Программа модуля "Знакомый незнакомый цветок"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Тульская Елизавета Викторовна

Программа внутрипредметного модуля разработа для более полного изучения темы "Цветок". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomyy_neznakomyy_tsvetok_7_kl.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

« Рассмотрено

на заседании МО»

Руководитель МО ________

Л.Е.Ивлева

Протокол №______

От «___» _________2016г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________ Т.Ф.Трефилова

«___»__________2016г.

«Утверждаю»

Директор МКОУСОШ №25с УИОП

________В.Ф. Ловцова

Приказ  №_____

От «___»_________2016г.

Рабочая программа

внутрипредметного  модуля

«Знакомый незнакомый цветок»,

7 А класс,

(2 четверть)

Разработал:

учитель биологии

Тульская Елизавета Викторовна

2016-2017 учебный год

1.Пояснительная записка.

Статус документа

 Программа модуля по биологии составлена на основе нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (второго поколения, приказ № 1897 от 17.12.2010г).
  • Федрального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г №273 – ФЗ «Об образавании в Российской Федерации»
  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь 2016-2017.
  • Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10).

Программа разработана на 7 часов в качестве внутрипредметного модуля. Курс изучения программы  рассчитан на учащихся 6 класса.В программе внутрипредметного модуля «Знакомый незнакомый цветок» рассматривается строение цветка покрытосеменных растений. Программа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний учащихся, полученных на уроках биологии, формирование научного мировоззрения, развитие умений анализа, сравнения, обобщения и установление причинно-следственных связей. Изучение курса даст хорошую подготовку учащимся к полному освоению темы в курсе биологии за 6 класс по теме «Строение цветка» на новом уровне, что необходимо для успешной сдачи комплексного тестирования. Программа предусматривает изучение строения частей «идеального» цветка и их функции. Чашечка и ее виды – спайная и свободнолистная. Венчик сободно- и сростнолепестный. Актиноморфные и зигоморфные цветки. Простой и двойной околоцветник, голый цветок. Обоеполые и раздельнополые цветки, однодомные и двудомные растения. Андроцей, его строение и виды. Гинецей и его строение. Типы гинецея: апокарпный и ценокарпный (синкарпный, паракарпный, лизикарпный). Верхняя и нижняя завязь. Надпестичный и подпестичный цветок. Составление формул и диаграмм цветков.Эволюция цветка. Теории происхождения цветка. Особенности строения примитивных и высокоспециализированных цветков. Самые крупные цветки и соцветия.

ЦЕЛИ КУРСА

  •  Расширение, углубление и обобщение знаний о строении цветка покрытосеменных растений
  •  Формирование знаний о связи строения и функций цветка.
  •   Реализация внутрипредметных связей.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе ознакомления учащихся с современными достижениями науки, самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения собственных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ.

Задачи курса:

обучающие:  углубление знаний о строении цветка покрытосеменных растений, формировать умения выделять главную мысль,  устанавливать причинно-следственные связи;

развивающие: выработать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, совершенствовать навыки работы с микроскопом, развивать умения логически мыслить, обосновывать, делать выводы и устанавливать соответствие между функциями крови и особенность строения кровеносной системы, совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

воспитательные: создать условия для формирования у учащихся коммуникативных навыков, умения сообща находить ответ на вопрос, работать в группах, дать возможность каждому ученику реализовать себя, активно участвуя в обсуждении вопросов данной темы.

2.Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

3.Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы(при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы

Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

4.Календарно-тематическое планирование модуля

 «Знакомый незнакомый цветок»

Раздел /Тема

Кол-во часов

Содержание темы

Обучение детей

 с ОВЗ

Вид

контроля

Планируемые результаты

Дата

план

факт

1.

Идеальный цветок.

1

Знакомство с основными понятиями курса. Краткое знакомство с некоторыми историческими фактами возникновения термина «цветок», строение цветка.

Называть составляющие цветка

Находить основные части цветка на модели и называть их значение

Знать правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе изучения строения цветка

Опрос

Называть 

составляющие цветка

Находить 

основные части цветка на модели и называть их значение

Знать 

правила работы

с микроскопом.

Применять

Приобретённые

 знания по

устройству увеличительных приборов в процессе изучения

троения цветка

2.

Чашечка и венчик цветка. Околоцветник

1

Чашечка и ее виды – спайная и свободнолистная. Венчик сободно- и сростнолепестный.Простой и двойной околоцветник, голый цветок

Распознавать составляющие цветка и их функции.

Уметь отличать чашечку от венчика и определять их виды.

Находить дополнительную информацию о строении кровеносной системы.

Опрос, практикум

Распознавать составляющие цветка и их функции.

Уметь отличать чашечку от венчика и определять их виды.

Находить дополнительную информацию о строении кровеносной системы.

3.

Актиноморфные и зигоморфные цветки.

1

Актиноморфные и зигоморфные цветки.

Знать отличие актиноморфных от зигоморфных цветков.

Находить дополнительную информацию о строении  цветка.

Опрос, практикум.

Находить дополнительную информацию о строении  цветка.

4.

Обоеполые и раздельнополые цветки

1

Андроцей, его строение и виды. Гинецей и его строение. Типы гинецея: апокарпный и ценокарпный (синкарпный, паракарпный, лизикарпный). Верхняя и нижняя завязь.

Знать строение цветка

Выполнять рисунок цветка

Уметь обозначать составляющие цветка на рисунке и модели.

Называть и описывать мужские и женские цветки.

Находить дополнительную информацию о строении цветка.

Опрос, практикум.

Знать строение цветка

Выполнять рисунок цветка

Уметь обозначать составляющие цветка на рисунке и модели.

Называть и описывать мужские и женские цветки.

Находить дополнительную информацию о строении цветка.

5.

Составление формул и диаграмм цветков

1

Составление формул и диаграмм цветков

Знать строение цветка

Выполнять рисунок цветка

Уметь составлять формулы и диаграммы цветка.

Называтьпо формуле строение цветка.

Находить дополнительную информацию о строении цветка.

Опрос, практикум.

Знать строение цветка

Выполнять рисунок цветка

Уметь составлять формулы и диаграммы цветка.

Называтьпо формуле строение цветка.

Находить дополнительную информацию о строении цветка.

6

Подготовка результатов проекта

1

Изучение литературных источников по теме проекта,  сбор фактического материала по теме проекта, оформление  результатов проектной деятельности, и подготовка к презентации.

Подготовка презентации результатов проекта.

Практикум.

Подготовка презентации результатов проекта.

7.

Защита проекта

Защита проекта

Практикум

Защита проекта


5.Предполагаемые результаты программы.

В результате изучения курса «Знакомый незнакомый цветок»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о  строении цветка покрытосеменных растений, овладеют основами практико-ориентированных знаний о строении организма, приобретут целостный взгляд на мир;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и модели, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Предметными результатами освоения учащимися модуля являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • приведение доказательств взаимосвязи строения цветка и выполняемых им функций;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.      В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальныеиглы,  микроскопы).

3.        В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  • умение работать с разными источниками информации;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы —  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формы контроля и критерии оценки:

В течение курса учителем осуществляется еженедельный контроль усвоения пройденного материала посредством фронтального опроса и постановки учебных практических задач по теме занятия. Итоговое оценивание осуществляется на этапе представления обучающимся продукта, подготовленного за 10  занятий.

Продуктом индивидуального или коллективного проекта может стать модель цветка по составленной формуле  и альбом с выполненными рисунками типов цветков. Продукт проекта сопровождаться текстом рассказа о данной работе. Обучающийся должен использовать не менее 10 специальных терминов при подготовке текста защиты проекта.

6.Перечень учебно - методического обеспечения

  1. Биология. Живой организм. Книга для учителя. Изд-во «Дрофа», 2013
  2. Поурочные методические рекомендации УМКЛ.Н. Сухорукова, В.С Кучменко
  3. Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011  Л.Н Сухоруков            В.С. Кучменко
  4. Сухорукова Л.Н.  Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб.для общеобразоват.; Рос. Акад. Наук,  изд-во «Просвещение», 2013

Электронные ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/
  2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/
  3. school-collection.edu.ru/.
  4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

www.uroki.net/docxim/docxim32.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....

Игровая программа "Здравствуй, племя молодой, незнакомое".

Цель:  активизировать познавательную деятельность учащихся через внеклассное мероприятие.Проведение конкурсов: чтецов, найди ошибку, узнай героя, музыкальный (определи музыкальное произведение), ...

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Еще один взгляд на цветок" по программе В.О. Усачёвой

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Еще один взгляд на цветок" по программе В.О. Усачёвой (ФГОС) проводится в 3 четверти. На данном уроке дети знакомятся с творчеством пианиста Генриха Гус...

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Урок «Чему учит  рассказ «Цветок хлеба?» (урок  родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по английскому языку ««Такая незнакомая Англия»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 8 классе и соответствует требованиям Федерального государственного...