использование современных педагогических и информационных технологий на уроках истории
методическая разработка по истории на тему

Филимонова Ирина Евгеньевна

В работе обозначена специфика работы учителя на упрках истории с детьми с ОВЗ  в соответствии с ФГОС,   предложены активные методы и приемы обучения (из опыта учителя).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе реализации системно-деятельностного подхода

 (из опыта работы с детьми с ОВЗ)

А.А.Алексеев, И.Н.Логвинова, И.Е.Филимонова

Белгородская область

ГБОУ "Белгородская коррекционная общеобразовательная  школа-интернат № 23"

« Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдём у них завтра».

Джон Дьюи, американский философ.

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ",  в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учителями истории ГБОУ "Белгородская коррекционная общеобразовательная  школа-интернат № 23" используются в планировании своих уроков следующие нормативно-правовые документы, определяющие деятельность учителя истории:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.;

2.Федеральные государственные образовательные стандарты;

3.Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ»;

4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Независимо от социального положения, физических и умственных способностей глухих и слабослышащих обучающихся инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню образования.

Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика,  ее активного умственного роста,  глубокого и осмысленного усвоения знаний,  для формирования ее нравственных основ.

          Основные требования в соответствии с ФГОС, которые предъявляются к уроку в коррекционной школе:

  • реализация на уроке общедидактических и коррекционных принципов;
  • создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся, используя наглядность и образность при подаче учебного материала;
  • эффективное применение педагогических средств воздействия на обучающихся с использованием достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
  • учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
  • соблюдение научности и достоверности усваиваемых знаний, с их практической направленностью;
  • формирование необходимых  умений и навыков, когнитивных функций.

       Коррекционная работа на уроках истории и обществознания в классах глухих и слабослышащих учащихся предполагает  использование учителями специальных приёмов обучении и организации процесса обучения. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется особое внимание.

Уроки  истории в соответствии с ФГОС  для  обучающихся  с ОВЗ  имеют свою специфику:
1. Замедленность темпа  подачи учебного материала.
2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
3. Применение различных приемов для интенсификации умственной деятельности обучающихся (решение познавательных задач, закрепление темы многократным повторением, практическая работа с историческими источниками и т.д.).
4. Решение задач социализации  обучающихся с максимальной опорой  на его личный опыт.

Глухие и слабослышащие обучающиеся, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно их применять. При умственном напряжении они  подчас отказываются дальше работать. Скорость мыслительных операций у них замедлена, навыки  коммуникации неразвиты, и вследствии этого глухие и слабослышащие дети не могут определить  границы между знанием и незнанием. Они не в состоянии поставить цель и затрудняются подвести  итог (сделать обобщение, вывод), забыв какие задачи ставились в начале урока. Возможность вероятностного прогнозирования событий, извлекаемых как из памяти так и из внешней среды у таких обучающихся слабо выражена.

 Реализация коррекционно-развивающих задач предполагает включение в урок специальных  упражнений для совершенствования базовых психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер.  На уроках практикуется включение заданий с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный). Используются следующие активные методы и приёмы обучения:

-  сигнальные карточки при выполнении заданий с информацией (плюс– минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами, датами…);

- использование интерактивной доски при выполнении творческих заданий (составление кроссворда; карт-схем; ассоциативного ряда…);

- смена вида деятельности в ходе урока снижает психо-эмоциональную перегрузку детей;

- формирование коммуникативной функции обучающихся на уроках позволяет активнее развивать устную речь: монологическую, диалогическую (дискуссии, эвристические беседы, постановка вопросов, пополнение активного словаря…);

- активные методы рефлексии (настроения, эмоционального состояния, деятельности).

Использование ИКТ на уроках истории облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия. Эмпатия содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Так готовясь к уроку, учителя истории готовят разнообразные задания, исходя из учебных возможностей учащихся, индивидуального темпа работы и способов проработки учебного материала:

  • мультимедийные презентации;
  • видеоуроки, фрагменты видеофильмов, аудиоматериалы;
  • наглядно-иллюстративный материал (портреты, предметы быта, памятники культуры), электронные карты, схемы сражений;
  • дидактический материал, тесты и задания к  занятиям.

Итак, современный урок истории для детей с ОВЗ - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход в обучении.
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок комфортный для каждого   ученика;
  • урок, где происходит  стимулирование познавательной активности обучающихся;
  • урок  взаимного  сотрудничества и  взаимопонимания.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

                                              Литература:

  1. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
  2. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos.

                                                        Источник:

  1. http://pedsovet.org/content/view/24927/251/
  2. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития уровня мотивации к изучению предмета

Данный материал можно использовать в качестве доклада или выступления на методическом объединении или педсовете. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения ...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике

Пофессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе передачи информации. Наша роль стать органи...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...

Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"

В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...