Экологический эрудицион
классный час по биологии (10 класс) на тему

Растащенова Наталия Владимировна

Экология- наука об охране природы, ученики должны знать, любить и охранять природу. Как это делать и какие преграды стоят на пути человека...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_eruditsion.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

                       НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ.

Экологический эрудицион.

Начало.

Оформление сцены.

Негромкая музыка, показ слайдов, звучит стихотворение.

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

 Где в травах летняя роса

 И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок,

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой как дом на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке,

Чтоб был в источниках нарзан

С полянке – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть ее чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Ведущий.

Наш эрудицион необычный – он посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.

Называется он экологическим, а что же такое экология,  о которой сейчас так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Власти тратят средства на борьбу с экологическими катастрофами, люди мечтают покупать экологически чистые продукты, и все вместе уговаривают друг друга не нарушать экологическую среду.

   Сегодняшнее население Земли – общество супер- потребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20т сырья, правда большая часть его- 97% идет … в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран.

Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад

Автомобили пробегали 250 км практически без поломок, а сейчас если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку.  Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай…

 А старые, вполне годные вещи выкидываются. Мусор постепенно становится монстром цивилизации.

   Вопрос  «Куда деть мусор?» становиться все актуальнее.

(Ведущий представляет команды и знакомит участников эрудициона с правилами игры)

I Тур «Что мы выбрасываем, или золотые россыпи помоек».

Это тур – разминка.

Команды получают по три таблички  с цифрами :1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.

Вопросы:

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
  1. Пластмасса

2.Стекло.

           3.Металл.

  1. Прежде, чем начать переработку отходов, их необходимо:
  1. Рассортировать.

2.Собрать в одном месте.

                3.Раскрошить.

  1. Первоочередная забота при выборе места свалки:
  1. Защита поверхности земли и грунтовых  вод.

2..Ограждение места свалки.

               3.Укомплектование соответствующей техникой.

  1. Самая страшная добавка к воде:
  1. Бытовой мусор.

2.Пестициды (Яды).

                3.Минеральные удобрения.

   

  1.   Наиболее эффективный путь борьбы с  нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую  среду:
  1. Их захоронение.
  2. Разработка законов регулирование процесса.

3.Повторное использование отходов.

   

  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
  1. 10 лет.
  2. 50 лет.

3.100 лет и более.

  1. Выброшенную  бумагу «съедают» невидимки микробы за:

1.1-2 года.

2. 5-8 лет.

3. 20 и более лет.

(После окончания тура Жюри подчитывает заработанные командами очки.)

II тур «Три подарка человека самому себе и своей планете или кислые дожди в парнике на крыше».

Логические цепочки.

Вам предлагается восстановить недостающие звенья в логических цепочках. Участвуют две команды  одновременно (кто быстрее), за каждую правильно восстановленную цепочку команда получает 5 баллов.

  1. Накопление углекислого газа в атмосфере ведет к образованию…. Это вызывает…., что ведет к затоплению густо населенных приморских низменностей. Для нашей страны это явление создает угрозу…
  2. Выброс в атмосферу оксидов серы и азота ведет к образованию…., основная их особенность…., эти явления  оказывают пагубное влияние…
  3. Озоновая дыра это…, самые большие озоновые дыры над, а в России…. Жители районов с озоновой дырой подвергаются….

III тур нашего эрудициона

«Мы строим город».

( домашнее задание)

Учащимся дается задание: Создать проект города – будущего,

При проектировании неодходимо учесть особенности рельефа, речной сети, направление ветров и экономические последствия деятельности человека.

Что надо сделать:

  1. На карте России выбрать место для расположения города, при этом учесть

а)  благоприятное для жизни количество осадков, температура лета и температура зимы.

б) будет ли территория города находиться под действием преобладающих западных ветров, или город скрыт от них рельефом.

В) обеспеченность города пресной водой (наличие рек, озер).

  1. Для строительства города необходим строительный материал. На территории можно добывать глину из которой возможно построить кирпичный завод.

      Спланируйте, где лучше устроить карьер по добыче глины, где

     разместить кирпичный завод (необходимо учесть, что завод загрязняет

     среду, а на территории преобладают западные ветра.)

  1. Нарисуйте план – проект  ( с учетом природных особенностей),

Разместите:

а)  жилые районы,

б) административное здание, банк,

в) предприятия бытового обслуживания ( магазин, больница, парикмахерская и тд.)

г) объекты культуры ( театр, кино театр, библиотека, клуб.)

д)  зона отдыха (парк, лесопарк, стадион, дом отдыха)

е) транспортная сеть (  транспорт – загрязнитель окружающей среды, поэтому схема транспорта и выбор видов транспорта должны отвечать требованиям шумозащиты и охраны воздуха.)

ж) санитарно – защитная зона  (защищает жилые районы от вредного влияния транспорта и промышленности).

з) на одного жителя города приходится в год1 тонна твердых отходов.

 Необходимо  выделить территории под складирование этих отходов, или предложить экологически чистый проект их утилизации.

Предлагаемые проекты зданий должны нести функциональную и эстетическую нагрузку.

Желаем Вам  удачи в городе будущего!

(после демонстрации и защиты проекта  ЖЮРИ  оценивает работу по десятибалльной системе.)

IV тур «Серьезно – развлекательный

или

Мир вокруг нас»

Прежде, чем приступить развлекательному туру, вам предлагается решить две небольшие экологические задачки, каждая из которых принесет выигравшей команде по 4 очка.

Задача№1

    Чем объяснить, что современные осведомленные  и требовательные покупатели, приобретая фрукты или овощи, зачастую выискивают товар с «червоточинкой» (например, признаки того, что червяк не прошел мимо данного яблока, а морковка хотя бы кое – где повреждена  проволочником.)

Задача№2

    Какие экологические проблемы представлены на этом рисунке? (Рисунок демонстрируется на экране через компьютер.) А, теперь, еще раз посмотрите на экран.  Внимательно рассмотрите его и решите, что можно сделать, чтобы как – то восстановить эту территорию.

А теперь – домашнее задание.

Каждой команде было предложено изобразить с помощью пантомимы какое – либо экологическое загрязнение Земли. Другая команда  должна попытаться отгадать, что изобразила первая. И за это она может заработать три очка.

Задание 1 команде

1.Изобразить с помощью пантомимы шумовое загрязнение Земли.

Задание 2 команде

2.Изобразить с помощью пантомимы загрязнение Земли бытовым мусором.

V тур «Сохраним нашу Землю

или

что возможно изменить».

      1.Угрожающие размеры приняло уничтожение лесов,  ежегодно исчезает 11млн. га, а это значит изменяется количество кислорода, повышается количество вредных веществ в воздухе, разрушается плодородие почвы, изменяются экосистемы. (Каждый ответ оценивается одним баллом)

Что можно изменить? (сажать деревья, рубить только старые деревья, активно использовать «вторичное сырье», экономить бумагу).

     2.Масса отходов загрязняющих воздух постоянно растет (возрастает концентрация соединений серы, азота, углерода, количество пыли, которые отрицательно влияют на здоровье человека, вызывая онкологические невралгические, бронхо –легочные заболевания, влияют на рост и развитие зеленых растений, вызывая их усыхание.)

Что можно изменить? (ставить очистные фильтры, установки, улавливающие вредные вещества, удлинять трубы и т.д.)

 3.Основной загрязнитель атмосферы – транспорт.

Что можно сделать? (совершенствовать двигатели автомобилей, изменить топливо: вода, спирт, газ, водород, расширять санитарную зону –лесопарки трасс)

     4.Мусор наступает. В среднем в год на одного человека приходится от 150-600 кг мусора. (мусор разлагается очень медленно, свалка очаг инфекции.)

Что можно изменить? (компостировать мусор, сжигать его и т.д.)

И дальше мы переходим к последнему заданию. Сейчас за пять минут вы должны написать краткое письмо к соотечественнику, в котором вы должны попытаться призвать всех кто живет рядом любить и охранять нашу природу.

Наш эрудицион заканчивается. Сегодня мы познакомились только с малой частью тех последствий неразумного отношения человека к природе. Эта проблема гораздо сложнее и глубже. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Теперь напишем резюме,

А это значит, братцы,

Все, что изложено в главе,

Мы подытожим вкраце.

Наука экология  показывает нам,

Что в мире все завязано по четырем углам,

Растения, животные, земля и человек

Не могут друг без друга существовать вовек.

Земля вкруг солнца вертится,

И жизнь идет по кругу,

А «стол» наш тем и держится,

Что мы едим друг друга.

Чтоб в мире не было беды,

Не рви больших кусков.

Ты – Царь природы,

Но – один из

четырех углов.

( По окончанию игры подводятся итоги.  ЖЮРИ представляют команды – победительницы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический эрудицион"Свалка по имени Земля"

Экологический эрудицион "Свалка по имени Земля"...

«Эрудицион в области словесности «Звездный час»

Данная методическая разработкадает  учителю материал для проведения внеклассного мероприятия в области словесности....

Эрудицион "Тамбовский волк"

Внеклассное мероприятие краеведческой направленности для учащихся 7-10 классов....

Внеклассное мероприятие "Экологический эрудицион"

Данное мероприятие было проведено в рамках недели экологического воспитания школьников....

Урок чистоты «Экологический эрудицион».

В данном мероприятии могут принять участие ребята в возрасте от 13 до 15 лет. В период подготовки формируются команды-участницы (5чел.), определяется состав жюри, выбирается ведущий....

Экологический эрудицион

Внеклассное мероприятие по экологии, презентация....

Экологический эрудицион «День птиц».

Интеллектуально-познавательная игра «Экологический эрудицион» приурочена к Дню птиц, который ежегодно проводит в нашем городе эколого-биологический центр.  Она проводится в форме командного состя...