Сценарий внеклассного мероприятия "Здравствуйте, птицы!"
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Кадачигова Елена Александровна

Повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла, расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся, привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитание любви к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"

Звучит песня “У дороги чибис”.

Ведущая 1: Весна – какое чудо!

Ведущая 2:

Зима недаром злится –

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё гонит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…                (Из произведения Ф.И. Тютчева)

Ведущий. Сегодняшняя игра посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы! Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

Пусть эта игра откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между людьми и птицами! Итак, мы начинаем!

Ведущий :

Поделим всех присутствующих ребят на команды, выберем жюри и начнем игру.

Ведущие раздают флажки.

Кому достались зеленые жетоны, занимайте места слева, кому красные – справа.

Ведущий 1:

Представим уважаемое жюри…

Ведущий 2:

За одну минуту выбрать капитана команды.

Пауза

Капитаны команд представьтесь, пожалуйста.

Представление капитанов команд.

Капитаны команд жеребьёвкой выбирают название команды.

Предлагается два варианта названий команд: “Соловьи” и “Жаворонки”.

Командам выдаются соответствующие эмблемы.

Ведущий 1:

Первый конкурс – разминка  «Отгадай загадку»

Загадки для первой команды:

  1. В болоте плачет, а из болота не идет. (КУЛИК)
  2. Без рук и топорёнка, построена избенка. (ГНЕЗДО)
  3. На шесте дворец, а во дворце певец. (СКВОРЕЦ)
  4. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (ДЯТЕЛ)
  5. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (СОЛОВЕЙ)

Загадки для второй команды:

  1. В воде купался сухим остался. (ГУСЬ)
  2. Спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце. (ЛАСТОЧКА)
  3. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (ПЕТУХ)
  4. Днем спит, ночью летает, и прохожих пугает. (СОВА)
  5. Весной за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (ГРАЧ)

 (Максимальная оценка за представление команды 5 баллов.)

Второй конкурс «Угадай птицу»

Команды должны угадать птицу по отрывку из художественного произведения. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

Задание первой команде.

«В таком возрасте у птенцов необыкновенно добродушный вид. Еще не выросли тонкие ушки-рожки, как у взрослых, и вместо них над глазами, как шишки, два коротеньких пучка пуха. И вся голова в густом пуху, таком мягком и нежном, что ладонь не чувствует его прикосновения. В хвосте и крыльях уже настоящие полетные перья, а на боках, такой же пушистый полупух-полуперо. Головастый птенец в темной пуховой маске похож на простодушного гномика, заблудившегося в ночном лесу и не попавшего к своим. Не найдя ход под землю, кряхтя взобрался он на дерево, чтобы отсидеться там до вечера, и притих, нахлобучив парик – невидимку. Не птица сидит на ветке, а один парик. Под париком короткий, круто загнутый клюв и пара ярких глаз. Кажется, что такие яркие глаза должны светиться в темноте Но не светятся в ночи … глаза ни своим ни отраженным светом. Ночью яркая радужка растягивается в узенькое кольцо, и почти весь глаз занимает огромный черн6ый зрачок. Днем зрачок чуть больше просяного зерна, а глаз как желтый фонарь». ( Ответ: Сова.)

Задание второй команде.

«И в те мгновения, когда вот-вот исчезнет граница между зубчатой стеной леса и потемневшим небом, то ли из облачного туманчика, то ли из пустеющего мрака неожиданно возникает черный силуэт беззвучно летящей птицы с острыми крыльями и узким длинным хвостом, имеющими по белому пятну на концах. Полет черной птицы необыкновенно изящен. Ударив крылом о крыло, будто хлопнув в ладоши , и сделав красивый вираж, она спускается на нижнюю ветку сосны и сливается с ней. Через мгновенье оттуда раздается негромкая, но отчетливо слышная на всей поляне рокочущая трель. Это даже не трель, а какое – то переливчатое мурлыканье, лягушачье урчание. На одном выдохе оно тянется двадцать, тридцать секунд, минуту, полторы, мгновенная пауза – и новая трель, продолжительнее первой, которая обрывается внезапно, как началась. … Так исполняет свою сумеречную песню таинственная птица…

Днем только случай позволит увидеть где-нибудь неподалеку о этой полянки внезапно вспорхнувшую с земли или с ветки темную птицу, которая, несколько раз взмахнув крыльями, исчезает среди деревьев или, наоборот, опустившись на ветку рядом, превращается в ее сухой обломок, покрытый тусклыми лишаями. Не птица, а сучок сучком. Подойти к нему можно, не прячась, так близко, что станет виден частый птичий пульс. Только в вечерние сумерки снимают с него неведомое и вечное заклятие, а новый рассвет опять превращает его в лесное изваяние, и до вечера он не может пошевелиться по своей воле». (Козодой)

Третий конкурс  «Чей голос?»

Учащимся предлагается прослушать запись птичьих голосов ( например: иволги, зорянки, дрозда, зяблика, жаворонка всего пять голосов). Командам можно дать для прослушивания одинаковые записи, можно разные. За каждую правильно отгаданную по голосу птицу, команда получает 1 балл, за весь конкурс максимально 5 баллов.

Четвертый конкурс «Птичий кроссворд»

Каждой команде предлагается за 10 минут разгадать как можно больше слов из кроссворда. Слова в нем «ломаются» в горизонтальном и вертикальном направлениях. В скобках возле задания указано количество букв в слове отгадке. Слово нужно найти в кроссворде и зачеркнуть . За каждое правильно угаданное слово 1 балл, максимальное количество баллов за кроссворд – 20.

г

ю

и

в

з

а

н

й

ф

ф

т

в

о

р

н

и

з

л

о

л

ч

о

л

г

ь

е

ш

р

с

к

и

е

ц

к

л

е

л

у

б

ь

й

а

о

в

г

а

о

а

ч

к

о

м

е

в

р

т

у

ц

с

о

л

у

р

к

г

р

и

с

с

е

д

ь

ф

и

л

и

с

р

и

ж

о

н

с

к

ь

ц

т

с

и

о

ы

ч

к

н

с

т

о

р

й

ц

к

и

ч

а

р

м

ж

е

л

в

о

и

р

к

т

ю

р

я

в

ч

р

у

з

г

ю

п

м

а

й

н

а

ь

у

к

т

ю

ж

н

к

с

л

а

т

н

е

р

г

и

р

и

н

а

ь

н

у

о

л

ь

и

г

р

а

с

н

е

з

ь

щ

я

н

р

и

р

а

в

р

ю

а

р

к

и

г

о

н

к

л

у

р

л

и

к

в

а

н

и

н

з

а

н

а

р

п

и

я

ч

к

у

ц

и

г

о

а

ц

к

и

я

Задания для первой команды:

1. Странствующий … (6 букв).

2. Птенец этой птицы имеет на крыльях по два пальца с когтями (6 букв).

3. «Лесная флейта» (6 букв).

4. Птица отряда куриных (6 букв).

5. Певчая птица, в песне которой можно насчитать до 40 колен (7бкув).

6. «Всякий … хвалит свое болото. (5 букв).

7. Попугай (3 буквы).

8. Крупный тропический ястреб (6 букв).

9. Вестник весны ( 7 букв).

10. Кочующая красивая птица (7букв).

Задания для второй команды:

 11. Птица, занесенная в Красную книгу (6 букв).

12. Эта птица полностью уничтожена человеком, бескрылая …(7 букв).

13. Птица, изображенная на картине А. Саврасова (4 буквы).

14. Венценосный … (7 букв).

15. Птица, глотающая ежа вместе с колючками. (5 букв) .

16. У этой птицы клюв по длине равен туловищу ( 5 букв).

17. Одна из самых быстро летающих птиц (5 букв).

18. Розовый скворец (5 букв).

19. У этой птицы на ноге всего два пальца (6 букв).

20. Черный дятел (5 букв).

Ответы: 1. Голубь. 2. Гоацин. 3. Иволга. 4 . Рябчик. 5. Соловей. 6. Кулик . 7. Ара. 8. Гарпия. 9. Скворец. 10. Снегирь. 11. Лебедь. 12. Гагарка. 13. Грач. 14. Журавль. 15. Филин. 16. Тукан. 17. Стриж. 18. Майна. 19. Страус. 20. Жулан.

Пятый конкурс  «Конкурс капитанов»

Капитанам предлагается кубик, на гранях которого написаны загадка и отгадка на предыдущую загадку. Пользуясь кубиком, необходимо угадать загадки и восстановить их последовательность. Для этого на листе бумаги записывают слово-отгадку, читают под ней загадку, ищут ответ на других гранях кубика, записывают его и читают следующую загадку и т.д. Выигрывает и получает 2 балла капитан, который быстрее и правильней угадал все загадки ( в нужной последовательности ).

Загадки для капитана первой команды.

Грань кубика: Сорока

Крылатый, горластый, красные ласты. Сова

Всех я за день навещу, все что знаю растрещу. Гусь

В синем небе голосок, будто крохотный звонок. Петух.

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. Ласточка

Хвост серпом, голова с гребешком. Жаворонок.

Желанный гость с далекого края под окном живет.

( Последовательность ответов: Гусь, сорока, жаворонок, сова, петух, ласточка.)

Загадки для капитана второй команды.

Грань кубика: Сорока.

Пестрая крякуша ловит лягушек. Цапля

Птица сверху прилетает и цыплят с собой хватает. Цыпленок

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Филин.

Ходят по озеру клещи, ищут съедобные вещи. Утка.

Днем сидит он, как слепой, а лишь вечер – за разбой. Ястреб.

Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки.

( Утка, ястреб, сорока, цапля, филин, цыпленок .)

Шестой конкурс «Эрудиты»

Ведущий в быстром темпе зачитывает вопросы, команда отвечает. За каждый правильный ответ – 1 балл. В этом конкурсе команды могут заработать 20 баллов.

Вопросы для первой команды.

1.Клюв птицы состоит из …( Ответ: надклювья и подклювья).

2.Размах крыльев у этих пернатых может достигать 3 м 20 см, а у одной пойманной в 1965г. он составил 3 м 63 см. (Гигантский альбатрос).

3.Кожа птицы покрыта … ( Перьями).

4.Птенцы какой птицы не знают матери. ( Кукушки).

5.Птицы могут поворачивать голову на … ( 180 градусов).

6.Самая маленькая в мире птица … ( Карликовый колибри).

7.Грудина у птицы имеет снизу высокий гребень, который называется … ( Киль).

8.Какая птица «поет» хвостом ? ( Бекас).

9.У некоторых птиц в конце пищевода имеется расширение … ( Зоб).

10.Название этой перелетной птицы созвучно с фамилией писателя … ( Гоголь).

11.Дыхание у птиц осуществляется … ( Легкими и воздушными мешками).

12.Птица, не садящаяся ни на землю, ни на ветки, ни на воду … ( Стриж).

13.Сердце в покое у голубя сокращается 165 раз в минуту, а в полете … ( 400 раз в минуту).

14.Название этих птиц созвучно с растениями. ( Рябчик, подорожник).

15.Этот орган чувств у птиц развит сильнее остальных. ( Зрение).

16.Эта ночная птица не вьет гнезда. ( Козодой).

17.Яйца дуплогнездников обычно окрашены в эти цвета. ( Белый, голубой).

18.Птица, которая переносит птенцов на лапах. ( Вальдшнеп).

19.«Древняя птица» - это … ( Археоптерикс).

20.У этих птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы. ( Клесты).

Вопросы для второй команды.

1.Передние конечности птиц – это … ( Крылья).

2.Птицы, вынашивающие яйца на лапах. ( Пингвины).

3.Под контурными крыльями расположены … (Пуховые).

4.Какая птица может двигаться по стволу дерева и вверх и вниз головой ? (Поползень).

5.Совы могут поворачивать голову на … ( 270 градусов).

6.Гнезда какой птицы употребляют в пищу ? ( Стриж саланга).

7.Часть нижней конечности, характерная только для птиц. ( Цевка).

8.Какие птицы делают запасы, накалывая добычу на колючки кустарников. (Сорокопут).

9.Пища у птиц перетирается в этом отделе желудка. ( Мускульном).

10.Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки. (Стриж).

11.В покое у голубя 26 дыхательных актов в минуту, а в полете … ( 400).

12.Эти птицы странствовали огромными стаями – более одного миллиарда особей. ( Странствующий голубь).

13.У этой птицы глаза сдвигаются к затылку. ( У вальдшнепа, он, настигая добычу, втыкает клюв глубоко в землю.)

14.Сердце у птиц … ( Четырехкамерное).

15.Название этой птицы созвучно с названием танца. ( Чечетка).

16.Этот орган чувств у птиц развит слабее всего. ( Обоняние).

17.Отряд птиц, содержащее наибольшее число видов. ( Воробьиные – 5100 видов, а всего птиц – 8 000 видов).

18.Яйца, откладываемые птицами на голые камни, имеют такую форму. (Угловатую).

19.Птенцы такой птицы «шипят» из дупла, как змеи. (Вертишейки).

20.От них произошли птицы. (От пресмыкающихся).

Седьмой  конкурс  «Старая сказка с новым концом»

У сказки может быть хороший конец (как у “Репки”), может быть плохой конец (как в “Теремке”). Но конец у сказки всегда один и тот же, сколько бы раз эту сказку ни рассказывали. Давайте пофантазируем и сами придумаем интересный конец сказки.

Вспомним сказку “Курочка Ряба”:

- Снесла курочка Ряба яйцо, да не простое, а золотое. Баба била-била – не разбила. Дед бил-бил – не разбил. Пробежала мышка, хвостиком махнула и разбила золотое яйцо. Плачет дед, плачет баба. Говорит им курочка Ряба: “Не плачь дед, не плачь баба. Снесу я вам яйцо не золотое, а простое”.

Попробуйте придумать новое окончание этой сказки за 5 минут.

Восьмой й конкурс  “Танец на пяточках”.

Все хотя бы раз в жизни видели “Танец маленьких лебедей” из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро”. Как и положено, в балете, этот танец исполняется балеринами на носочках.

Попробуйте повторить этот танец, только обязательно станцуйте его:

на носочках,

на пяточках,

на внутренней стороне стопы,

на внешней стороне стопы,

 Девятый конкурс “Состязание чтецов”.

Мы проверим, как вы подготовились к встрече с птицами. Необходимо выразительно, красиво прочитать стихи о птицах.

Предлагаем вам коротенькие стихи. Ваша задача: каждой команде в течение трёх минут подготовить чтецов.

Ведущий 1:

Несмотря на большое значение в жизни человека, птицы порой им хищнически истребляются. В России обитает более 700 видов диких птиц. Для сотен видов ее территория - основное место гнездования, поэтому будущее этих птиц зависит от нас, от того, как мы будем охранять их. Охрана птиц - очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. В Красную книгу России включено 63 вида и подвида птиц, из которых 26 - на грани полного исчезновения, а 37 редких видов нуждаются в особой охране.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

Ведущий 2:

Демонстрация скворечников, изготовленных учащимися.

Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги, мы потанцуем.

Звучит песня “Танец маленьких утят”.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «ДЕНЬ ПТИЦ»

Познакомить  учащихся с многообразием  пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережно...

Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»

Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»...

Сценарий внеклассного мероприятия "День птиц"

                           Внеклассное мероприятие  (5-е  классы) ...

Сценарий внеклассного мероприятия "День птиц"

Сценарий мероприятия разработан в соответствии с программой кружка эколого-биологического направления...

Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»

Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»...

Сценарий внеклассного мероприятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Цель мероприятия: Расширить знания учащихся о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....