Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Гулакова Марина Владимировна

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,

                            2. Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов,

             3.  Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.

Тип урока: комбинированный, с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • увеличительные приборы (микроскоп, лупа),
  • измерительные приборы (мерный цилиндр, часы, весы, градусник, линейка),
  • лабораторное оборудование (колба, пробирка, фарфоровая чашечка, штатив, спиртовка),      
  • презентация «Методы исследования в биологии» (в программе Power Point).

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

         -основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.

Учащиеся должны уметь:

         -пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием,

         -проводить фенологические наблюдения,

         -соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

         -под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение,

         -под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы,

         -определять существенные признаки объекта,

         -составлять план текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_metody_issledovaniya_v_biologii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии на уроках биологии

Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

(учитель – Гулакова М.В.)

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,

                            2. Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов,

             3.  Прививать любовь к природе и интерес к её изучению.

Тип урока: комбинированный, с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • увеличительные приборы (микроскоп, лупа),
  • измерительные приборы (мерный цилиндр, часы, весы, градусник, линейка),
  • лабораторное оборудование (колба, пробирка, фарфоровая чашечка, штатив, спиртовка),      
  • презентация «Методы исследования в биологии» (в программе Power Point).

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

        -основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.

Учащиеся должны уметь:

        -пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием,

        -проводить фенологические наблюдения,

        -соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

        -под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение,

        -под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы,

        -определять существенные признаки объекта,

        -составлять план текста.

        

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний:

Вводное слово учителя:

        На прошлом уроке мы говорили, что биология – это наука о жизни, о живых организмах, о природе, которая нас окружает. (1 слайд)

         Ещё великий Гёте сказал, что «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Как же прочесть это содержание? Как поподробнее с ним познакомиться и узнать все тайны и загадки природы? Каким же образом изучают природу и учёные, и ученики школ, и любой другой человек, который захотел поближе познакомиться с ней? Именно это мы и должны сегодня выяснить. (2 слайд) Тема нашего урока: «Методы исследования в биологии».

        Как вы считаете, какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? Что бы вы хотели на нем узнать? Чему научиться?  Итак, сегодня на уроке мы будем решать следующие задачи: (3 слайд).

3.Изучение нового материала.

Как сказал мудрец, всё гениальное просто! Поэтому важную и серьёзную тему я бы хотела начать, в качестве разминки, с лёгких и простых загадок (4 слайд):

1.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.

   Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.

2.Невидимкой, осторожно он является ко мне,

   И рисует, как художник, он узоры на окне.

   Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.

    Как рисует он красиво белой краскою одной!

3.У нас под крышей белый гвоздь висит.

   Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.

4.В тихую погоду нет нас нигде,

   А ветер подует – бежим по воде.

         С этим вы легко справились, а теперь задание чуть сложнее: скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?

        Правильно. Люди, прежде чем составить такие загадки, сначала внимательно наблюдали за природой. А что по-вашему значит – наблюдать? Молодцы. Давайте найдем определение этого метода, оно дано в учебнике на стр. 10. и запишем в тетрадь.  А что может помочь нам наблюдать за природой? (5 слайд)

        Скажите, а в начальной школе вы проводили какие-либо наблюдения?

А какие наблюдения за погодой можно провести, глядя в окно? Кто может прокомментировать, какая сегодня погода? А чем ещё очень часто дополняют сведения о погоде? Конечно, температурой. А её тоже можно определить, просто посмотрев сейчас в окно?

        А градусник, ребята, - это уже измерительный прибор. Любые приборы, на которых есть какая-либо измерительная шкала или градация, можно отнести к измерительным. Некоторые измерительные приборы вы видите на слайде (6 слайд). А какие измерительные приборы вы видите у меня на столе? Для измерения чего они используются?

(часы – время,  мерный цилиндр – объем,  весы – масса,  градусник – температура,  линейка – высота и длина)

        Раз вы так много знаете об измерениях, значит, этим методом вы уже давно умеете пользоваться, а вот то, что это метод изучения природы – вы, наверное, узнали только сегодня. Итак,  (7 слайд, запись в тетрадь).

        А чтобы узнать о третьем методе исследования, я опять хочу вернуться к загадкам. Постарайтесь понять, что помогло человеку составить такие загадки (8 слайд).

  1. По снегу покатите, – я подрасту.

На костре согреете, – я пропаду.

  1. Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.

Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.

  1. Лежит на земле: ни закрасить,

Ни соскоблить, ни завалить.

  1. Прозрачное стекло –

В воде не тонет, в огне не горит.

        Так что же человеку необходимо было сделать, прежде, чем составить такие загадки? Скорее всего, он не только наблюдал за объектом, но и пробовал что-либо изменить, поэкспериментировать. Например, природный лёд можно увидеть на поверхности воды. В воде он, действительно, не тонет. Человек же взял его и попробовал на прочность огнём. Если кусочек льда бросить в огонь, то гореть он там, конечно, не будет, но зато расплавится, растает. Подобные действия  называются  - опыт или эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба». Это ещё один метод изучения природы. (9 слайд, запись в тетрадь)

 При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление, при необходимости – повторяет. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит, может также изменить условия и ещё раз пронаблюдать за изучаемым объектом.

        Очень широко применяет опыты в своих исследованиях наука химия. С этой интереснейшей наукой вы начнёте знакомиться в 8-ом классе, а пока давайте попробуем назвать то лабораторное оборудование, которое я вам принесла, пользуясь рисунком стр. 11,12. При проведении лабораторных работ важно правильно использовать оборудование и строго соблюдать правила техники безопасности при работе с ними (работа с учебником, стр. 13).

4.Подведение итогов урока.

        

Наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось подвести итоги. Ещё раз вспомните, какие цели мы ставили перед собой на сегодняшний урок и проанализируйте, достигли ли вы этих целей:

  1. Знаете ли вы теперь, какие три основных метода изучения природы существуют? Назовите их.
  2. Применяли вы сегодня на практике наблюдение? Измерение? Эксперимент? Понравилось?
  3. Возникло ли у вас желание узнавать тайны природы, изучать её? А вообще вам нравится предмет биологии?

  1. Рефлексия.

Довольны ли вы своей работой на уроке? Я очень рада, что изучение природы вызывает у вас интерес, ведь природа такая прекрасная и удивительная, как же её не любить?!

Многие писатели и поэты очень любили наблюдать за природой, восхищались ею. Свой урок я хочу закончить строками поэта А. А. Фета, который считался превосходным знатоком природы. Он написал стихотворение «Весенний дождь», наблюдая за природой и, конечно же, любя её.  

                                Ещё светло перед окном,

                                В разрывы облак солнце блещет,

                                И воробей своим крылом,

                                В песке купаяся, трепещет.

                                        А уж от неба до земли,

                                        Качаясь, движется завеса,

                                        И будто в золотой пыли

                                        Стоит за ней опушка леса.

                                Две капли брызнули в стекло,

                                От лип душистым мёдом тянет,

                                И что-то к саду подошло,

                                По свежим листьям барабанит.

        

Спасибо всем за урок.

6.Инструктаж домашнего задания.

Изучите параграф 2, приготовьте рассказ о методах исследования в биологии.

Изучите правила техники безопасности в биологическом кабинете.

Проведите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений осенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"

Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как  самостоятельной группы хордовы...

Урок по ФГОС 5 класс «Методы исследования в биологии»

Урок по ФГОС  5 класс «Методы исследования в биологии»...

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии». Урок проектной деятельности.

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии».Урок проектной деятельности. Дата проведения сентябрь 2017 г. Учитель биологииМакарова Анна МихайловнаОУМБОУ &l...

Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"

В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...