Конспект урока "Сон и его значение"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Мовчан Анна Евгеньевна

Учебный предмет-биология, класс-8. Учитель-Куликова Галина Алексеевна, учитель биологии МОУ Гимназии № 16 Тракторозаводского района города Волгограда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока; «Сон и его значение».

Цель: Сформировать представление о физиологии сна и сновидений, их значении

  1. знать цикличность  сна, изменения в организме, происходящие во время сна;
  2. обосновывать  правила, предупреждающие нарушение сна.

Задачи:

  1. На основе анализа собственного опыта и текста учебника выявить природу и фазы сна и дать определение этому понятию.
  2. На основе анализа текста учебника  познакомиться с правилами  гигиены сна.
  3. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

 Оборудование: презентации  «Сон, его значение», «Биологические ритмы»,  карточки «Алгоритм урока» и памятка-рекомендация  «Гигиена сна».

                                                   Ход урока

П. Изучение нового материала.

I.  Загадка; Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдет. (Сон)

                  Что слаще сладкого? (Сон)

                  Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

-  Кто видел сегодня сон?-  Кто его помнит?

I. Этап  актуализация знаний:

- Вспомните, что вы чувствуете, когда плохо спали ночью?

 - Как вы думаете : Почему мы спим ночью, а днем бодрствуем? С чем это связано?

Это связано с биоритмами. Ведь все живое, что существует на нашей планете подчиняется  единому ритму.

Биоритмы человека – это периодически повторяющиеся изменения                                                 биологических процессов в организме человека:  (показ слайдов)

II. Этап создания проблемной ситуации:

Проблемная ситуация: Одной из самых страшных казней в древней  Англии, Египте и Китае существовала самая мучительная казнь - лишение сна.

Проблемный вопрос:

- Почему человек  не может обходиться без сна? Нужен ли сон человеку? Зачем?

 - Почему в народе говорят: «Утро вечера мудренее»?

Запись темы на доске: «Сон и его значение».

Мы сегодня должны:  узнать что такое сон, его значение, что происходит с человеком во время сна, познакомиться с правилами, предупреждающими нарушение сна.

III. Этап открытия новых знаний:

- Так что же такое сон? Как вы думаете?    (ответы детей) 

сон - это необходимая часть нашей жизни.

Сегодня мы будем работать по алгоритму, который находится у вас на партах, правильный ответ мы найдем, выполнив задание №1

Задание № 1. Прочитайте текст учебника (1- 2 абзац) на стр.345, сформулируйте определение сна и сопоставьте его с собственными знаниями. Запишите в тетрадь: Сон - это…  (ответы проверяются)

Сон – часть биологического ритма, периодически наступающее физиологическое состояние  у человека, которое характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшение ряда физиологических процессов     (показ слайда)

Учитель: Ученые исследовали спящих людей с помощью электрофизиологических методик и установили, что  сон неоднороден, он состоит из циклов, которые состоят из 2 фаз? Давайте посмотрим, как же характеризуется фазы сна и сколько времени человек проводит в данные фазы?

Задание№ 2. Используя текст учебника на стр.345, составьте таблицу (работа в парах):

Фазы сна

Особенности сна

Время

(ответы проверяются)

Учитель: Медленный и быстрый сон постоянно сменяют друг друга  (показ слайда)

 Какой сон более полезен для организма?

Чтобы понять значение быстрого сна, людей будили, как только в электрической активности их мозга начинали появляться быстрые колебания биопотенциалов. Днем эти люди были крайне раздражительны, а на пятые сутки у них появились признаки нарушения памяти и психические расстройства. Ничего подобного не наблюдали у другой группы людей, которых будили в период медленного сна. Они чувствовали себя бодрыми, хорошо выспавшимися.

- В рассказе  В. Катаева «Сон» описывается:

«Бойцы конницы С. М. Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилось еще новое - мука борьбы с непреодолимым сном. Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, тяжелой и неподвижной, как ртуть, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки».

- Зачем человеку необходим сон?

Интересные факты. (выступление учащихся)

Задание№ 3. Закончите фразу:  «Сон человеку необходим для… » (ответы проверяются)

IV.  Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, Улыбнулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Учитель: Треть нашей жизни мы проводим во сне. Именно сон - источник нашей бодрости, хорошего настроения и отличного самочувствия. В то время как бессонница - причина многих серьезных недугов.

Но не все люди хорошо спят. Многие жалуются на плохой сон.

Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Каких?

Задание№ 4.  Что способствует здоровому сну? Найдите в тексте учебника (стр. 347) ответ на этот вопрос и составьте памятку-рекомендацию «Правила  гигиены  сна »  (работа в группе)

Составьте памятку-рекомендацию  « Правила  гигиены  сна »

  1. Нужно спать в темном, тихом помещении со средней температурой воздуха.
  2. Во время сна в помещении должен быть свежий воздух.
  3. Спать можно в различном положении, но предпочтительнее -на правом боку.
  4. На спящем должна быть свободная одежда.
  5. Подушка не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой.
  6. Нужно ложиться спать в одно и то же время.

IV. Закрепление знаний:

Давайте проверим ваши новые знания, для этого выполните тест алгоритма.

Задание№ 5.  Выполните тест:

1. Человек во сне проводит примерно:

А) половину своей жизни;

Б) две трети своей жизни;

В) одну треть своей жизни.

2. Сон - особый тип:

А) возбуждения;

Б) торможения.

3. Когда человек видит сны?

А) во время быстрого сна;

Б) медленного сна.

4. Сны видят:

А) все люди;

Б) только некоторые.

5. Все ли участки коры полушария охвачены во время сна торможением:

 А) да;  

 Б) нет.

(ответы проверяются взаимопроверкой) и выводятся на экран доски.

Оценивание ответов учащихся на уроке.

Рефлексия: 

- Что мы узнали на уроке?

- Что такое сон?

(продолжи высказывание):

Сон нам нужен потому что…. 

Я не знал,что

Я не понимал,что

Я выяснил,что

Я познакомился …

Я буду использовать…

Задание на дом: § 55, ответить на вопросы  параграфа.

                              Выполнить задание в раб. тетрадь  (стр.)

Творческое задание на «5» : презентация на тему «Нарушения сна»:

Бессонница, летаргический сон, лунатизм, ночные кошмары

Марина Семкина написала стихотворение о том, что же снится детям.

За окном метель кружится,  

Дети спят уже давно.

Что же им сейчас приснится,

Сколько нежных, тёплых снов?

Может быть коньки и санки,

 Горка снежная , каток

Снятся озорному Саньке,

Кате- шелковый платок.

Может, кот, собака, мышки

Снятся в эту ночь Иришке.

Ну, а малому Антошке

Снятся голуби в окошке.

За окном метель кружится,

Над детьми кружатся сны.

Мы не знаем, что им снится,

Путь будут добрыми они.

Здоровых вам снов!  ( Слайд: Солнышко)

Творческая задача.

Один из Бакинских  изобретателей  предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрываться. В чем ошибка изобретателя? Как действительно должно быть устроено приспособление для предотвращения засыпания водителя? Ответ поясните.

Ответ. Сон - явление, обусловленное работой нервной системы. Сон наступает при выполнении нескольких условий, главное из которых - отсутствие внешних раздражителей. Закрытые глаза являются желательным, но не необходимым условием. Описаны случаи глубокого сна с открытыми глазами. Механизм, предотвращающий сон, должен работать по другому принципу: нерегулярно и постоянно посылать раздражения на нервную систему водителя (чтобы не было эффекта привыкания).

Предложите различные варианты решения проблемы

Возможный вариант решения. Как только водитель заснул, в кабину подается вещество с резким запахом, резкими громкими звуками и человек просыпается. Контроль факта засыпания производят видеокамера и анализатор компьютера.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ПО ТЕМЕ: «СОН, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Цели урока:

·  дидактические: формирование представлений о физиологии сна, природе сна и сновидений, цикличности, его значение в нормальном функционировании мозга;

·  развивающие: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции; развитие творческой, речевой, мыслительной деятельности учащихся; умения выделять главное, проводить сравнительный анализ и делать выводы;

·  воспитательные: формирование личностных универсальных учебных действий через контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов; продолжить гигиеническое воспитание учащихся.

Организационный момент (1-2 мин)

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Результаты деятельности

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Дети выдвигают гипотезу о природе сна и сновидений; значении сна.

Работа с мультимедийным биологические ритмы человека).

Дети обобщают, делают выводы

Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадях.

В тпо записываются определения терминов:

Приведем к размышлению следующие факты:

·  Регулярная смена сна и бодрствования - это необходимый суточный цикл любого живого организма. 1/3 жизни человек проводит во сне, т. е. примерно - 25 лет, из 75. Без сна жизнь невозможна»;

Бессонница мучительна. Неслучайно в древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна

Запишем в тетрадях

Личностные УУД

(смыслообразование)

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Дети, повторяя и обобщая имеющиеся знания, отвечают на поставленный вопрос.

Вопрос: Сон – это общее торможение? Почему в народе говорят: «Утро вечера мудренее»?

Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков)

Дети выдвигают гипотезы и принимают участие в совместном формулировании целей предстоящей деятельности.

Привлечение детей к постановке целей урока.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Работа с мультимедийным приложением к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина(4 часть виды сна). Дети вспоминают алгоритм проведения сравнительного анализа.

Проблемный вопрос: «Действительно ли во время сна прекращается жизнедеятельность организма?»

Регулятивные УУД

(целеполагание, планирование)

Этап открытия новых знаний

Работа с интерактивными динамическими ресурсами в программном обеспечении интерактивной доски SMART Board по курсу биологии 8 класса. В тпо оформляется таблица по сравнительному анализу.

Работа с тпо С.134, № 000

Что происходит с организмом во время сна?

Какие этапы можно выделить во время сна?

Чем характеризуется «медленный» и «быстрый» сон?

Работа с интерактивными динамическими ресурсами в программном обеспечении интерактивной доски SMART Board по курсу биологии 8 класса. Материал учебника С. 236.

Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций)

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Групповое обсуждение происходит в форме беседы, итогом которой становятся выводы.

Организация группового обсуждения заполнения таблицы

Познавательные УУД (способность рассуждать)

Выводы:

·  Сон - это торможение основных отделов коры больших полушарий.

·  Центры сна расположены в гипоталамусе

·  Период сна состоит из нескольких циклов

·  В течение цикла медленноволновый сон сменяется быстроволновым

Физкультминутка –

Этап самостоятельной работы в группах

Дети самоопределяются на работу в группах по темам

Работают с различными источниками информации.

Виды заданий.

Разработать правила гигиены сна, объяснить их.

Сновидения, их причины.

«Сторожевые пункты» коры полушарий.

Виды расстройств сна

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества)

Этап решения заданий творческого уровня

Индивидуальная работа учащихся по проблеме «В чем же основное отличие теории сновидений Фрейда и Юнга?»

Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

Регулятивные УУД (творческая работа)

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Дети обобщают полученные знания, определяют границы собственного «знания» и «незнания», зафиксированные в течение урока. Оценивают себя и друг друга.

С какими затруднениями столкнулись? Насколько интересной оказалась работа по природе сна?

Почему И. М. Сеченов назвал сновидения «различными комбинациями пережитых впечатлений»?

Регулятивные УУД (оценка деятельности)

Личностные УУД

(смыслообразование)

Дети самоопределяются на выполнение домашнего задания (пункт 2 и 3 по желанию)

Домашнее задание

1.С.235-238, подготовить сообщение о познавательных процессах, развитии мышления, речи.

2. Ответить на вопрос. Изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрыться. В чём ошибка изобретателя?

3.Разработайте структуру сайта (страницу в Internete) по теме урока.

Личностные УУД

(смыслообразование

Алгоритм урока  «Сон, его значение».

Задание № 1. Прочитайте текст учебника (1- 2 абзац) на стр.345, сформулируйте определение сна и сопоставьте его с собственными знаниями. Запишите в тетрадь: Сон- это…

Задание№ 2. Используя текст учебника на стр.345, составьте таблицу (работа в парах):

Фазы сна

Особенности сна

Время

Задание№ 3. Закончите фразу:  «Сон человеку необходим для… »

Задание№ 4.  Что способствует здоровому сну? Найдите в тексте учебника (стр. 347) ответ на этот вопрос и составьте памятку-рекомендацию «Правила  гигиены  сна »  (работа в группе)

Задание№ 5.  Выполните тест:

1. Человек во сне проводит примерно:

А) половину своей жизни;

Б) две трети своей жизни;

В) одну треть своей жизни.

2. Сон - особый тип:

А) возбуждения;

Б) торможения.

3. Когда человек видит сны?

А) во время быстрого сна;

Б) медленного сна.

4. Сны видят:

А) все люди;

Б) только некоторые.

5. Все ли участки коры полушария охвачены во время сна торможением:

 А) да;  

 Б) нет.

Памятка - рекомендация  «Правила  гигиены  сна»    

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Роль и значение углекислого газа в природных явлениях"

Представлена  разработка урока с использованием технологии проблемного обучения. На уроке организована частично-поисковая деятельность учащихся, описан проблемный эксперимент, творческое домашнее...

Конспект урока пресс- конференции "Значение крови и кровообращения в организме человека"

Одна из главных задач учителя - совершенствование урока по содержанию и по форме. Поиск веду по разным направлениям: использование различных средств активизации эмоциональных и мыслительных проц...

Конспект урока на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"

Урок биологии по теме:  «Значение физической нагрузки для развития системы органов движения».Цель урока:- раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движени...

Конспект урока по теме: Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°.

Тип занятия: урок-практикумЗадачи занятия:Обучающие: -повторить теоретические знания по теме: «Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника»-систематизировать знания по темеРазвива...

Конспект урока по теме Значение двигательной активности

Конспект урока по ОБЖ для 10 класса по теме Значение двигательной активности...

Конспект урока "Многообразие и значение земноводных"

Урок разработан по теме "Многообразие земноводныхи их значение"...