный лист:

Фамилия, имя ученика

Не работал по заданию в группе

Отвечал, но неправильно

Отвечал правильно

Примечание

8.Рефлексия. Прием «Неоконченные предложения»:

Мне на уроке понравилось…

Мне показалось трудным…

Я бы еще хотел…

Поделитесь своими впечатлениями от грибной охоты. Что понравилось? Что не очень? Что запомнилось? Что было интересным? Почему нужно всем знать правила грибной охоты? Почему важно их соблюдать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...