Методы цитологии. Клеточная теория.
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Гудков Валерий Юрьевич

Методы цитологии. Клеточная теория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_tsitologii_kletochnaya_teoriya_10_klass.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Методы цитологии. Клеточная теория.

Класс: 10.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Цель урока: расширить знания учащихся о методах цитологии, познакомить учащихся с историей становления клеточной теории.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия;
  2. Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
  3. Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
  4. Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).

Развивающие:

  1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;
  2. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения; а также выделять главное, формулировать ответ и публично выступать.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать умение работать в группах;
  2. Сформировать навыки самостоятельной работы;
  3. Продолжить демонстрировать необходимость биологических знаний.

Оборудование: презентация «Клеточная теория», портреты ученых, доклад учащихся в виде презентации; раздаточные листы; таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».

Методы и методические приемы:

  • Беседа по предыдущим темам;
  • Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
  • Работа в группах (по рядам);
  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний.

Тестирование по теме «Введение».

  1. Целеполагание.

В XVII  веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы и совершили переворот в воззрение  на строение живых организмов. Как вы думаете, что это за открытие?   (клетка)

- Как называется наука о клетке? (цитология)

- Почему клетку принято считать единицей всего живого?

Сообщение темы и формулирование цели урока.

  1. Изучение нового материала.
  1.  Цитология – наука о клетке, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Предметом цитологии являются клетки одноклеточных и многоклеточных  организмов, про которые можно изучить строение и химический состав, функции их структур, функции самих клеток, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Термину «клетка» 300 лет, а возраст науки 100 лет.

? Кто впервые увидел клетки и ввел термин «клетка»?

  1. Прочитай  содержание параграфа 5 учебника А. А. Каменского, Е. А.  Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология». Познакомься с  методами цитологии в параграфе (см. п. 1):
  • использование микроскопов
  • центрифугирование
  • хроматография
  • электрофорез
  • использование радиоактивных изотопов

  1. Изучи вклад ученых в развитие цитологии  (сообщения учащихся, составление конспекта), заполни таблицу:

Таблица «История изучения клетки»

Год

Ученый

Открытие

    - 1590г З. Янсен изобрел микроскоп

    - 1665г. Р. Гук ввел термин «клетка»

    - 1676г. А. Левенгук описал бактерии

    - 1682г. Грю ввел термин «ткани»

    - 1781г. Ф. Фонтана зарисовал клетки животных и их ядра

    - 1827 г.  Карл Бэр обнаружил яйцеклетку у млекопитающих.

    - 1831г. Р. Браун описал ядро растительной клетки

    - 1838-1839 годы. Ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн объ  единили идеи разных  ученых и сформулировали клеточную теорию, которая постулировала, что основной единицей структуры и функции в живых организмах является клетка.

   - 1855 год. Рудольф Вирхов  показал, что все клетки образуются в результате клеточных делений.

4.  Изучи основные пункты этой теории в учебнике на стр. 24-25.

-Найдите в тексте слайда    положения клеточной теории Шванна и Шлейдена.
Какое из этих положений неверно с современной точки зрения?

-А какой немецкий ученый установил это? Расскажет нам …

     ? Почему дополнение принципа Р. Вирхова к клеточной теории было очень   важным?

- Найдите в учебнике основные положения современной клеточной теории. Прочитайте их.  (Параграф  5 на стр.25)

           

 Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие всего естествознания  в целом. Ф. Энгельс поставил создание клеточной теории в один ряд с законом  превращения энергии и эволюционным учением Ч. Дарвина. Он считал, что  в  общности клеточного строения организмов находит свое отражение общность   происхождения всего органического мира на нашей планете. Сегодня учение о клетке имеет значение для установления и лечения заболеваний организма.

             ?Где применимы знания о клетке?

- медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента,  искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения);

 - генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита:  при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток);

 - размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения);

- клонирование (генная инженерия);

- искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.

  1. Закрепление.

Работа с тестовыми заданиями из ЕГЭ. (Учащиеся обмениваются работами, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.)

  1. Домашнее задание.

Прочитать параграф 5 учебника.

Выписать и выучить основные положения клеточной теории.

Найти другие методы изучения клетки.

  1. Рефлексия.

-Закончите предложение:

«Знания полученные на уроке мне необходимы…»

«Я получил полезную информацию о том, что…»

Затем, комментируя, выставляет оценки в журнал.

Урок завершен, успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "История изучения клетки. Клеточная теория"

Презентация к уроку "История изучения клетки. Клеточная теория", 10 класс...

Клеточная теория.

История открытия клетоной теории. Основные положения клеточной теории....

Методы цитологии. Клеточная теория

Данная разработка урока для учащихся 10 класса по программе Н. И. Сонина предполагает использование личностно-ориентированного подхода, позволяющего посредством опоры на систему взаимосвязанных поняти...

Методы цитологии. Клеточная теория.

Методы цитологии. Клеточная теория....

Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс

Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс...

Клеточная теория. Методы изучения клетки.

Урок по теме "Клеточная теория. Методы изучения клетки"....

Биология 9 класс. Тестовые задания. Тема: Клетка. Положения клеточной теории. Типы клеточной организации. Строение клетки.

Тестовые задания предназначены для обучающихся 9 класса для подготовки к ОГЭ по биологии....