Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"
статья по биологии

В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях.самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_bilogii.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

с.Орша

2019г.

Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

        В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

        Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и  аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

              Развитие качеств личности, как утверждает педагогика, зависит от разнообразия видов деятельности. Учебный предмет биология обладает этим свойством в полной мере. В своей педагогической практике я использую разные приемы и педагогические технологии, задачей которой является развитие положительной динамики личности школьника, освоение навыков самореализации, саморазвития, самоуправления, а это невозможно без работы с разными источниками информации, многообразие которых стремительно растет.

В течение последних лет я систематически осваиваю и внедряю новые педагогические технологии:

         - информационно - коммуникативные

         - личностно - ориентированное обучение,

         - система информационной оценки «портфолио»,

         - метод проектов,

         - исследовательские методы в обучении,

         - игровые технологии,

         - здоровье - сберегающие.

          Современная система образования не возможна без применения информационных технологий. В своей педагогической практике я использую информационно-коммуникативные технологии на разных этапах урока, для этого использую электронные учебники, тестовые работы, электронные презентации.

          Работая с электронным учебником «1С: Репетитор. Биология»  на уроках биологии дает возможность каждому ученику выбрать свой темп обучения и контролировать уровень своих знаний. Электронный учебник использую на разных этапах обучения: объяснении нового материала, повторении и закреплении, контроле знаний. Материал электронного учебника позволяет использовать интерактивные модели, для более наглядного восприятия сложного материала курса биологии. Уроки с использованием проходят в более непринужденной обстановке, повышается интерес к изучению материала. При изучении темы «Членистоногие» с использованием ИКТ, результативность обучения выросла на 12%, по сравнению с другими темами, что позволяет ученику как самостоятельно так и индивидуально изучить сложные темы в курсе биологии, используя свои индивидуальные особенности и темп обучения, реализуя материал учебника и дополнительные источники информации. Использование данных пособий повысил интерес в изучении предмета и результативность обучения.

        Для проверки знаний учащихся я использую прикладную программу «Тесты по биологии». Программа представлена обобщающими тестами по темам «Эволюция», «Жизнь растений», «Корень» и т. д для 6-7 классов. В программу заложены возможности скорректировать ранее созданные тесты так и создавать новые тесты. Новизна и ценность этой программы состоит в том, что она дает мне возможность ( и другим предметникам) создавать тесты за курс основной и средней школы в рамках данной программы.

        Таким образом, работа по все более глубокому внедрению информационных технологий в учебный процесс на уроках биологии будет продолжена. Т.к. несомненна её польза для повышения качества обучения школьников, усиления интереса к предмету, активизации стремления учащихся к познавательной деятельности. Использования компьютера, как средства обучения, а не в качестве игрушки. Использование ИКТ на уроках биологии дает мне возможность:

      - индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения,

      - осуществлять контроль усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся,

      - визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране данного процесса,

      - наладить меж предметную связь между предметами биология и информатика,

      -развивать коммуникационные компетенции учащихся.

       Одной из базовых задач является формирование здоровья ребенка и обучение ученика сохранять свое психическое и физическое здоровье. Эта проблема может решиться при использовании личностно-ориентированного подхода в обучении, который изменяет условия приобретения знаний, помогает развивать личностно- адаптивные компетенции: принимать новые решения, проявлять гибкость в деятельности, общении, быть упорным и стойким.

      Метод проектов я использую  всегда. Создавать мини-проекты мы с учениками начинаем с 6 класса, когда изучается растительный организм. У учащихся возникает интерес узнать новую информацию о водорослях, лишайниках, бактериях и др. Результат деятельности – проекты по темам: «Водоросли», «Лишайники» «Бактерии», выполненные в форме рефератов и таблиц. В 8-х классах учащихся интересует строение собственного организма, они пытаются найти решение для себя по введению здорового образа жизни. Это выливается в создание групповых проектов «Наше здоровье в наших руках» и индивидуальных: «Красивая фигура», «Что мы едим», «Личная гигиена». Индивидуально –групповая работа помогает учащимся снизить стрессовую ситуацию, повысить свою самооценку, выступить в новом качестве перед преподавателем, когда защищают свой проект. В своей практике применяю создание проектов –плакатов, например «Мы против курения», «Нет наркомании», «Я за здоровый образ жизни».  Учащиеся 9-х классов выходят на более высокий уровень создания проекта «Экология школьного двора», «Мой двор», где решают более серьезные проблемы.  

        Психологами установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности. Для формирования этого умения я предлагаю своим ученикам создать тематические «портфолио», где каждый ученик сам организует и контролирует вид учебной деятельности, само-анализирует свою работу и дает ей самооценку. Ценность работы заключается в том, что «оценку» работе дает не только учитель, но и родитель. Я использую тематические «портфолио» по теме «Хордовые», «Птицы», «Членистоногие» - групповые и индивидуальные. Вовлекая в процесс деятельности родителей, учащиеся и взрослые больше общаются, гордятся проделанной работой и реально оценивают труд ребенка. Такие работы я провожу раз в год, согласно потребностям ученика и его психофизическим возможностям, так они очень трудоемкие и долговременные. Лучшие работы используются при изучении биологии на уроках в других классах.

         Таким образом, используя методы технологии личностно ориентированного подхода, я развиваю интерес к предмету, формирую личностно-адаптивные компетенции, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться и ориентироваться в разнообразных ситуациях.

       Научно-исследовательская, научно-практическая деятельность решает задачи, которые требуют от человека новых качеств: прежде всего способность к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. В своей педагогической деятельности для реализации этих качеств я использую написание реферата . Реферат можно рассматривать, как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае ее заменитель. Реферирование решает, прежде всего, учебные задачи, такие как обучение, составление обзора литературы, сопоставление различных точек зрения по различным темам . Младшие школьники стараются брать пример со старших и то же участвовать в таком виде работы. Они получают навыки работы с научной литературой на уроках ботаники, создавая сообщения по интересующей их теме. В старших классах я использую конференции на уроках общей биологии по теме «Экология», «Антропогенез». Уроки проходят в дружественной обстановке, учащиеся учатся отстаивать и доказывать свою точку зрения.

         В процессе изучения биологии используется исследовательский метод обучения, который помогает школьнику развивать соответствующие компетенции. Главная моя задача состоит в научении алгоритму ведения исследования, навыкам которые могут быть использованы в исследовании любой сложности. Постановка эксперимента начинается в 5 классе, где учащиеся учатся наблюдать за природой, ставить первые опыты по выращиванию гриба мукора, семян фасоли и др. Эти работы доставляют детям радость и узнать новое об окружающем мире. На весенних и осенних экскурсиях каждая группа получает задание для исследования, пишет отчет в творческой форме. Эта работа помогает выработать навыки работы с природными объектами и развивать исследовательские компетенции. Важное место занимает в моей работе исследование по родным местам: «Мир вокруг школы», «Флора и фауна в наших местах»

        Успешное использование учителем современных образовательных технологий подтверждается позитивной динамикой учебных достижений учащихся, позитивными результатами учащихся во внеурочной деятельности (результаты конференций и олимпиад), избирают свой жизненный путь с предметом биология. Результаты психолого-педагогического мониторинга подтверждают устойчивость интереса к предмету биология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития уровня мотивации к изучению предмета

Данный материал можно использовать в качестве доклада или выступления на методическом объединении или педсовете. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения ...

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

использование современных педагогических и информационных технологий на уроках истории

В работе обозначена специфика работы учителя на упрках истории с детьми с ОВЗ  в соответствии с ФГОС,   предложены активные методы и приемы обучения (из опыта учителя)....

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....